Куклы это серьёзно!

Нейфа
Сценарий детского праздника, посвящённого открытию кукольной выставки.

Комната, в которой находятся две девочки, одна 12-14 лет за столом (или компьютером, или с книгой в руках), другая 5-8 лет с куклами в кресле.

Олеся: – Анюта, поиграй со мной!

Анюта (не отрываясь от своего занятия): – Отстань, мне некогда! У меня сочинение горит!

Олеся (обиженно): – Ничего у тебя не горит! Папа на работе, мама занята, у тебя сочинение, никому я не нужна!

Анюта – У тебя кукол миллион  – сиди, играй!

Олеся: – Одной неинтересно.

Анюта: – А мне думаешь, интересно? Зачем мне твои куколки-бирюльки? Никчёмные глупые игрушки! Я уже взрослая, а взрослые в куклы не играют! Мне сочинение про народные традиции надо писать, и так не знаю, за что взяться, а ещё и ты мешаешь!  Играй, сама!

Олеся (рассаживая кукол): – Никто нас не любит.

Раздаётся голос: – Ох, детушки, ох, бедовушки!

Девочки ахают от удивления, увидев, откуда ни возьмись, появившуюся незнакомую женщину в пёстром наряде.

Женщина: – Что, испугались? Меня бояться не следует, я – ваша берегиня, дом охраняю.

Анюта: – А… А мы и не боимся!

Олеся (прижимаясь к сестре):  – Не боимся!

Анюта: – Да, это же Груша!

Олеся: – Какая ещё груша?


Анюта: – Мы с мамой  у бабушки гостили и нашли её в сундуке. Эту куклу ещё мамина бабушка делала.


Берегиня: – Да-да-да! Такие куколки как я, делались из скрученных лоскутов ткани. Лица куклам-закруткам не рисовались, язычники считали, что именно через лицо в человека вселяется душа, а душа может быть не только доброй. Анюта маму попросила глазки-пуговки пришить и сама рот нарисовала. Спать без меня не ложилась. А теперь говорит, что куклы ей не нужны. Ты трижды не права, Аннушка!

Анюта: – Почему это не права?

Берегиня: – А ну-ка вспомни, что ты сестрице сказала? Взрослые в куклы не играют, никчёмными  бирюльками кукол назвала…

Анюта: – А разве не так?!

Берегиня: – Да ведь какая милая забава для каждой девочки игра в «дочки-матери»! Наряжая своих любимиц, маленькая модница обучается шитью, вязанию, придумывает красивые причёски. Игра в школу или в гости помогает юной барышне подготовиться к взрослой жизни. Пеленая, укачивая свою куклу, будущая мамочка учится ухаживать за малышом. Девочка чувствует себя сильной, зная, что есть более слабые существа, нуждающиеся в защите.

Анюта: – Подумаешь, игры!

Берегиня: – Вот именно, игры! С глубокой древности люди играли в куклы. Люди верили, что и на небе, и на земле, и под землёй, и в воде живут боги, добрые и злые духи, волшебные существа. Чтобы молиться своим богам, люди делали их изображения из глины, дерева, камня. Вокруг этих кукол плясали, носили на носилках или возили на колесницах, придумывали всякие приспособления, чтобы куклы открывали и закрывали глаза, кивали головами, скалили зубы.

На протяжении тысяч лет во всех странах мира при помощи кукол разыгрывались легенды о богах и героях, о сотворении мира, библейские истории, народные сказки и сатирические сценки, высмеивавшие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах кукольники давали маленькие представления. Один из них обычно крутил ручку музыкального ящика, который назывался шарманкой. Под её звуки кукольник показывал из-за ширмы забавные сценки с Петрушкой, от которого доставалось и горе-лекарю не умеющему лечить, и обманщику-торговцу. Так, в иносказательной форме куклы передают мысли и чувства людей. В историях, рассказанных ими, заключены мудрость, юмор, талант народа.  Существуют куклы-бибабо или перчаточные, тростевые, куклы на нитях. Театральные куклы называются марионетками.

