Огненное тело - область духа

Владислав Стадольник
      Область огненной мысли есть область духа, освободившегося от власти над ним оболочек, область огненного сознания, когда оформлено уже огненное тело.

      В этом воплощении – новое тело и новые условия жизни. В прошлом воплощении – тело другое и другие условия жизни. И тело и условия – все это не наше, все только на время, только на данную жизнь. Кончилась земная жизнь, и все, что не наше, отходит, отваливается от нас, оставляя нас обладателями внеплотного достояния. Затем отнимается и тонкое тело, и даже ментальное. Оба сбрасываются, подобно земному. И только огненное тело, облекающее Бессмертную перевоплощающуюся Триаду, является неотъемлемым на все времена. Вечная жизнь духа сосредоточена в нем. Бессмертие достигается, когда становится она сознательной.  Грани Агни Йоги, т. III, из 502; т. XI, 345

ОГНЕННОЕ ТЕЛО
(Из Посланий Учителя Света)

      Слушай, слушай прибой ярых волн материального мира. И старайся понять, что вибрации их могут и коснуться и затронуть в твоем микрокосме лишь то, что по структуре, строению и природе своей им созвучно и сродно. Плотное вибрирует на плотное, тонкое на тонкое и огненное на огненное. Только мысль над тремя, если огненна. Потому даже уничтожение физического тела не уничтожает ни тонкое, ни огненное, равно как тонкого – огненное. Огненное неуничтожимо, ибо бессмертно. Оно так же эволюционирует, как и все прочие тела, как и все в мире. Оно есть в каждом, но ступени развития его очень различны. Сознанием, точнее осознанием, можно его пробудить к активному выявлению. Для этого прежде всего надо понять, что мы существа огненные. Огненность организма усматривается во многих его функциях, например, передача импульса мысли по нервам при движении тела, или работа его органов, или теплота тела, или зачатие жизни, пульсация сердца – все это явления огненного порядка. Огненность можно усилить в себе напряжением психической энергии. Вдохновенный труд напрягает ее. Всякое вообще напряжения организма есть усиление активности огненной энергии. Можно даже представить себе себя существом огненным, властно распоряжающимся всеми своими низшими оболочками, которые беспрекословно подчиняются воле, являющейся огненным началом в человеке.

      Огонь любит признание, то есть осознание его в себе. Запас Агни хранится в Чаше и сохраняется в ней и после освобождения духа от всех временных оболочек – телесной, астральной и ментальной. Все огненное в человеке бессмертно, но смертны проводники, через которые проявляется огненное начало. Безудержное и бесконтрольное пылание изнашивает оболочки, оно также способствует и расточению Агни. Одни действия собирают и аккумулируют огонь, другие его расточают. Граница тонка. Особенно действие чувств и мысли влияют на Агни: страх, беспокойство, уныние, жалобы, страсти, волнения – расточители его.

      Равновесие, спокойствие, мужество, бесстрашие, стойкость и прочие качества духа – накопители Агни. Между двумя полюсами положительных – накопляющих и отрицательных – расточающих качеств духа колеблется людское сознание, примыкая или тяготея более к тому или другому. Лишь воля может удержать дух у полюса Света, ибо без Агни – тьма. Цель жизни земной человека – Агни умножить, запасы его накопив и удержав их в форме утверждаемых и утвержденных качеств. Качества духа есть фиалы живого огня, кристаллы которого отлагаются в Чаше. Утверждение качеств в себе есть утверждение своей огненной сущности и ярый процесс оформления огненного тела. Этот процесс важнее всех прочих. Он важнее всех физических упражнений, всех астральных эмоций и чувств, интеллектуальных накоплений, ибо с утвержденными качествами духа, уявленными в виде отложений кристаллов огня, возможно вступление в высшие огненные сферы, и притом вступление или поднятие сознательное, в то время как все прочие достижения на планах, им соответствующих, право на вход не дадут. И часто блестящий земной ум, но не вооруженный нужными качествами духа, в мире надземном вынужден будет остаться внизу, тогда как человек, не блиставший при жизни ничем, но многие качества в себе утвердивший, поднимается в сферы огня легко и свободно. Потому наинужнейшее есть утверждение качеств. Процесс этот возможен при всяких условиях жизни, везде и всегда. Качества духа в себе утверждая, Свет утверждает в себе человек.

      Обещана вечная жизнь. Жить не в настоящем, не в будущем, но в вечном будет победой над Майей трех преходящих миров. Элементы вечного и преходящего легко различимы. Жизнь вечна, формы ее выражения временны. Субстанция материи, то есть огонь – вечен, но преходящи формы его выражения; дух вечен, но ограничены сроком его оболочки. Вечны космические законы, но то, что заключено в рамках этих законов и обнимается ими, – подобно великому потоку жизни, текущей в беспредельность. Срочны миры и системы миров, и даже целые галактики, но Космос, как таковой, вечен, ибо сущ в беспредельности. Так Космос и дух человека по природе своей беспредельны. Если сознание связывает себя и отождествляет себя с проводниками, оно погружает себя в объятия и власть преходящего и обрекает себя смерти; если сосредоточивает энергии свои на бессмертной триаде и в ней утверждает себя, то тем создает условия для непрерываемости сознания, то есть бессмертия своего в духе.

      Нелепо говорить о бессмертии тела, или бессмертии в теле, или бессмертии в астрале, или в теле ментальном, которое хотя и длительнее всех прочих, но тоже ограничено сроком. Лишь огненное тело бессрочно. Но для его оформления надо внести в него оформляющие его элементы. Этими элементами будут качества духа, являющиеся формами утвержденных и кристаллизованных в микрокосме человека огней. Приходим к тому же: оформление огненного тела нуждается в качествах духа. Так, их утверждая, утверждает вечную жизнь в бессмертной триаде своей человек. Трудно представить себе, что самый блестящий интеллект подобен яркому фейерверку, а скромное, незаметное качество духа, скажем, самоотверженность, далекому солнцу в пространстве, не умирающему веками. Из высоких размышлений складывается полезное достижение. Потому огонь мысли полезно добавить в процесс оформления высшей триады. Обычно сознание человека пребывает в низших проводниках, крепко связанных с жизнью земною. Сознание надо почаще из них извлекать, погружая его в высшие сферы. Бессмертно явление огненной мысли. Мысль, освобожденная от элементов астрала и заблуждений интеллекта, поможет собрать и фокусировать в кристаллы частицы светящейся Материи Люциды, входящей в состав элементов огненного тела. Магнитная сила мысли ручательством будет того, что достижение это возможно. Но надо хотеть, но надо дерзать, но духом и сердцем надо принять и утвердить путь царственной йоги огня. Я Утверждаю, достижимо бессмертие духа, уявляемое в форме непрерываемого сознания.

      В заботе о Порученном не притупится зоркость, и это позволит усмотреть каждое новое благоприятное обстоятельство с тем, чтобы использовать его целесообразно. Понимание, углубленное Учением, дает возможность избегать ошибок в оценке происходящего. Потому держите сознание в полной готовности к действию.

Сознание – поле для встречи,
в нём сходятся токи Миров:
и с Плотного – в нём отголоски,
с Надземного – в время исток.

По Тонкому Миру полёты,
в нём – мысли и чувства летят,
и  в  Огненном  Мире  восходы,
где все времена обретать.

С миров измерений в трёхмерном –
вступаем в другой окоём,
и то, что казалось, теряли –
мы в облике Света найдём…

Уходит, истает земное,
а в Тонком – подвижность всех форм.
Мир Огненный – мира рожденье, –
чрез мысли – по Слову – войдём!        В.С.

       Трем низшим оболочкам соответствуют и три мира, от которых каждая из них. Тело от земли и в землю отходит, точно так же и астральное и ментальное тела, отслужившие свой срок. Временно тело земное, точно так же временны и два остальных, и лишь огненное тело вне сроков. Оно-то и будет вневременной и вечной обителью духа. Кто полагает дом свой в теле земном, ограничивает себя сроком земной жизни, кто полагает его в теле астральном и ментальном, тоже ставит себе предел своей жизни, ибо хотя обе эти оболочки и живут дольше земной, но дух сбрасывает их и остается лишь с тем, что сосредоточено им в огненном теле бессмертном. Смертны все низшие три. Сознание, в них пребывая, может себя привязать к каждой из них и, полагая все свое в той или другой, ограничить свое существование положенными им сроками. Хотя пребывание в тонком и ментальном телах соответственно более длительно, чем в земном, однако и оно кончается смертью этих оболочек, которые сбрасываются подобно физическому телу.

