Несколько слов в защиту староверов

Борис Климов
Аз Богородицу видех во сне,
Аки луна она в небе сияла..
Больно душе и очам моим стало,
Что прозябаю доныне в гресе…
И отвернулся не в силах смотреть,
Жгло мои очи стыдом, как запалом…
Помним ли мы, что Христос завещал нам?
Сможем ли мы за Него умереть?
                1999г.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ В ЗАЩИТУ СТАРОВЕРОВ

Рецензия на «Аз Богородицу видех во сне...» (Борис Климов)

Видел я,Борис,под моим стихом полемику Вы развели об Аввакуме,дифирамбы ему поёте.А то,что по его увещеваниям тысячи людей сожглись и других принудили-это как,нормально?Дети,матери?Это он им в царство Божие дорогу указал?Я написал о нём так,как он заслуживает-Проповедник самосожженья.И нечего мученика из него лепить.
             Вот такую выдающуюся рецензию  опубликовал  Богдан Филатов 3 под моим стихотворением  «Аз Богородицу видех во сне…» Не иначе как сам  Никон явился ему во сне и «повеле» написать столь гневную отповедь. И именно под этим произведением. Каждому человеку дается по вере его…Кому-то, например, Святому преподобному Сергию Радонежскому, игумену земли Русской,  являлась Владычица с апостолами,  посетила  Владычица и меня многогрешнаго во сне, не знаю, право, чем заслужил милость такую, о чем и не преминул написать произведение. Кому-то, во снах – кошмарах являются, искушая, всевозможные демоны и бесы, не исключено, что и низложенный патриарх Никон, являлся наиболее  продвинутой и преуспевшей в гонениях и клевете на староверов части «новообрядцев».

Интересен тот факт, что царь Федор путем уговоров и больших по тем временам денег, добился у восточных патриархов, чтобы уже после смерти Никона его снова сделали патриархом (круто и креативно даже по нынешним временам!), а иезуиты небеспочвенно распространяли известие, что «он примирился с Римской церковью и умер католиком», и, действительно "существовал проект Симеона Полоцкого - извлечь Никона из ссылки и поставить его папой над четырьмя русскими патриархами. Все это, по проекту Полоцкого, должен сделать царь Феодор". Проф. Зызыкин М.В. Патриарх Никон. Часть П. Варшава, 1934. С. 165

Вот что говорит по этому поводу доктор политических наук Александр Дугин: «Гонения против старообрядцев были спланированной кампанией геноцида против сторонников старой веры, русской старины, фундаментального православия. Это была больше, чем гражданская война, даже больше, чем религиозная реформа. Это был Конец Мира».
Нельзя не привести слова академика Д. Лихачева, которого никак нельзя упрекнуть в симпатиях к старообрядчеству: « Никон же был инициатором раскола потому, что он отменил старое двоеперстие на новое троеперстие. Сейчас ясно, что во многих случаях старообрядцы были правы, поэтому, как известно, никонианам пришлось подделывать некоторые документы» ("Огонек" № 10. 1988. стр. 12).


       Некий «новый богослов» нашего времени о. Максим Козлов сваливает звериную  жестокость новообрядческой инквизиции на светскую власть. Бог ему судия в его неприкрытой лжи, а отец лжи, как известно – дьявол (не я сказал – Исус Христос просветил) Еще в 19 веке известный историк Василий Ключевский, оправдывая царевну Софью, о которой вообще-то был довольно низкого мнения, писал: "Усиление карательных мер против старообрядцев нельзя ставить целиком на счет правительства царевны Софьи; то было профессиональное занятие церковных властей, в котором государственному управлению приходилось служить лишь орудием".
О. Максим учит, что репрессии против старообрядчества "во многом охраняли стабильность существования нашего отечества на протяжении более чем двух с половиной веков". Автор пытается представить старообрядцев в образе врагов отечества. Если это не лжесвидетельство, то что же?!
"Старообрядцы реально не угрожали царской власти. Не известно ни одного случая, чтобы старцы задумывали покушения на жизнь ненавистных царей и иерархов церкви, а отчаянные одиночки их бы совершали".

Вторя защищающему «честь мундира» и сугубо корпоративные интересы о. Максиму Козлову Богдан Филатов в своем иезуитстве, даже в чем-то его превосходит: «А то,что по его (протопопа Аввакума –авт.) увещеваниям тысячи людей сожглись и других принудили-это как,нормально?Дети,матери?Это он им в царство Божие дорогу указал?»

