Абордажное или нанотехнология стихосложения

Наталья Малинина
  Абордажное или нанотехнология стихосложения

(о стеньковщине, Медном Всаднике, высоком предательстве, роли аллюзии и детали в стихотворении Е. Кабардиной «Абордажное (сон)»)

"О, вопль женщин всех времен:
"Мой милый, что тебе я сделала?!" (М.Ц.)

АБОРДАЖНОЕ(сон)

Волна пошла на абордаж
и стенькой выбросила за борт,
-и налетел гагачий табор,
и чаек бросилась орда
меня выхватывать из волн
и, расклевав, топить в пучине,
и ты не стал искать причины,
чтоб оправдать их произвол.
Твоих речей латунь и медь
не отпугнула "стаек звонких",
ты, "полон дум", ушёл в сторонку
на волны с берега смотреть.
Вода сомкнулась надо мной
а вскоре смолкли шум и гомон, -
ты снова птиц кормил с парома
вчерашней булкой покупной...

Долго не решалась приступить к рецензии на это произведение, ибо, несмотря на флёр эзотерики (подзаголовок "сон"), стихотворение имеет недвусмысленный сюжет с четким, не размазанным мистической многозначностью (и, оттого, жутко ощущаемым всеми шестью моими чувствами) абрисом смысла. Любовь напоказ; любовь, как исполнение обряда, обязанности; любовь, выхолощенная до равнодушия! И, как итог, до красивого предательства, лукавого, музыкально-колокольно-медного («речей латунь и медь») оправдания главного предательства главного героя высокими целями.

Я перечитывала это стихотворение много раз, и каждый раз мне становилось жутко, руки отказывались от пера, а перо от бумаги, если перефразировать классика.

Мне жутко было писать о таком равнодушии и о таком красивом, даже если и высоком, предательстве.

Тема "прекрасного предательства" пронзает уже с первых строк реминисценцией к известной поэме "Медный всадник" и к не менее известной легенде о Стеньке Разине. Эти герои ТАК КРАСИВО ПРЕДАВАЛИ, что народ и по сию пору притягивает эта красота.

За каждым застольем каждый представитель мужеска роду, отдаваясь силе влечения к этому виду предательства, видит себя Стенькой.

Каждая подвыпившая дама, подстраиваясь под нескладный хор, воображает себя красавицей-княжной, которую так романтично бросают в "набежавшую волну"!

ПОДЛО, но прекрасно-то как, а? Поступок! Сгубил, а уввважжжать зато как стали, а? За счёт женщины погубленной, да, но "уввважают же, блллин"!

…Не узнаете? Ситуёвину? Да вот она же: герой Михалкова в фильме "Жестокий романс" (в пьесе Островского он несколько другой)…тоже «красиво»... Во многих мужчинах эволюцией так и не изведён первобытный охотник: догнать, поторжествовать и… бросить "в набежавшую волну".

Добиться любви красивой женщины - это престижно. Тот же Вронский в самом начале своего увлечения гордился перед товарищами по полку своей связью с Анной. Умело или неумело (красиво или не очень) при этом губят - другой вопрос. Вронский погубил обыкновенно: когда Анна была уже за бортом, он просто продолжал "птиц кормить с парома", занимаясь своими делами. В своей, отделёной от Анны высоким «бортом», жизни.

Лики "высокого" или "прекрасного" предательства - очень непростая тема для лирики. Но у Лены - благодаря бланкетности, аллюзивности - отсылу к другим произведениям (о Стеньке Разине, о "Медном всаднике" Пушкина), поле восприятия расширяется, смысл произведения углубляется до марианских впадин. Я "впадываюсь" в них и тону! "Так вбаливаются в любовь: / Впадываются в: падать" (М.Ц.). Автор "впадывается" в падение павших - и тех, кого с парома (челна)уронили, и тех, кто пал, "уронив" не только преданных - себя уронив и предав.

...Ещё об аллюзиях и деталях, выводящих на бОльшую глубину замысла, чем кажется при поверхностном восприятии стиха.

