Эссе Основные философские и нравственно-этические

Анатолий Ласьков
Эссе: «Основные философские и нравственно-этические идеи, содержащиеся в книге Бориса Пастернака «Доктор Живаго» и их ценностная ориентация для современников».


Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» и его стихи стали в последнее время модными для многих современников, в том числе и тех, кто хочет обратить на себя внимание и составить изящный пиар в политическом, либо творческом «бомонде». Попыткой современной трактовки романа стал недавно вышедший сериал с одноименным названием «Доктор Живаго». Была попытка на популярной книге, которая пользуется известной и заслуженной славой сделать фильм и прославить себя. Для исполнения главных ролей были избраны лучшие артисты, к числу которых можно отнести, Олега Меньшикова исполнителя роли доктора Живаго и Чулпан Хаматову исполнительницу роли Ларисы Антиповой. К великому сожалению авторы фильма не смогли использовать потенциал созвездия актеров, что бы передать редкостное  философское произведение классика. Ромам Б.Пастернака резко отличается от сериала. В романе художественными средствами и приемами не просто отражена жизнь во всей ее полноте на изломе истории, но сделано тонкое философское обобщение, даны ценностные ориентиры на будущее.  В то время как одноименный кинофильм больше соответствует многосерийной интрижке. Такими примерами сегодня  наполнена современная литература и телеэкран, и  эти шедевры далеки от философских мыслей и переживаний великого автора. Если обратится к роману, то можно ясно увидеть, что  мысли Пастернака, перекликаются не с марксизмом-ленинизмом, а философией Виссариона Григорьевича Белинского, незаслуженно забытого нами, и философа Ильина завещавшего нам свои труды после смерти.
Заслуга Бориса Пастернака в том, что, живя в период торжества марксизма-ленинизма, он не боялся быть не понятым современниками. Он один из первых выразил сомнение, в способности советской власти, в том виде, в каком она существовала, привести к победе народ, сделать его счастливым, не побоялся показать дилетантизм «вдохновителей революции», которые как он справедливо заметил «ничему другому они не учились, ничего не умеют». Вот, этого самого главного не видят современники и не увидели авторы сериала, особенно стремившиеся акцентировать внимание на расстрелы Ливерия  Микулицына, пример которых в книге автора вообще не существуют. Командир партизан отдавал приказ расстрелять самогонщиков, но сам этот приказ не исполнял, в то время как стремился марксистско-ленинской риторикой заполнить свои принудительные беседы с доктором Живаго. Он пытался победить его морально, но не смог этого сделать.

2

Показательно разнятся в романе и телефильме диалоги Юрия Живаго и Ларисы Антиповой для которых по роману совместная жизнь была подарком судьбы и духовным откровением, что они выражали в своих многочисленных диалогах. Тогда как герои сериала вопреки ярко выраженной в романе стыдливой нравственности, самобичевания, занимаются весь фильм любовными утехами, а не философией. Полезно было бы через диалоги практически не читающей сегодня публики показать ценность их откровений по многим вопросам государственного устройства, о роли личности в истории, о значении науки. «Шаг вперед в науке» - говорит герой романа – «делается по закону отталкивания, с опровержением царящих заблуждений и  ложных теорий». Видимо понятно, о какой науке пишет автор романа. Совершенно не правдивым и вульгарным смотрится в кинофильме эпизод, когда в присутствии класса экзаменуют Ларису Антипову по философскому труду Ф.Энгельса «Антидюринг». Этот студенческий анекдот в романе Б.Пастернака не описан, потому что автор был выше склоки и напрасных нападок. Он видел проблему в целом в ее диалектизме и не гнался за дешевой популярностью. Более того, Пастернак дает новое философское осмысление для истории роли творчества Толстого, Гоголя, Достоевского противопоставляя, их творчеству Пушкина и Чехова в том как они, видели действительность, и как отражали ее в своем творчестве. Парадоксальность этой мысли поражает. Писатель допускает, что развитием сюжета, логикой своих произведений Пушкин и Чехов более глубоко понимали диалектику развития России, при этом, не прибегая к философскому анализу  действительности. И это правильно, поскольку художественно яркие образа и эпизоды жизни и истории дают большее эстетическое наслаждение, чем сухой анализ многочисленных исследований историка или философа. Сколько  не говорить слово «халва» гласит пословица «во рту слаще не станет», и это очень хорошо понимали Пушкин и Чехов.
«…Пушкинский четырехстопник» - приводит внутренний монолог своего героя писатель, говоря о четырехстопном ямбе произведений Пушкина, - «явился какой-то измерительной единицей русской жизни, точно он был меркой снятой со всего русского существования». Вот, это круто. Вот, это надо было услышать тем, кто сегодня не знает русского языка, говоря на сленге, или проще на языке жестов. Еще есть народности на Кавказе, живущие в глубинке, которые объясняются свистом. Не к этому ли стремится сегодняшняя молодежь. Актуальным для всех времен и народов является вывод Бориса Пастернака вложенный в уста своего любимого героя Юрия Живаго: «Человек рождается жить, а не готовиться к жизни».




