Авторская строфа чераш - дополненный вариант

Никола Черашев
Автор не ставит своей задачей подробно излагать теорию и практику строфы – специалистам это известно, а интересующиеся могут найти достаточно информации в интернете; что касается авторской строфы, которую осмеливаюсь назвать черашем, то информация о ней здесь тоже достаточно кратка (слишком уж вопрос оказывается сложным и большим, а времени не хватает даже на стихи), но интересующийся вполне разберётся.
Вопросы, излагаемые здесь, требуют более полной и тщательной разработки и доработки (возможны также какие-то неточности и опечатки, к чему прошу отнестись снисходительно), поэтому по мере этого здесь возможны дополнения и изменения.
В жизни бывает всякое, но лично я, по крайней мере, не встречал у других авторов подобной строфы, и если читателям что-либо известно о подобном БУДУ БЛАГОДАРЕН за сообщение об этом с указанием источника. Принесу извинения опередившему меня, но рисовать поэмки и поэмы этой строфой продолжу.

Самое простое определение строфы: это – сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединенных или системой рифм и общей интонацией, или только общей интонацией и закономерно повторяющееся (сочетание) на протяжении стихотворного произведения. Различают строфы простые (двустишия, терцины, четверостишия, и др.) и сложные – составленные из простых. Более развернутые определения строфы и вообще более подробно о вопросах строфы можно узнать в интернете, набрав в окне поиска слово “строфа” или здесь, в стихире, кликнув в верху странички в правом углу “сервер”, в нём в дополнительных сервисах – “учебник стихосложения”; там есть раздел о строфах.

Теперь конкретно об авторской строфе.
Строфа чераша, или черашева строфа, или чераш – является сложной строфой, состоящей из 16-ти или 20-ти или 24-х или 28-ми строк (основные виды); имеется еще множество вариантов строфы (чераша:) как по комбинациям строк так и по усечённости строфы.
Изначально ни о какой теории строфы или ее практике как именно многовариантной строфы речь не шла. Просто лет 20 назад мне посчастливилось прийти к своей строфе, причем 20-тистрочной, по какому-то наитию, которой я и стал писать поэмки (например, именно такой двадцатистрочной строфой написаны все три части сказки-поэмки “Жили-были в королевстве…”). Постепенно вырисовывалась универсальность этой строфы и неизбежно пришла заинтересованность общей теорией строфы, её практикой у разных авторов, а затем и разработка теории и практики (скажем уж так) и своей строфы.
Сложилось своё определение строфы вообще – (как-нибудь сформулирую:)
В чераше основным моментом (определителем) является рифма в смысле сочетания строк, с учётом её слогового объема (мужские, женские (для большей грамотности можно было бы упомянуть о клаузуле) и с учётом длины (или размера или стопы) строки, в смысле соотношения строк (= подстроф) данной строфы между собой (с неизменяемым на протяжении поэмы построением строфы); при этом размер строки, как по количеству, так и по форме стоп, может быть любым (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест). По слоговому объёму у меня женская рифма сочетаеся с мужской или мужская – с женской, хотя возможно использование только женской или только мужской рифмы, поскольку бОльшим определителем здесь является всё-таки концевое созвучие (о начальных и внутренних рифмах не говорим), независимо от характера звучания (рифма точная – приблизительная, богатая – бедная, ассонанс – диссонанс и др.).
Каждая строфа представляет, в идеале, законченное целое, где, применительно к 20-ти строчному черашу, – условно: 1-4 строки – вступление, начало действия; 5-8 строки – начало развития действия; 9-12 строки – развитие действия с переходом в кульминацию (а иногда – к другому сопутствующему действию); 13-16 строки – кульминация (а иногда –  развитие другого действия), 17-20 – развязка. Соответствующая архитектоника и у 16-ти, 24-х и 28-ми строчных черашей, согласно их внутренней композиции.
Хотя следует ещё раз подчеркнуть, что это всё достаточно условно; иногда последняя строка очередной строфы переходит в первую строку последующей строфы, поскольку этого требует композиция поэмы, но сюжет строфы все-таки сохраняется. Вместе с тем вполне допустимо сочинение поэмы без её разделения в тексте на строфы, особенно когда применяется более усечённый вариант чераша (в этом случае подстрофы идут вкруговую друг за другом, разрываясь по смыслу, например, на главы – см., к примеру, сказки-поэмки “Жили семеро Емель”, “Снежная королева” - в них строфы (не подстрофы), как раз, идут вкруговую, разрываясь лишь на главы, рассказы; на страничке они пока опубликованы с разрывом строф – для того, чтобы удобнее было разыскивать строки, требующие исправлений).
Разумеется, в обязательном порядке строение всех строф (каждой по отношению к каждой) в поэме одинаково по всем признакам (и, разумеется, из этого возможны исключения).

Таким образом, можно дать определение чераша: (тоже как-нибудь сформулирую:))

Теперь более конкретно о практической стороне.
Несколько слов об условных обозначениях.
Если давать для наглядности принятое обозначение рифмовки строк прописными (женский род) и строчными (мужской род) буквами да при этом строчкой текста, и только, – то это как-то не смотрится в тексте, к тому же необходимо обязательно указывать размер строки, количество её слогов. Поэтому здесь одновременно приводится знаковое обозначение строки: знак ~ обозначает неударный слог, знак / означает ударный слог, при этом эти знаки приводятся в столбик, в результате даётся наглядное визуальное представление о размере строк и строе строфы – строка знаками есть слоговая строка строфы в произведении со стопным ударением. Справа от этих знаковых строк приводится буква, указывающая на рифмовку строк; при этом все буквы строчные (обычно же строчной буквой обозначается мужская рифма, а прописной – женская), поскольку ещё правее по строчке даётся для наглядности указание отдельно на вид рифмы по слоговому объему – муж (мужская) или жен (женская). В результате наглядно видна именно сочетаемость строк в строфе. На точки ……… внимания обращать не следует, они разбивают (разделяют) друг от друга группы обозначений, поскольку применение таблиц в стихире затруднено. Возможны некоторые искажения на странице файла и, или сервера (сайта), в связи с ручной разбивкой, или затруднение чтения, распечатки, в связи с разбивкой текста по страницам, но суть, думаю, будет понятна.
Первоначальная строфа, которая пришла ко мне – причем безотносительно, к написанию ли стихотворений, к написанию ли поэм, – была 20-тистрочной и имела следующий вид:

(№ строки)…(буквенная строка)………(знаковая строка)…(рифма)

