Стихи для детей как защита от взрослых

Виктория Фролова -Вита
Здравствуйте, дорогие друзья! В эфире радиостанции «Гармония мира» рубрика «Душа поэта».

Как минимум, два раза в год интересы и потребности детей особенно начинают привлекать внимание взрослых: они активизируются, обозначают проблемы, возникающие в жизни маленьких личностей, и даже говорят об их защите. Это, как вы догадались – 1 сентября, когда и у детей, и у взрослых начинается наполненная заботами школьная жизнь. Ну и, конечно, первый день лета, – на мой взгляд, странный то ли праздник, то ли напоминание о безнадежном падении человеческой нравственности – День защиты детей.

В самом деле, если вникнуть в эту формулировку, – то что может быть печальнее: мы живем в мире, где детей надо защищать, причем от тех, кто самой природой задуман как наставник и защитник – от взрослых. От тех, кто отнимает у растущего, формирующегося человечка детство. Это проявляется не только на бытовом уровне, но также в культуре и в искусстве: сегодня практически не снимают фильмов для детей, почти не пишут детских книг и стихов, а те, что пишут, основаны на взрослом(!) – искаженном и зачастую извращенном понимании мира и отношений между людьми.

Но, к счастью, у русской литературы, и поэзии в частности, есть огромное, богатое наследие – стихи для детей, написанные взрослыми, сохранившими открытое, искреннее, чистое восприятие жизни, подкрепленное, к тому же, личностным опытом развивающегося сознания.

Рады, рады, рады
    Светлые березы,
И на них от радости
    Вырастают слезы.
Рады, рады, рады
    Темные осины,
И на них от радости
    Растут апельсины.
То не дождь пошел из облака
    И не град,
То посыпался из облака
    Виноград.
И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.
И ручьи из-под земли
Сладким медом потекли.
Куры стали павами,
Лысые – кудрявыми.
Даже мельница – и та
Заплясала у моста.
Так бегите же за мною
На зеленые луга,
Где над синею рекою
Встала радуга-дуга.
Мы на радугу вска-ра-б-каемся,
Поиграем в облаках
И оттуда вниз по радуге
На салазках, на коньках!

Наверняка вы узнали авторский почерк Корнея Чуковского – его парадоксальные образы приглашают фантазировать, раздвигать рамки привычного восприятия окружающего мира – одним словом, творить, играя! А что может быть интереснее для ребенка… Впрочем, как трудно сегодня завлечь малышей в такой многомерный, добрый мир после примитивных человеков-пауков и черепашек-ниндзя!

Сегодня, конечно, переиздают детских классиков, но это действительно – другой мир, все дальше ускользающий из нашей реальности. К сожалению, нынешние дети уже не напевают простодушной «песенки друзей», придуманной Сергеем Михалковым:

Мы едем, едем, едем
В далекие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живется,
Мы песенку поем,
И в песенке поется
О том, как мы живем.

Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая –
Вот компания какая!

Когда живется дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.
Ты в дальнюю дорогу
Бери с собой друзей:
Они тебе помогут,
И с ними веселей.

Мы ехали, мы пели
И с песенкой смешной
Все вместе, как сумели,
Приехали домой.
Нам солнышко светило,
Нас ветер обвевал;
В пути не скучно было,
И каждый напевал:

Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая –
Вот компания какая!

Казалось бы, – это такие незатейливые строки, просто зарифмованные слова, – но это далеко не так. На мой взгляд, писать для детей – это наивысшее искусство владения мыслью и словом, потому что доступным языком необходимо донести мудрость – без назидания, чувство – без слащавости, гармонию – без напыщенности. Вот, к примеру, стишки, что и сегодня особенно актуальны, и у многих наверняка, как говорится, на слуху:

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
— Прочти, пожалуйста! Прочти! -
Не надо умолять сестрицу:

— Ну, почитай еще страницу!
Не надо звать.
Не надо ждать.
А можно взять
И почитать!

Автор этой "Читалочки" – замечательный поэт Валентин Берестов, которого часто называют детским поэтом, но на самом деле, как сказал о нем один из его учеников – он «не взрослый и не детский, он поэт «общего рода». А вот еще одно мнение: «Вообще Берестов — это название целого пласта русской культуры. И не только потому, что, кроме стихов, детских стихов, прозы, литературоведческих исследований и переводов, он занимался археологией и историей. Просто есть такое отношение к жизни, искусству и человеку, такой способ мышления и чувствования по имени Берестов», - конец цитаты.
 И в самом деле, вслушайтесь – опять же, казалось бы, в предельно простые строчки другой его миниатюры для детей:

"Устный счёт"
Ну-ка в сторону карандаши!
Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.
Устный счёт! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться,
И кругом только умные лица,
Потому что считаем в уме.

Стишок этот, написанный в 1959 году, по-моему, даже не для детей, а для взрослых – чтоб они понимали, на чем основано обучение детей: Мы творим это дело Только силой ума и души.

Силой ума и души, по-моему, создавала свои стихи для детей удивительная поэтесса – Эмма Мошковская. Да она и не для детей – а от имени детей рассказывала свои истории:

Люблю муравья!
Видел я,
Как он лез
Через лес
Муравьиный,
Непроходимый,
Тащил
Бревно
И еще
Одно,
И еще, одно,
И еще одно!

