Сказка о Елене Прекрасной и Горном Короле

Богданова Т.В.
      (Записано от Настасьи-сказочницы)

      Слушайте-ка, детушки, сказку новую про Елену Прекрасную. Как была она в молодых летах, о шестнадцати годах, слухи про её красоту несказанную по всей земле ширились. И дошли они до Горного Короля.
      Тот Горный Король жил далёко, в местах снежных, ледяных, там, где солнце один раз в году восходит и один раз садится. Там, где полгода – зима тёмная, вьюжная, а другие полгода – зима солнечная, ветреная. Ни кустика, ни деревца в той земле не растёт, кругом одни горы крутые и дворцы ледяные. В тех дворцах ледяных и жил Горный Король со всеми своими подданными – горными феями.
      И только глубоко под землёй в стране Горного Короля был волшебный сад, где росли яблони с золотыми яблоками. Давным-давно похитил Горный Король эти яблони их райских садов, для себя растил, никому не показывал. Раз в год съедал он одно золотое волшебное яблочко, вот и был всегда с виду молодым, сильным, а душа-то у него была вовсе дряхлая. Ибо родился Горный Король в тот день и час, когда земля поднялась из моря-океана, и взгромоздились горы высокие, скалы неприступные.
      Была у Горного Короля долгие тысячи лет супруга верная – Снежная Королева. И ей давал Горный Король в год по золотому яблочку волшебному, чтобы она никогда не старилась, чтобы вечно сияла для него своей ледяною красой.
      Да вот однажды пробежала меж ними чёрная кошка, и захотелось Снежной Королеве повидать чужие края. Села она на свой ледяной корабль-айсберг и поплыла на другой край земли, в Антарктиду, значит, чтобы там править самой, без Горного Короля. Да с собой прихватила семечко от золотого яблока, чтобы на новом месте в пещере глубокой свой волшебный сад вырастить.
      А Горный Король остался один в своём ледяном дворце. Долго тосковал он, пока не принесли к нему буйные ветры весть о Елене Прекрасной – дочери самого Зевса, царя богов. И захотелось Горному Королю взглянуть на неё. Вздумал он, что, когда её увидит, то и душой помолодеет. Только как её найти, как к себе заманить?
      Созывает он со всего царства в свой дворец горных фей, чтобы они ему подсказали, как найти Елену Прекрасную. Со всех сторон слетелись к нему горные феи и стали думать, как бы помочь своему Королю. Наконец, говорит ему одна самая старая фея: «Знаю, что живёт Елена Прекрасная в доме у своей матушки Леды. Дорогу я к ней укажу. Молода ещё Елена Прекрасная, и сердце у неё горячее, душа на волю просится. Заманить её можно чудом, в тех краях невиданным, – сполохами небесными, Северным сиянием».
      Обрадовался тут Горный Король, наградил эту фею по-королевски и отпустил всех по домам. А сам стал собираться в путь долгий до Елены Прекрасной. Надел свои самые лучшие наряды, корону парадную из горного хрусталя, взял свой посох волшебный. Призывает он своих верных слуг – буйные ветры, запрягает их в воздушную колесницу и летит к далёкой мечте своей, Елене Прекрасной. А по дороге посохом волшебным на небе сполохи творит: чем дальше, тем красивее, тем причудливее узоры Северного сияния.
      А Елена Прекрасная в ту пору по лугам гуляла, цветы собирала. Вдруг налетели ветры буйные, травы поломали, цветы разметали. Побежала Еленушка домой, к матушке Леде, и села у оконца. А матушка Леда выщипывает из крыльев своих лебединых пух шёлковый, пряжу прядет, чтобы дочке своей любимой Еленушке шаль пуховую связать.
      Смотрит в окно Еленушка – потемнело вдруг небо, а на нём засияли огнями разноцветными, узорами неземными сполохи небесные – Северное сияние. Удивилась Еленушка диву такому невиданному, смотрит на небо, как зачарованная. Спрашивает она у матушки Леды, что за диво дивное, что за чудо чудное в небе показалося. А и матушка Леда во всю жизнь такого чуда не видывала.
      Захотелось Елене увидать огни небесные во всей красе. Вышла она на двор, глядь – по всему небу со стороны северной огни разноцветные всеми цветами радуги переливаются, словно манят к себе. Тут на двор широкий к Еленушке прилетает воздушная колесница, и выходит из неё Горный Король. Смотрят друг на друга Елена Прекрасная и Горный Король, насмотреться не могут. Красотою своей нежной, лебединой превосходит Елена Прекрасная всех женщин земных, всех богинь небесных, всех фей горных. Прекрасна Снежная королева, ослепительна её ледяная краса. Но кудри Елены золотом живым сияют, глаза её ласковые ярче фиалок весенних, лицо её белое и румянец нежный прекраснее утренней зари. Забилось сердце Горного Короля, так забилось, словно сбросил он со своей души груз всех прожитых тысяч лет, словно и не было за его плечами много тысяч холодных зим.