*
1. Чаруют строфы душу и сознанье – ………..~/~/~/~/~/~ …а …жен
2. Единство слов глаголет обо всём. …………~/~/~/~/~/ …. б …муж
3. Раскрою сердце – пусть моё дерзанье …….~/~/~/~/~/~ …а …жен
4. Азы явлений людям принесёт. …………….~/~/~/~/~/ …..б …муж
5. Шагают строчки явственным узором, …… ~/~/~/~/~/~ …в …жен
6. На них азы выводит карандаш, ……………~/~/~/~/~/ …..г …муж
7. И виден в них весь мир чудесный наш.…~/~/~/~/~/ …..г …муж
8. Когда б ещё такое перед взором …………..~/~/~/~/~/~ …в …жен
9. Овеществило в красках бренный мир? ……~/~/~/~/~/ … д …муж
10.Людская жизнь – азов переплетенье, …… ~/~/~/~/~/~ …е….жен
11.А проще чтО строфизма этих лир! ……… ~/~/~/~/~/ …..д …муж
12.Я умолчу. Но пусть моё творенье ………. ~/~/~/~/~/~ … е …жен
13.Чуть-чуть хотя б раскроет это всем. ……. ~/~/~/~/~/ …. ж …муж
14.Ещё, читатель, глас предупрежденья: ……~/~/~/~/~/~ ... з …жен
15.Радей вот это всё без осужденья, …………~/~/~/~/~/~ …з …жен
16.А то всё зря окажется совсем. …………… ~/~/~/~/~/ ….ж … муж
17.Широк напев строфы двадцатистишья: … ~/~/~/~/~/~ …и …жен
18.Есть времена в нём полного затишья, ……~/~/~/~/~/~ …и …жен
19.В нём есть и буря – и мы в том плывём. …~/~/~/~/~/ …...к …муж
20.А если так, то, значит, мы – живём! ………~/~/~/~/~/ …. к …муж

Прошу не судить строго за текст и возможный максимализм – стихотворение написано достаточно давно, и теперь бы я, вероятно, добавил или, точнее, заменил бы что-нибудь на (про) Идущеговдаль без посоха и сумы, добавив еще 4 строки (после 8-й), поскольку этот приведённый чераш оказался, как выяснилось позднее, усечённым (а как выяснилось ещё позднее – малым усечённым черашем:).
Прошу обратить внимание, что здесь в ямбической по стопе строке (пятистопный ямб) ударение приводится тоже “ямбическое” – неударный/ударный, в то время как более точным будет обозначение ударения (по 1-й строке): ~~~/~/~~~/~ Но будем обозначать именно стоповое ударение, иначе из-за грамотности запутаемся. При этом вместо ямба здесь в качестве примера может быть приведён хорей, а вместо того и другого – дактиль, амфибрахий или анапест.
Внимательный читатель уже всё увидел, и удивился, что всё очень просто – именно так.
В качестве примера можно посмотреть сказки, написанные 20-строчной строфой: “Судись, да думай”, “Репка”, “А король-то голый!”, “Змей Горыныч”.
Но к разбору строфы или к её пояснениям вернёмся позднее, а пока перейдём к более полным вариантам чераша.

По мере раздумий над строфой, вообще и в частности, за эти 20 лет у меня окончательно сформировалось представление о моей строфе и её вариантах. За это время поэмки и поэмы были написаны именно этой строфой, в различных её вариантах, за обработку и доработку которых сейчас и взялся. Строфу эту рассматриваю как поэМическую, хотя, конечно, пишу ею и именно стихотворения.
После нахождения приведённой выше 20-ти строчной строфы по наитию, дальнейший ход рассуждений, кратко, был следующим (хотя здесь, возможно, процесс мной идеализируется: скорее наоборот – рассуждения вытекали из моих поисков, и по мере нахождение новых вариантов черашей, формировалось понимание, какими должны быть эти рассуждения); итак – рассуждения:
Сложная строфа состоит из строф простых. Наиболее распространенной простой строфой в русском стихосложении является четверостишие. Поэтому сложная русская строфа должна состоять, лучше, из четверостиший. Простая строфа в сложной строфе, в том числе, и особенно в чераше, не должна повторяться в смысле одинаковости рифм при сочетаемости по рифме и расположению строк по размеру. В последнем смысле – сочетаемости строк – получается ПРАВИЛО: последняя строка предыдущего четверостишия сочетается с первой строкой последующего четверостишия как противоположная – муж/жен или жен/муж, включая и последнюю строку предыдущей строфы и первую строку последующей строфы. (Наверное, все-таки надо бы употребить здесь понятие клаузулы, но пусть это сделает читатель). То есть эти строки (последняя предшествующего и первая последущего) сочетаются как разные по роду рифмы и по количеству слогов.
(Несомненно, вспоминается французское правило чередования при рифмовке – рядом стоящие два стиха одного рода окончания обязательно рифмуются меж собой, а два соседних стиха, не рифмующиеся меж собой, должны быть разных родов окончания; а также эти правила, проникшие в Россию из той же Франции с помощью Германии и введённые ещё Ломоносовым на смену обязательности только женских рифм.)
Вероятно, можно зарифмовать чераша по приведённому положению рифмы в строфе (смежно, перекрёстно и опоясано (охватно) и с применением только мужской или только женской рифмы, но вид и восприятие строфы, вероятно, будут утрачены. И если уж более точно – это возможно, вероятно, только для половины более полного 24-хстрочного чераша – или верхней(первая половина) или нижней (вторая половина) – см. ниже о вариантах чераша. Как-нибудь попробую так написать. Всё начинал, но всегда сбивался… Да и времени, как всегда не хватает на всё… Четверостишия, как простые строфы, формирующие сложную строфу вообще и чераша в частности, можно бы именовать подстрофами, чтобы не путаться в понятиях строф.
Ещё следует заметить, что вполне возможно сочетание последней строки (женская рифма) второго четверостишия (для 20 строчного чераша) с первой строкой третьего четверостишия с женской же рифмой, как и последней строки этого третьего четверостишия (тоже женская рифма) с первой строкой четвертого тоже с женской рифмой – по мере сочинения поэм что-то так и тянет это сделать; но тогда четверостишия будут повторяться (внутри одной строфы, что представляется недопустимым) и их надо будет разделять (ставить между ними) соответствующими двустишиями; поэтому приходится возвращаться к ритму, заданному самой первой строфой…