Такие детали, как "латунь и медь" – отсылают не только к колоколам, но и...к "Медным всадникам" тоже; а такая скрытая цитата, как "полон дум" - делает эту отсылку неопровержимой. Так что, кроме Стеньки, здесь ещё один фигурант ВЫСОКОГО предательства присутствует - "Медный всадник", а в качестве поля для осмысления - и вся поэма Пушкина со всем ужасом её главного героя перед пьедестально-медным истуканом... И тема наводнения, и тема гибели героя Пушкина - всё это в ассоциативной связке со стихотворением. Сколько высоких предательств совершено "Медным всадником" в жизни (от непонимания собственного сына до женских линий его судьбы и далее в историю)! Из поэмы в стихотворение перетекает и тема помешательства. Сумасшествие от отчаяния по поводу недосягаемости для понимания "латунно – м е д н ы х всадников и прочих героев из того же ларца, пардон, «челна» простой истины: «не предай любящего тебя, ибо уязвим, зависим беззащитен тот, кто по-настоящему любит» Без умоисступления такие сны не снятся!

Где-то видела замету к стихотворению Лены: дескать зачем нужна деталь "покупная булка"( мол, "эпитет неудачен"). Какая ,дескать, ещё может быть булка? Ну, не самопечная же, в самом деле?

А мне эта деталь показалась ОЧЕНЬ важной.

Если бы не она, не пронзило бы так меня это стихотворение (сон и есть сон: мало ли что нам приснится!).

Только вот эта «деталинка» - ВЧЕРАШНЯЯ покупная булка - она более, чем недвусмысленно, выносит ситуацию на берег СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ. Не даёт успокоить себя тем, что это ТОЛЬКО СОН (раз), и ещё тем, что это, дескать, дела давно минувших дней (два). Булка заставляет проглотить этот смысл как "актуальнейший", свежеиспеченный".

И поперхнуться. Почему «вчерашняя покупная булка»? «Вчерашняя» - понятно (привычное перевешивает), но здесь есть ещё деталька-заметочка: булку-то вместе же, наверное, покупали, а лиргероиню «утопили», так зачем ещё и сегодня тратиться, если со вчера осталось? Этот рационализм часто и бывает основой предательства человеческого. Не тратиться лишний раз - вот «где собака порылась»!
…Не знаю, стоило ли, но, раз взялась - пиши всё.
...Пишу: это уже дам покоробит. У Лены даже звук содержит смысл - шараду, не для всех очевидную, но тем и особенно мне лЮбую. Признайтесь, кто выудил из Лениных волн такой лик предательства?
Слушайте:

"Волна пошла на АБОР(д/т)аж
и стенькой выбросила зАБОРТ"

Я НИЧЕГО НЕ ПРИДУМАЛА. Это ещё один сюжет. Это ещё один лик предательства. Известный, наверняка, каждой женщине. Ведь это женщина берёт на себя грех душегубства, а герой, "полон дум", идёт в сторонку на волны с берега смотреть…"

И, наконец, третья аллюзия: "твоих РЕЧЕЙ ЛАТУНЬ И МЕДЬ". Латунь - мягкий, легко меняющий форму сплав. А не напоминает ли Вам, Читатель, это качество и это слово ещё одного красиво предающего героя? А мне напоминает: критик ЛАТУНСКИЙ - главный, хотя и косвенный убийца Булгаковского Мастера. А мотивы тоже были благородно-латунно-медные: «Партия велела» и... "он не стал искать причины, чтоб оправдать их произвол". Появилась предательская по отношению к Мастеру статья.

Таким образом, перед нами не просто бытовая зарисовка: это культурологический нанокристалл истории и осмысления такого рода "высоких предательств".

НАНОТЕХНОЛОГИЯ СТИХОСЛОЖЕНИЯ. Это когда в бытовой зарисовке распахана такая пашня аллюзивных полей, что только от культуры читателя зависит, сколько и каких именно ростков взойдёт на них в его восприятии, и что останется потом в душе от этого букета. Только бытовая зарисовка сна или магический кристалл, в котором играют и реминисцируют чувства, разум и культура тех, "кто прошёл здесь вчера" (с). В сегодняшнем преломлении.

…«Как обаятельно для тех, кто понимает…»

А величина кристалла - 16 строчек...


Примечание: это эссе принесло мне звание лауреата международного фестиваля "Литературная Вена 2009" в номинации «Критика».

http://litaustria.ucoz.org/forum/7-24-1