Флот

Илья Крамник
Это легко представить, но только нашему человеку, желательно прожившему часть жизни в селе либо мелких городах...

Устройтесь поудобнее, закройте глаза, и попытайтесь представить.


Представьте себе причал на дубовых сваях, и соединенную с ним посредством понтонного мостка АПЛ, стоящую на бочке в отдаленной базе. На бочке потому, что заводить трос на кнехт деревянного причала - опасно. 10.000-тонный "Барс" явно тяжеловеснее, еще сорвет ненароком в прилив.

Представьте себе бревенчатый сарай торпедного склада, сшитый "в лапу" без единого гвоздя местными поморами году этак в 1940, и лежащие там 650-мм торпеды с новейшими ГСН, способные за пятьдесят миль найти и настичь надводный корабль, вцепившись своими приборами в его шум, кильватерный след, магнитное поле...


Представьте себе командира АПЛ... нет, у командира есть "УАЗ"... представьте себе, вот, командира группы гидроакустиков, у которого в руках совершеннейший акустический комплекс, способный услышать крадущийся "Лос-Анджелес" на расстоянии миль в тридцать, и запеленговать шумы авианосной ударной группы через пару зон реверберации в соседнем часовом поясе. Представили?

А теперь представьте, что вечером идет он домой километров шесть (а утром из дома) по разбитой грунтовке, которая весной и осенью (правда там они короткие) старается снять с ног сапоги, и приходит в натуральный барак. С печкой-буржуйкой и копотью под потолком. Это, честно, лучше чем местный многоквартирный дом - бетон зимой холоднее, особенно с встречающимся отрубанием теплоснабжения. А еще можно представить, что барак - не барак, а лонгхус, и в шести километрах покоится в зеркальной заполярной воде не АПЛ а драккар. Пожалуй даже ярнбарда - "большой корабль" вождя племени. И тогда пенька в щелях, копоть под потолком и медвежья шкура на полу обретают совсем иной смысл. Даже берсерк-старпом, который дерет ежеутренне всю команду, словно мухоморов объевшись.

Представьте, как утром, пофыркивая, останавливается на причале грузовичок, помнящий еще адмирала Головко, а то и пара мохнатых лошадюк с телегой, откуда перебрасывают в чрево наполненного мегаваттами, киловольтами, мегагерцами и килотоннами монстра бидоны с молоком и авоськи с морошкой.

Представьте, как в занавесях полярного сияния, окруженный возносящимися ввысь в черно-расцвеченное небо стенами фиорда, 120-метровый гигант неторопливо поворачивается на электромоторах, и уходит, чтобы спустя две недели выставить перископ, и cтерильным взглядом пришельца из чужой вселенной пробежаться по золотым пляжам Флориды...

Представьте, как он возвращается, с содранными напором воды резиновыми плитами спецпокрытия, с пятнами ржавчины на обнажившемся корпусе, с вмятинами от чудовищного давления на больших глубинах. Как всплывает в родной бухте - первый раз за 90 дней похода, выбрасывая многометровые пенные гейзеры.

Представьте, что ждет семьи экипажа полярной ночью, которая в напоминание о солнце чуть подкрашивается зарей между 13 и 14 часами, когда они ждут свой "бортовой-номер-такой-то" из черных глубин.


Представьте ощущение экипажа, когда они в шести тысячах километрах от родных берегов сидят на хвосте "Огайо", сидят так близко, что звук гигантского и вместе с тем очень тихого ракетоносца слышен во всех отсеках, проникая сквозь прочный корпус приглушенным ровным гулом....

Сидят, зная, что в полетных заданиях его 192 боевых частей почетное место занимают выбитые ровной латиницей на электронных картах названия: Iokanga. Murmansk. Polyarny. Gremikha. Gadzhievo. Kandalaksha. Severodvinsk...


И вот, когда вы сможете представить это - и еще столько же о застывших вдоль километровых пирсов гигантских тушах крейсеров - о вытянувшихся на рейдах эсминцах - об изношенных на крутой волне "мелких" из ОВРа и ВСГ, о продуваемых ветрами аэродромах морской авиации, от уютной, почти южной Африканды до стерильно-морозного Грэм-Белла - тогда, наверное, станет понятно - что такое - Русский Императорский Флот - РККФ - ВМФ СССР - ВМФ РФ...