Если вновь обратиться к четверостишию как простой строфе, то мы, в итоге, сможем набрать всего 6-ть (шесть!) возможных в стихосложении четверостиший. Расположим их по мере наибольшего употребления (по сочетаемости рифмы и длины строки) – частотности, – поставив два четверостишия, образованных из двустиший, в конец – ещё раз повторившись, что стопа по размеру (от двусложного до пятисложного) может быть совершенно разной (от ямба – до анапеста), как и строка по размеру. 
(На всякий случай: Стопа – в двусложных размерах (где ударение падает через слог – хорей и ямб) это группа слогов по два слога (1-я стопа – первые 2 слога стиха (строки), 2-я стопа – 3-4слоги, 3-я стопа – 5-6 слоги и т.д.); здесь последние слоги стиха, после последнего ударения принадлежат стопе, находящейся под этим ударением. В трехсложных размерах (где ударения падают через два слога на третий – дактиль, амфибрахий, анапест) стопа это группа слогов по три слога (1-я стопа – 1-3 слоги, 2-я стопа – 4-6 слоги, 3-я стопа – 7-9 слоги и т.д.). Есть еще размеры четырехсложные и пятисложные. (Не путать это с количеством слогов в строке). В пределах каждой одной стопы всегда только одно ритмическое ударение – сколько стоп в стихе (строке) – столько и ритмических ударений. Для этого, попросту, и необходимо понятие стопы. НО стопа – понятие условное, она помогает анализировать стих, устанавливать особенность его ритма. А стих состоит из слов, произношение которых не следует подчинять стопе, стопному ударению – стопа только объясняет, почему слова в стихе (строке) располагаются в определённом порядке. И звучать в словах должны только те ударения, которые несёт то или иное слово. (Например, первая строка приведённого выше 20-строчного чераша по стопе является ямбической строкой (пятистопный ямб) и ударение в ней приводилось тоже “ямбическое” – неударный/ударный (для анализа строки), в то же время в действительности словесное ударение этой строки будет: ~~~/~/~~~/~).
Стих же – это строка стихотворения; я обычно всегда говорю о строке, стараясь не употреблять слова «стих» в подобных пояснениях, чтобы это понятие не путаталось с понятием «стихотворение».)

Покажем все эти возможные (т.е. – всего шесть) простые подстрофы-четверостишия на примере всё того же пятистопного ямба, поскольку ямб в н.вр. наиболее употребителен (правда, пожалуй, четырёхстопный), несмотря на всю божественность хорея:

~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
~/~/~/~/~/ ………б ……муж
~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
~/~/~/~/~/ ………б ……муж

~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
~/~/~/~/~/ ………г …… муж
~/~/~/~/~/ ………г …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен

~/~/~/~/~/ ………д …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
~/~/~/~/~/ ………д …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. е ……. жен

~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
~/~/~/~/~/ ………ж …… муж

~/~/~/~/~/~ ……..и ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……..и ……..жен
~/~/~/~/~/ ……….к …….муж
~/~/~/~/~/ ……… к …… муж

~/~/~/~/~/ ………л ……. муж
~/~/~/~/~/ ………л ……. муж
~/~/~/~/~/~ ……..м ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……..м ……..жен

Последние два четверостишия составлены, по сути, каждый из двух двустиший, и каждый из них уже сам по себе – сложная строфа, но с учетом рифмовки двухстиший и их расположения по отношению друг к другу (в результате чего и образуется четверостишие), полагаю, их не только можно, но и нужно считать четверостишиями. Тем более, русские народные сказки в стихах всегда заканчиваются, да и начинаются часто, именно такими четверостишиями.

Теперь, учитывая правило сочетания последней строки предыдущего четверостишия с первой строкой последующего четверостишия (проще говоря, правило расположения четверостиший или подстроф внутри строфы), можно определить все возможные варианты чераша, как полного, так и усечённого, и придумать еще множество разных усечённых вариантов с разным расположением четверостиший (благодаря их перестановке) внутри строфы, в том числе – по минимуму – до 12 строк, а возможно, и до 10-ти (когда вместо того или иного из приведённых двух последних четверостиший используется две его строки – первые или последние, т.е. двустишие).

Если говорить о классическом (прошу прощения за слово:) полном варианте чераша в 24 строки, то он будет выглядеть так:
*
1. Было чтО иль не было – всё наше, …~/~/~/~/~/~ …а…жен
2. Дорогая-милая, у нас. ……………….~/~/~/~/~/ …..б…муж
3. И Черашев я иль не Черашев, ………~/~/~/~/~/~ …а…жен
4. Кто ещё ли, – только и сейчас ………~/~/~/~/~/ ….б…муж
5. Тоже наше всё, чтО мы имеем. ……..~/~/~/~/~/~ …в. ..жен
6. Ты меня стихами не вини – …………~/~/~/~/~/ …..г ...муж
7. Строчками живут во мне они. ………~/~/~/~/~/ …. г…муж
8. Просто, не всегда читать умеем ……~/~/~/~/~/~ … в…жен
9. Их мы в нашу сущность бытия, ……~/~/~/~/~/ …...л…муж
10.Не умею, может быть, и я, …………~/~/~/~/~/……л…муж
11.Но пишу, поскольку в них дыханье  ~/~/~/~/~/~…..м…жен
12.И души хотя бы трепыханье. ………~/~/~/~/~/~…. м…жен
13.А без них я вовсе не живу. …………~/~/~/~/~/……д…муж
14.Все в душе своей мы что-то носим…~/~/~/~/~/~ …е….жен
15.Дай тебя сейчас я обниму, …………~/~/~/~/~/……д….муж
16.Ты – меня, года о том не спросим. …~/~/~/~/~/~…е…..жен
17.Будем дальше вместе долго жить, …~/~/~/~/~/ … ж….муж
18.Ни о чём сердцами не жалея ……… ~/~/~/~/~/~ …з…..жен
19.И друг друга понимать умея. ………~/~/~/~/~/~. ...з ….жен
20.Общим этим будем дорожить. …… ~/~/~/~/~/……ж….муж
21.С Днём рождения я поздравляю …..~/~/~/~/~/~ …..и….жен
22.Вновь тебя, всего тебе желаю. …… ~/~/~/~/~/~ …..и….жен
23.Расцветает жизнь у нас весной. ……~/~/~/~/~/ ……к…муж
24.Я с тобою в ней, а ты со мной. ……~/~/~/~/~/ …….к …муж

Стихотворение – пятистопный хорей. В строках 9-12 (которых и нет в 20-тистрочном чераше, почему тот и называется усечённым) обозначение рифмы приводится буквами не в алфавитном порядке – для простоты копирования при составлении данного текста, что не играет какой-либо роли. Именно эти строки (9-12) и есть последнее четверостишие из всех возможных четверостиший, приведенных перед этим выше (получается, что оно заканчивает первую половину чераша), а строки 20-24 есть предпоследнее четверостишие из них. (Много позднее выяснилось, что этот 24-х строчный чераш правильнее называть малым полным черашем – см. ниже).
Таким 24-х строчным черашем написаны, к примеру, сказки-поэмки “Сивка-бурка”, “Маленький Мук”, “Кот в сапогах”, “Золушка”.