Опозорить умерших уже деятелей старообрядчества, наиболее знаменитых, - это старый и испытанный прием врагов старообрядчества, воскресшая ересь жидовствующих.

    Крайне сложно спорить с оппонентом, не знающим русскую историю, который для своего ответа не удосужился даже хотя бы заглянуть в поисковики, не говоря уже о более серьёзных изысканиях. С тем же успехом назвать православным христианином (а таковым, видимо, он себя считает)   можно хасида или шахида. Суть не меняется.

Выслушаем  непосредственного участника тех страшных событий мученика протопопа Аввакума и других свидетелей по истории раскола.
"Чюдо, как то в познание не хотят приити, - писал протопоп Аввакум в своем "Житии", - огнем, да кнутом, да висилицею хотят веру утвердить! Которые-то апостоли научили так? - не знаю. Мой Христос не приказал нашим апостолам так учить, еже бы огнем, да кнутом, да висилицею в веру приводить. Но Господем реченно ко апостолам сице: "Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру имеет и крестится, спасен будет, а иже не имеет веры, осужден будет". Смотри, слышателю, волею зовет Христос, а не приказал апостолам непокоряющихся огнем жечь и на висилицах вешать".

      Небезосновательно  считая, что в мир пришел антихрист и наступает Конец Света, люди предпочитали сгорать в церквях во время молитвы к Богу, когда в глухих лесах, их как диких зверей настигали садисты-мучители новой, плетями и  виселицами,  кострами и дыбами утверждаемой веры... У мучеников был выбор – или сгореть (достаточно быстро)в едином порыве хваля песнопениями-молитвами Господа Исуса,  или быть месяцами мучимыми и убиваемыми лишь за то, что не отказались от веры своих отцов – веры Сергия Радонежского, Дмитрия Донского и всех святых, на земле русской просиявших.

"Законодательство о старообрядцах имело неуклонную тенденцию к ужесточению, - читаем  в "Дыбе и кнуте" на стр. 140, - что видно как по принятым законам конца XVII - первой половины XVIII в., так и по проекту Соборного уложения 1700-1703 гг. На старообрядцев, как на диких зверей, устраивались в лесах многолюдные облавы. Конец XVII - первая половина XVIII в. прошли под знаком - без преувеличения - тотального преследования старообрядцев. Своей бескомпромиссностью, жестокостью в многолетней борьбе с "расколом" официальная Церковь способствовала, в сущности, подлинному расколу русского общества, превращению его части в париев и одновременно к отторжению от официальной Церкви верующих народных масс, втайне симпатизировавших старообрядческим мученикам".

Цитата :"Дело, которое было начато Никоном, подхвачено Питиримом, Феодосием и Феофаном, продолжили чиновники специального Сыскного приказа, который к середине XVIII в. выполнял роль инквизиторского филиала Тайной канцелярии. Сюда передавали из Тайной канцелярии упорствующих в своих убеждениях старообрядцев "для изыскания истины пытками". В приказе была налажена целая система мучений людей. Старообрядец либо там погибал, либо выходил из него раскаявшимся в своих убеждениях изгоем и калекой. Пытки в приказе были очень жестокими. Приведу несколько примеров. Дмитрий Белов был пытан 13 апреля 1752 г. (50 ударов), 6 ноября 1752 г. (35 ударов), 18 января 1753 г. за отказ признать свою ересь получил 35 ударов. При этом у дыбы стоял священник и увещевал вернуться к Церкви. Так было и с 60-летним каменщиком Яковом Куприяновым, которого в 1752 г. пытали и на первой пытке дали 90 ударов кнута, а на второй - 70 ударов. На третьей пытке несчастный получил 100 ударов! Несмотря на эти мучения, Куприянов от старообрядства не отрекся. Его приговорили сначала к сожжению, но потом били кнутом и сослали в Рогервик - известно, что раскольников в Сибирь, боясь их побегов, не ссылали. Упорствующий в расколе дворцовый 70-летний крестьянин Полуехт Никитин был настоящим борцом за то, что теперь называют свободой совести. В 1747 г. он выдержал две пытки, на которых получил 73 удара кнутом (это семидесятилетний-то старик! - Авт.), но по-прежнему утверждал: "Будь-де воля Божия, а до души моей никому дела нет и никто отвечать не будет…»