      И заговорил Горный Король до Елены Прекрасной голосом чистым и ясным, словно зазвенел горный ручей: «Здравствуй, красна девица, Елена Прекрасная! По душе ли тебе мой дорогой подарок – сполохи небесные? А если по душе, полетим со мной в моё царство, я тебе и не такие чудеса покажу».
      Ничего не говорит в ответ Елена Прекрасная, только глядит на Горного Короля, как заворожённая. Глаза Горного короля – словно чистые изумруды, глубоки и холодны, как горные озёра, влекут её своей тайной неведомой. На голове у Горного Короля сияет корона хрустальная, а за его спиной на небе – всё ярче, всё богаче переливаются сполохи Северного сияния.
      Берёт Горный Король за руку Елену Прекрасную – словно огнём ледяным обжигает, до самого сердца Елены проникает что-то, ей прежде неведомое. И увёз Горный Король Елену Прекрасную на воздушной колеснице в свои края далёкие, в своё царство вечной зимы, вечного холода.
      Все свои покои в ледяном дворце, все свои богатства в пещерах подземных показал Елене Прекрасной Горный Король. И уже под самый конец привёл её в свой сад заветный, сад волшебный в пещере подземной, куда никого прежде не пускал. Увидала Елена Прекрасная сад волшебный с райскими яблонями. А в ту пору яблони цвели, и запах от их цветения по всему саду разливался. Задурманил этот запах голову Еленушки. И прилетела по мановению руки Горного Короля Жар-птица, села на яблоню золотую, песню запела неземную. А Елена Прекрасная с Горным Королём под тем деревом стоят, песню слушают да друг на друга глядят, обо всём остальном позабывши.
      А матушка Леда во своём дому кинулась дочку искать – ан нету нигде Еленушки! Всех слуг на ноги подняла, весь дом вверх дном перевернула, весь двор обшарила, – нету нигде Еленушки!
      Вдруг говорит ей один старый слуга, будто видел, как сияло на небе Северное сияние, и пролетала над ним воздушная колесница Горного Короля. Догадалась матушка Леда, что увёз Еленушку Горный Король в царство своё ледяное. Ну, что теперь делать?
Вышла на двор матушка Леда, велела запрягать коней-лебедей белокрылых, села в карету серебряную и полетела в небесный дворец к Зевсу-батюшке.
      Подлетает она к самому дворцу, а и встречают её у дверей бог Солнца Аполлон и богиня Луны Артемида – сын и дочка Зевсовы от богини Леты-Латоны. Кинулась к ним Леда, поведала о беде своей, и говорит ей в ответ Аполлон: «Не печалься, Леда-лебёдушка! Скоро настанет в царстве Горного Короля новый полярный день. Тогда попрошу я Гелиоса-Солнце уступить мне на час солнечную колесницу и вызволю сестрицу свою Еленушку из царства ледяного. А пока ступай домой да добрых вестей от меня дожидайся».
      Успокоилась тут матушка Леда, поверила тем словам Аполлоновым и домой к себе воротилася.
      Тем временем в царстве своём на другом конце земли Снежная Королева вспомнила о муже своём покинутом, Горном Короле. Уж она по всей Антарктиде столько снегу намела, столько льду наморозила, что и горы самые высокие почти совсем подо льдом и снегом скрылися. И в пещере подземной свой сад волшебный вырастила, и яблоки золотые уж не один раз вызрели. Тошно ей стало, тоскливо одной, без мужа своего любимого, без глаз его изумрудных. Достала она своё зеркало ледяное, волшебное, что ей весь мир, как на ладони, показывало. И видит она в том зеркале: стоит Горный Король с Еленой Прекрасной под деревом райским, поёт им Жар-птица песни неземные, а они друг друга за руки держат, друг на друга смотрят, глаз отвести не могут. Словно тысяча кинжалов ледяных пронзила сердце Снежной Королевы, обуял её гнев безудержный!
      Схватила она свой посох волшебный, которым снега наметала, морозы вызывала. Села в воздушную колесницу и помчалась в царство Горного Короля. А на всём пути её под ударами посоха волшебного завыли ветры буйные, засвистали бураны вьюжные, заметались метели снежные. Из конца в конец по всей земле настала зима лютая, моря-океаны толстым льдом покрылися, реки до дна промёрзли.
      Прибегает Гермес быстроногий к Зевсу в его дворец небесный и говорит: «Зевс-батюшка, горе-беда на всей земле! Разъярилась Снежная Королева на мужа своего, Горного Короля, за то, что увидала его вдвоём с Еленой Прекрасной. И наслала Снежная Королева лютую зиму по всей земле, нету никакого от неё спасения!»
      Глянул на землю Зевес – покрыты снегом глубоким и леса, и поля, и луга. Реки до дна промёрзли, моря-океаны льдом скованы. Замерла жизнь на земле, а люди в домах прячутся, у огня греются. А и там достают их морозы лютые, во все щели дуют ветры холодные. Вот-вот погибнут люди на земле!
      Разгневался Зевес, велел позвать к нему Снежную Королеву. Да где там! Никого не слушает Снежная Королева, ещё пуще того разлютилася, уж грозится снегом замести и небесный дворец Зевесов.
      Вышел тут Аполлон сребролукий и говорит: «Батюшка-Зевес, дозволь-ка мне поквитаться со Снежной Королевой по-своему». Дал на то своё согласие Зевес.