Из этих 20-ти строчного или 24-х строчного черашей можно вывести различные варианты других черашей путем перестановки подстроф-четверостиший (с соблюдением Правила сочетаемости строк – см. выше).
Например, для 20-ти строчного:
Начиная строфу с 5-й строки (со второго четверостишия), поставив 1-е четверостишие перед последним четверостишием:
~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
~/~/~/~/~/ ………г …… муж
~/~/~/~/~/ ………г …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
~/~/~/~/~/ ………д …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
~/~/~/~/~/ ………д …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. е …….жен
~/~/~/~/~/ ………ж ……муж
~/~/~/~/~/~ ……. з …….жен
~/~/~/~/~/~ ……. з …….жен
~/~/~/~/~/ ………ж ……муж
~/~/~/~/~/~ ……. а …….жен
~/~/~/~/~/ ………б …….муж
~/~/~/~/~/~ ……. а …….жен
~/~/~/~/~/ ………б …….муж
~/~/~/~/~/~ ……..и …….жен
~/~/~/~/~/~ ……..и …….жен
~/~/~/~/~/ ……….к …….муж
~/~/~/~/~/ ……… к …… муж
При этом здесь можно изъятое 1-е четверостишие поставить последним, и тогда бывшее последнее четверостишие в первоначальном чераше будет предпоследним.

Начиная строфу с 9-й строки (с третьего четверостишия), поставив 1-е и 2-е четверостишия после последнего (если поставить их перед последним четверостишием, то будет несочетание последней строки 2-го четверостишия с 1-й строкой последнего четверостишия):
~/~/~/~/~/ ………д …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
~/~/~/~/~/ ………д …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. е ……. жен

~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
~/~/~/~/~/ ………ж …… муж

~/~/~/~/~/~ ……..и ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……..и ……..жен
~/~/~/~/~/ ……….к …….муж
~/~/~/~/~/ ……… к …… муж

~/~/~/~/~/~ ……. а …… жен
~/~/~/~/~/ ………б …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. а …… жен
~/~/~/~/~/ ………б …… муж

~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
~/~/~/~/~/ ………г …… муж
~/~/~/~/~/ ………г …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
и так далее… – не буду утомлять читателя, который может сам составить эти варианты, в том числе и по 24-хстрочному черашу.

В случае, если в приведенных примерах относиться к двум подстрофам 
~/~/~/~/~/~ ……..и ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……..и ……..жен
~/~/~/~/~/ ……….к …….муж
~/~/~/~/~/ ……… к …… муж
и
~/~/~/~/~/ ..……..и ……. жен
~/~/~/~/~/ ..……..и ……..жен
~/~/~/~/~/~ ……..к …….муж
~/~/~/~/~/~ ……. к …… муж
как к двустишиям и исключить их из строфы чераш, то оставшиеся четыре подстрофы составят ядро чераша (16 строк):

1   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
2   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
3   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
4   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж

5   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
6   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
7   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
8   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен

9   ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
10 ~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
11 ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
12 ~/~/~/~/~/~ ……. е ……. жен

13 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
14 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
15 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
16 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж

или:
1   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
2   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
3   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
4   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
5   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
6   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
7   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
8   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
9   ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
10 ~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
11 ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
12 ~/~/~/~/~/~ ……. е ……. жен
13 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
14 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
15 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
16 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
– ядро в том смысле, что в нём нет двустиший или четверостиший, составленных из двустиший (и эти 16 строк сами по себе являются строфой, т.е. 16-ти строчным черашем) и что подстрофы (а тем самым и строки) внутри ядра могут быть поставлены друг за другом, с соблюдением Правила сочетаемости, именно так, именно в такой последовательности, как указано, не иначе. То есть, именно в порядке (нумерация подстроф ядра по порядку сверху вниз): 1, 2, 3, 4 или в вариантах последующих перестановок подстроф только друг за другом: 2, 3, 4, 1 или 3, 4, 1, 2 или 4, 1, 2, 3 – не иначе; в противном случае Правило сочетаемости строк и подстроф нарушается. То есть, изменение расположения подстроф внутри того или иного из этих четырёх вариантов ядра, может привести только к одному из этих же четырёх вариантов. Ни в одном варианте никак иначе ни одну подстрофу (четверостишие) никуда внутри этого варината переставить нельзя. Считаю это моим авторским открытием, и именно это позволяет мне применить определение “чераш”, в том числе и относительно всех вариантов построения сложной строфы из четверостиший. Для отличия этот чераш можно назвать ядерным черашем или основным ядерным черашем (в последовательности подстроф 1, 2, 3, 4). Подстрофы или четверостишия как элементы 16-ти строчной строфы путём их перестановки составляют варианты ядра, то есть – самостоятельные строфы или ядерные чераши (а в сумме эти варианты ядра, поставленные друг за другом, составляют круг черашей из круга подстроф, если можно так выразиться).
Следуя логике выражения мыслей, при написании данной статьи следовало бы начать её именно с этого вопроса – с ядра подстроф – с 16-ти строчного чераша, а далее уже переходить к 20-ти, 24-х , 28-ми строчным черашам и к различным их вариантам. Но, как отмечалось выше, творческий поиск здесь следовал впереди логики:) и это я уже теперь пытаюсь поиск подстроить под логику. А поскольку статья писалась и пишется с постоянными уточнениями, исправлениями и дополнениями, то и получается, как получается (в надежде, что когда-нибудь всё доработаю окончательно:))

При написании поэм большого размера эти строфы (16 строк в целом как ядро) тоже могут следовать друг за другом вкруговую, начиная с любой подстрофы, составляя круг 16-ти строчных черашей (из кругов самих ядерных черашей). Один круг в таком случае можно рассматривать как главу или песнь произведения. При этом, на мой взгляд, следуя логике построения строфы, должно соблюдаться правило сочетания подстроф (последняя строка каждого предыдущего чераша сочетается с первой строкой каждого последующего чераша как разностопная и разнородная по рифме). Поэтому, когда возникает несочетание этого (после первого варианта составления кругов и один раз при составлении круга) необходимо использовать соответствующее двустишие (или с женской или с мужской рифмой при равностопности строк).
Составление ядерного круга (круги могут составляться и из других неядерных  вариантов черашей) возможно по трём основным вариантам.