  Воистину, не зря говорится: «Бог терпел и нам велел!». Прежде, чем начинать дискуссию, молча посмотрите на икону распятого Исуса,  страсти Христовы. Не видите ли себя, Богдан Филатов, там, в толпе, среди фарисеев и мучителей Христовых? Настоящий христианин не мучает, а яко Христос и первые христиане делит с ним мучения и смерть от неверных. Мой Исус Христос и апостолы так учат, чему учит ваш Иисус и Никон?
Никоновские  исправители всюду переделали это имя по-новогречески – Иисус. Но русские и славяне, не греки, они должны говорить и писать Исус. Сербы, черногорцы до сих пор печатают в богослужебных книгах Исус, во всех дониконианских книгах и подлинниках – Исус.
      Что же произошло  тогда в далеком 17 веке, во второй ее половине, почему большая часть как простых людей, так и священства  стала «раскольниками», вместе с открыто благочестивым святителем  Павлом епископом Коломенским, замученным и сожженным Никоном? Остальные епископы убоявшись участи Павла  и других мучеников трусливо отказались от веры своих предков и стали «православными новообрядцами никонианами». Какие изменения ввел Никон, почему  им так противилось православное общество, превратившееся  взмахом пера в «раскольников»?

    Всё просто «до нЕльзя»… Ввиду малограмотности и не начитанности Никона, и, в то же время, его крайней амбициозности, он был сбит с толку, а по-современному, «был разведен» греками-авантюристами. Афанасий Пателарий, Макарий Антиохийский и иже с ними проворачивали свой гешефт; исправлять русские богослужебные книги начали не по древним,  а по новым книгам, напечатанным в иезуитских типографиях Парижа и Венеции. Эти книги были самими греками признаны искаженными и погрешительными. Собор 1654 года в Москве, на котором было решено исправить  тексты лишь по древнерусским и древнегреческим  рукописям, был введен в заблуждение. Вместе с другими греками (а греками ли они были?), главным «исправлялой» был грек Арсений, который потом отрекся от веры во Христа и ушел в магометанство.  Это известные факты.

 Никон,  не  найдя в книгах ни одной погрешности, ни одной даже опечатки или описки с жидовствующими греками начал свое  дело. Где было напечатано в старых книгах "церковь", в новых исправлено "храм", а где было "храм", новые справщики напечатали "церковь"; вместо "отроцы" напечатали "дети", а вместо "дети" – "отроцы"; вместо "креста" исправлено "древо" и т. п. Защитники старых книг, недоумевая, спрашивали: "Чем же сие лучше оного?"

В ходе «книжной справы» было внесено изменение в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена». Из смыслового противопоставления свойств, таким образом, было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого». Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.
Если сравнивать  дореформенный и «Новообрядческий» текст только Символа веры, даже непрофессионалу становится заметно, что греки-то, скорее всего, были с прожидью Ісусъ, сокращение (Ісъ) стал новогреческим Іисусом, (Іисъ), вместо «рожденна, а не сотворена» «Рожденна, не сотворена»
Его же царствію несть конца - Его же царствию не будет конца
Восьмой член Символа веры по старому тексту читается: "И в Духа Святаго, Господа истиннаго и животворящаго". В никоновских книгах слово "Истиннаго" выброшено как лишнее и посему погрешительное. Между тем, греческое слово в этом месте (греческого текста) – то кирион – означает: Господственный и Истинный (то есть –  Господа Истиннаго). И по самому смыслу Символа веры требуется в нем исповедовать Духа Святого Истинным, как исповедуем в том же Символе Бога Отца и Бога Сына Истинными (во 2-ом члене: "Света от Света, Бога Истинна от Бога Истинна") Было «Господа истиннаго и животворящаго», стало «Господа животворящаго» - Господь Святой Дух перестал быть истинным!