      Три смерти ждут воплощенца. Сосредоточивая все свое в теле земном и отрицая возможность существования в теле тонком, обрекает себя человек смерти сознания в этой оболочке, и жизни в Надземном, сознательной жизни, там не имеет. Точно так же может умереть он или воскреснуть и для жизни на планах более высоких: тонком и ментальном. Но истинное бессмертие лишь в огненном теле в Огненном Мире. Если элементы непреходящего собраны в огненном теле, в Высшей Триаде, еще на земле, то обиталище для духа, дом духа, построен, и сознанию есть в чем пребывать и себя проявлять жизненно. Когда огненное тело оформлено, то осознанное бессмертие достигается уже на земле, и непрерывность сознания при смене всех оболочек является неотъемлемым достижением духа. Это и будет обретением жизни вечной. Отрицая ее, обрекает человек себя смерти, ибо в Мире Надземном жизнь – по сознанию. Жизнь вечную дарует людям Владыка, но дар этот надо принять. Человек, принимающий концепцию вечной жизни и бессмертия духа, становится поистине бессмертным, ибо утверждает свое сознательное бытие в незримых мирах. Положение, что там жизнь по сознанию, важно необычайно, ибо дает в руки человека ключ к бессмертию. Сказано: по вере вашей дано будет вам, то есть по сознанию. И то, что утвердите здесь, утверждено будет там, а отринутое – отвергнуто.

      Состояние бессмертия – состояние справедливое. Человек живет тем, что принес с собою и что накопил. Чем богаче и больше приношение, тем богаче и разнообразнее жизни. Может случиться и так, что, сбросив три оболочки, человек оказывается ни с чем и жить ему нечем, так как с собою ничего не принес и ничего не собрал. Чтобы собрать, надо посеять. Каждое семя даст в Мире Надземном свой росток и свой плод, даже зерно маломалейшее. Не годна нива земная для всходов чудесных, но там расцветают они и жатву дают сам-два, сам-три, сам-десят и больше. Так малые зерна элементов бессмертия, заботливо собранные на земле, в Мире Незримом окажутся бесценными сокровищами. Различать сущность и длительность элементов, составляющих внутренний мир человека, надо научиться еще во время своей земной жизни. Большинство сознаний наполнено элементами земли. Это психическое окружение человека, той или иной длительности, и ставит пределы жизни сознания. Граница жизни его определяется, мыслью. И мысль может вести человека либо в тупик, именуемый смертью, либо в сияющие просторы Беспредельности. Ибо мыслью своей утверждает сам себе человек жизнь или смерть.

      Обороты спирали сознания устремлены во времени из прошлого в будущее. Каждый последующий виток отличен от предыдущего, хотя и аналогичен ему: аналогичен, но не тождествен, и каждый отрезок витка не похож друг на друга. Спиральному развитию подлежат и все качества духа. Спираль не есть плоскость, ибо она вытянута во времени: расстояние между витками зависит от степени, силы и напряжения устремленности духа. Чем устремленнее, тем более вытянута спираль, и зависит уже от прочности стержня, чтобы движение сознания по ней было ритмичным, постоянным и напряженным. Доктрина напряжения предусматривает и это условие, связывая напряжение с огненностью: чем напряженнее, тем огненнее и светоноснее. Напряжение – огненность – Свет. Так идет рост сознания по спирали, утончая и нагнетая пробуждающиеся центры огненного тела и тем оформляя его.

       Итак, лучи, исходящие от звезд и планет, запечатлевают в пространстве историю каждой из них. Но нет в Космосе тел неподвижных. Движется все. Движутся планеты по орбитам своим, движутся вокруг своей оси, летят устремленно в пространстве системы миров, и даже целые галактики изменяют свое местоположение. Таким образом, находятся в движении и лучи, образующие свитки Акаши, ибо отражаются они или испускаются телами, находящимися в беспрерывном и очень сложном движении. Потому каждый луч образует в Космосе узор, состоящий из спиральных движений. Потому Говорим о свитках Акаши. Даже луч света не прям, но отклоняется от прямой линии, ибо и свет материален. При настраивании радиоприемника часто в ухо вторгается какофония пространственных звуков. Можно представить себе, как насыщено пространство, как пронизано оно множеством известных и неизвестных энергий, как переполнено явлениями, еще не исследованными современной наукой. Нет пустоты.

      Пространство – это великое лоно, вмещающее все, что было, что есть и что будет. Пространство существует, но время и расстояние – явления яро относительные. Для ног расстояние – это одно, для реактивного самолета – другое, для космического корабля – третье, для радиоволн – четвертое, для токов магнитных – пятое, для луча света – шестое, и, наконец, для мысли – седьмое. Быстрота движения мысли в пространстве – уже вне измерений. Дух вне измерений. И как бы ни были удалены в пространстве свитки Акаши, хотя бы вашей планеты, для мысли они преодолимы, ибо мысль пространственных расстояний не знает. Не знает их и огненное тело. Ментальное еще как-то чувствует их. Но тонкое тело их явно уже ощущает, и особенно астральное, преодолевая в далеких полетах большие земные пространства. Чем выше проводник, тем доступнее различные сферы пространства, если человек научился сознательно действовать в нем. Но если еще не научился, то следует помнить, что все достижимо, и к достижениям этим Мы Намечаем пути. Летательные аппараты хороши и знаменуют собою век Водолея, но летать в тонком, ментальном и огненном теле все же быстрее, дешевле и лучше – надо лишь только... уметь. Летательные аппараты человеческого микрокосма совершеннее механических и много прочнее и служат длительнее. Срок же службы огненного аппарата – бесконечен, и если он оформлен, то не изнашивается никогда. Если тонкое тело все же встречает некоторые препятствия и сопротивления, как, например, «лунное стекло», или может затрудняться дальностью полета, то огненное тело этих препятствий не знает. Для огненного тела даже Дальние Миры достижимы.

Каких гостей вы приглашали –
на пиршество своё ума?
Какие чувства  посещали –
от вечера, или с утра?

Мы допускаем – мысли с мрака,
и они давят – в день и в ночь,
и мысли –  зависти и страха…
Гоните – сразу же их прочь!

Иначе – спрячутся, вернутся,
всё больше будут докучать,
и в Мире Тонком – вам преградой,
и к Свету Мира – не летать.

      Человек – существо огненное. Каждый атом тела его – это огонь. Каждая клеточка – электробатарея. Каждое движение и каждая эмоция – вспышка огней. Огненна мысль человека, и дух его – тоже огонь. Так разные степени и градации огня составляют структуру его микрокосма. Поэтому и овладение собою и своими энергиями будет овладением огнем. Равновесие, спокойствие, самообладание, самоконтроль, настороженный постоянный дозор – все это является разновидностями способности управлять своими огнями. Если каждое движение внутри микрокосма человеческого есть проявление огня, то каждая длительная привычка, как длинный ряд последовательных действий, представляет собою форму кристаллизованных огней, форму устойчивого пламени, утвержденного силой привычки в ауре человека. Обладатель привычки может быть или ее рабом или владыкой, в зависимости от того, он ли владеет привычкой или она им. Власть над привычкой и контроль над нею указывает на овладение данною формой огня; подчинение привычке – на неумение управить своими огнями.

      Следовательно, если все качества духа являются формами утвержденных в человеческом микрокосме огней, то и привычки, склонности и тенденции человека тоже суть формы огней, уявляемых в выкристаллизовавшихся отложениях в его ауре. Рефлекторные действия совершаются под влиянием действий привычных. Неконтролируемое дозорным сознанием пламя особенно ясно проявляется в рефлекторности действий. Условные рефлексы – свойство животного организма, но воля человека может контролировать каждый условный рефлекс, вызывая рефлекс противоположный или тот, который хочет она. Этим отличается отношение к условным рефлексам со стороны животного и со стороны человека. Человек властен над своими рефлексами и над своими рефлекторными действиями. Каждое проконтролированное рефлекторное движение указывает на овладение теми огнями, которые его сопровождают.

      Рефлекторность есть лунное наследие далекого прошлого, ибо дана человеку власть над всякою плотию, и прежде всего над микрокосмом своим и особенно над животными сторонами его сущности. К овладению собою приводит постоянный контроль над собой. Контроль и есть уже овладение своими огнями. Также и молчание будет великим накопителем огненной энергии, ибо каждое слово – это вспышка огня. Болтливые люди запаса психической энергии не имеют, ибо постоянно расточают ее. Но и молчать надо умеючи, ибо и гнилой пень молчалив. Таким образом, власть над собою обуславливается самообладанием и самоконтролем и напряжением постоянного дозора. Это приводит к овладению мыслью, к овладению эмоциями, к овладению движениями и жестами. Виды активности человека многообразны. Все они огненны, и контроль над всеми над ними означает овладение пламенем. Когда вдруг осознал человек, что может управить любою привычкой своей и склонностью каждой, что воля его распоряжается в его микрокосме, который является лабораторией для всех ощущений, тогда близко победа. Владыкою огненной мощи своей осознает себя победитель. К этой власти ведет огненная лестница духа, и каждая маломалейшая победа на ней поднимает человека и приближает его к цели великой. Огни накопить и умножить и ими уметь управлять – цель человека. С этим находится в тесной связи и оформление огненного тела, которое не может оформиться, пока не достигнуто овладение всеми другими телами, стоящими ниже его. Следует помнить при этом, что все проводники, или тела, человека управляются и приводятся в движение огнем, ибо огненное начало лежит в основании всего, что существует в проявленном мире.