Первый – последовательное чередование друг за другом 16-ти строчных строф (черашей) в целом (т.е. первый чераш (1-16 строки), за ним – второй подобный по построению чераш (1-16 строки), за ним – третий… и т.д.); конец такого круга определяется композицией произведения. Этот вариант чередования черашей прост, потому схематично не приводится.

Второй – последовательная перестановка подстроф в конец строфы чераш с нарастанием переставляемых подстроф (1. перестановка одной первой подстрофы; 2. перестановка первой и второй подстроф; 3. перестановка первой, второй и третьей подстроф).
В этом случае круг будет выглядеть (для наглядности представим получающиеся в результате последовательной перестановки подстроф варианты строфы раздельно друг от друга) следующим образом (нумерацию строк оставляем первоначальной):
1   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
2   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
3   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
4   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
5   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
6   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
7   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
8   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
9   ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
10 ~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
11 ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
12 ~/~/~/~/~/~ ……. е ……. жен
13 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
14 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
15 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
16 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж

5   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
6   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
7   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
8   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
9   ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
10 ~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
11 ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
12 ~/~/~/~/~/~ ……. е ……. жен
13 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
14 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
15 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
16 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
1   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
2   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
3   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
4   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
                не сочетается
9   ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
10 ~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
11 ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
12 ~/~/~/~/~/~ ……. е ……. жен
13 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
14 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
15 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
16 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
1   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
2   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
3   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
4   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
5   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
6   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
7   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
8   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен

13 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
14 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
15 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
16 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
1   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
2   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
3   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
4   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
5   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
6   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
7   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
8   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
9   ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
10 ~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
11 ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
12 ~/~/~/~/~/~ ……. е ……. жен

или круг в целом:

1   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
2   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
3   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
4   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
5   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
6   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
7   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
8   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
9   ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
10 ~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
11 ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
12 ~/~/~/~/~/~ ……. е ……. жен
13 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
14 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
15 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
16 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
5   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
6   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
7   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
8   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
9   ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
10 ~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
11 ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
12 ~/~/~/~/~/~ ……. е ……. жен
13 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
14 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
15 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
16 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
1   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
2   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
3   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
4   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
                не сочетается
9   ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
10 ~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
11 ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
12 ~/~/~/~/~/~ ……. е ……. жен
13 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
14 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
15 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
16 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
1   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
2   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
3   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
4   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
5   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
6   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
7   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
8   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
13 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
14 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
15 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
16 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
1   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
2   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
3   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
4   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
5   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
6   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
7   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
8   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
9   ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
10 ~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
11 ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
12 ~/~/~/~/~/~ ……. е ……. жен

Несочетаемость 2-го и 3-го черашей (последняя строка 2-го и первая строка 3-го), то есть строк 4 и 9, может быть устранена вставкой между ними двустишия женского по рифме и со стопностью, соответствующей стопности рассматриваемого чераша (здесь в примере – пятистопный ямб; и в первом круге двустишие будет с женской рифмой, во втором круге – с мужской, в третьем – снова с женской и т.д.); в то же время возможно, по композиции произведения, обойтись и без двустишия, оставив данную несочетаемость как исключение.

С использованием двустишия для устранения указанной несочетаемости в приведённом круге этот, первый, круг будет выглядеть так:
1   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
2   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
3   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
4   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
5   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
6   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
7   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
8   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
9   ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
10 ~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
11 ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
12 ~/~/~/~/~/~ ……. е ……. жен
13 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
14 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
15 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
16 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
5   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
6   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
7   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
8   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
9   ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
10 ~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
11 ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
12 ~/~/~/~/~/~ ……. е ……. жен
13 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
14 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
15 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
16 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
1   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
2   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
3   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
4   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
… ~/~/~/~/~/~ ……. х ……. жен
… ~/~/~/~/~/~ ……. х ……. жен               
9   ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
10 ~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
11 ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
12 ~/~/~/~/~/~ ……. е ……. жен
13 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
14 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
15 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
16 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
1   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
2   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
3   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
4   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
5   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
6   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
7   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
8   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
13 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
14 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
15 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
16 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
1   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
2   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
3   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
4   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
5   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
6   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
7   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
8   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
9   ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
10 ~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
11 ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
12 ~/~/~/~/~/~ ……. е ……. жен

Такое применение чераша подходит для сказок и для эпических (не побоимся такого слова в наше скоротечное время) поэм-сказаний; при этом начало и завершение круга можно выразить подстрофой из двустиший – в других (20-ти, 24-х, 28-ми строчных) основных видах чераша это последняя подстрофа:
~/~/~/~/~/~ ……..и ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……..и ……..жен
~/~/~/~/~/ ……….к …….муж
~/~/~/~/~/ ……… к …… муж
В конце-концов круг из ядерных :) подстроф в таком случае будет выглядеть:
… ~/~/~/~/~/~ ……..и ……. жен
… ~/~/~/~/~/~ ……..и ……..жен
… ~/~/~/~/~/ ……….к …….муж
… ~/~/~/~/~/ ……… к …… муж
1   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
2   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
3   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
4   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
5   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
6   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
7   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
8   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
9   ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
10 ~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
11 ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
12 ~/~/~/~/~/~ ……. е ……. жен
13 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
14 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
15 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
16 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
5   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
6   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
7   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
8   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
9   ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
10 ~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
11 ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
12 ~/~/~/~/~/~ ……. е ……. жен
13 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
14 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
15 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
16 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
1   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
2   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
3   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
4   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
… ~/~/~/~/~/~ ……. х ……. жен
… ~/~/~/~/~/~ ……. х ……. жен               
9   ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
10 ~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
11 ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
12 ~/~/~/~/~/~ ……. е ……. жен
13 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
14 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
15 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
16 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
1   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
2   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
3   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
4   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
5   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
6   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
7   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
8   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
13 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
14 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
15 ~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
16 ~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
1   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
2   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
3   ~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
4   ~/~/~/~/~/ ………б ……муж
5   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
6   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
7   ~/~/~/~/~/ ………г …… муж
8   ~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
9   ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
10 ~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
11 ~/~/~/~/~/ ………д …… муж
12 ~/~/~/~/~/~ ……. е ……. жен
… ~/~/~/~/~/~ ……..и ……. жен
… ~/~/~/~/~/~ ……..и ……..жен
… ~/~/~/~/~/ ……….к …….муж
… ~/~/~/~/~/ ……… к …… муж

Третий основной вариант составления круга из ядерных подстроф – путём последовательной перестановки по одной строфе (первой; второй; третьей) – с перестановкой первой и каждой последующей подстрофы, не трогая остающихся предшествующих и последующих подстроф. ЧтО из этого получается – читатель может попробовать вывести сам (я боюсь запутаться:)

