14. Уклад жизни в хозяйствах немецких колонистов

      Сёла колонистов строились по строгим планам и выглядели на фоне деревень с украинскими мазанками очень эффектно и походили на маленькие  городки  со  своим   укладом  жизни.    В  сёлах с населением более 500 человек были церкви и при них школы. Школы   содержались   на   средства колонистов. Уроки в школах велись под контролем Пфарера. Церковь настаивала на всеобщем обязательном образовании  и  постоянно  стремилась  улучшить  его уровень. Уже вначале 19 века появились гимназии и учебные заведения для подготовки учителей. С 1840 года посещение детьми школ в немецких сёлах стало обязательным.     К   сожалению     часто    классы    в    школах  были  сильно переполнены.  В 1865 году  на одного учителя  приходилось  от  100 до 200 детей, но ситуация с образованием в других местах России была  значительно хуже.      Интересно   то,     что    речь    немецких    колонистов сохранилась в том виде, в каком она было 250 лет назад. Одна из жительниц города Кайзерслаутерн, где я живу в настоящее время,  Elisabeth  Hauter, бывшая в 1943 году на Украине, в Молотше, подтверждает то, что немецкие поселенцы на Украине разговаривали на    диалектах, то есть на языках, которые принесли из Германии в XVIII – XIX веках. Конечно в разговорную речь входили и новые слова из русского и языков других народов проживающих  в южной  России.                                                                                              
           Sprachprobe:Suedfraenkische  Varietaet (Ukraine/Altaj)

1 – mei maama hat mich gschickt hat sie gsagt in `n wald (...) mei sohn hat sie gsagt des `s ja        net mei rechter sohn ich hab den ja net gebore (...) des kind war am gras drin g’lee sagt die . frisch gebornes kind . zugedeckt mit . mit grasblaetter/mit gras . no hat mer a stimm zugrufe nemm des kind des kind wird immer die sei . no hab ich des kind gnumma hat sie gsagt ghat`n mei scherzele un mei diechl un hab des kind eigwickelt un bin zu haus komme un dann han sie gsagt/hen mei elteren mich vum hof gjagt des kind (...) vum hof . so die maama un so aach de   
babbe ich musst vum hof   i wsjo . no bin ich vum hof gange hat sie gsagt von haus zu haus dort hab ich gebettelt dort hab ich gschafft un so hab ich ihn grooegezogn (...).
2 – "Meine Mama hat mich geschickt", hat sie gesagt, "in den Wald (...). Mein Sohn,"hat sie gesagt, "das ist ja nicht mein richtiger Sohn. Ich habe den ja nicht geboren (...). Das Kind hat im Gras gelegen", sagt die, "ein neu geborenes Kind, zugedeckt mit Gras. Und da hat mir eine Stimme zugerufen: `Nimm das Kind, das Kind wird immer deines sein! Da habe ich das Kind genommen", hat sie gesagt,  "in meine Schaerze und in mein Tuch, und habe das Kind eingewickelt und bin nach Hause gekommen. Und dann habe sie gesagt, haben meine Eltern mich vom Hof gejagt: `Trage das Kind (...) vom Hof!` So sagte die Mama und auch der Papa. Ich musste vom Hof, und fertig, da bin ich vom Hof gegangen“, hat sie gesagt, "von Haus zu Haus. Dort habe ich gebettelt, dort habe ich gearbeitet, und so habe...