       Образ того, каким должен стать человек в будущем, явлен уже его Владыкой. Но и эта высота не предел. Предел – Беспредельность. Можно представить себе будущего человека в аспекте беспредельности будущего. Можно уже в настоящем в сознании своем создать этот образ, как ведущий магнит. Контур дальнейшей эволюции человека намечен в Учении Жизни и основы даны. Имеем пример человека шестого круга. Но можно и дальше пойти. Даже Будда отрицал свое всемогущество, всеведение и всезнание. Но ведь и высота Будды – это только ступень, но не предел. Мыслитель, свой цикл на Земле завершив, перешел на другую, более высокую планету, чтобы эволюцию своего духа на ней продолжать. Дух завершающий заканчивает круг своего развития на Земле, чтобы продолжить путь свой в мирах дальних. На какой-то, достаточно высокой, ступени оформлено огненное тело и расчленены проводники, и в каждом из них отдельно можно действовать на соответствующих им планах, действовать сознательно и по воле так же свободно, как действуют люди в физическом теле на вашей Земле.

      Видимый и невидимые миры доступны наблюдению и изучению. Можно в тонком, ментальном и огненном теле летать и посещать далекие планеты. И все планы Невидимого Мира до высоты потолка, достигнутого духом. Потолок духа – об этом следует тоже помыслить. Он мыслью творится, создавая в настоящем далекий образ того, чего в будущем достигнет дух человека. Мыслью своею создает яро мыслитель свой потолок. Предел высоты духа в Мире Надземном определяется мыслью. Дальше этого предела дух подняться не может. Параллельно с оформлением огненного тела и разделением всех тел возрастает и огненная мощь человека. Стихии начинают повиноваться ему, и устанавливается власть над материей, пределов роста могущества которой тоже не существует. Если мыслью можно двигать предметами малыми вначале, то позднее размер их будет расти, и когда-то можно будет волею двигать горами.

      Потенциал человеческой воли по природе своей беспределен. Можно представить себе мощь воли Создателя Планеты или системы миров, если в движение они приведены его волей. Можно даже и выше пойти, ибо Беспредельность не имеет конца. Человек есть высшее, что существует в природе. В теле его в зародыше уже заключены зерна тех возможностей, которых он достигнет когда-то. Физическое тело тоже не конец, но ступень к его дальнейшему развитию и совершенствованию. Находясь в своем будущем физическом теле в одном из следующих кругов, или циклов эволюции, человек будет видеть, слышать, обонять и осязать на расстоянии. Пространственных ограничений существовать не будет. Он будет в состоянии, как на экране в кино, видеть прошлую историю планеты или своих воплощений, он будет знать, как перенести свое сознание в том или другом проводнике в желаемое место или условия в видимом и невидимом мире, он сможет мыслью творить, не прилагая рук, не только в Мире Надземном, как делает это сейчас, но и в мире земном. Трудно представить себе, но и камни могут быть движимы мыслью и мыслью же вызываться те или иные химические или жизненные процессы. Сфера мысли безгранична. Космическое наследство свое должен осознать человек прежде, чем вступит он во владение им. Сын Космоса – так должен мыслить себя человек следующей расы. Сын имеет отца. Каждый дух имеет своего Космического Отца и эволюцию свою совершает по линии космического к Нему притяжения. Образ Космического Отца и может служить ему прообразом его собственных будущих достижений и ведущим магнитом в их сферу. Надо лишь ясно, четко и ярко представить себе те качества духа и размер той огненной мощи, которые станут достоянием его в грядущих веках. Дух вечен, а в вечности времени все достижимо. Утвердившись в понимании вседостижимости и зная космический план эволюции человечества, можно идти и мыслью своею двигать вперед не только себя, но всех своих братьев – людей.

      Следы пройденных жизней запечатлены в Чаше. Жизнь непрерывна, и память о ней сохраняется в Чаше, хотя сознание, обычное сознание человека, и не может восстановить прошлого во всем его объеме и без перерывов. В конце концов, сущность познания сводится к познанию самого себя, ибо в человеке заключено все, и все, что он познает в момент познавания, становится частью его самого. Может сказать человек: Мир – это Я. Но самое чудесное в нем – это сложнейшая и изысканная аппаратура его микрокосма. Мало думают о творческих образах мысли, о том, как, из чего, в чем и откуда родятся образы мысли. Если все есть материя различных степеней утончения, то, значит, и мысль материальна, как, впрочем, материальны и все, даже самые высочайшие, проявления жизни. Материальное – значит существующее, то есть имеющее бытие. Много придется людям помыслить, прежде чем поймут, что то, что не облечено хотя бы самым тончайшим видом материи, для сознания не существует и проявленного бытия не имеет.

      Мир Огненный, Мир Света есть Высшее, что доступно познанию человека. Много ступеней надо пройти, прежде чем достичь этой сферы. Трудность в том, что пребывание в нем или касание его требует, чтобы огненное тело человека было в какой-то степени уже оформлено. Процесс этот долог, но ускорение его возможно. Пробуждение и возжжение центров знаменуют уже известную ступень этого процесса. Как же возжечь огни духа? С незапамятных времен давались людям Указания о том, каким должен быть нравственный облик человека и какие качества духа должен воспитать он в себе. Все эти Указания, если они исходили от Иерархии Света, имели в виду качества духа, являющиеся теми рамками или условиями, в которых огни духа могли проявляться и удерживаться до тех пор, пока эти качества утверждались. Качества есть формы уявления пламени духа и как таковые имеют значение не сами по себе, но как носители этих огней. В своей скрытой сущности мир огненен. И человек тоже существо огненное, и все процессы в нем – от огня. Даже обычные закоренелые привычки есть не что иное, как кристаллические отложения огня. Потому и не удивительно, что и качества духа тоже явления огненного порядка, только, в отличие от произнесенного слова или астрального вихря, огонь утвержденных качеств устойчив.

      Устойчивость и постоянство качеств есть устойчивость и постоянство огней. Если в этом понимании взять огни любви, преданности, твердости, мужества, устремления, бесстрашия и огни всех прочих качеств, то можно увидеть, что отсутствие качеств означает и отсутствие этих светлых огней и полную невозможность приблизиться к осознанию Огненного Мира. Поэтому утверждение качеств будет утверждением ступеней огненной лестницы духа, ведущей в Огненный Мир. Каждое усилие в этом направлении будет шагом приближения к огненной цели.

      Огненные чувства ясновидения, яснослышания, яснопонимания основаны на приоткрытии огненных центров и отличаются от астральных чувств медиума тем, что воля человека владеет своими огнями, в то время как медиум является безвольной жертвой и проводником энергий низших слоев, управлять которыми он не умеет, ибо лишен тех качеств духа, которые означают те или иные ступени овладения внутренними огнями. Именно овладение своими огнями имеется в виду, когда говорится о качествах духа. Утверждение качеств духа и овладение пламенем их – понятия, неотделимые друг от друга. Особенно убедительным примером этого служит качество самообладания, когда обуздан астрал и все уявления его находятся под контролем. Аура человека и ее излучения – тоже явления огненного порядка. Аура пылает вспышками бурных вихрей астрала. Ими управить – значит овладеть низшими огнями в себе. Речь также есть процесс огненный. Каждое слово – огонь. Фотографирование тонких энергий покажет, как каждое слово сопровождается вспышкой огня, бегущего по нервной системе и вызывающего огненную реакцию или воздействие прежде всего в собственной ауре говорящего. Обуздать словоизвержение и утвердить контроль над каждым произнесенным словом будет победой и овладением огненной стихией в себе. Так анализ качеств духа укажет их огненную природу и осветит путь овладения стихией огня.