В связи с упоминанием подстрофы
~/~/~/~/~/~ ……..и ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……..и ……..жен
~/~/~/~/~/ ……….к …….муж
~/~/~/~/~/ ……… к …… муж
и её применением здесь в начале и конце строфного круга, круга - как законченной целой единицы поэмы (с точки зрения архитектоники произведения), следует упомянуть одно обстоятельство относительно определения строфы вообще.
Ранее мы рассматривали чераш, не допуская в нём повторения подстроф. Придерживаясь же точки зрения, что сложная строфа должна начинаться и кончаться подстрофой одного и того же по построению вида (в чераше – четверостишием или двойным двустишием (что автор рассматривает как четверостишие), авторская полная 24-х строчная строфа чераш должна в таком случае выглядеть как 28-ми строчная (1-е и 7-е, т.е. первое и последнее, четверостишия повторяются, в смысле своего построения):

~/~/~/~/~/~ ……..н ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……..н ……..жен
~/~/~/~/~/ ……….о …….муж
~/~/~/~/~/ ……… о …… муж

~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
~/~/~/~/~/ ………б ……муж
~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
~/~/~/~/~/ ………б ……муж

~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
~/~/~/~/~/ ………г …… муж
~/~/~/~/~/ ………г …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен

~/~/~/~/~/ ………л ……. муж
~/~/~/~/~/ ………л ……. муж
~/~/~/~/~/~ ……..м ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……..м ……..жен

~/~/~/~/~/ ………д …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
~/~/~/~/~/ ………д …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. е ……. жен

~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
~/~/~/~/~/ ………ж …… муж

~/~/~/~/~/~ ……..и ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……..и ……..жен
~/~/~/~/~/ ……….к …….муж
~/~/~/~/~/ ……… к …… муж

или как единое целое, что и является строфой:

~/~/~/~/~/~ ……..н ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……..н ……..жен
~/~/~/~/~/ ……….о …….муж
~/~/~/~/~/ ……… о …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. а ……..жен
~/~/~/~/~/ ………б ……..муж
~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
~/~/~/~/~/ ………б ……муж
~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
~/~/~/~/~/ ………г …… муж
~/~/~/~/~/ ………г …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
~/~/~/~/~/ ………л …….муж
~/~/~/~/~/ ………л …… муж
~/~/~/~/~/~ ……..м …….жен
~/~/~/~/~/~ ……..м …….жен
~/~/~/~/~/ ………д …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
~/~/~/~/~/ ………д …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. е ……. жен
~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
~/~/~/~/~/~ ……..и ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……..и ……..жен
~/~/~/~/~/ ……….к …….муж
~/~/~/~/~/ ……… к …… муж

Таким образом получился 28-ми строчный большой полный чераш (назовём уж так эту строфу, пока не найдём для неё более подходящего наименования:) Впрочем, можно назвать её «28-ми строчный чераш». Из сочетания строк этого чераша видно, что его последняя строка сочетается с его первой строкой, т.е этот чераш можно использовать в поэме (располагая друг за другом).
Именно таким черашем написана сказка-поэмка “Иван-царевич и Серый волк”.

Исключая из этого 28-строчного чераша подстрофы, без которых можно обойтись при соблюдении правила сочетаемости подстроф, получим следующие варианты чераша, среди которых увидим и те, о которых уже говорилось  (– кроме 28-ми строчного чераша, еще 3 варианта, а всего, считая 28-строчный, – 4 варианта).

24-х строчный большой чераш с усечением 4-й подстрофы – назовём его «большой усечённый чераш» (точки вместо исключенной подстрофы оставлены для наглядности, на них можно не обращать внимания):
~/~/~/~/~/~ ……..н …….жен
~/~/~/~/~/~ ……..н …….жен
~/~/~/~/~/ ………о …….муж
~/~/~/~/~/ ………о …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. а …… жен
~/~/~/~/~/ ………б …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. а …… жен
~/~/~/~/~/ ………б …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
~/~/~/~/~/ ………г …… муж
~/~/~/~/~/ ………г …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
……………………………...
……………………………...
……..……………………….
……..……………………….
~/~/~/~/~/ ………д …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
~/~/~/~/~/ ………д …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. е …….жен
~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
~/~/~/~/~/~ ……..и ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……..и ……..жен
~/~/~/~/~/ ……….к …….муж
~/~/~/~/~/ ……… к …… муж
то есть:
~/~/~/~/~/~ ……..н ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……..н ……..жен
~/~/~/~/~/ ……….о …….муж
~/~/~/~/~/ ……… о …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. а …… жен
~/~/~/~/~/ ………б …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. а …… жен
~/~/~/~/~/ ………б …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
~/~/~/~/~/ ………г …… муж
~/~/~/~/~/ ………г …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
~/~/~/~/~/ ………д …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
~/~/~/~/~/ ………д …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. е ……. жен
~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
~/~/~/~/~/~ ……..и ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……..и ……..жен
~/~/~/~/~/ ……….к …….муж
~/~/~/~/~/ ……… к …… муж

24-х строчный малый полный чераш с усечением 1-й подстрофы (– 1-й подстрофы 28-ми строчного большого полного чераша) – назовём его «малый полный чераш»:
 ……………………………...
……………………………...
……..……………………….
……..……………………….
~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
~/~/~/~/~/ ………б ……муж
~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
~/~/~/~/~/ ………б ……муж
~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
~/~/~/~/~/ ………г …… муж
~/~/~/~/~/ ………г …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
~/~/~/~/~/ ………л ……. муж
~/~/~/~/~/ ………л …… муж
~/~/~/~/~/~ ……..м ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……..м ……..жен
~/~/~/~/~/ ………д …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
~/~/~/~/~/ ………д …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. е ……. жен
~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
~/~/~/~/~/~ ……..и ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……..и ……..жен
~/~/~/~/~/ ……….к …….муж
~/~/~/~/~/ ……… к …… муж
то есть:
~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
~/~/~/~/~/ ………б ……муж
~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
~/~/~/~/~/ ………б ……муж
~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
~/~/~/~/~/ ………г …… муж
~/~/~/~/~/ ………г …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
~/~/~/~/~/ ………л ……. муж
~/~/~/~/~/ ………л …… муж
~/~/~/~/~/~ ……..м ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……..м ……..жен
~/~/~/~/~/ ………д …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
~/~/~/~/~/ ………д …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. е ……. жен
~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
~/~/~/~/~/~ ……..и ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……..и ……..жен
~/~/~/~/~/ ……….к …….муж
~/~/~/~/~/ ……… к …… муж