Марионетки (В. Берестов)

Ночь пришла.
Усталых кукол
Сонный сумрак убаюкал.
Были куклы на тростях,
Оказались на гвоздях.
И висят они, бедняжки,
Как пальто или фуражки.
В темноте и в тишине
Видят публику во сне.

При помощи кукольного спектакля лечат людей. Вот боится ребёнок темноты, и кажется бедняжке, что в каждом шкафу сидит страшный бука. Ничем его переубедить. А скрылся ребёнок за театральной ширмой, взял в руки куклу, и происходит настоящее чудо. Маленький артист играет роль Трусливого Льва и вместе с Элли и Страшилой преодолевает трудности, вставшие на их пути. Кукла после спектакля остаётся в коробке, а ребёнок смеётся над своими страхами, чувствует себя смельчаком. Врунишка, играющий обманщика-Гудвина, скорее всего, превратится в мечтателя и фантазёра. А забияка и драчун, станет Робин Гудом, защитником слабых. Скажи, Анютка, разве игра в куклы не полезное и нужное занятие для детей и взрослых?

Олеся: – Куклы как живые! Я вот колыбельную про куклу знаю.

Кукла

Тихо входит синий вечер
В комнату мою,
Спите куклы-человечки,
Баюшки-баю.

Уложу вас всех в кроватку
Песню вам спою.
Спите, детки, сладко-сладко,
Баюшки-баю.

Понимаете вы сами,
Как я устаю.
Целый день вожусь я с вами,
Баюшки-баю.

Уложила, укачала
Кукол всю семью,
И сама я задремала,
Баюшки-баю.


Берегиня: – Настоящая актриса! А кто ещё стихи о куклах знает?

(желающие читают стихи)

 Берегиня: – Вот видишь, Анюта, все любят кукол! Значит, не такие уж они никчёмные! Из седой древности пришли куклы в мир детских игр и фантазий  Полезные куклы сопровождали человека всю жизнь. Они обязательно были в избе, без них не обходился ни один обряд. Враждебные силы природы – засуха или наводнение, гроза или морозы приводили древнего человека в ужас. Но злым богам всегда противостояли добрые. Куклы выступали в роли надёжного помощника и оберега человеку. Мастерились они изо льна, соломы, бересты, или лоскутов ткани от одежды близких родственников, в зависимости от жизненной ситуации, и никогда не выбрасывались. Считалось, что эти куклы приносят здоровье, удачу и богатство.

В «Бабу Берегиню», такую как я, вкладывались шерсть, зерно, копеечка, чтобы деньги в доме не переводились, урожай был хорошим, и шерсть у овец нарастала добротная. Кукла-закрутка «Берегиня сна» с целебными травами – шалфеем, мятой, мелиссой, подвешивалась над колыбелью и оберегала сон ребёнка.

«Утешница», обвешанная сладостями, приходила на помощь плачущему малышу.

Для заболевшего  ребёнка,  любящая мать мастерила «Сударушку». Закручивала лоскутки да приговаривала: «Бабушка-сударушка, помоги моему дитятку». Для каждого праздника имелись свои обрядовые куклы Троица, Масленица…

Олеся: – Ой, знаю, знаю! Её весной сжигают, и ещё блины едят!

Берегиня: – Верно! А самые красивые лоскутки, тесёмочки, пояски приберегали для пасхальных кукол. Их делали к Вербному воскресенью за неделю до Пасхи, ставили на стол между пасхальными дарами. Кстати, Пасха-то не за горами, мы вместе могли бы смастерить такие куколки. Вот папа с мамой удивились бы!

Олеся: – Анюточка, давай сделаем! Я очень хочу куколку-закрутку сделать, она же волшебная!

Анюта: – Да я бы с удовольствием, только мне ещё сочинение писать. Хотя… Я ведь за пять минут его напишу. О куклах! Спасибо Груше, столько интересного рассказала о народных традициях. Точно пятёрку получу! Ну, давай свои лоскутки, будем мастерить волшебную куклу!