      Мощь обретешь ты верою. Вера есть знание духа того, что несомненно и что непреложно должно быть утверждено. Это есть осознание будущего, того, чему быть надлежит. Сила духа уявляется в вере и чувствознании. Тот, кто верит в силы свои, достигает. Тот, кто верит в силу Владыки, достигает вдвойне и втройне. Тот, кто верит в победу, уже ее одержал. Вера есть огонь духа, приведенный в действие. Можно даже сказать, что творит и достигает именно огненность веры. И энтузиазм тоже зажигается верой. Вера – это великое огненное чувство, объединенное вместе со знанием. Слово «верознание» хорошо выражает эту идею. Веру можно в себе утверждать, тем повышая ее огненный потенциал и его напряжение.

      Важно усилить огни, прежде чем действовать ими. Огненную природу свою можно усиливать разными способами. Назовем несколько: любовь, устремление, преданность, вера, бесстрашие. Усиливая каждое из этих свойств, огненность свою можно усилить в соответствии с силой желания их утвердить. Любовь легче усилить, чем бесстрашие, но огненная любовь к Высшему Облику родит и бесстрашие духа. Человек существо огненное, и повышение огненного потенциала не будет противоречить законам эволюции духа, ибо оформление огненного тела будет той ступенью эволюции, которую надо еще достигать. Огненный аппарат человека еще не оформлен, и потому в действие приведен быть не может. Но отдельные части его в некоторых организмах уже начинают действовать. Даже частичное пробуждение дает свои результаты. Человек начинает вдруг видеть то, чего обычными глазами видеть нельзя, или слышать беззвучные звуки. Не надо смешивать эти огненные прозрения в Мир Высший с уявлением астрального зрения или слуха, которые, как, например, в случае обычного медиумизма, не требуют никакой огненности и являются не достижением, а скорее, проклятием для человека, ибо очень опасны тем, что, открывая окно в мир астральный, защиты ему не дают от темных воздействий. Огненность же является лучшей защитой, так как против светлого Агни тьма выступать не дерзает. Огонь больно жжет и тьму сожигает.

      Мысль об огне служит топливом Агни. Мыслями об огненной природе своей может ее поддержать человек и вызвать к проявлению. Даже и в этой области преддверие, явленное мыслью, имеет большое значение. Сомнение тушит огни. Даже сильное пламя может оно потушить, но вера огни возжигает. Так качества духа можно делить на качества, огни возжигающие, и на качества, огни угашающие. Огнетушителей в сознание нельзя допускать. Есть огнетушители мгновенного действия, как, например, сомнение или колебание, но есть и замедленного действия, такие, как уныние, подавленность, беспокойство. Следует очень хорошо разбираться в шкале качеств этих огнетушителей и зорко отделять убийц духа от огнедателей. Осторожность и настороженность надо уметь отличать от боязливости и нерешительности. Только опыт дает твердость руке и умение разобраться в биполярности качеств. Каждое положительное, каждый огнедатель имеет свою противоположность в уявлении наличия его огнетушителя, природу которого надо яро познать, чтобы вступить с ним в беспощадную борьбу. Нельзя огнетушителей допускать в свою сущность, ибо погасят огни и пресекут путь огненный духа. Каждое настроение человека создает либо благоприятные, либо неблагоприятные условия для уявления Агни. Можно страдать, можно быть тьмой окруженным, можно быть в тяжких условиях жизни и все же огни духа в себе охранить, а можно и в лучших условиях жизни угасить в себе и последние искорки Агни. Великая зоркость нужна и несломимое решение духа, чтобы неугасимо огни духа пронести через жизнь.

      Астральная восприимчивость и астральные чувства затухают для того, чтобы их заменили собою чувства огненные. Сразу произойти это не может – нужно время. Происходит разрыв, в течение которого замолкают первые и еще не начали действовать вторые. Сознание допускает и ясновидение, и яснослышание, и все прочие ясночувства, но огненный аппарат еще не оформлен. И тогда Говорим: терпение и доверие до конца. Если даже зажжется один только центр – это уже достижение. Ускорить нельзя. Насилие над огненным телом недопустимо. Искусственные меры разрушительны. Мудрости Учителя надо предоставить процесс и ждать терпеливо и в полном доверии к Водящей Руке. Сужденное не уйдет, каким бы далеким или недостижимым оно ни казалось. Но и руку свою надо приложить, чтобы не мешать росту огненного цветка. Исключаются все наркотики, вина и табак. Исключается мясо и отягощение пищею желудка. Исключаются раздражение, уныние, недовольство, беспокойство, страх и все прочие чувства отрицательной шкалы эмоций. Обуздывается астрал. Овладеваются волей все оболочки и утверждается равновесие духа. Конечно, задача нелегка, и путь к ней не близок, но цель велика и сияюща. Процесс этот связан с оформлением огненного тела, которое не может произойти ранее срока. А потому еще раз Говорю: терпение до конца.

       Вы во Мне, но во Мне без себя. Красотою утверждается и красотою совершается продвижение. Познавание красотою. Приложи усилия к тому, чтобы разредить плотную материю. Мой, красотой победим мир. Через нее, через красоту, радость идет, и ею насытите мир ваш. Тело красоты есть тело огненное. Стихия огненной сферы беспредельна, но ограничены сферы других стихий (то есть царства стихий земли, воды и воздуха). И еще: Я отказываюсь от красоты, которая не приносит людям счастья и радости.

      Прикасания к проводу Моего Духа не всегда по следствиям одинаковы. Больше принесший больше получит. Приношение или жертва необходимы. Плата за получение остается. В жертву приносится: низшее для получения Высшего, малое – большего, личное – сверхличного, земное – Космического. Принесший получает. В храм входят без поклажи и в чистых одеждах, тем более в Храм Духа. Требуется понять самоотречение как условие непосредственного познавания, то есть чувствознания и ясновосприятия. Мы Даем вехи пути, пройти должны сами. Пройти – значит применить. Практика применения Наших Указаний является условием следования за Иерархом. Сверхсильного не Требуем никогда. Все даваемое – применимо и жизненно. Все примененное – ступени восхождения и приближения к Нам. Каждый шаг, даже маломалейший, каждое движение по направлению к Фокусу Света – Благо. Двигаться к Нам можно во всяких условиях жизни. Нет таких обстоятельств, нет ничего, что могло бы преградою быть сближению с Нами или движению к Нам по пути. Все, что мешает, – внутри, и ничего нет снаружи, то есть вовне. Когда кажется, что мешает внешнее, – это самообман, это обольщение Майи, это лишь означает, что что-то случилось внутри, что неблагополучие – в духе. Если просмотрим Книгу Жизней Духов Великих, увидим, что, как бы ни были тяжки и невыносимы внешние условия, ничто не могло отвратить Их от пути исполнения Воли Ведущей.

     Имеете примеры огненного самоотвержения, когда все свое отвергалось, до собственного тела включительно. Великому Служению не мешало ничто, ибо заповедь «отвергнись от себя» прежде всего применялась на себе. Огненный Путь, пройденный на Земле земными ногами, утверждаем был жизненно, то есть в применении к самим себе. Себя не жалели, Себя не щадили, Себя распинали на Кресте Жизни. Этот путь преодоления себя Называем Путем Огненным. Огненное тело, преодолев низших три, утверждает себя в действии. Нет другого пути оформления огненного тела. Ведь и астрал оформляет себя в действии тоже. Только активность его идет в сферах низших, соответствующих материи этой оболочки. Но астрал оформлен давно, и усиление этого начала является уже препятствием для проявления деятельности огненного тела. Возможность уявления активности в каждой из оболочек зависит от выбора воли. Но даже «земная мудрость – вражда против Бога», то есть деятельность интеллекта противопоставляется действу огненному, высшему в человеке, то есть чувствознанию, ясновосприятию и прочим проявлениям высшего «Я». Сознание может выявлять себя в каждой из оболочек, но высшее – только в огненной. Надо уметь наблюдать и различать в каждый данный момент, какая оболочка активна, в которой из них и как уявляется активность духа. Это поможет расчленению проводников в сознании и облегчит возможность действовать в каждом из них отдельно. Жизнь – это школа, а самый в ней важный предмет для изучения – сам человек.

      Человек есть производное мира. Как может сознание, порожденное в человеке, не быть и не заключаться в том, что его породило. Сознание есть атрибут Космоса, атрибут материи. Конечно, это не личное сознание, но вселенское. Высшая ступень сознания, которой может достичь человек, – это сознание космическое. Его нет в человеке обычном. Но оно есть в Космосе. Всюду жизнь, и ее всюду сопровождает сознание и разум. Нельзя отрицать разумность законов материи, и нельзя закрывать глаза на то, что жизнь, например, кристаллов строится на подчинении законам геометрии. Сознание кристаллов далеко от человеческого, но оно существует. Так же и в построении тела муравья, бабочки или жука соблюдены сложнейшие законы механики и электроники. Тонкость и чувствительность аппаратуры бабочки превышает тонкость аппаратов, созданных рукой человека. Если сознание разлито всюду, то и коснуться его можно везде, но только не личным сознанием человека, а более тонким, более чувствительным и более широким. Астральное сознание и его аппараты чувств уже шире. Медиум это подтверждает своими восприятиями, несмотря на всю опасность этого состояния. Сознание ментального тела еще выше, и им можно коснуться и Дальних Миров. Но все эти тела временны и ограниченны. Только огненное сознание, или сознание огненного тела, превыше всех трех. К оформлению его и будем стремиться, предварительно овладев тремя низшими.

