Русь Святая

Александр Курако
Куда ни кинь широким взором –
Повсюду русская земля –
Леса, озера, реки, горы,
Моря, равнины и поля...

О Русь! Тебе пою я славу!
И низко в пояс поклонюсь,
Откуда ж ты берешь начало,
Великая, Святая Русь?

О том, как много ты страдала,
Святая Русская земля,
О том, как много горя знала –
Хранит история твоя.
О временах минувших, давних,
В былинах древних и преданьях
Народ историю хранил.
И вот, Мефодий и Кирилл*
На благо письменной науки
Нам подарили «Аз» и «Буки»,
В истории оставив след.
И летописцы прошлых лет
О жизни русского народа
Из века – в век, и год – за годом,
О днях лишений и побед
Несли своим потомкам свет.

И неизвестный автор «Слова...»,*
Как первый на Руси пиит,
О годах тяжких, про былое
Из прошлого нам говорит.

Он с болью в голосе взывает
К сердцам и совести людей,
И пламень «Слова...» призывает
К объединению князей,

Чтоб прекратились все раздоры,
Угасли мелочные ссоры,
Чтоб от врага в одном строю
Спасли бы Родину свою.
Чтоб отстоять Руси свободу
Плечом – к плечу, к руке – рука,
Чтоб жили счастливо народы,
Как встарь – в «Траяновы века»*.

Среди историков ученых,
Вопросом вечным увлеченных,
«Откуда Русь исток берет?»
Извечный спор давно идет:

Одни твердили неустанно,
Что будто с севера норманны*
Столетия назад приплыли, –
Руси начало положили.

Другие – дружно убеждали,
О том, что именно славяне
Русь – государство основали.

И с Вашего соизволенья
Попробуем разбить сомненья,
Чтоб в памяти восстановить
Времен связующую нить.

Но как же в этом разобраться?
Путь к истине – как хрупкий лед,
И, прежде чем за дело браться,
Мы забежим чуть-чуть вперед.
В те годы, когда Бога славя
Русь принимала православье,
Приняв обет во имя веры,
Монах Антоний* жил в пещере,
(Поздней ей быть монастырем,
Что в Киев-граде над Днепром).

Тот монастырь стал знаменит,
Там первый наш митрополит –
Из русских был – Иларион*,
Философ был он и учен,
Известен был он как писатель
И волей Божьею создатель
«Слов о Законе, Благодати».

И там, в обители Печерской*
Над переводом книг заморских,
При свете пламени свечей,
На протяженье многих дней,
За чтеньем время коротая,
Труды ученых изучая,
Жил Нестор* – первый просветитель,
Истории Руси учитель.

И в «Повести врем;нных лет»,
Для всех живущих и потомков,
Искусно, грамотно и тонко
На прошлое пролил он свет.

Его истории виденье
Находит всюду подтвержденье:
Так, например, у Геродота*
Упоминалось о сколотах, –
Тех землепашцах и крестьянах,
Что были предками славянам.

Географ римский Птолемей*
Над картою трудился годы
О расселении народов
Вдоль рек и берегов морей.
Дав описанье многих стран,
Он пишет о земле славян,
Что жили вольно на просторе
На севере за Черным морем,
От устья синего Днестра –
До русла батюшки Днепра,
И даже по брегам Дуная
Славян тогда неплохо знали.

Отметить здесь необходимо –
Что мирное соседство с Римом
Славянам очень помогало,
Основой процветанья стало.

То были годы благоденствий,
Без горя жизни и без бедствий, –
Расцвет культуры у славян.
А в это время Марк Траян,*
Успешно Римом Древним правил,
Правление тем свое прославил,
Что против Дакии в те годы
Ходил в военные походы.

Славяне ж мирно поживали
И с Римом хлебом торговали
Без страшных бед и лихолетий
На протяженье трех столетий,
Не зная, что такое страх.
О тех «Траяновых веках»,
Счастливых, бесконечно длинных,
Слагались на Руси былины.

Но кончились года фортуны,
Когда воинственные гунны*
Большим, стремительным потоком
На запад двинулись с востока.

На протяжении веков
Набеги диких степняков
Славяне стойко отражали,
Порой союзы заключали,
Ведь легче выковать победу,
Коль чувствуешь плечо соседа.

Завесу с прошлого срывая,
Нам повесть Нестор продолжает
Про множество таких союзов,
Известных нам из тех времен.
В таких союзах крепли узы
Славянских родственных племён,
Что населяли всё вокруг –
Восток и запад, север, юг.