3



Прочтя этот вывод,  кто-то может сказать, что философско-этические мысли автора не достойны были экрана? Для нашего времени, когда утрачены ценностные ориентиры, когда золотой телец и зеленый доллар зашторили глаза тех, кто раньше на всех перекрестках общества говорил о духовности.  Бездуховность и безнравственность сегодняшнего общественного сознания проявляются в том, что четверть миллиона детей являются сиротами при живых родителях, в том что воспитатель детского дома издевается над сиротами, имея, при этом звание заслуженный педагог. Чего стоит только публикация книги, а затем прокат фильма «Код Давинчи», где подается сюжет идущий вразрез с нашей нравственной ориентацией, ложный вымысел и скабрезность пронизывают  все произведение от начала до конца. Борис Пастернак в то время, в условиях роста популярности марксистко-ленинских идей, непререкаемости окостеневших догм изобличает ханжество и лицемерие верховной власти в период мировой войны, революции, гражданской войны и хваленого НЭПА. Сегодня когда руководство государства стремится воплотить в жизнь принцип социальной справедливости, изжить механизм зарождения нищеты эти мысли автора звучат, как предостережение: «изуитство политики на другой же день выворачивать все наизнанку». Эти слова были сказаны о первых декретах советской власти «О мире», «О земле». Чем обернулись эти декреты для народа мы хорошо знаем, как те благие намерения которыми выстелен путь в ад.  Подразверстка, расстрелы крестьянских бунтов, раскулачивание, кровавая гражданская война, геноцид народов, диктатурой пролетариата и массовым Гулагом в итоге. Надо сохранять народ сказал Александр Солженицын, а это значит не сохранять существующую безнравственность, которая ведет к духовной нищете, к беспризорности, к разрухе, к войнам и Гулагом.
Созидательный потенциал глубоко заложен в романе Пастернака на примере эпизодически возникающего на страницах романа единокровного старшего брата  Евтея  Живаго, в его друзьях детства которые прошли все круги гулаговского ада, дочери Юрия Живаго  Татьяне участвующей в Великой Отечественной войне. Всего этого мы, к великому сожалению не увидели в сериале. Совершенно по разному подошли к показу любви Борис Пастернак и авторы сериала, которые, на мой взгляд, оскорбили память писателя. Писатель не испытывал бы радость от такой экранизации и он не смог в силу своей смерти защитить свое детище.



4
Хорошо известно общественности, что прототипами главных героев романа были - сам Борис Пастернак и Ольга Ивинская. Волею судьбы после смерти писателя Ивинскую судили. Приговор был жестокий для 1960 года. Ее приговорили к 8 годам тюрьмы. Какой же насмешкой в сериале является толкование судьбы любимых героев писателя, любовь которых он показал жертвенной и чистой. Их любовь не либидо толкающее друг к другу самца и самку. Их любовь это высоконравственная духовная субстанция испытанная жесточайшей судьбой: утратой дорогих сердцу людей мужа Ларисы Стрельникова (псевдоним),  Антонины Александровны сына Александра и дочери Марии,  общей дочери Татьяны о которой становится известно в эпилоге. Их любовь была настолько духовной, что даже когда Юрий Живаго остался один у него оставались галлюцинации. Он слышал голос Ларисы зовущий его «Юрочка». Можно сказать много о кинофильме и не сказать ничего – результат будет один и тот же. Этот же фильм, с тем же названием «Доктор Живаго», снятый  Дэвидом  Лиином, получил международную премию. Получит ли наш нашумевший сериал какое-то признание? Не буду зарекаться, но сомневаюсь. Волею судьбы герои романа оказывались вместе: в период первой мировой войны Лариса Федоровна искала мужа, в период гражданской войны семья Живаго спасалась от репрессий и судьба вновь столкнула их, проверив на прочность их чувства. И в самый последний момент, когда Юрий потерял Ларису вместе с ожидаемым ребенком,  и когда его не стало, судьба вновь соединила их. Все его писательское наследие, стихи и прозу Лариса привела в порядок и передала друзьям. Невысказанной осталась ее боль и упрек, что он не поехал вместе из Юратина, и  что она потеряла их совместного ребенка Татьяну. Просто поражаешься, как авторов фильма,  плохо прочитавших роман, подтолкнуло на изображение эротических сцен, опустив все самое важное духовное, что единило героев. Оба героя романа не разнузданные нимфоманы и страдатели «клубнички», а стыдливые и скромные люди, страдающие от двойственности их положения, от нерешенности их судьбы. Их любовь фатальна, так как судьба сталкивает и испытывает их и они выдерживают испытание. В их гибели нет безысходности и обреченности. Их нравственный потенциал, наработанный в творчестве Живаго, в совместных спорах найденные по крупицам истины Лариса передает друзьям и гибнет сама в недрах ГУЛАГА, среди миллионов таких же как она. Это их совместная дочь, станет победительницей в будущей войне, пройдя через ад беспризорности, не утратив, светлую память о своих родителях. Чему же учит нас роман Бориса Пастернака? Закладывал ли он так глубоко свои нравственно-этические взгляды на жизнь и философское познание

