2-Недельное ревью 14. Обозрение Юлии Белохвостовой

Психоделика
Это не конкурсная страница, хотя здесь любой автор Стихиры имеет право вывесить свой оригинальный поэтический текст, сопроводив его ссылкой на первоисточник. Если у вас есть клоны, то вы можете принести даже не один текст, а несколько (хотя не обязательно все они окажутся участниками ревью разобраны).

** Что здесь можно делать и чего нельзя?
МОЖНО: оставлять замечания и критику под любыми текстами, а также на неё отвечать, стараясь не вступать в открытые конфронтации при расхождении мнений.
НЕЛЬЗЯ: переходить на личности, скандалить, обижаться на критику, использовать инвективную лексику в чей-то адрес. Если вы обидчивы и самолюбивы - не стоит приносить сюда свои тексты, ибо их могут критиковать достаточно жёстко.


РАСПИСАНИЕ
день 1-10 — Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10 — После специального объявления ведущего (в конце 10 дня) приём текстов прекращается, и далее все новые тексты со страницы будут удаляться.
день 11-12 — Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более - по желанию) лучших или наиболее интересных текстов - и пишет на них развёрнутые комментарии, вывешивая эти комментарии не позднее утра 13 дня.
день 13-14 — Участники и все желающие обсуждают комментарии Текущего Обозревателя.
день 15 — Открывается новая страница Двухнедельного Ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов на следующее двухнедельное обозрение с новым Обозревателем.


Всем участникам просьба помнить, что ЭТО НЕ КОНКУРС. Текущий Обозреватель не ранжирует отобранные им 5 (или более) наиболее интересных текстов, а лишь пишет на них комментарии. В каком виде могут быть представлены эти комментарии? - В виде критических зарисовок, в виде мини-эссе, в виде пародий или шаржей на избранные тексты, в виде развёрнутых аллюзий или ассоциативных экскурсов, либо даже в виде авторских миниатюр по мотивам оригинальных текстов. В каждом конкретном случае выбор остаётся за самим Обозревателем.


** Какую пользу приносят и чему служат такие ревью?
— Авторам они дают возможность показывать свои новые (а также хорошо забытые старые) произведения читающей публике.
— Желающим высказаться они предоставляют такую возможность - без нарушения этических канонов.
— Любителям предметно пообщаться они предлагают широкий выбор тем и текстов.
— Тем, кому важна критика, они дают желаемую обратную связь, а также право не только выслушивать комментарии, но и на них отвечать.
— Обозревателям они дают возможность выступить перед публикой со свободным микрофоном и продемонстрировать свой ничем не скомпрометированный вкус (в отличие от конкурсов, здесь никаких призов авторам выбранных Обозревателем текстов - не выдаётся).

Организаторы надеются, что настоящие ревью восполняют тот дефицит общения между сильными авторами, который образовался на Стихире - в связи с падением уровня всех без исключения конкурсов, превратившихся в конвейер сугубо развлекательных мероприятий, а также из-за образования не-литературных тусовок и почти повсеместного процветания попсы. 

______________________________________
***** Обозреватель ЮЛИЯ БЕЛОХВОСТОВА



Мне досталась интересная, разнообразная - по составу авторов прежде всего - и неординарная подборка. Я зачиталась - настолько, что для обозрения понадобилась еще почти целая неделя. И что прадоксально - очень типичная получилась подборка для современной, не только сетевой, поэзии. Если попытаться обобщить, то практически все представленные стихи - о смысле жизни, не больше, не меньше. Возможно, это могли бы объяснить грамотные социологи, уверяющие, что во время экономического кризиса люди перестанут читать детективы и любовные романы и станут читать стихи, в основном - классику, или современную поэзию, в которой нет деталей сегодняшнего дня, а есть размышления о смысле жизни вообще, о добре и зле, о прошлом. Не знаю уж, насколько правы оказались социологи и насколько прислушались к этим заключениям книгоиздатели, но я все чаще обращаю внимание на качественный и количественный рост именно таких, глобальных в своей частности, стихов. О любви становится писать почти неприлично - все равно, что рифмовать любовь-морковь. Поэтому отметила стихотворение Алекса Фо именно за небанальное описание любовных переживаний. кроме того, понравилось само построение стихотворения. Особняком стоит и стихотворение Ла Страды, которое, пожалуй, наилучшим образом подходит в этом ревью под определение психоделической поэзии ( как я понимаю этот термин), но лично мне кажется несколько вторичным.
Наш мир представлен сложным и противоречивым, почти всегда - противостоящим нам, ярким, насыщенным, в котором трудно сохранить себя и свой собственный внутренний мир. Об этом так по-разному, но так одинаково ярко и заметно пишет и Сергей Богомолов в стиховторении "Наощупь", и Ольга Шилова в стихотворении "Нетерпёж", и Ученый кот в "Алхимии" и Марина Ратнер в своем "Изумрудном ливне". В этот же мир отправляется в полет жук Евгения Филина Соколова. Стихотворение Евгения вообще похоже на иллюстрацию к теории субъективного идеализма: существует только то, чт о я вижу, вот я поворачиваю голову, в поле зрения попадает другой объект и общая картина сущего изменяется. Недаром мне даже покзалось это стихотворение сначала записью сна.
Особо хочу сказать о двух стихотворениях - "Неловком ангеле" Смарагды и "Однодневках" Георга. В общем и целом стихи о том же - бренность и хлопотность бытия. правда, у Георга она безнадежна и бесполезна, а у Смарагды - трогательна и обнадеживающа. Но стихи эти поразили меня, каждый по-своему, своей абсолютной поэтичностью, художетсвенностью, владением словом и образом.
И еще об одном стихотворении скажу - оно, как раз, из общей картины мира выпадает - это "Нож" Михаила Микаэля. Мне теперь уже трудно писать только об этом стихотворении - я сходтила и прочла весь цикл "Севилья" этого автора. Прочла и погрузилась в описанную михаилом иную, страстную и возбужденную, наполненную не поиском смысла жизни, а собственно жизнью действительность.
Что еще сказать? Я просто рада, что у меня была возможность прочесть эти стихи. Спасибо.


Черный Георг, Однодневки, http://www.stihi.ru/2009/04/10/5582
Наверное, без фотографии, которая есть на твоей нынешней странице, Георг,это стихотворение воспринимается не так - не сразу так - пронзительно, хотя я примерно такими их и представила, этих бабочек, по твоим словам. Когда-то я писала тебе, что в твоих стихах есть особая эстетика безнадежности - и повторю это снова. Мир твоей поэзии безнадежен - и прекрасен, почти совершенен. Вчитываясь, вдумываясь в предложенные, описанные образы, начинаешь проникаться смыслом стихотворения, его горечью и красотой. Я не самый большой любитель длинных строк, но здесь они необходимы, чтобы подчеркнуть характер притчи, и в этом повествовании все строки кажутся равнобесконечными (хотя их длина и гуляет почти произвольно: 19-17-21-21 20-20-17-20 и т.д.), они льются - чему, конечно, способствуют безупречные ( пожалуй, кроме боишься-пище) рифмы. Вот интересно, кроме рта нет-цветами я бы ни одну рифму яркой не назвала, а безупречность остается.
В предпоследней строке - а кто знает, прочему? может, потому что ты сам об этом написал - немного запинаюсь на обремененных-однодневных, больше из-за фонетики, наверное, но обремененных необходимо оставить, если уж решишь с чем расставаться - это с однодневными. Я больше засомневалась в последней строке, вернее - в самой концовке. Жалеет нас?? Я ждала чего-то совсем другого, большего равнодушия, отстраненности - что мы ей? Но это твое видение, твоя эфемерида, тебе и решать.


Сергей Богомолов, Наощупь, http://stihi.ru/2009/07/18/1554
Сережа, твое миропонимание и мыслечувствование в этом стихотворении проявляется в каждой строчке - явственно, вроде как и автономно от читателя, не к нему ты обращаешься, но в результате получается, что именно для него всё это написано, и он тоже еще может сбежать! Это радует безмерно. И строчки-слова ты тоже продеваешь сквозь читателя, и читателя - сквозь стихотворение. Первая строфа, с ее почти незаметными повторами, звучит необыкновенно хорошо. Единственно, кажется мне, что "сквозь" требует и глагола какого-то - не ПОДсовывает, а ПРОсовывает, в смысле - продевает, но какой именно глагол - не знаю. Во втором мне инородными кажутся и заточка,которой надо долбасить, и жесть, и тротил даже, не хочется менять философски-лиричный тон стиха, но это мое личное мнение, того самого читателя, от которого стихотворение-то абсолютно автономно))


Ученый Кот, Алхимия, http://stihi.ru/2009/05/30/5368
Это стихотворение заметила и отметила для себя сразу же, и сразу же выпала из общего образного ряда, из повествования авторского и моего этому повествованию сочувствия-соучастия рубашка с завязанными на спине рукавами - лишней она здесь показалась, неловкой и неуместной.А в остальном хорошо. Очень интересный ритмический рисунок получился, необычная рифмовка - можно было бы даже сказать, ее периодическое отсутствие, но это не так, чувствуется организация строки, ее фонетическая законченность и завязанность на другой строке. Но и это не главное - разговор разворачивается начиная с необыкновенного этого костра и завершается излишним ощущением мира и ощущением уюта. Да, у меня остается от этого стихотворения другое ощущения - не уюта, а сомнения и тревоги. Но остается - и это главное.


Евгений Филин-Соколов, И жук взлетел, http://stihi.ru/2009/06/02/1669
Сначала мне показалось, что это не этюд, а сон, записанный точно сразу по пробуждении, еще без попыток установить какие-то связи между картинками, главное - не потерять ни одной. Но теперь я вижу, что между всеми этими образами есть прочные ассоциативные связи - мне не понятные и не известные, но есть. Цельной картины мира это стихотворение не дает, но то, что это - фрагмент этой самой картины, это чувствуется.


Смарагда, Неловкий ангел, http://www.stihi.ru/2008/07/11/2075
Этим стихотворением я любуюсь - не читаю, а именно любуюсь - уже не первый раз, из подборки тоже его выделила для себя. Как просто живется бесу, как хлопотно достается всё ангелу. Необыкновенно красивые образы, легкий язык, особая, тихая напевность. Есть что-то Кэролловское в повествовании - может быть, потому что кипящее молоко шипит и убегает сразу на скатерть?


Ольга Шилова, Нетерпёж, http://www.stihi.ru/2009/08/02/718
А знаете, Оля, Вы удивили меня этим стихотворением. Наверное, я мало читала Вас раньше, наверное, мне мешали воспринимать Ваши стихи разные дискуссии, высказывания, рецензии на другие стихи. Обязательно надо почитать еще.
Но теперь об этом стихотворении. Очень интересно - по ритму ( та самая нервическая дробь), по игре в слова - одно место-имение чего стоит. Хотя иногда, мне кажется, заигрываетесь - крылечико как-то царапнуло, не уложилось в ряд с колёсиками-качеликами, а те хороши очень. На молитве - на истерике - на иголках - на перекладных: использование одного и того же предлога в различных по смысловому ряду, простых и фразологически закрепленных конструкциях это один из любимых мною приемов, здесь он очень уместен. Бесконечные тире, инверсии ( как с могильными холмами) задают ритм, хотя некоторые кажутся избыточнми, но это, пожалуй, самый авторский знак препинания, а потому - решать Вам. Несколько инородными в тексте этого стихотворения показались ассоциации со светофором -понятно всё, но как-то не связалось с по-местием, с дорогой на перекладных туда-куда-никак без тормозов. Яркое стихотворение, не проходное, запоминающееся.


Михаил Микаэль, Севилья. Нож, http://stihi.ru/2009/07/24/2838
Сколько страсти, сколько музыки в этом стихотворении, и на сигирийю эту оно ложится прекрасно - столь же отчаянное, как голос певца. Вообще, весь цикл Севилья мне нравится безусловно, мое любимое в этом цикле - Суламифь, но и Бык очень хорош, и вот это - Нож, конечно, тоже. Вы говорите, что стихотворение здесь не для оценки? А я и не оцениваю, скажу только, что оно выделяется в этом ревью своей жизненной силой, яркостью, самобытностью, сюжетностью.


Марина Ратнер, Нахлынет ливень изумрудный... http://www.stihi.ru/2009/07/26/6379
Необычайно живописное стихотворение - оно само написано, как картина, не словами, а красками. Чюрлёнис показался мне ( именно эта иллюстрация) значительно сдержаннее и строже по цвету, чем стихотворение.Единственный образ, который не вписался в эту общую картину - свечи, которые гаснут на ветру. Показалось даже, что строчка эта продиктована единственно подбором рифмы. В остальном же очень экспрессивная картина мира получилась.


Алекс Фо, Я неизвестен и пронумерован, http://www.stihi.ru/2008/12/11/217
И снова про любовь... Вроде бы уже и признано дурным тоном писать, а уж тем паче хвалить стихи про любовь, да еще и слово любовь срифмовано с родительным пдежом множественного числа - было, конечно так уже было, но... Я хочу написать про это стихотворение, и в безнадежно уже запаздывающий обзор оно обязательно войдет. Потому что нет в этом стихотворении ничего банального, пожалуй, оно даже слишком сегодняшнее. Прежде всего меня привлекает ритм и звучание этого стихотворения - прекрасно читается, я бы только всё для того же звучания допустила бы инверсию в этой строчке: не место маске косной на подмостках. В остальном я даже говорить Вам, Алекс, по форме ничего не буду - выстроенное, выписанное стихотворение, хорошо. Есть некоторые образы и словосочетания, без которых легко можно было бы обойтись - лунный блик по ледяному краю, проклятые годы, мертвая петля (сколько их, этих петель, в стихах разных авторов по разным поводам???),легкое слово. Но ни один из них все равно не разрушает общего, очень цельного, впечатления о стихотворении. Стихи - кромешные и, как антитеза, пернатые - красиво, понравилось, именно неочевидностью антитезы понравилось. Образ прорывающегося ростка - понравился и в целом, и в деталях, очень.


Ла Страда, Кто поверит? http://www.stihi.ru/2007/10/08/3166
Что сказать об этом стихотворении? Мне нравится его сюжетность, напоминающая мистический жанр в кинематографии, когда все так переплетено, так перепутано, нравится манера повествования, построения фраз, этот рефрен "чем дальше в лес - тем дальше в лес". Очень хорошо описаны и чувства, и ощущения, почти тактильно воспринимаются некоторые строки. Но меня не оставляет ощущение вторичности - так и хочется, после игры пальцев на спине, процитировать "как я по Вашим тонким пальчикам водила сонную щекой". Там было опаловое кольцо, здесь - жемчужное ожерелье. Возможно, просто для меня лично эта "островная" поэзия в достаточной мере исчерпана двумя именами - Сапфо и Марины Цветаевой? Хотя и среди современных стихов этой тематики я встречаю необыкновенные образцы. На стихире они тоже есть, но не в этом ревью. Что же касается этого стихотворения - нравится, как передается потеря собственного "я", как доводится до абсолюта идея растворения в другом человеке.