Дог

Ольга Шаховская
   Жизнь складывалась удачно. Валерий окончил институт и поступил в аспирантуру. Несмотря на многократную смену темы кандидатской диссертации, ему удалось без потерь вырулить на финишную прямую.
   Молодому аспиранту, вменялось в обязанность вести занятия со студентами (почему-то бесплатные), ибо маститые педагоги горели желанием избавиться от этой рутинной работы.
   На дополнительные занятия к Валерию Павловичу приходили студенты и студентки сдавать «хвосты» и домашние задания. Выполнить домашнее задание означало: правильно решить пять предложенных задач, охватывающих пройденный курс. Они были несложными, но требовали времени, знание материала, аккуратности и внимания. Некоторые из учащихся пытались проехать «на шермачка», но быстро понимали, что это не тот случай и уходили ни с чем готовиться. Иные, это чаще относилось к девушкам, вызубрят, вызубрят,
вроде всё, если не знают, спишут, ответят Валерию, а на вопросах по существу – заплывают. Так и ходят, пока на «каверзные» вопросы не найдут ответы.
  Другая категория – «молодые львицы». Это явление начало прогрессировать в институте в начале восьмидесятых, совершая параллельное движение вниз вместе с утратой некоторых позиций нравственности в обществе. Лабораторные работы защищали психоделические искусно накрашенные томные девы с пушистыми ресницами, с одной, а то и двумя расстегнутыми пуговками на кофточке. Сидели они нога на ногу, призывно покачивая носком туфли, незаметно стараясь поднять юбку ещё выше. А в глазах: « Я на всё готова, только поставь зачёт!» Эти являлись до той поры, пока к ним не приходило понимание, что их эротические порывы бесполезны. Однажды, придя на защиту лабораторных работ, одна студентка заявила, что у неё день «варенья», надеясь, получить зачёт по всем восьми  работам курса. Валерий ради праздника принял лишь одну из них, предварительно объяснив, какие параметры и почему должны получиться на выходе.
   Как-то к Валерию Павловичу пришёл студент-вечерник, уверенный, спокойный с умными глазами. Преподавательская работа постепенно сделала из Валерия неплохого психолога, и он легко мог отличить разгильдяя от занятого человека.
   Был апрель, но слабый загар студента говорил о том, что предыдущие месяцы тот провёл не в Москве. Учащийся уверенно, под недремлющим оком сокурсников, произнёс заранее заготовленный текст (как в КВН). Суть его сводилась к следующему: «Домашнее задание я подготовил. Написал в тетрадь, но собака её съела!» Он, наверно, рассчитывал, что, растрогавшись, преподаватель  поставит ему зачёт.
–  Если бы мы жили в Америке, я бы подал на Вас в суд,– произнёс Валерий и сделал почти театральную паузу. В воздухе повисла тишина. Лица студентов непроизвольно вытянулись.
–  Я бы подал на  Вас в суд, – отчётливо повторил он,– за жестокое обращение с животными. Сытая собака не станет есть тетрадь. Суд разобрался бы. Но мы в России,– заметил он,– по сему, ведите собаку.
   Умом Валерий понимал, что нет никакой собаки, да и тетради с домашним заданием тоже нет, но есть мозги, которые он обязан оценить, потому что зачет нужно заработать.
   Парень спросил:
–  А зачем Вам собака?
   К тому времени молодой преподаватель успел осознать, что, если не хочешь выслушивать душераздирающих историй о тетях, бабушках, дедушках и собачках, то нужно с дубовой прямотой заявить что-то вроде «Докладывайте!». Ошарашенные этим солдафонским приёмом, студенты обычно терялись и замолкали, их намерение излить подробности угасало.
–  Будет сдавать домашнее задание,– строго сказал Валерий, усугубляя комичность ситуации.
– Как?!
– Раз съела, должна знать!
Парень понял, что это шутка и спросил:
–  Может, я заменю собаку?
– Не уверен,– сказал Валерий. А собака сука или кобель? –
поинтересовался он. Коридор «ползал» от смеха.
– Я могу заменить ее по вопросу домашнего задания,– нашёлся парень.
– Ну и что же Вам задали на дом? – спросил преподаватель.
Парень, вконец, обалдев от происходящего, заявил:
– Мне задали домашнее задание.
–  Ну и Вы с помощью собаки с ним справились,– закончил за него Валерий.
– Да, мы справились,– сказал студент, ничего лучшего не подобрав в ответ. 
– Теперь Вам придется поработать за себя  и за собаку. Надеюсь, Вы готовы?
– Да.
   К чести студента, надо отметить, что он был не только в курсе дела, но и сходу решил все предложенные ему задачи. Учащийся отвечал на каверзные вопросы  исчерпывающе, обстоятельно и профессионально. В конце разговора Валерий Павлович поинтересовался, зачем тому понадобилась история с собакой.
Молодой человек ответил честно:
– Собака у меня действительно есть. Дог, мраморный. Я в теме. Домашнее задание – это моя работа. Понимаете, времени на оформление катастрофически нет. Срочно нужен диплом. Скажи я Вам это сразу, Вы бы не поверили и прогнали.
–Возможно, Вы и правы, но за других решать не стоит.

Октябрь, 2003
Рассказ  из кн. "Стихия", "Москрвский Парнас", 2008