И с давних пор идет преданье,
Что Русь берет свое названье
От руссов – племени славян,
Что жили на земле полян.

Про руссов – родичей славян,
Историк готский Иордан*
В своих трудах упоминал.
О руссах вот что он писал:
Они отважны и сильны,
Крепки, высоки и стройны,
И племя это проживает
Где в Днепр речка Рось впадает...

Известно также, то, что русы
Возглавят всех племен союзы,
Они же, волею судьбы
Объединят их для борьбы,
Для отражения набегов
Хазар, половцев, печенегов*.

И в тех местах, где протекала
И в Днепр впадала речка Рось,
В борьбе жестокой зарождалась
И крепла Киевская Русь.

Века сменялись, шли года,
Росли повсюду города.
А в них ремёсла развивались,
Торговля шла, мечи ковались.
Дружины в дальние походы
Водили часто воеводы.

О Кие* – князе у полян
Знал даже сам Юстиниан,*
Сам император Византийский,
Построивший собор Софийский.
(Опорой веры стал тот храм
Для православных христиан).
И мне всё ж кажется неважным
Кто на Руси первее княжил,
Кто старше – Новгород иль Киев,
Кто первый – Рюрик или Кий.
Историкам оставим спор,
Что не утихнет до сих пор.

А мы рассказ продолжим свой
О том, как в муках Русь рождалась,
Как с иноземцами сражалась
В борьбе неравной, непростой.

И не забыть нам той победы,
Как Александр Невский* шведов
На берегах Невы разбил
И Русь Святую защитил.

Но вскоре орден меченосцев,*
Немецко-датских крестоносцев,
Неся как знамя крест Тевтонский,
В союзе с орденом Ливонским,
Осмелились на Русь ступить,
Стремясь её поработить,
Чтоб православье вырвать с корнем,
Разя мечом всех непокорных.

Их цель понятна и проста –
Народом русским вечно править
И на колени Русь поставить
Под тень Тевтонского креста.
Но Невский снова с верой в Бога
(И был Господь ему подмогой!)
На озере Чудском принял
От рыцарей на льду сраженье,
Победой отразил вторженье,
Вновь Русь Святую отстоял.

Но вот ещё одна беда –
От полчищ войск монгольских ханов,
Как после страшных ураганов,
Разграбленные города,

И плач стоит среди пожаров,
Огонь пылает среди стен.
В цепях монгольские татары
Ведут людей в далёкий плен.

Под игом ханским Русь стонала
Два с половиною столетья,
Когда её хлестали плетью,
Русь крепче зубы лишь сжимала.

Но наступил конец терпенью –
Русь поднялась, и час настал –
И Сергий Радонежский* дал
На бой своё благословенье.

Не будем больше гнуть мы спины
Под игом рабским, под Ордой.*
И поднял русские дружины
Великий воин – князь Донской*
На смертный бой, неравный бой.

Всё поле Куликово в дымке,
Войска построились чуть свет,
И с Челубеем в поединке
Сразился храбрый Пересвет*.

Коней, пришпорив, разогнали –
Удар копьём – и оба пали.
И войска два в одно вдруг слились
И в схватке яростной сразились.

Разя бесчисленных врагов
Десятки, тысячи голов
За независимость страны
Сложили Родины сыны.

Они отчаянно сражались,
В бою кровавом стойко дрались
За Русь Святую, за детей,
За жён, сестёр и матерей.
Немало ратников там пало,
И мы их подвигом горды,
Победа их была началом
Конца владычества Орды.

О всех победах наших славных
Здесь рассказать я не берусь.
Но твёрдо помню лишь о главном –
Господь хранит Святую Русь.

Ведь, несмотря на все невзгоды,
И испытаний тяжких годы,
Хоть не было уж больше сил,
Народ всё ж веру сохранил.
И вера выжить помогала,
В час трудный душу согревала.

Народ в честь памятных побед,
И избавления от бед
Всем миром храмы всюду ставил
И в церквах светлых Бога славил.

В больших и маленьких церквях,
В часовенках, монастырях, –
Народ всегда за Русь молил,
О том, чтоб Бог её хранил.

О Русь! Тебе пою я славу!
И Богу за тебя молюсь,
Тебе – отчизне православной
Я в пояс низко поклонюсь.