      Каждый принцип имеет свою оболочку, или форму, в которую он облечен. Физическое тело оформлено у всех, астральное – тоже, ментальное не у всех, огненное у очень немногих. Ясность сознания и возможность действовать сознательно при жизни на Земле в каждом из проводников отдельно на соответствующих каждому планах зависит от степени оформленности проводника. Сверхличное сознание означает оформление высших тел. Оформление того или иного тела еще не означает овладения им. Астральное тело оформлено у всех, но владеют им единицы. Физическое у всех, но власть над ним только лишь у Адептов. Степень власти над телом, то есть сознательное и по воле умение им распоряжаться, служит показателем того, насколько сознание может в нем жить или ощущение его исключать почти полностью. Прекращение или прерываемость сознания не означает прекращения жизни. Человек спит, сознание его не функционирует, но он жив. Точно так же и после смерти. Он может спать и в своем тонком теле, сознание не уявляется, но он жив.

      Перерывы в сознании отнюдь не означают смерть. Сам видел, как во сне живые люди спали в своих астральных телах, а ты во сне не спал, но действовал сознательно и как власть имевший. Видел ты также, как мальчик, умерший и спящий и считавший себя слепым, так как был слеп на Земле, проснулся к сознанию по твоему приказу. Следовательно, в каких-то случаях сознание сохраняется. Первое условие – знание и опыт. Видел сам спящего после своей кончины Гуру, которого ты охранял. Близким Моим, ведомым Мною, отдых Даю на срок, чтобы затем пробудить в полном сознании. Но их положение особое – исключение из общего правила. Но отдых – сон нужен всем. Даже и это условие не распространяется в обычном понимании на Того, Кто Достиг непрерываемости сознания. Бессмертие – это одно, личное сознание – другое.

      Личное сознание смертно, так как ограничено одним воплощением. Не может быть физического сознания в теле астральном, оно претерпевает даже у живого человека, в случае выхода в этой оболочке, известные видоизменения. Достойно сожаления страстное желание умершего человека удержать свое обычное земное сознание в необычности надземных условий. Осколки воспоминаний и земных представлений могут создать призрачный мир земных пережитков. Печальное зрелище. На каждом плане и в каждом проводнике может жить живой и умерший человек сознательной жизнью, но при условии, если он приобрел нужные знания и опыт, чего нет у обычных людей, большинство которых даже отрицает самую возможность жизни и сознания вне тела. Жизнь в Мире Надземном очень ярка и многообразна, но ПО СОЗНАНИЮ. Девачан нужен как условие, при котором дух может довести до их логического завершения энергии своих высших устремлений и тем заложить основание для утверждения новых и накопить силы для нового воплощения. Девачан есть кульминация лучших стремлений духа, ограниченных их потолком. Чаша хранит их все и все опыты прежних жизней. Те, кто спит в своих астральных телах во время сна физического тела, будут продолжать находиться в состоянии сна и тогда, когда это тело умрет. Бессознательное пребывание в проводниках совсем не означает смерти пребывающего, то есть уничтожения его после смерти физического тела.

       Ритм каждодневного Общения, обращения и молитвы значителен тем, что протягивается как бы постоянная огненная черта в беспредельность, протягивается над непостоянством, изменчивостью и временностью внешних условий. Этот огненный ритм перенесет через все перемены и временность всех оболочек. Это ритм от огня, и утверждается он в огненном теле и огненным телом. Это ритм Высшей Триады, идущей от Высших Трех. В этот ритм вкладывается вся сила устремления духа, ищущего своего освобождения от непостоянства и временности преходящего, от длинного цикла смертей и рождений. С виду явление малое и неприметное, следствия дает великие, ибо внешнее обуславливается внутренним и земное – огненным, то есть временное – вневременным. Потому в процессы Общения, обращения и молитвы вкладывается вся сила устремления сознания, дабы получить результат наилучший. Половинчатое обращение даст такие же результаты. Всем чувством, всей мыслью, всем существом творится этот процесс, имеющий такое решающее влияние на все будущее человека. Ведь это вехи пути в беспредельность, ведь это каналы уявления жизни в Надземном. Каналы прорываются в пространстве ценой долголетних усилий, напряжения и сосредоточения мысли. Громады достижений складываются в каждодневности. Если бы понять до конца значение каждодневности. Кто-то считает ее могилою духа, а для кого-то – это кладезь неисчерпаемых возможностей и отправная точка к сферам Дальних Миров и всем Сокровищам Космоса. Утвердим и благословим каждодневность как лестницу восхождения духа, не имеющую конца.

      Для огненного тела нужно оформление. Оно – носитель Индивидуальности, оно – символ устойчивости подвижности огня. Устойчивое пламя может быть таковым только под нагнетением. Чем больше нагнетение, тем больше устойчивость. Отсюда – нагружайте Меня сильнее. Отягощение обстоятельствами нужно для оформления огненного тела. Тяжко страдали все Высокие Духи, чтобы дать Огонь, а затем Свет. Напряжение Огненного Мира не в мерах земных. К нему приуготовляемся через оформление огненного тела. Высшие качества духа – атрибуты этого тела света. Их утверждая, оформляем его. Ради него можно все претерпеть, все муки рождения, ибо оно есть вечный, неумирающий носитель Индивидуальности. Можно заботиться о всех оболочках, но все они смертны, но цель их существования – собрать элементы, идущие на построение тела огня. Процесс нескончаем, ибо эволюция огненная беспредельна. За оформлением следует дальнейшее бесконечное усовершенствование его. Ментальное тело есть тело мысли, но огненное – носитель огненной мысли. Разница велика. Великий Аум имеет в основе мысль Огненную. Огонь – основание мира. Осознание себя существом огненным – есть утверждение действительности. Не временны мы, но вечные, не земные, но огненные.

      Все чувства земные: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус – восходят до Мира Огненного. Есть еще чувство шестое, но о нем после. Все проводники, или тела: физическое, астральное, ментальное и огненное – обладают этими чувствами. Утончающиеся и претворенные по степени и в соответствии с материей этих тел, чувства обладают свойством беспредельного их развития и расширения. Всевидение, всеслышание, всеобоняние, всеосязание и так далее – это та высота, до которой в той или иной мере могут они дойти в своем развитии по пути человеческого духа в Беспредельность. Никто из самых высоких Адептов не станет утверждать, что он достиг этой ступени всевидения или всеслышания или всеразвития какого-либо из этих чувств, ибо предела не существует. Жители Тонкого Мира и видят и слышат, но не земными глазами и не земными ушами. Так же видят и слышат и воспринимают всеми прочими чувствами и в Мире Огненном. Органом чувств высших является сердце, которое может не только видеть и слышать, но и знать непосредственно. Это свойство утонченного сердца называется чувствознанием. По степени утонченности всех тел человека развиты и их чувства. Можно быть слепым в Мире Незримом – все зависит от состояния и подготовленности духа. Изощренность земных чувств обостряет и тонкие. Музыкант слышит в Мире Надземном больше, чем человек обычный, а художник видит больше.

      Видимость, слышимость и уявления всех прочих чувств – по сознанию. Очень многое зависит от степени оформленности высших проводников. Человек, огненное тело которого не оформлено, в Огненном Мире не может ни видеть, ни слышать. Кроме того, ясность чувств зависит от ясности сознания, а ясность сознания – от ясности мысли. Границы сознания ставятся мыслью. Ошибочно думать, что в Мире Надземном, подобно земному, сознанием обладают все пришедшие туда. Степени сознательности разны, и многие спят, так как сознание зависит еще и от того положения, в котором в данный момент находится перешедший. И только Адепт, достигший ступени непрерываемого сознания, бодрствует всеми своими чувствами. Бессмертие духа каждого человека совсем еще не обозначает сохранения сознания. Хотя дух и не умирает, но сознание спит. Как и сколько времени – зависит от человека. Общего правила нет. При попытках передать словами сущность трансцендентального состояния необходимо учитывать всю относительность этого состояния и невозможность выразить все многообразие психической жизни людей, ушедших из плотного мира.

