Правило Анапеста -внесхемное ударение в 3сл. стопа

Александр Иванов
Чтобы войти в курс дела, Вам необходимо прочесть Предисловие к сборнику.
*** Предисловие к сборнику статей о поэзии и стихосложении ***
http://www.stihi.ru/2006/03/04-728
------------------------------------------------------

Правило Анапеста -внесхемное ударение в трёхсложных стопах-
===================================================

(я так его назвал для простоты усвоения и запоминания)
Этот материал я собрал здесь воедино, потому что за 3-4 года
очень много раз приходилось писать авторам одно и то же.

Анапест (один из вариантов ритмической схемы)
– – ! – – ! – – ! –
– – ! – – ! – – !

Например:

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.


Общее правило постановки ударений в начале строки анапеста.
=============================================
В самом начале строки анапеста возможны такие варианты слов.
1) Сразу (в начале) идет длинное слово, из 3-х или более слогов.
Удар в этом слове обязательно должен быть на 3-й слог (анапест).
2) В самом начале строки идут два однослоговых слова.
Тут все ОК, т.к. удар есть в каждом слове, но может, переставить?
Кроме того, нужно не забыть - 3-е слово должно начаться с удара!
3) В начале строки идёт однослоговое слово, а за ним двуслоговое.
Двуслоговое слово должно иметь анапестовый удар, т.е. на 2-й слог.
4) Это самое важное! Все поломки мелодики бывают как раз здесь!
В начале строки - двуслоговое, а за ним - однослоговое или длинное.
Ударение в двуслоговом слове обязательно должно упасть на 1 слог!
Если дальше идет длинное, то удар в нем - на 1-й анапестовый слог.
================ Все! (других вариантов нет)

Обобщим. Анапест СТЕРПИТ (кроме своего удара) удар на 1-й слог.
Для профи-поэтов добавлю - анапест НЕНАВИДИТ удар на 2-й слог.
Всё!

ПРИЧЕМ, это правило будет работать не только для начала
строки, но и для всех средних безударных (слабых) слогов.
Да ещё, это правило подходит и для амфибрахия (в середине)
Да ещё, это правило подходит и для дактиля тоже (в середине)

----------
Этого нет в Учебнике, это как теория высшего уровня.
Ударение на второй безударный слог анапеста как бы
снижает (портит) мелодический строй (ритм) стихов.
Я доказывал этот факт пару лет назад теоретически и
передавал обретенный опыт несколько раз (в отзывах).

Если будет интересна сия теория - то см. например, тут:
http://www.stihi.ru/2005/10/10-57
Рецензия на «В листопаде...» (Вячеслав Игнатович)
Замечание - Александр Иванов   28.01.2006 20:08
Читать следует мой диалог с Игнатовичем, начиная с 6-го
замечания - "По мотивам нашей телефонной беседы..."
В том числе - заходя по ссылкам к Мануйловой и Turk-у (Мамонту).
(он год-два назад изменил свой псевдоним с Turk на Мамонтъ)
И далее ниже - мои 7 и 8 замечания в отзыве Игнатовичу
"Правило... анапеста".

А если вдруг будет не понятно - то я помогу разобраться,
хотя, мне кажется, что там я старался написать доступно.
Готов помочь и в замечаниях к стихам, и по емайлу, и пр.
Но стихи лучше обсуждать гласно, может другим помочь.

----------
Из моего отзыва Осадчук Светлане

Есть такое негласное, неосязаемое на первый взгляд, но очень
важное правило для анапеста (да и для амфибрахия тоже есть).
Если в начале строки анапеста, в двух его первых безударных
слогах располагается какое-либо двуслоговое слово, то в этом
слове ударение должно (обязательно!) падать на первый слог!
Ухо каждого читателя (поэта) всегда легко и просто определит
такой брак, потому что в этом месте произойдет перебой ритма.

Это обязательное правило нигде в учебной литературе не описано,
по крайней мере, я его сам не встречал ни разу, хотя мне ясно, что
где-то на лекциях в институте преподаватели затрагивают эту тему.
Потому что, в противном случае - мелодика анапеста здесь гибнет.

Я несколько раз (5-6) в своих отзывах и замечания останавливался
на этом свойстве начальных слогов анапеста (но, строго говоря - это
правило должно работать не только на два начальных слога, но и на
любые два средних безударных слога - пусть будет как упражнение).
И здесь я уже не стану снова изобретать велосипед (формулировать),
а отошлю Вас к своим прежним диалогам с поэтами по этому поводу.

---------- привожу одну из своих цитат
Я сформулировал Общее правило ударов в анапесте для Мануйловой:
http://www.stihi.ru/2005/11/11-1791
Вам нужно там четко и точно понять моё обсуждение такой строки:
=И войдУ в грЕхах лЕтних покАяться=
Замечу, что в оригинале стихов эта строка уже исправлена на -
=ПоспешУ в прегрешЕньях покАяться
Но это только лишь доказывает правоту всех этих моих выводов.
Вам нужно прочитать весь отзыв и мои замечания ДО КОНЦА.
Тем более, что ГЛАВНОЕ правило как раз в конце обсуждений.
Кстати, перед самым Правилом, я там даю еще одну ссылку -
на мой аналогичный диалог про ударения в анапесте с Turk-ом (Мамонтом)
http://www.stihi.ru/2002/11/15-624
Ссылка тоже очень полезна - т.к. там хорошо видны 2 явных сбоя.
И особенно важно! в стихах Turk-а (Мамонта)обсуждение вот этих вот строк:
=СтрУя вОздуха впИлась в сосУды
-----
=ПОлёт мЫсли развИл аффиксАцию
----
А вот дальше этого абзаца (Turk-а(Мамонта)) уже можно Вам и не читать.
И ведь именно этот отзыв этому самому Turk-у (Мамонту)и заставил меня
в 2005 году задуматься о формулировке такого ОБЩЕГО правила анапеста.
---------- конец цитаты
Рецензия на «Я узнала тебя. Ты - Победа!» (Осадчук Светлана)
Александр Иванов   10.05.2006 13:49
http://stihi.ru/comments.html?2006/05/09-802