В чаще
Тащит
И не заплачет, –
Не страшно,
Значит,
В этой чащобе…
Я б заблудился в два счета,
Еще бы!
Я устыдился.
Я б заблудился!
Бросил давно!
Но
Он трудился.
Падал, вставал.
Он уставал.
И я его поднял.

Я б его обнял,
Того муравья!
Вот он какой!
А я?..

К сожалению, детей эпохи мобильных телефонов и компьютерных игр вряд ли тронет эта наивная история. Но и сегодня любому ребенку нужно общение, взаимопонимание с близкими, и я уверена, что даже нынешние дети почувствуют и поймут переживания этого героя Эммы Мошковской:

Я был на счастливом острове,
Там я катался на ослике!
И там грузовик мой валялся,
Который давно потерялся!

И была там чашечка белая
Опять совершенно целая!
И лампа была
Не разбитая,

И мама была
Не сердитая!

И опять же – это не только для детей, это для нас, взрослых, – чтобы мы понимали, как много и немного нужно нашим детям: внимание к их миру, к их переживаниям, основанное на безусловной любви – вне зависимости от разбитой посуды и недостатков. Которых, кстати, и у взрослых немало, только они об этом почему-то забывают. Поэтому нам тоже очень, очень нужны стихи для детей – хотя бы для того, чтобы не забывать, что когда-то мы тоже были маленькими, непослушными и вредными.

Может, поэтому так полюбились и детям, и взрослым, ироничные и парадоксальные «Вредные советы» Григория Остера, – стихи уже нового – перестроечного, так сказать, времени. По крайней мере, такие откровенные хулиганские выходки и в жизни, и в поэзии в эпоху Чуковского или Михалкова были просто немыслимы:

Если ты весь мир насилья
Собираешься разрушить,
И при этом стать мечтаешь
Всем, не будучи ничем,
Смело двигайся за нами
По проложенной дороге,
Мы тебе дорогу эту
Даже можем уступить.

Впрочем, этот экивок современные дети уже и не поймут. Зато другие вредные советы Григория Остера, похоже, будут актуальны во все времена:

Например, у вас в кармане
Оказалась горсть конфет,
А навстречу вам попались
Ваши верные друзья.
Не пугайтесь и не прячьтесь,
Не кидайтесь убегать,
Не пихайте все конфеты
Вместе с фантиками в рот.
Подойдите к ним спокойно,
Лишних слов не говоря,
Быстро вынув из кармана,
Протяните им… ладонь.
Крепко руки им пожмите,
Попрощайтесь не спеша
И, свернув за первый угол,
Мчитесь быстренько домой.
Чтобы дома съесть конфеты,
Залезайте под кровать,
Потому что там, конечно,
Вам не встретится никто.

А придумал все эти рекомендации Григорий Остер, руководствуясь простым соображением, высказанным в одном из многочисленных изданий «Вредных советов»: «Почему-то многие родители убеждены, что если ребенок посмотрит на себя со стороны, он ужаснется и немедленно исправится. Ну что ж, если это действительно так, то эта книга должна произвести на хулиганов, двоечников, нерях и жадин неизгладимое впечатление и изменить их до неузнаваемости в самое ближайшее время».

Ну, изменятся ли они после прочтения книги – вопрос, конечно, спорный, но уж посмеются над собой наверняка. И это тоже – очень важный момент в любом виде искусства, а особенно – в литературе для детей – уметь увидеть себя со стороны. И – немножко над этим посмеяться. Как, к примеру, в игровой форме – когда надо самому закончить фразу – предложил это сделать Даниил Хармс в стихотворении Очень-очень вкусный пирог:

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе… позвал.

Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый… пирог.

Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости… не идут.

Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек… откусил.

Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту… съел.

Когда же гости подошли,
То даже крошек… не нашли!

Как видите, уважаемые взрослые, стихи для детей бывают разными – развлекающими, обучающими, лирическими. Но, главное, – открывающими детский мир – такой, каким он должен быть – чистый, светлый, веселый, творческий. К счастью, в русской поэзии много именно таких произведений для детей, мы же в этой программе вспомнили лишь некоторых авторов. И в заключение нашей сегодняшней встречи в эфире мне хочется напомнить вам, что не только мы являемся наставниками для наших детей, но и дети – самые настоящие наши учителя, стоит лишь присмотреться к ним повнимательнее.

По крайней мере, нам есть чему у них поучиться, – как, к примеру, Агния Барто – у этого ребенка – неожиданному взгляду на мир:

Я знаю, что надо придумать,
Чтоб не было больше зимы,
Чтоб вместо высоких сугробов
Вокруг зеленели холмы:
Смотрю я в стекляшку
Зеленого цвета,
И сразу зима превращается в лето!

Надеюсь, этот, и другие полезные советы, наблюдения и размышления, пригодятся вам и вашим детям в любое время года – лишь бы были открыты для этого ваши души.
Желаю всем добра, любви и взаимопонимания.

Программу подготовила и провела Виктория Фролова.

2009-2010

Рисунок: Кисель Настя, 9 лет, педагог - Ольга Новик.