      Из яйца выходит птенец, из кокона – бабочка, из семени – росток. Скорлупа, или прежняя оболочка, сбрасывается. Так же сбрасывается и физическое тело в момент смерти, так же при рождении Индивидуальности в Бессмертной Триаде выходит Она из четверицы, сбросив с себя скорлупу четвертого принципа и отбросы пятого, которые становятся бездушною шелухою, подобной по существу кокону, из которого родилась бабочка. Аналогия весьма показательная. Бабочка не может стать таковой, пока еще в коконе; четверица – Триадой, желудь – дубом, пока не сброшена форма, которая должна дать рождение новой. Индивидуальность порождается личностью, но не одной, а целым их рядом, каждая из которых приносит новые элементы опыта и знания, идущие на построение Бессмертной Триады.

     Личности – это строители Индивидуальности. Индивидуальность обычно выражена в личности неполно. Память о прошлом и о всех личностях, в которых воплощалась Высшая Триада, сосредоточена в этой последней, так как все прочие тела, или проводники, – временны, на одно воплощение. Это следует осознать прочно. Физическое, астральное и ментальное тела создаются только на одно воплощение и сбрасываются Высшей Триадой последовательно. Дух проходит через смерть физического тела, астрального и ментального. Все эти тела – временные оболочки духа. Бессменно тело огненное, носитель Высшей Триады – Индивидуальности человека. Сознание переносится в Нее, когда огненное тело оформлено. Это происходит постепенно, пока отдельные личности собирают для нее элементы бессмертия, столь нужные для оформления огненного тела – носителя высшего «Я». Этот процесс и будет «собиранием Сокровищ на небеси», а не в оболочках, уничтожаемых временем, но через которые совершается это собирание и накопление отложений в огненную Чашу жизни. Каждого можно спросить, что он собрал в течение жизни земной и собрал ли. Может быть, расточил и то, с чем пришел. И это бывает: собирается и расточается Агни. Так приходим к основанию жизни – огню. Когда огонь жизни уходит из оболочки, становится она шелухою. Когда сознание становится огненным, оно побеждает явления смерти. Тела умирают, но огненное сознание продолжает жить, ибо становится непрерываемым. Это достижение Архата.

       Питание обычное необходимо для жизни тела, питание духовное или питание огненное необходимо для жизни духа. Без пищи обычной умирает тело, без пищи огненной – мертвеет дух. Все оболочки нуждаются в питании той материи, из которой они состоят. Пищу земную выбирает себе человек по желанию, точно так же может он выбирать и для других оболочек. Едим, чтобы жить. Пища – средство, но не цель. Питание всех оболочек не цель, но средство для их роста и развития, чтобы каждая смогла выполнить свое назначение. Все оболочки временны, за исключением огненного тела. Но оно еще у большинства не оформлено. И цель всех оболочек – это собирать те элементы, которыми оно может питаться, то есть которые идут на построение и оформление огненного тела. Пища бывает разная, бывает вредной и ядовитой. Есть ингредиенты, могущие наносить поражение огненному телу, и есть элементы, способствующие его росту и оформлению. Предательство, кощунство, самоубийство являются действиями самопоражения тела огненного. Все проводники, или тела, нуждаются в питании, и можно помыслить о том, чем человек питает их всех и каждую в отдельности. Они формируются из того, чем их питают, служа прекрасными или негодными оболочками духа. Чем их питаем, в том и живем.

       Пока шумят вихри и идет битва, в глубине сокровенной сущности микрокосма идет свой скрытый процесс оформления огненного тела. Только Ведущий по огням раскрывающихся центров может судить о происходящем. И не знает носитель огней, насколько преуспел он в своем развитии. Не виден Свет несущему его, но зато виден Нам. Суждение о себе всегда будет ошибочным, так как судить трудно о том, чего не видит глаз и что явно не ощутимо. Одно только можно сказать: не знаете ни дня, ни часа, когда наступит момент озарения. Помните трогательное повествование о том, как на острове жили трое, не знавшие длинных молитв и славословий, и как искали они, достигшие столь многого, поучений у того, кто ничего не достиг. И воззванием их к Высшим были простые слова: «Трое нас, трое нас, помилуй нас». Они не знали степени своих достижений, и это, однако, им не мешало преуспевать в утверждении Света в себе. Потому суд о себе предоставим Ведущему. Он Видит и Знает и Радуется каждому усилию по правильному направлению. Приведенный рассказ служит и напоминанием о том, что преуспевать и возрастать в Свете можно и на пустынном острове. Надо лишь знать, что Свет не связан ограничениями места, и пустынность и уединение не мешают тому, чтобы этим Светом благоденствовать всей планете и всем людям. Каждая крупица Света, внесенная в ауру планеты, рассеивает тьму в соответствии с силой его вибраций и возвышает вместе с этим и саму Землю. Также и мысль имеет не местное значение, но пространственное, и особенно теперь, когда она не остается около человека. Хочу еще и еще Подчеркнуть, что не имеет никакого значения, как и где совершается служение Свету, если оно происходит. Если люди не видят, не чуют и не знают, то пространство видит, и слышит, и запечатлевает в Рекордах своих.

      Победитель себя торжествует над условиями плотного мира, каковы бы ни были они. Если все в духе, то дух над всем. Так, не имеющий ничего своего есть все вместивший и право имеющий на владение всем. Но почитающий что-либо своим замыкается в орбиту вещей, которые считает своими, и пребывает в круге их замкнутости, тем исключая себя из сфер беспредельных возможностей духа. Как лучше объяснить, что собственность есть цепи на духе, ибо сознание связывает себя и окружает себя вещами, ему принадлежащими. Собственник ярый, имеющий большое хозяйство, землю, скот и дома и много различных вещей, столь нужных в хозяйстве, и постоянно думающий обо всем этом и ни о чем больше, окружен мысленными образами или астральными двойниками этих вещей и предметов, как кольцом, в сфере которого, и живет. Не зная того, что вещами можно владеть, но не считать их своими, он, умирая, уносит в себе свою незримую собственность и в окружении ее пребывает, связанный ею по рукам и ногам и, благодаря этому, не имеющий возможности выйти из этого круга и приблизиться к свободе Надземного Мира. Не только движимая или недвижимая собственность, но и собственные привычки, слабости, пороки и личные малые привязанности привязывают дух к объектам, связывающим его свободу, и лишают его безграничных возможностей внеплотного существования. Человек, чем-либо связанный в своем сознании на Земле, остается связанным тем же и в Мире Бестелесном, ибо связанность и освобождение в духе.

      Будем рвать на Земле эти цепи, упорно, каждодневно, сознательно. Можно иметь на Земле необходимые вещи, но надо знать твердо, крепко и неоспоримо, что не нужны они в Мире Тонком и нельзя считать их своими, хотя и можно ими владеть временно, так как в тот Мир с собою ничего взять нельзя. Люди, умирая, знают, что собственности своей с собою взять не могут, но, сознательно от нее не освободившись, все же мысленно уносят с собою образы и двойники воображаемой собственности, чтобы удушаться в их окружении в мире свободы. Освобождение совершается мыслью, когда сознает человек, что не только земля, дома и все прочее фактически не могут принадлежать духу, но даже и мысленные образы и астральные двойники всех этих предметов являют собою лишь видимость призрачной собственности и основания в действительности не имеют и не могут иметь. Абсолютно со всем, что человек считает своим, придется расстаться, до собственного тела включительно, до всех оболочек и даже ментальной, и лишь огненное тело его – есть вечное, неотъемлемое достояние духа. Вот об этой-то собственности, неотъемлемой ни жизнью, ни смертью, и можно помыслить, ибо элементы огненного тела накапливаются в течение земных воплощений через посредство всех оболочек и, будучи накоплены, позволяют сознательное пребывание духа в Высших огненных Сферах, сужденных человеку от начала времен. Все миры срочны и конечны и смертны все оболочки, бессрочен и вечен Мир Огненный. Огненное тело, необходимое для пребывания в нем, растет и оформляется постепенно в процессе длительной эволюции. Процесс может быть ускорен сознательно, если дух осознал конечную цель своих земных странствий и пребывания в различных оболочках в разных мирах.

       Сопротивление среды есть непременное условие продвижения духа – полная аналогия с движением самолета. Сопротивление это возрастает по мере увеличения скорости. Законы механики применимы и в области духа. Надо высоко подняться, чтобы уменьшить это сопротивление, но тогда и двигатель должен стать огненным. Движение совершается непосредственно пламенем. В огненном теле полеты на очень далекие расстояния становятся возможными. Но самое трудное – оторваться от Земли. Земные притяжения очень сильны. Много нитей надо отрезать, прежде чем дух получит свободу. Тот, Кто Сказал: «Царство Мое не от мира сего», – связи с Землею Закончил. Но, от Земли оторвавшись, Землю оставить нельзя, и, оторвавшись, можно любить и людей и планету и в готовности быть и душу и тело отдать на служение людям. Это уже высочайшая ступень возвышения духа и отрыва его от Земли. Только духу, завершающему земную эволюцию, доступны эти высоты. Отрыв от Земли дает возможность Космических полетов, когда Дальние Миры становятся осознанной действительностью и жизнь духа идет далеко за пределы Земли.