      Основой сельского хозяйства колонистов являлось земледелие. Первые переселенцы использовали четырёхпольную систему: одно поле засевали яровой пшеницей, другое ячменём, третье овсом и четвёртое оставалось под паром. К концу века число полей увеличилось до пяти. Часть парового поля стали засевать кукурузой или картофелем. Незанятая часть пара подвергалась обработке – чёрный пар. Озимые хлеба высевались в середине сентября до начала октября. Яровая пшеница и ячмень высевались  в  марте,  как только сойдёт снег и просохнут поля. Овёс сеяли после других зерновых. В качестве удобрения использовали конский навоз и золу, которую бережно хранили в крытых помещениях. Также плодородие почвы восстанавливали правильной переменой посева разных культур на полях.При обработке почвы использовали "колонистский" плуг и буккер. Плуг в отличие от украинского имел железный, а не деревянный отвал. Буккер представлял собой трёх лемешное орудие, изобретённое немецкими колонистами. Во время посевной к нему присоединяли сеялку. На полях немецких колонистов редко бывали неурожаи. Секрет заключался в строгой, последовательной подготовке паровых полей и чётком их чередовании. Хлеб убирали жатками различных систем:  Джонстона, Леппа, Вальмена, Гривза, а часть косами. Практиковался наём рабочих для уборки хлеба на специальных базарах. Подёнщики только косили хлеб, а косы обычно точили сыновья хозяина, шедшие позади рабочих. Впереди всегда шёл косарь-немец , задавая нужный темп следующим за ним. Молотили хлеб   специальными   катками,   телегами   или   с   помощью   скота(причём   молотили   хлеб   сразу   привезённый   с   поля).   Для хранения зерна в каждой немецкой усадьбе строили амбары. Во всех крупных колониях были ветряные или паровые мельницы. Немецкие женщины славились мастерством выпечки хлеба. Мама рассказывала, "что каравай хлеба можно сдавить в лепёшку, а отпустив он снова приобретал прежнюю форму".   Жители городов старались покупать белый хлеб преимущественно у немцев. Колонисты также занимались садоводством и огордничеством. Обычно сад устраивали возле дома, что создавало впечатление цветущего в зелени немецкого села. Основу садов составляли яблони, вишни,  сливы,  груши,  персики,  абрикосы   и  шелковица.   Огороды были   как   правило   на   заднем  плане  в  более  низких,   увлажнённых местах. На огородах выращивали капусту, лук, огурцы,   помидоры,   баклажаны,  перец,  табак   и   другие культуры.   Бахчевые выращивали отдельно. Животноводство занимало также определённое место в хозяйствах колонистов.  В  начале  восемнадцатого века немцы привезли с собой коров красной и краснопегой мастей, которые дали начало так называемой немецкой породе. На ярмарках цена на них была 50-150 рублей серебром. Разводили и волов,  используя их как тягловую силу. Тонкорунных овец разводил F. Falz-Fein. В его стадах в 1855 г. было 400 тысяч голов. Большой популярностью пользовалось разведение свиней. Не случайно есть пословица: "Где  немец поселился, там сразу можно услышать хрю-хрю".  Лошади пород – нормандской,  фрисландской и других,  от  смеси которых  с местными лошадьми произошёл тип немецкой полурабочей лошади отличавшейся большой выносливостью.Это отмечали и военные во время Первой Мировой войны. 
    Сколько же колонистов  было  в этих местах? По переписи 1897 года в Мариуполе проживало  248 немцев – (0,80%) от общей численности  населения. По состоянию на 1902 год в Екатеринославской Губернии проживало: украинцев-68,9 %, русских-17,3 %, Евреев-4,7 %,  немцев-3,8 %, греков-2,3 %, татар-0,8 %, белорусов-0,7 %, поляков-0,6 %, турков-0,3 %, румынов-0,4 %  и другие-0,2 %.   В районе Дона проживало: украинцев-28,1 %, русских-67,2 %, евреев-0,6 %, немцев-1,4 %,  армян-1,1 %,  других-2,1 %;    в Таврии   проживало:     украинцев - 42,2 %,   русских - 27,9 %,   евреев- 3,8 %, немцев-5,4 %, греков-1,3 %, татар-13,0 %, белорусов-0,7 %, поляков-0,7 %, турков-0,2 %, болгар-2,8 %, румын-0,2 %, армян-1,1 %, других-1,2 %. Даже при таком, практически малом количестве в общей массе населения юга России,     немецкие  колонисты  немало  внесли  в  развитие  и совершенствование сельского хозяйства южных районов России. По Мариупольскому и Александровскому уездам Екатеринославской Губернии в 1912 году окультуренных земель всего было 1.210.331 десятина, из них во владении немецких колонистов 443.753 десятины, что составляло 36,54 %. При этом  населяли эти два уезда в целом 368.800 человек, из них  колонистов было 32.657 человек,  что  составляло  7,18 %. Итак,  чуть   более 7 % колонистов обрабатывали более 36 % окультуренных земель двух вышеозначенных уездов. Так было почти везде, где жили переселенцы из Германии. Из среды колонистов вышли учёные, архитекторы, инженеры и военные. В числе 33 Губернаторов Екатеринославской Губернии восемь были немцами.