5
действительности? Да, именно это ставят его выше целого ряда писателей, и дает право строго судить тех, кто обращается к
творчеству Пастернака. Он должен быть понятым, так как он этого хотел. Все остальное -  осквернение его памяти. Не понята многими внутренняя связь того момента, когда Лариса Гишар объясняется с Павлом Антиповым в квартире,  потушив свет при свечах, и невольно мимо проезжает в санях молодой Юрий Живаго. Этот свет дает ему толчок  к возникновению рифмы «свеча горела на столе, свеча горела». Эта рифма непрерывно вертится в его сознании и лишь потом она становится любимым всеми стихом…
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

То есть судьба еще тогда, когда они были незнакомы соединяла мысленно их,  подталкивала друг к другу. Именно из уст друзей Юрия Живаго Лариса узнает в той же самой квартире о судьбе ее мужа Павла Антипова (Стрельникова). И образ - образ интеллигента, который сделал сам себя, притягательным для всех включая Юрия Живаго должен тоже быть светлым. Об этом заботился автор романа, но это не захотели учесть авторы фильма.
Так чем же все-таки притягивает роман Бориса Пастернака и какое значение он имеет сегодня для нравственного развития человека и морального становления общественного мнения?
Здесь просматривается две тенденции: во-первых, роман написан в стиле классического реализма, так как события, взятые для развития сюжета правдивы, хоть и страшны по своей сущности. Особенно гражданская война, где отец убивал сына, а брат брата, где классовое понимание событий подменялось общечеловеческое, гуманитарное понимание. Роман страшен своей разоблачительной силой, что внутри самой страны созданы механизмы ничем не сдерживающие убийства и массовые казни людей. От этого страдали наиболее умные, интеллигентные, утонченные, способные к творчеству люди, глубоко переживающие судьбы отечества. Им не хотелось быть на той или иной стороне, неизбежно эти люди гибли одни из первых. Недаром Пастернак пишет свои мысли об искусстве, как продолжении творчества тех кто был раньше. Поэтому Живаго это тот герой, кто в такое  как у нас переломное время не сломился, не утратил человеческие ценности,  не огрубел, в суровых испытаниях не поддался слабости, и достойно творил, и работал там, куда его забрасывала судьба. Этим он дорог и близок нам.







6

Он современный для нас русский герой, более близкий, чем все герои вместе взяты в изображении Марининой, или Донцовой.
Во-вторых, роман «Доктор Живаго» это первый памфлет тем событиям истории, которые мы видели тенденциозно. Одни во всех грехах ругали коммунистов, другие демократов и белогвардейцев. Борис Пастернак подходит к истории, как к истине, не нуждающейся в приукрашивании, где виноваты и красные и белые.  Еще больше виноваты в происходящем власти предержащие начиная от царя развязавшего и втянувшего Россию в две империалистические войны: с Японией в 1904 году и в первую мировую, до большевиков, которые ничего не выполнили из того, что обещали и более того втянули страну в разрушительную и кровавую гражданскую войну.  Более того, в романе расстрел царской династии был воспринят как закономерный итог высокомерной и безнравственной политики и трагическим антуражем, как теперь не обставлялся. Это справедливо хоть и бесчеловечно. Роман предупреждение правящей элите в том, что бы забота о благе народа была не пустой фразой, а  искренним делом.  Следовательно роман имеет не приходящую историческую и художественную ценность для нашего нарождающегося гражданского общества не только тем, что кто-то через  слюни похмелья будет подвывать красивую метафору «свеча горела на столе, свеча горела.», но прежде всего он дает надежные нравственные ориентиры, как в самых сложных угрожающих для жизни условиях не переставать быть человеком с большой буквы.