Примечания
к поэме «Русь Святая»
(Здесь и далее примечания автора и ссылки на Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия).

*МЕФОДИЙ И КИРИЛЛ, славянские просветители. Создатели славянской азбуки, проповедники Христианства.
*«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ», памятник древнерусской литературы кон. 12 в. В основе сюжета – неудачный поход Игоря Святославича 1185 г.
*«ТРАЯНОВЫ ВЕКА» (98–370 гг.), период славянской истории, воспетый старшим современником Нестора – «вещим» Бояном о трёх столетиях мира и благоденствия в жизни славянских племён, берущих начало в годы правления римского императора Траяна.
* НОРМАННЫ («северные люди») или Варяги, наёмные дружинники русских князей 9–11 вв. Согласно летописной легенде, начальник варяжского военного отряда Рюрик вместе с братьями Синеусом и Трувором, якобы были приглашены ильменскими славянами княжить в Новгород. Рюрик – основатель династии Рюриковичей
*АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ (983–1073), Канонизирован Русской православной церковью. Основатель (1051) Киево-Печерского монастыря
*ИЛАРИОН (?– ок.1067), первый киевский митрополит русского происхождения (с 1051), древнерусский писатель, оратор, философ, церковно-политический деятель, богослов, автор «Слова о Законе и Благодати».
*КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА, мужской монастырь в Киеве. Основан в 1051, (с 1598 лавра) С 11 в. крупный религиозный центр.
*НЕСТОР, древнерусский писатель, летописец 11– нач.12вв., монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Считается одним из крупнейших историков средневековья – автором первой редакции «Повести временных лет» - общерусского летописного свода. Канонизирован Русской православной церковью.
*ГЕРОДОТ (ок.484 до н.э.–ок.426 до н.э.), древнегреческий историк.
*ПТОЛЕМЕЙ КЛАВДИЙ (ок.90–ок.160), древнегреческий ученый. Автор труда «География» - свода географических сведений античного мира.
*ТРАЯН МАРК УЛЬПИЙ (53–117 гг.), римский император с 98 г.
*ГУННЫ, кочевой народ, сложился во 2–4 вв. в Приуралье из тюркоязычных хунну и местных угров и сарматов. Массовое передвижение гуннов на запад (с 70-х гг. 4 в.) дало толчок т.н. Великому переселению народов.
*ИОРДАН (ум. ок. 552 г.), остготский историк.
*ХАЗАРЫ, ПОЛОВЦЫ, ПЕЧЕНЕГИ, народы тюркской группы, в разное время жившие на территориях, сопредельных славянским землям. Образ жизни главным образом кочевой.
*КИЙ, легендарный основатель вместе с братьями Щеком и Хоривом г. Киева и первый его правитель.
*ЮСТИНИАН I ВЕЛИКИЙ (527–565), император Византии.
*АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ (1221?–1263), князь новгородский 1236-51, великий князь владимирский с 1252. Сын Ярослава Всеволодовича. Победами над шведами (Невская битва 1240 г.) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище 1242 г.) обезопасили западные границы Руси. Канонизирован Русской православной церковью.
*МЕЧЕНОСЦЫ, духовно – рыцарский орден, основан крестоносцами в 1202г. для колонизации и христианизации Прибалтики. С 1237 г. переименован в Ливонский орден, ставший отделением более крупного духовно-рыцарского ордена-Тевтонского. Объединение двух орденов и их союз с датскими крестоносцами усилили опасность для Прибалтики и Руси.
*СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (1314 или 1322–1392), святой, преподобный, преобразователь русского монашества, игумен Троицкого монастыря (впоследствии Троице-Сергиевская лавра).
*ЗОЛОТАЯ ОРДА, монголо-татарское гос-во, основано в нач. 40-х гг. 13 в. Ханом Батыем. Русские княжества находились от Золотой Орды в вассальной зависимости.
*ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ (1350–89), великий князь московский (с 1359) и владимирский (с 1362), сын Ивана II. Возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татар. Проявил выдающийся полководческий талант в битве на р. Вожа (1378) и в Куликовской битве 1380 г. Канонизирован Русской православной церковью.
*ПЕРЕСВЕТ Александр (?–1380), герой Куликовской битвы, монах Троицкого монастыря. Его поединок с татарским богатырём Темир-мурзой (Челубеем), в котором оба погибли, стал началом сражения.

(Иллюстрация Владимира Зеленева).