      С небес приходится спускаться на Землю, ибо до Нас надо дойти по Земле. Недоумевают, почему нельзя вознестись и в Обителях Света сковать для полетов свои белые крылья. Живем в трех мирах. При жизни в физическом теле все три оболочки – физическая, тонкая и ментальная – принимают ярое участие в ней и развиваются и растут соответственно до своего полного и конечного оформления. Ведь каждая оболочка должна быть оформлена до конца и увенчана быть Красотою. Но до конца не оформлено даже физическое тело, то есть оно еще не выразило собою принципа совершенной Красоты и Гармонии. Точно так же не закончена эволюция и других оболочек, хотя в процессе эволюции у некоторых духов астрал уже выполнил свою роль. Красота астрального тела у Духов Высоких изумительна. Сияющи и ослепительны и прочие оболочки. Но Красотою и сиянием всех их превосходит тело огненное. Оформление тел – одна из сложнейших, труднейших и очень длительных задач эволюции человека. Следует помнить при этом, что все тела, кроме тела огненного, временны и усовершенствование и трансмутация их нужны для оформления именно огненного тела. Назначение человека в Космосе велико, и только в теле Света может он его полностью осуществить.

       Глаза или подобие глаз сохраняются в огненном теле. Это явление можно считать символом способности человека видеть. То же можно сказать и о других чувствах, хотя и не видимых, возможно, столь явно. Но глаза сохраняются. У Духов Великих они, вернее, выражение их, уже не меняются, даже при смене тел, то есть при новом воплощении. Конечно, изменения происходят, так как Великие Духи тоже продолжают подниматься по Лестнице Света, но изменения не отражаются на сущности Лучей глаз, хотя Они и возрастают в своей силе и мощи. Старайтесь запомнить глаза.

      День приходит, и день уходит, но Свет пребывает вовеки. И когда этот Свет зажигается в сердце, он продолжается в нем поверх оболочек и времени их проявления. Вечный Свет дает вечную жизнь. Он зажигается именно в сердце. И зажигается потому, что сердце никогда не умирает, даже тогда, когда земное, смертное сознание потухает. Бессмертие – в сердце. Новую Эпоху Огня можно назвать Эпохою Сердца. Когда возгорится Оно, приблизится достижение Бессмертия. Эпоху Сердца назовем Эпохою Бессмертия. Ибо сознание, перенесенное в сердце, приблизит возможность непрерываемого сознания, то есть достижение фактического Бессмертия. Кто-то хочет продлить долголетие, кто-то надеется найти Бессмертие в других оболочках и соответствующих им сферах пространства, но истинного Бессмертия, не прерываемого циклами воплощений, можно достигнуть лишь сердцем и в Огненном Теле, которое служит его бессменным носителем. Так через сердце и к Свету дойдем, который пребывает вовеки.

      Жизнь остается, но формы выражения ее меняются постоянно. Жизнь вечна, и вечен процесс непрерывных изменений жизненных форм. Смерть формы совсем не означает смерть жизни. Жизнь умереть не может. В этом процессе нескончаемых изменений совершенствуются и утончаются формы, претерпевают изменения и все оболочки - от жизненного принципа до огненного проводника включительно. В человеке при этом происходит оформление всех его оболочек. Процесс этот длителен необычайно. Восемнадцать миллионов лет человечество уже одарено самосознанием, и даже ментальное тело, не говоря уже об огненном, оформлено далеко не у всех. Ступени совершенствования носителей духа, намеченные эволюцией, не заканчиваются оформлением огненного тела. Когда будет завершен четвертый круг, в новом, пятом, проводники получат новый импульс для своего развития, и, оформленное уже, ментальное тело будет продолжать совершенствоваться и развиваться, накапливая новые способности и силы. Абсолютный слух указывает на возможность абсолютного состояния всех чувств человека. Их гармоническое взаимодействие (в человеке) позволит подойти к постижению мира с иной, более расширенной точки зрения. Свободное проявление и активность во всех своих проводниках на всех планах существования сделают Беспредельность полем деятельности сознания. Каждому принципу в человеке соответствуют определенные сферы пространства. О двух высших из них не приходится даже говорить, ибо до их осознания человечество еще не дошло. Хочу этим Сказать, что в Беспредельности для человека эволюцией предопределены такие возможности, которые превосходят самое пылкое воображение. И как бы ни были они далеки от настоящей ступени развития человечества, они все же наступят, ибо элемент времени в явлении эволюции – как миг перед вечностью.

      Три естества человека требуют каждое и заботы о них соответствующей. О физическом теле заботиться прекрасно умеют, хотя и в размерах понимания его владельца. По невежеству или слабости характера нередко ему наносится вред. Вред этот усугубляется обжорством, вином и нездоровыми условиями жизни. С тонким телом дела обстоят много хуже, заботы о нем сознательной не проявляется вообще, так как существование его отрицается. А оно реагирует на каждую мысль и переживание, осветляясь или омрачаясь соответственно. О теле огненном говорить не приходится, ибо в загоне оно. Так и живет трехплановая сущность человека однобокой и ограниченной жизнью, уродуя свои проводники. Положение это нуждается в коренном изменении, но как изменить, если Основы не признаются! Сперва надо узнать, потом осознать и затем уже применять осознанное на деле.

      Путь к Нам лежит через мысль и совершается через мысль. Главное движение – мыслью. Можно никуда не ходить и не ездить, можно неподвижно сидеть и все же мыслью свободной совершать далекие полеты. Эти полеты будут преддверием полетов в тонком теле. Предшествует мысль. Явлению мысли следует уделять больше внимания, ибо оно лежит в основании всех достижений. Мысль – дитя духа. Тонкое тело не имеет физического мозга, и, однако, при выделении его мысль напряженно действует в нем. Действует мысль, и действует сердце, и действуют вне физического тела. Пульсация сердца – очень характерное и значительное ощущение при выделении тонкого тела. Это говорит о многом. Все ощущения идут через тонкое тело и сосредоточены в нем. Плотное само по себе ничего не ощущает.

      Стоит духу покинуть физическое тело, как оно утрачивает способность чувствовать и ощущать. Все – в духе. Так же лишается хозяина и тонкое тело и начинает медленно разлагаться, когда дух покидает его, и наступает смерть вторая. Сбрасываются и умирают все оболочки, когда время приходит для духа с ними расстаться. Поэтому следует центр сознания переносить чаще в область духа, понимая при этом, что все окружения оболочек, и плотное и тонкое, – временны. Только дух вечен, и его несменной одеждой является только огненное тело, тело Света. Его можно строить и оформлять навсегда. Сознание, перенесенное в его сферу, уже не утрачивается при смене оболочек и становится непрерываемым, то есть дух достигает ступени сознательного бессмертия. Конечно, дух бессмертен и вечен, но это бессмертие – бессознательное, и нет в нем никакой заслуги. В Тонком Мире такой вечный дух может стоять неподвижно, словно каменный истукан, и находиться в состоянии бессознательности. Говорю о сознательном, заработанном, достигнутом долгим трудом и усилиями состоянии непрерываемого сознания, не прерываемого смертью тела и сменой оболочек. Такое бессмертие является благословением для Духов Высоких и проклятием для колдунов и сильных темных сущностей, ибо усиливает их возможности погружения во тьму, со всеми ее ужасами и деяниями. Лучше быть после смерти тела погруженным в бессознательный сон, чем сохранять сознание, и видеть чудовищные нагромождения низших слоев астрального мира, и быть увлекаемым в сильные вихри и воронки зла, магнитно притягивающие все злое в свою орбиту. Низшие слои заразительны ужасно и много прельщений и обольщений могут скрывать под своими внешне обманчивыми формами. И горе неочищенному сознанию, сохранившему в себе элементы зла и удержавшему какую-то степень осознанности при переходе в другой мир. Смерти нет, но надо понимать, что такое бессмертие и как достигается оно человеком в процессе эволюции духа.

