Проза 30-х годов

Александр Лагуновский
Тема:    Проза  30–х  годов.

План

1. Рассказы и очерки 30–х годов.
2. Роман 30–х годов и его жанрово–тематические разновидности:
        а) производственный;
        б) деревенский;
        в) философский;
        г) лирический;
        д) исторический.

Литература

1. Акимов В.М. От Блока до Солженицына. М., 1994.
2. Голубков М. Русская литература ХХ века. После раскола. М., 2001.
3. История русской литературы ХХ века (20–90–е годы). М., МГУ, 1998.
4. История советской литературы: Новый взгляд.  М.,1990.
5. Мусатов В.В. История русской литературы ХХ в. (советский период). М., 2001.
6. Русская литература ХХ века. Мн., 2004.
7. Русская литература ХХ века в 2 частях/под ред. проф. Кременцова. М., 2003.




В литературе  тридцатых  годов  происходили  значительные  перемены, связанные  с  общим  историческим  процессом.   Ведущим  жанром  30–х  годов  становится  роман.  В литературе утверждается новый  художественный  метод  – социалистический  реализм.  Цели  и  задачи  литературы  были определены  на  Первом съезде  писателей, где с главным докладом выступил  М. Горький. В качестве основной темы литературы им была названа тема труда.
   
Перед литературой была поставлена задача: помочь формированию нового советского человека. Литература   должна была показывать достижения,   воспитывать  новое  поколение.
 
Своеобразную  летопись  этого  времени  составляют  произведения       М. Шагинян «Гидроцентраль», И. Эренбурга  «День  второй», Л.Леонова «Соть»,  М.Шолохова  «Поднятая  целина»,  Ф.Панферова «Бруски».  Развивался  исторический  жанр («Петр I»  А.Толстого,  «Цусима»  Новикова – Прибоя,  «Емельян  Пугачев» В.Шишкова).
Остро  ставится в литературе  проблема  воспитания  людей.  Она  нашла  свое  разрешение  в  произведениях  «Люди  из  захолустья»  А.Малышкина,  «Педагогической  поэме» А.Макаренко.

В форме малого жанра оттачивается искусство наблюдения жизни, навыки краткого и точного письма. Рассказ и очерк становятся действенным средством познания нового в быстротекущей современности, лабораторией художественно–публицистического мастерства.
Обилие и оперативность малых жанров позволяют широко охватить все стороны жизни. Нравственно–философское наполнение новеллы, социально–публицистическое движение мысли в очерке, социологические обобщения в фельетоне – вот чем отмечены малые жанры прозы 30–х годов.

P.S. Здесь представлен старый и усеченный вариант лекции
«Проза 30-х годов»
Новый расширенный и подробный  вариант ищите на моем сайте
http://1abzac.ru/