20-ти строчный малый чераш с усечением 1-й и 4-й подстроф – назовём его «малый усечённый чераш» (или просто «двадцатистрочный чераш»):
……………………………...
……………………………...
……..……………………….
……..……………………….
~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
~/~/~/~/~/ ………б ……муж
~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
~/~/~/~/~/ ………б ……муж
~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
~/~/~/~/~/ ………г …… муж
~/~/~/~/~/ ………г …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
……………………………...
……………………………...
……..……………………….
……..……………………….
~/~/~/~/~/ ………д …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
~/~/~/~/~/ ………д …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. е ……. жен
~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
~/~/~/~/~/~ ……..и ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……..и ……..жен
~/~/~/~/~/ ……….к …….муж
~/~/~/~/~/ ……… к …… муж
то есть:
~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
~/~/~/~/~/ ………б ……муж
~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
~/~/~/~/~/ ………б ……муж
~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
~/~/~/~/~/ ………г …… муж
~/~/~/~/~/ ………г …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
~/~/~/~/~/ ………д …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
~/~/~/~/~/ ………д …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. е ……. жен
~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
~/~/~/~/~/~ ……..и ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……..и ……..жен
~/~/~/~/~/ ……….к …….муж
~/~/~/~/~/ ……… к …… муж

Каждый чераш в любом из приведённых основных вариантов (4 варианта) может составлять минимальную единицу архитектоники поэмы (как, в принципе, и любой иной вариант)…

Далее варианты чераша могут быть получены в результате всевозможных перестановок и\или усечения подстоф в том или ином чераше; с использованием перевёрнутых и половинных черашей; с применением отдельных двустиший, о чём уже говорилось выше.
А соединение (объединение) черашей в главы, песни, части (и т.п.) поэмы происходит в соответствии с общим сюжетом или планом, архитектоникой, этой поэмы, с одной стороны, и в соответствии с фабулой, композицией, этого произведения – с другой стороны. НО:): искусство должно сочетаться с творчеством; работая над формой произведения, не следует забывать о работе над его содержанием, чтобы не получилось искусства без творчества.
Различные подобные варианты чераша особенно применены мной в коротких сказках-поэмках; не привожу конкретные примеры, чтобы не запутаться (как-нибудь доработаю:), но можно посмотреть сказки “Хитрая лиса”, “Петушок – золотой гребешок”, “Колобок”, “Стойкий оловянный солдатик”, “Дюймовочка”, “Огниво”, “Бременские музыканты”, “Принцесса на горошине” и др. Но во всех поэмках строфа (применяемый чераш) повторяется по своему построению на протяжении всего текста, как правило, без изменения.

Выше приводилось 6-ть максимально возможных по количеству четверостиший в русском стихосложении:
~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
~/~/~/~/~/ ………б ……муж
~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
~/~/~/~/~/ ………б ……муж

~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
~/~/~/~/~/ ………г …… муж
~/~/~/~/~/ ………г …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен

~/~/~/~/~/ ………д …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
~/~/~/~/~/ ………д …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. е ……. жен

~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
~/~/~/~/~/ ………ж …… муж

~/~/~/~/~/~ ……..и ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……..и ……..жен
~/~/~/~/~/ ……….к …….муж
~/~/~/~/~/ ……… к …… муж

~/~/~/~/~/ ………л ……. муж
~/~/~/~/~/ ………л ……. муж
~/~/~/~/~/~ ……..м ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……..м ……..жен

Первые четыре являются основными (ядерными), последние два – неосновными, поскольку состоят из двустиший (являясь в то же время четверостишиями).
Выделив основные :
~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
~/~/~/~/~/ ………б ……муж
~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
~/~/~/~/~/ ………б ……муж

~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
~/~/~/~/~/ ………г …… муж
~/~/~/~/~/ ………г …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен

~/~/~/~/~/ ………д …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
~/~/~/~/~/ ………д …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. е ……. жен

~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
видим у них определенную ассиметричную парную зеркальность четверостиший (1 – 3, 2 – 4), то есть (сравниваем левый и правый столбцы):
~/~/~/~/~/~ …а …жен ………… ~/~/~/~/~/ ……д …муж
~/~/~/~/~/ …..б …муж ………… ~/~/~/~/~/~ … е… жен
~/~/~/~/~/~ …а …жен ………… ~/~/~/~/~/ ……д …муж
~/~/~/~/~/ …..б …муж ………… ~/~/~/~/~/~ … е …жен

~/~/~/~/~/~ …в …жен ………… ~/~/~/~/~/ ……ж …муж
~/~/~/~/~/ …..г …муж ………… ~/~/~/~/~/~ …. з … жен
~/~/~/~/~/ …..г …муж ………… ~/~/~/~/~/~ …. з … жен
~/~/~/~/~/~ …в …жен ………… ~/~/~/~/~/ ……ж …муж
продолжая в столбцы основные подстрофы-четверостишия неосновными, учитывая правило сочетаемости подстроф, получим:
~/~/~/~/~/~ …..а …жен ………… ~/~/~/~/~/ ……д …муж
~/~/~/~/~/ ……б …муж ………… ~/~/~/~/~/~ …е…..жен
~/~/~/~/~/~ … а …жен ………… ~/~/~/~/~/ ……д … муж
~/~/~/~/~/ ……б …муж ………… ~/~/~/~/~/~ …е … жен

~/~/~/~/~/~ …. в …жен ………… ~/~/~/~/~/ ……ж …муж
~/~/~/~/~/ ……г …муж ………… ~/~/~/~/~/~ …. з … жен
~/~/~/~/~/ ……г …муж ………… ~/~/~/~/~/~ …. з … жен
~/~/~/~/~/~ …. в …жен ………… ~/~/~/~/~/ ……ж …муж

~/~/~/~/~/ ……л …муж…………~/~/~/~/~/~ ……и …жен
~/~/~/~/~/ ……л …муж…………~/~/~/~/~/~ ……и …жен
~/~/~/~/~/~ …..м …жен …………~/~/~/~/~/ …… к …муж
~/~/~/~/~/~ …..м …жен …………~/~/~/~/~/ …… к …муж

Видится та же ассиметричная зеркальность пар четверостиший-подстроф левой и правой половин (или иначе – первой и второй половины), что даёт возможность говорить о половинных черашах, которыми тоже можно писать поэмы, особенно детские (т.е это уже самостоятельные варианты черашей из 12 строк; можно к ним добавить по двустишию соответствующей стопности и рифмовки, согласно правилу сочетаемости строк – получим чераши по 14 строк; правда, при добавлении двустишия, видно, что в приведённых выше половинных черашах получается по три последних двустишия – в связи с чем, лучше, при этом (при добавлении двустишия) одновременно менять местами другие подстрофы, в том числе и путем их взаимоперестановки из правой в левую половину чераша и наоборот – см. дальнейшие рассуждения).  Ещё раз напомним, что в чераше, как сложной строфе, состоящей из подстроф-четверостиший, может применяться любая стопность строки и соотвествующий ей любой размер рифмы (от ямба до  анапеста) со всевозможными способами рифмовки.