      Дальние Миры можно рассматривать как планеты, достигшие более высокой ступени эволюции, нежели Земля. Есть и ниже, но не о них речь. Все то, что достигнуто на Земле отдельными людьми и выявлено в разное время, у разных народов в той или иной форме, там является достоянием всех, например, ясновидение, яснослышание, способность действовать в тонком теле на различных планах существования, чтение и передача мыслей и так далее. Так же как способность речи доступна на Земле всем людям, так же и там высшие способности человека доступны всем. Есть и там свои выдающиеся люди, обладающие способностями исключительными, но уже на уровне высшем, которого на Земле достигли редкие единицы. Человечество пятого круга, который в будущем и отделен от нас на многие миллионы лет, будет обладать свойствами и особенностями, уже достигнутыми на Дальних Мирах. Иерархия Миров и Планет Уходит в Беспредельность. И есть Миры, находящиеся на ступени Махатм.

      Физическое тело у земного человечества оформлено и в потенциале своем имеет все нужное для дальнейшего утончения и раскрытия центров. Но не оформлено тело огненное. На Высших Планетах и ментальное, и огненное тела человека оформлены, и их активность позволяет принимать участие в пространственной жизни и космическом строительстве. Жизнь на таких планетах, во всех ее формах, то есть в минеральном, растительном, животном и человеческом мирах, осуществляется коллективною волею живущего на них человечества. Коллективная концентрированная мысль достигает огромной силы и способности сознательно управлять стихиями и подчинять их себе. Землетрясение там невозможно, ибо подземный огонь регулируется силою объединенной мысли всего человечества планеты. Не нужны машины и человеческие аппараты. Все строится и приводится в движение психической энергией человека. У нас тяжести поднимаются и переносятся кранами, там – силою огненною огненного аппарата человека. Материя разрежена и утончена, и ступени ее утончения находятся в соответствии с утонченностью и развитием тел человека. Градации этой разреженности и утончения материи на различных планетах различны. Планеты в состоянии седьмого круга у его завершения лишены земной плотности. Вот почему устремление к Дальним Мирам столь необходимо для человечества. Устремленная мысль связует сознание землян с формами высшей жизни и облегчает их путь в будущее, которое там уже осуществлено. Земля, например, все еще находится в состоянии войн. Там они совершенно немыслимы, ибо нет государств, нет денег, нет торговли, нет взаимовражды и нет темной иерархии и ее постоянного противодействия Эволюции. Многого нет уже там и многое невозможно. Нет богатых и бедных, нет даже болезней. Осуществлена формула: «Едино стадо и Один Пастырь».

      Для физического тела многие предметы и вещества непроницаемы. Для тела тонкого тоже существуют непроницаемые вещества, сферы и слои пространства, причем это иногда зависит от состояния сознания. Для тела огненного проницаем мир плотный и Тонкий полностью, а Мир Огненный – по степени огненности духа и оформленности огненного тела. Как перед каменной стеной может останавливаться тонкая оболочка перед некоторыми предметами пространства, и особенно некоторыми слоями, будучи не в силах их преодолеть. И подъем тонкого тела в более высокие слои зависит от его светоносности. Для низких оболочек Высшие Сферы недоступны именно из-за невозможности подняться. Вопрос о взаимопроницаемости веществ очень интересен. Для огненной мысли ограничений не существует, но надо, чтобы сознание могло следовать за мыслью. Недоступное для тела и мозга доступно сознанию и духу. Три измерения есть оковы плотного мира. Они сбрасываются при раскрытии центров. Многое нужно допустить или осознать, прежде чем овладеть способностью. Это положение касается плотного мира, но в степени большей – тонкого, ибо там бытие по сознанию. Сознание подготовляется к допущению того, что невозможно осуществлять в мире земном в теле обычном. Сказки дают некоторое представление о возможностях Тонкого Мира для знающих его законы духа. Фантазия сказок есть действительность Надземного Мира. К изучению многих сказок можно подходить научно.

Где большое, где малое? –
Всё – волна за волной.
Даже рябь помешает,
если стал на постой.

Застоялись в рутине,
и нападки во днях,
и вдогонку те беды,
что остались в вчера.

Нить прервали сознанья,
Даль Миров упустив,
и – с сегодня рыданья.
Всё в вчерашний мотив…

Всё Огню поддаётся,
только в разности срок.
Кому – «жизнь одна только»,
кому – с нескольких толк.

Перемены проходят,
и с Землёй мы летим,
мыслью – сразу же в мире –
по труду что вместим.

Везде – труд дан и опыт,
проходя чрез бои, –
испытания – в Плотном,
и – уроки Земли.

Тело тонкое в росте,
в  очищеньи  Огнём, –
где сегодня преграда, –
завтра  минем  её.     В.С.

      Пространственная жизнь отличается от обычной тем, что не связана плотными условиями и ограниченным кругом физической активности человека. Законы пространства высших измерений далекое делают близким и невозможное возможным. Единение в духе как с живыми, так и с развоплощенными сущностями возможно поверх мира трех измерений, когда расстояния исчезают и ничто не может остановить устремленную мысль. Понятия прошлого и будущего относительны, и то и другое существуют НЫНЕ и здесь, в пространстве других измерений, но отделенные от человека состоянием его сознания. Для Архата прошлое может быть видимо так, как обычный человек видит настоящее, во всей его очевидной реальности. Может быть видимо и будущее по степени оформленности его в Высших Мирах. Богатство и возможности пространственной жизни открываются перед духом, который может уже сознательно выходить в пространственный океан. Но для этого необходимо, чтобы и другие тела его были оформлены. Для оформленного огненного тела пространство открыто и доступно.

       В Мире Тонком менее всего пригодна современная одежда. Нелепа она в пространстве. Простота и красота сочетаются в одеянии тонком. Можно представить себе нелепость галстуков, фраков, цилиндров и так далее в Мире Надземном. В Сферах Света дух облекается Светом, и надобность в подобии одеяний земных отпадает. В более плотных слоях одежда необходима. И одеяние свое, и поведение свое нужно продумать заранее. Сколь же неподготовленными вступают люди в мир тот, где малейшая мысль дает немедленное следствие. Хорошо, если она от Света, а если от тьмы? Также в первое время имеет значение и вопрос пищи. Тонкое тело нуждается в питании и питается. Подумайте, как и чем оно может питаться? Конечно, не пищей земной. Но этого не знают и продолжают питаться по-земному, творя воображением привычные яства. Тонкое тело питается ароматами, звуками, цветовой гаммой, а также Светом и музыкой Сфер. Плотное тело нуждается в пище земной, тонкое и огненное – в элементах соответствующих планов, или миров.

      Расстояние от современного человека до человека Пятого Круга огромно. И все же оно будет преодолено. Не во времени дело, но в состоянии сознания. Платон жил очень давно, но уже принадлежал к Пятому Кругу. Надо понять, что хотя ступени духа и проходятся во времени, однако их прохождение зависит от других условий. Первое из них – степень оформления ментального и огненного тел. Оформлены они только у очень и очень немногих. Наука о центрах дает представление о строении аппарата для духа. Сейчас условия жизни столь негармоничны, что человек с раскрытыми центрами не может существовать среди обычности. Даже частичное приоткрытие их вызывает утонченные страдания. Жизнь на Земле должна измениться в корне. Иначе погибнут самые утонченные организмы. Преображение планеты необходимо в целях эволюции человечества.

      В любой точке земного шара Присутствие Мое может быть ощутимо, ибо огненное тело поверх земных измерений, времени и пространства. Ментальное тело и мысли обладают большой степенью свободы, хотя и не такой, как тело огненное. Даже астрал много свободнее плотного тела. Мысль и сознание постоянно переходят с предмета на предмет. Можно подчинить этот процесс воле, удерживая сознание на желаемом явлении и на том, что связано с ним. Мысли благие этим путем проникают в сознание, если явление высоко. Явление Владык будет среди высочайших. Так Лестница Света, Лестница Иерархии доступна сознанию, в каком бы теле ни действовало оно. Священные Изображения и предметы облегчают удерживание сознания на избранном явлении. Каждый предмет служит как бы проводником или посредствующим звеном. Действует аура предмета. Этим объясняется также и действие амулетов, терафимов и старинных вещей. Воздействие ауры человека еще признается, но воздействие ауры предметов, жилищ, городов и местностей не понимается. Все имеет свою ауру, и все воздействует на все. Леса, или горы, или поля полны этих воздействий. Убийственны воздействия современных городов, убийственны воздействия людей злобных, больных и несчастных, и им подвергаются все люди – знают они об этом или нет, хотят или не хотят. Все взаимодействует в окружающем человека мире, как в плотном, так и в Тонком, Ментальном и Огненном. Напрасно кто-то думает, что что-то может оградить его от этих воздействий, от связи с миром, который его породил, или от звездных воздействий, от лучей и вибраций Далеких Миров. Теплота лучей солнца согревает планету и дает ей жизнь. Это неотрицаемый факт, это осознается. Так же и все прочие факты воздействия различных явлений на человека требуют осознания.