По переписи 1926 года в Мариупольском  округе проживало  уже 26122 немцев – (6,29%) от общей численности  населения - В 1926  году  в  УССР проживало всего – 29.515.100 чел.,  центр – Харьков;   Мариупольский  округ – 415.540 чел.,    центр – Мариуполь;    Мариуполь – 41.000 чел.
      В семьях немецких колонистов все от мала до велика  выполняли разные работы соответственно возрасту. Дети 7-8 лет нянчили совсем маленьких братишек и сестрёнок.  Дети постарше помогали родителям на кухне и по дому. Уже с 12-13 лет им поручались более серьёзные задания.  День начинался рано. Все, кроме самых маленьких и больных, в шесть утра были уже на ногах. Перед завтраком  короткая  молитва.    На   завтрак   ели   хлеб   с   маслом   или  смальцем(Schmalz) и пили кофе с молоком (напиток из перемолотого поджаренного  ржаного хлеба или поджаренного овса).   Школьники завтракали и шли в школу.  Остальные дети и взрослые  имели постоянные обязанности или получали задания от главы  семьи ежедневно или на определённое время. В зависимости от времени года выполняли разные работы. Дети постарше кормили скотину и птицу, чистили  конюшню,  сараи для содержания других животных и курятники. Кто-то подметал или чистил от снега двор. Девочки с мамами доили коров, прибирали в доме и готовили еду.
     С весны начинались работы в саду и на огороде – подготовка гряд, посев семян, прополка, рыхление, полив и другое. Заканчивались эти работы только глубокой осенью. На год вперёд делали заготовку овощей и фруктов. Мариновали,  солили овощи и арбузы, варили компоты и мармелады.  Часть овощей и фруктов шли на продажу. В каждом доме обязательно был большой погреб,  где хранились  все заготовки овощей, фруктов и конечно мясные консервы, копчения, колбасы,   свиные   окорока,   сало   и    другие    продукты.    Мама    с удовольствием рассказывала, а мы дети с восхищением слушали, о том как их семья жила до коллективизации. В погребах тогда было всё, что душе угодно. Вино в „Planerkolonien“ почти не делали, лишь в редких случаях шнапс. В немецких сёлах алкоголь употребляли вообще   очень   редко.     Мой   отец    только    после   35    лет    стал  знакомиться  с „Бахусом“, скорее всего под влиянием окружающих его в то время русских коллег по работе. Обед как правило был не обильный, но сытный и калорийный. На первое - суп мясной или овощной, на второе - картофель или  Nudel(лапша) с мясом и на третье - чай, кофе или компот. Немецкие женщины в южных землях России готовили удивительно вкусно и разнообразно. Хозяйство было так организовано, что всё шло в дело и ничего не выбрасывали. Тем кто работал в поле обед носили дети в корзинках. Уже с 12 лет дети помогали в поле, вязали снопы, собирали колоски. Подростки помогали жать хлеб и грузить его на подводы. У моей мамы была любимая поговорка: "Как потопаешь, так и полопаешь" (полопаешь - покушаешь). Ужинали все дома за общим столом. Пища была разнообразная, но не обильная. Мясо на ужин почти не ели. В 9 вечера все шли ко сну. По воскресениям и праздникам обязательно ходили в церковь  на молитву   и    причастие.     Главными      праздниками      были   Ostern,   Weihnachten, Totentag, Drei Koenige, и конечно большим праздником было окончание сбора урожая зерна.

Продолжение следует.


Рецензии