Схимонах Епифаний Чернов

Лампада
Схимонах Епифаний.

В миру Чернов Александр Андреевич, род. 27 авг. 1909 г. в ст. Бело-Калитвенская Ростовской губ. в казачьей семье. Внук русского ген. