В юбилей

Сак Тан
Как казах казаху

К 60 летию Роллана Сейсенбаева

Многое сейчас для казахов актуально, как никогда. Угроза потери языка, воспитания растущих поколений и морали, самобытности, национального самосознания, уважения к старшим, в духе собственных исторических, этнических корней, обычаев и традиции.
Явление манкуртизма и его утверждение в сознании казахов, становится вполне реальным. Герольд Бельгер становится глашатаем здорового национализма, Мухтар Шаханов продолжает биться за право казахского языка быть государственным, чтоб язык реально работал во всех сферах общественной и государственной жизни. Не на ряду с русским языком, а чтоб русский язык функционировал под доминантой единственного государственного языка, коим по праву должен стать только казахский язык. Сейчас, как таковой только прописан.
Раньше казахский народ, как и его единственный носитель - казахи находился под этническим, социальным и языковым гнетом, и это происходило столетиями. Казахи - это единственный народ, из союзных республик, пострадавший от голодомора больше чем украинцы, а значит больше всего из всех союзных народов Советского Союза. Этот многострадальный народ до сих пор находится под языковым гнетом не где- нибудь, а у себя на родине, в собственной суверенной стране!
И не зря наш подлинно национальный, казахский писатель, единственный из писателей других не казахских национальностей, поднялся до уровня понимания истинно казахского этноса, до его истинного самосознания, не представляющих своего будущего в другой языковой среде, без подлинно национальной и языковой самоидентификации.
Когда наш подлинный национальный казахский писатель - Герольд Бельгер, видит и слышит как два президента казахский и киргизский, представители двух родных народов, при официальных встречах разговаривают друг с другом на русском языке, то это явление шокирует его, и он не может больше молчать, и не высказаться по этому поводу.
Даже такие глыбы, прежде всего для казахов - как Абай и Шакарим, не заняли своего достойного места в национальной среде последних повзрослевших поколений, мало кто из государственных и общественных деятелей читают их в оригинале, и пропагандируют их, как например Коран и Библию, ведь мы хотим жить в культурной, читающей, светской стране, прежде всего читающей на казахском языке.
И в этом, главном для себя деле, пишущий на русском и читающий и редактирующий свои издания на казахском - выдающийся национальный писатель, и национальный издатель Роллан Сейсенбаев не заменим; как у себя в собственной стране, так и за рубежом.
И мы, казахи, должны почитать его - прямого потомка Абая и Шакарима, не завтра, не в будущем, а уже сейчас, сегодня, как своего общественного деятеля и национального, подлинно народного писателя.


***

 Пишите за мечтой,
где предки, и Абай
 нмчего не вечно,
это - понимай.

вам ещё бороться,
в  жизни где борьба.
Надо полагаться
 только на себя.

До сих пор разрознены,
в этом прав Абай
В это время сложное,
слово разглашай…

В поле мы не воины,
 коли мы одни.
И в душе как знамя,
с нами Шакарим.

Мы живем реально,
в эти времена
Сеяли разумные,
раньше семена.

Вы их извлекайте,
золотой запас
Вы их возглашайте,
пусть расслышат глас…

Пусть услышат горы,
степи оживут
Пусть погибнут вздоры,
пусть погибнут тут.

Каплями сочится,
в кровь его душа
Все мы насладимся,
словом не спеша!

И пойдут за вами,
не сейчас - потом…
И казах казахом,
Станет он при том.

И настанет время,
возродится прах
Будут жить казахи,
будут жить в веках!

***

И язык столетий,
и язык веков
Пыль тысячелетий,
из казахских слов.

И звучал кипчакский,
и писал Ма - Цюнь*
Говорили саки,
говорил уйсюнь.

И рода, и племени,
лишь у нас найдут
Нет у нас сомнений,
все они не врут.*

И найдешь кипчака,
и найдешь канлы
И потомков саков,
Мы от них – улы*.

А еще монголов,
и керей* с тобой
И аргын, найманов,*
весь народ степной.

Есть у нас конраты,
есть подрод - кият
Всюду наши братья,*
и меркит - наш брат.


В жузах расстворились,
разделен народ
Память не убили,
память не умрет.

Был еще – Аттила,*
был еще Шынгыз*
И Темир железный,
бывший из барлас.*

Все они кипчаки,
все они монгол
А еще и саки,
ты их всех учёл?!

Гордо реет знамя,
с небом голубым
Там орел на знамени,
он летит живым.

Как и прежде символ,
Тенгри ввысь зовет*
Там орел на знамени,
и зовет вперед!

И язык столетий,
и язык веков
Пыль тысячелетий
из казахских слов.



01 августа 2009 г.



*Обращение к старшему брату.
*Канлы/ КАНГЮЙ
5 июл 2011 – Китайский историк Сы Ма-цянь в своей хронике сообщает о кочевом государстве Кангюй, или Кандзюй и Кангха, где "обычаи сходны с юечжи". ...
*Все монгольские тюркские племена, и потомки кипчаков, канлы, уйсуней представлены в казахском этносе..

*Улы - старший
*Кереи, найманы и аргыны, но это не народы, а только лишь роды и племена одного народа.
*Предок кипчаков, а значит и казахов - Аттила
*Чингизхан
*Темирлан, из монгольского рода «барлас».
*Тенгри - единый бог голубого неба, у тюрков, монгол, прежде - у казахов.