      Взял в руки Аполлон свой лук серебряный и начал стрелять на землю стрелами золотыми, солнечными. Куда ни падают стрелы Аполлона – снег тает, цветы расцветают, дыры зияют в ледяном одеяле, что надела на землю Снежная Королева. Попала стрела Аполлонова в шубу самой Снежной Королевы – и начала таять шуба её снеговая. И жар, и страх объяли Снежную Королеву, взмолилась она к Аполлону, чтобы перестал он в неё стрелять.
      Говорит ей Аполлон: «Убери с земли свои снега, усмири бураны, уйми метели – и перестану я в тебя стрелять стрелами золотыми, солнечными». Отвечает ему Снежная Королева: «Великая печаль и гнев меня обуяли! Хоть и всю меня пронзишь своими стрелами солнечными, а не растопишь боль мою, печаль мою по муже моём любимом, Горном Короле, что теперь вдвоём с Еленой Прекрасной, а обо мне и думать забыл».
      Отвечает ей Аполлон: «Знаю я, как унять тоску твою. Попрошу я свою сестру, богиню Луны  Артемиду, чтобы послала она за Еленой лань свою любимую, златорогую».
      Поверила Аполлону Снежная Королева, смирила свой гнев. Поутихли метели и бури, унялись морозы, растаяли замёрзшие реки, снова на землю лето и весна потихоньку возвращаются, моря-океаны ото льда освобождаются.
      А Аполлон идёт к свой сестре Артемиде в её Лунный замок и просит помочь – вызволить Елену Прекрасную из-под чар Горного Короля. Согласилась на то Артемида. Позвала она свою лань любимую, златорогую, вынула лук серебряный и начала посылать на землю, в царство Горного Короля, стрелы лунные, серебряные. И сделался из тех  стрел мост серебряный от земли до неба широкой дугой.
      Посылает по тому мосту Артемида свою лань любимую, златорогую. Скачет лань по мосту серебряному, бьёт по мосту золотыми копытами. Мост, как струна, звенит, кругом звон неземной стоит.
      Услыхал тот звон Горный Король из своего сада волшебного, вышел посмотреть, что за чудо творится, а за ним и Елена пошла.
      Вышли они из сада подземного, из дворца ледяного, видят – от земли до неба высится мост серебряный широкой дугой, а по тому мосту скачет лань златорогая, золотыми копытами по мосту стучит, – мост серебряный, как струна, звенит.
      Подбежала лань к Елене, посмотрела на неё глазами своими добрыми, ласковыми, – и узнала Елена Прекрасная любимую лань своей сестрицы Артемиды. И тут же вспомнила она о своём доме родимом, о лугах зелёных, о цветах полевых. Прыгнула она на спину к лани златорогой – и, как ветер, умчала её лань в Лунный замок, где встретили её братец Аполлон и сестрица Артемида.
      Обрадовались они, дали весточку матушке-Леде. Тут же примчалась она на своих конях-лебедях белокрылых, дочку Еленушку шалью пуховой укутала, отогрела её после морозов ледяного царства, да поскорее с ней домой воротилася.
      А Горный Король у моста серебряного остался. Хотел было он по тому мосту Елену догнать, да только, как ступил на мост, тот под ним на тысячи частей рассыпался, на тысячи стрел лунных, серебряных, из которых тот мост был построен. Упал Горный Король в глубокое ущелье и память потерял, а стрелы те на него сверху посыпались, всего засыпали, так что и не видно совсем.
      Прилетела Снежная Королева в царство Горного Короля, ищет, ищет, – нет нигде мужа любимого! Поглядела в зеркало ледяное, заветное, и увидала его: лежит Горный Король без памяти в глубоком ущелье, весь засыпан стрелами лунными, серебряными. Жалко стало Снежной Королеве мужа своего любимого, и полились у неё из глаз слёзы ледяные.
      Побежала она к тому ущелью, все стрелы лунные пораскидала, мужа своего, Горного Короля, на белый свет вызволила. Глядит – всё его тело белое в ранах глубоких от тех стрел лунных, серебряных. Льются слёзы из глаз Снежной Королевы на раны Горного Короля, заживают раны от тех слёз.
      Омыла своими слезами Снежная Королева тело мужа любимого, во дворец ледяной перенесла, на кровать хрустальную положила. Вынула из кармана яблочко райское, золотое, что выросло у неё в новом царстве в саду волшебном. Отломила она от того яблочка кусочек и положила в рот мужу любимому. Очнулся Горный Король, видит – стоит перед ним жена его, Снежная Королева, а глаза её голубые, прежде словно неживые, все в слезах. Вспомнил тут Горный Король всю свою жизнь счастливую, что прожил он с женой любимой. Возрадовался он, обнял её – и простили друг друга Горный Король и Снежная Королева от всего сердца.
      С той поры Снежная Королева полгода проводит во дворце Горного Короля, а вторые полгода – в своём ледяном царстве на другом краю земли.
      А Елене Прекрасной ещё долго снился Горный Король, сполохи небесные и песни Жар-птицы.

      ***