Древнерусская церковь  провозглашала двойную или сугубую аллилуию. Третьей «аллилуйей» в этой  фразе являлось «Слава тебе Боже» (др.-евр. халлелуйя - хвалите бога), в иудаизме возглас прославления бога. Исследования показали, что в греческой церкви тройная аллилуия изначально практиковалась редко, и стала там возобладать только в XVII веке. Двойная аллилуия не было нововведением, появившимся в России лишь в XV веке, как утверждают сторонники реформ, и тем более не погрешность или опечатка в старых богослужебных книгах. Старообрядцы указывают на то, что тройная аллилуия была осуждена древней русской церковью и самими греками, например, преподобным Максимом Греком и на Стоглавом соборе.

По старым книгам, в  чине крещения священник просит Господа: "Молимся Тебе, Господи, ниже да снидет с крещающимся дух лукавый". По никоновским книгам это место читается так: "Ниже да снидет с крещающимся, молимся тебе, дух лукавый". Никоновские справщики переделали так, что священник молится как будто бы диаволу.

В Чине крещения по старым книгам священник читает: "Запрещает ти, диаволе, Господь наш Исус Христос, Пришедыи в мир и вселивыися в человецех". Здесь ясно и вполне грамматично выражено, что диявола запрещает Господь, который пришел в мир и вселился в людях; как Сам Он говорит: "Се Аз с вами есмь до скончания века" (Матф., 28: 20). Как же "исправили" это место никоновские справщики? Они переделали так: "Запрещает тебе Господь, диаволе, пришедыи в мир и вселивыися в человецех". Исказили сам смысл текста: оказывается, не Христос пришел в мир и вселился в человецех, а диавол.

По старым книгам установлено божественную литургию совершать на семи просфорах; никоновские справщики две просфоры выбросили. Между тем, семипросфорие существовало в самой греческой церкви еще до крещения Руси и оттуда перешло к нам Никон отменил, таким образом, древнее церковное установление

По старопечатным книгам установлено: во время крещения, венчания, освящения храма – делать обхождение по солнцу, в знак того, что мы идем за Солнцем – Христом, как стали разуметь этот символ даже архипастыри господствующей церкви. Никоновские справщики всюду ввели хождение против солнца – против Христа.

Греческой Кормчей (Пидалионе) свидетельствуется, что при св. Василии Великом все христиане крестились двоеперстно. И это вполне понятно, т.к.  два перста (один чуть согнут) символизируют две природы Исуса, Божественную и человеческую, и совершаем крестное знамение двумя перстами «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Тремя же перстами (щепотью)  у никониан (Отцом и Сыном  и Святым Духом) получается «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Не Троицу ли Святую распинаем, мудрейшие?

И немного еще: В Иерусалимской церкви «Патер ностер» (Отче Наш) молитва Господа Исуса к Отцу Небесному написана на 42 языках. На греческом: «удержи нас от искушения», на русском – «и не введи нас в напасть». До каких пор наши «святые отцы» будут нас «подчевать» отравой, гнусавенько читая «Не введи нас во искушение»? Богохульники! Искушает дьявол. Бог не вводит во искушение, а удерживает всячески нас от него и терпеливо смотрит, когда мы, дурни, поумнеем, чтобы понимать, что произносим, хотя бы в молитве к Отцу Небесному. Или так и останемся стадом баранов, которых козлы подстрекатели ведут на вселенскую скотобойню.
      Вот  такие ошибочки «переводов» греков иудейского вероисповедания.

Все эти и многочисленные другие примеры исправлений показывают, что Никон и его справщики исправляли в старых книгах совсем не опечатки и не погрешности, а вековые обычаи и установления древней Церкви, даже догматические. Ничего безграмотного или невежественного не могли они отыскать в наших старопечатных книгах. Но сами натворили в новых книгах немало погрешностей и ересей.

…..Когда Никон начал сравнивать власть русского патриарха с Солнцем, а власть царя с Луной, которая, как известно, светит отраженным от солнца светом, то терпение царя лопнуло. И на заявление Никона, что царь обязан подчиняться патриарху, в 1666 — 1667 годах церковный собор осудил поведение Никона, лишил его сана патриарха, и Никон был сослан на север в Ферапонтов монастырь.

Экуменизм у старообрядцев считается несовместимым с православной верой и категорически отвергается. В некоторых согласиях при присоединении требуется специально отрицаться «экуменической ереси». А сколько наших поводырей на Иом Кипур читают «Кол Нидрей?» хотелось бы поинтересоваться у нашего нового патриарха, безусловно владеющего такой статистикой.

Обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев заказал  написать проф. Н. Субботину и напечатал в синодальной типографии специальную брошюру "О сущности и значении раскола в России" (1881 г.). Она предназначалась главным образом для правительственных кругов. В ней решительно требовалось: "Русское правительство не должно признавать и ограждать законом существование раскольников, напротив, должно подвергнуть их суду". До дикости наглое требование - признать миллионы русских людей преступниками и судить их, как уголовных злодеев, вызвало сильный протест в тогдашней, во многом еще стесненной печати. Выступил в ней и знаменитый философ Вл.С. Соловьев. "Преемники низложенного патриарха Никона, - писал Владимир Сергеевич в аксаковской "Руси", - решительно пошли по его следам, умножая кровавые гонения на старообрядцев. Вскоре формы этих гонений смягчились, но и смягчение это произошло по почину не церкви, а светской власти. Когда затем Петр III, Екатерина II, Александр I и Александр II по личным побуждениям человеколюбия и веротерпимости все более и более ослабляли религиозные преследования, иерархия не только не руководила ими в этом, но и задерживала их добрые начинания, ревниво охраняя латинское начало принуждения в делах веры и совести.
Известный публицист М.О.Меньшиков: «Ни жестокий Петр I, ни жесточайший Бирон, ни крутые власти николаевских времен не могли сломить обособленности старообрядцев, и пришлось кончить тем, что государство капитулировало перед ними. Но разве это похоже на отсталость? Именно у старообрядцев вы видите основную силу цивилизации, основной, так сказать, заряд прогресса - характер. Это строгий темперамент, это идеализм, страсть к чистоте души, за которую хочется бороться - хотя бы до самосожжения в срубах. Все это, знаете ли, не мелочь, это качества богатырские и не мудрено, что старообрядцы за двести лет гонений и всевозможных ограничений сумели сделаться самою выдающеюся частью крестьянства и купечества. Религия есть культура духа как же можно было считать старообрядцев отсталым элементом, если они были наиболее религиозные люди". По собственным наблюдениям Меньщикова над деревенским бытом старообрядцев, они "казались умнее и развитее православных. На них лежал хороший культурный облик, Сдержанный тон, чинность манер, приличие языка (вместо зловонного сквернословия православных), трезвый и ясный взгляд на вещи - все это ставило старообрядцев в своего рода артистический разряд среди деревенского населения»Новое время. 1913. № 13363; Церковь. 1913. № 23. С. 552


     Воистину, оказались пророческими слова  П.П. Рябушинского, сказанные им еще до октябрьского переворота 17 года:  "Мы переживаем, - говорил Павел Павлович, - время грозного государственного испытания и внутренней народной неудовлетворенности. Неразумные люди на наших глазах разоряют Россию и повергают народ в величайшее бедствие... И в это трудное время величайшая ответственность ложится на всех нас за будущие судьбы нашей страны, всего народа. В минуту смертельной государственной опасности мы должны все сплотиться в совместной работе и во взаимопомощи искать выхода... К нашему горю, слова убеждения и совести уже не помогают. Положение с каждым днем все ухудшается. Злые люди завладели положением... В горе и унижении России будет виновен сам народ, не умеющий определить свою судьбу и по малограмотности, безволию и слабости безропотно идущий за людьми, искренней веры в которых мы не имеем... Все наше прошлое (старообрядчества) было сплошным мученичеством, и мы устояли. Проявим же себя и теперь и докажем свою готовность к жертве, нашу великую любовь к родной стране. Никакие посулы разных лжепророков нас не одолеют, и все мы душой сумеем разобрать, где правда и где ложь... Надо уметь сейчас прозреть правду, чувствовать, верить. Если мы не могли допустить, чтобы царская власть помыкала Россией, то невыносимо трудно терпеть, чтобы безжалостно терзали и по своему капризу расправлялись с Россией неведомые нам люди. Пусть любовь к России пронижет нас вновь своим бессмертным светом. Пусть каждый из нас сознает, что он - неотъемлемая часть великого нерушимого целого - России... В это трудное время, время утраты веры в людей, нам, как и всем русским гражданам, необходимо проявить высшую выдержку и стойкость, чтобы отстоять свободу и честь России, заливая своей кровью преступление старой и безрассудность новой власти...". Именно так и случилось: вся великая страна была залита кровью русских людей, отстаивавших свободу и честь России от узурпаторства и вандализма чуждых ей и по духу, и по крови людей. "И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?" (Апокалипсис, 6:10). Придет и это время. "Мне отмщение, Я воздам", - говорит Господь (Второзаконие, 32:35 и Римлян., 12:19). "Укрепите ослабевшие руки и утвердите колена дрожащие, - говорит пророк Исайя, - скажите робким душою: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет нас" (Исайи, 35:3-4).

