Жизнь и смерть одной копейки

Вера Аношина
Маленькая, блестящая монетка лежала на земле недалеко от автобусной остановки. На ней было отчеканено – 1 копейка. Люди, стоящие на остановке, не обращали на неё внимания, а проходящие мимо - даже наступали… Это было не больно, но обидно и неприятно…
Копейка грустно смотрела в небо и думала: «Неужели, я совсем-совсем никому не нужна? А ведь у меня было столько надежд на интересную жизнь, на знакомство с разными людьми, путешествия…
На Монетном дворе нас было очень много – не пересчитать, поэтому мы шли на вес, мешками… Там я впервые услышала, что без копейки рубля не будет: копейка рубль бережёт! А рубль – это ведь величина! Нас в одном рубле целых 100 штук, а в ста рублях? Рубль – это рубль, его беречь надо…
Помню я, как с другими копейками меня привезли в магазин. Говорили, что мы теперь «пойдём по рукам», что кассиры будут нас выдавать людям на сдачу. Но почему-то меня никто не хотел брать. Я всё время оставалась на блюдце возле кассира…. Кассиру, оказывается, я тоже не нужна, потому что не только я, но и другие копейки и даже старшие по «званию» монетки так же лежали нетронутые в сторонке.
Однажды, меня всё-таки взяла какая-то старушка. На автобусной остановке она пересчитывала мелочь негнущимися пальцами, и я легко проскользнула между ними. Старушка грустно посмотрела на меня, но подбирать почему-то не стала… Конечно, у меня могла бы быть хорошая квартира, но и маленький кошелёчек был бы не плохим жилищем. А теперь мне приходится лежать на грязном асфальте среди окурков…»
Задумчиво смотрела копейка на окружавший её мир… Покосившись в сторону, она заметила красивый, отливающий серебром, новенький рубль. Его тоже никто не поднимал, даже мальчишки…
Обе монетки лежали так до тех пор, пока поливальная машина сильной струёй воды не смыла их в сточную канаву вместе с мусором.

ГРОШОВАЯ ИСТОРИЯ
 
Меня в кармане не найдёшь
И в кошельке, и за подкладкой,
Монета я смешная – грош,
Медяк с историей не сладкой.

Со мной считались на Руси
Во времена царей и низших,
Тогда наш рубль был в чести,
А я кормил бродяг и нищих.

Я – полкопейки, обо мне
В народе масса поговорок,
Хоть не был никогда в цене
И жизни путь мой был не долог.

Когда-то ломан был и бит,
Все насмехались надо мною,
Но я за это не сердит…
Копейке хуже нынче вдвое.

За ломаный медяк иль грош
Не купишь счастья и удачи,
Но если рубль сбережёшь,
Тогда ты точно русский, значит.