В то же время, расположив приведённые выше 6 подстроф по порядку сверху вниз, получим 24-х строчный малый полный чераш (о котором говорилось выше):
~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
~/~/~/~/~/ ………б ……муж
~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
~/~/~/~/~/ ………б ……муж

~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
~/~/~/~/~/ ………г …… муж
~/~/~/~/~/ ………г …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен

~/~/~/~/~/ ………л ……. муж
~/~/~/~/~/ ………л ……. муж
~/~/~/~/~/~ ……..м ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……..м ……. жен

~/~/~/~/~/ ………д ……. муж
~/~/~/~/~/~ ……. е……. жен
~/~/~/~/~/ ………д ……. муж
~/~/~/~/~/~ ……. е ……. жен

~/~/~/~/~/ ………ж …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……. з ……. жен
~/~/~/~/~/ ………ж …… муж

~/~/~/~/~/~ ……..и ……. жен
~/~/~/~/~/~ ……..и ……..жен
~/~/~/~/~/ ………к …….муж
~/~/~/~/~/ ………к …… муж

С другой стороны, расположив эти 6-ть возможных в стихосложении подстроф-четверостиший в порядке частотности их применения в русском стихосложении, – а самыми распространенным являются 1-е, 2-е и 6-е четверостишия, а 3-е, 4-е и 5-е – менее распространенными, – получим следующие половинные чераши:

~/~/~/~/~/~ …а …жен ………~/~/~/~/~/ … д …муж
~/~/~/~/~/ …..б …муж ………~/~/~/~/~/~…е…жен
~/~/~/~/~/~ …а …жен ………~/~/~/~/~/ … д …муж
~/~/~/~/~/ …..б …муж ………~/~/~/~/~/~…е…жен

~/~/~/~/~/~ …в …жен ………~/~/~/~/~/ …ж …муж
~/~/~/~/~/ …..г …муж ………~/~/~/~/~/~…з …жен
~/~/~/~/~/ …..г …муж ………~/~/~/~/~/~…з …жен
~/~/~/~/~/~ …в …жен ………~/~/~/~/~/ …ж …муж

~/~/~/~/~/~ …и …жен ………~/~/~/~/~/...…и…жен
~/~/~/~/~/~ …и …жен ………~/~/~/~/~/ ..…и…жен
~/~/~/~/~/ …..к …муж ………~/~/~/~/~/~ …к…муж
~/~/~/~/~/ …. к …муж ………~/~/~/~/~/~ …к…муж

но здесь в обеих половинах (в правом и левом столбцах) последняя строка 2-го четверостишия не сочетается с 1-й строкой 3-го, последнего, четверостишия (несочетаемость последней строки предыдущей подстрофы с первой строкой последующей подстрофы) – поменяем их (четверостишия = подстрофы) местами, в качестве примера  для левого (но то же можно сделать и для правого) половинного чераша:

~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
~/~/~/~/~/ ………б ……муж
~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
~/~/~/~/~/ ………б ……муж

~/~/~/~/~/~ ……..и ……жен
~/~/~/~/~/~ ……..и ……жен
~/~/~/~/~/ ……….к ….. муж
~/~/~/~/~/ ……… к ….. муж

~/~/~/~/~/~ ……. в ……жен
~/~/~/~/~/ ………г ……муж
~/~/~/~/~/ ………г ……муж
~/~/~/~/~/~ ……. в ……жен

получили определённую строфу. Но как нечто целое она должна лучше звучать завершающим окончанием, чему в русском стихосложении обычно соответствует двустишие с мужской рифмой; добавим в окончание приведённой выше строфы такое соответствующее двустишие:

~/~/~/~/~/ ……….к ……муж
~/~/~/~/~/ ……… к ……муж

тогда получим строфу:

~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
~/~/~/~/~/ ………б ……муж
~/~/~/~/~/~ ……. а ……жен
~/~/~/~/~/ ………б ……муж

~/~/~/~/~/~ ……..и …….жен
~/~/~/~/~/~ ……..и …….жен
~/~/~/~/~/ ……….к ……муж
~/~/~/~/~/ ……… к ……муж

~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен
~/~/~/~/~/ ………г …… муж
~/~/~/~/~/ ………г …… муж
~/~/~/~/~/~ ……. в …… жен

~/~/~/~/~/ ……….к …….муж
~/~/~/~/~/ ……… к …… муж

Или (не разделяя на четверостишия):

~/~/~/~/~/~ ……. а……жен
~/~/~/~/~/ ………б……муж
~/~/~/~/~/~ ……. а ….. жен
~/~/~/~/~/ ………б……муж
~/~/~/~/~/~ …….и ……жен
~/~/~/~/~/~ …….и ……жен
~/~/~/~/~/ ………к ….. муж
~/~/~/~/~/ ………к ….. муж
~/~/~/~/~/~ ……. в……жен
~/~/~/~/~/ ………г……муж
~/~/~/~/~/ ………г……муж
~/~/~/~/~/~ …….в ……жен
~/~/~/~/~/ ………к ….. муж
~/~/~/~/~/ ………к ….. муж

…Чё-то знакомо… рисунок этих 14 строк… невольно приходит на ум четырёхстопный ямб… а ну-ка, представим эту строфу в четырёхстопном ямбе (мы помним, что в черашах допустима любая стопность строки):

~/~/~/~/~ ……. а……жен
~/~/~/~/ ………б……муж
~/~/~/~/~ ……. а ….. жен
~/~/~/~/ ………б……муж
~/~/~/~/~ ……. и ….. жен
~/~/~/~/~ ……. и ….. жен
~/~/~/~/ ………к ….. муж
~/~/~/~/ ………к ….. муж
~/~/~/~/~ ……. в……жен
~/~/~/~/ ………г……муж
~/~/~/~/ ………г……муж
~/~/~/~/~ ……. в ….. жен
~/~/~/~/ ………к ….. муж
~/~/~/~/ ………к ….. муж

Ай да сукин сын! – этот Пушкин!! - - - это ж онегинская строфа… Так и подмывает написать че-ить на тему “Онегинская строфа как вариант чераша” :) Но улыбкой отдадим должное нашему Светочу и, учитывая отсутствие у него разработок по поводу строфности, признаем, что он нашел эту онегинскую строфу по наитию таланта, как и именно должно быть в творчестве. Я же прошу прощения за мои затянувшиеся подробности.
:)