Доктор политических наук АЛЕКСАНДР ДУГИН: «Мы постепенно приходили в норму. Во время раскола произошло отклонение, особенно при Петре, когда, по сути дела, прервалась последовательность русской религиозной, духовной, церковной истории. И старообрядцы были теми, кто сохранял эту последовательность вопреки всему: вопреки террору государства, вопреки крови, насилию, вопреки колоссальным репрессиям, ограничениям, поражениям во многих правах, вплоть до имущественных. И вы хотите, чтобы так вот сразу их простили, как будто они были виноваты? Так они ни в чем не были виноваты, они были правой стороной! Признать это, я думаю, ни у нашего государства – которое, кстати, так часто менялось само, что уже запуталось в своей идентичности, – ни у нашей Церкви, к сожалению, духа все-таки не хватает. И нельзя требовать того, чтобы старообрядцы бежали с распростертыми объятиями, как только с них сняли ложные клеветнические обвинения. А кто за всё остальное даст отчет? 300 лет собственный народ подвергали геноциду, давлению, унижению просто за правое дело! И они вырастили тот тип русских людей, на мой взгляд, который представляет собой уникальное для нашего народа, для нашей нации явление – это русский гордый, русский вертикальный, русский, отстаивающий свою истину бескомпромиссно. Они могут быть лояльными, они могут понимать, договариваться, они могут молиться за царя (согласие все-таки молилось, большинство молились). Но свою веру, своих обрядов они не сдавали и не сдали до сих пор. Вот кому надо сейчас поклониться!
Очень печально, что репрессии (к которым еще добавились коммунистические репрессии, ведь коммунисты считали старообрядцев особенно злостными сектантами) очень сильно подорвали генофонд старообрядчества. Конечно, все мы страдали: и новообрядцы, и старообрядцы, и вообще все русские люди понесли страшные потери за годы большевистского террора. И ушли, конечно, лучшие»

Во-первых, несмотря на жестокие преследования со стороны властей и официальной церкви, старообрядцы выстояли и сохранили свою веру. Мужество и непреклонность старообрядцев в борьбе за свои убеждения — одна из замечательных страниц духовной истории русского народа.

Во-вторых, старообрядческие общины продемонстрировали удивительную способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Несмотря на приверженность старине, они сыграли значительную роль в развитии и укреплении экономических отношений в России, проявив себя на редкость трудолюбивыми и предприимчивыми людьми.

В третьих, неоценимы заслуги старообрядцев в деле сохранения памятников средневековой русской культуры. В общинах бережно хранились древние рукописи и старопечатные книги, старинные иконы и церковная утварь. Но главное, они создали новую культуру, в рамках которой вся жизнь человека подчинялась общинным, соборным решениям. Эти решения, в свою очередь, основывались на постоянном обсуждении и размышлении над христианскими догмами, обрядами и Священным писанием.

Обстановка непрерывных споров и обсуждений, столь характерная для старообрядчества, не имела ничего общего с той «казенщиной», которая сложилась после реформы Петра в официальной церкви.
В 1971 году было решено считать прежний, старый обряд «равноспасительным».

Аввакум: «Аще мы раскольники и еретики, то и все святии отцы наши, и прежний цари благочестивии, и святейшия патриархи такови суть».

Богдан Филатов: «Я написал о нём так,как он заслуживает-Проповедник самосожженья.И нечего мученика из него лепить»

      А это не вам Богдан Филатов судить, что протопоп Аввакум заслуживает, а Богу…вы взяли на себя слишком большую ношу, определяя за Него куда кого… смотрите, не ошибитесь…  не по Сеньке картуз примеряете...

     То, что Аввакум мученик – известно многим миллионам христиан православных, которые, поверьте, гораздо чище вас в делах, помыслах и словах.

В статье использованы материалы и цитаты из интернета, книг по истории России и старообрядчества.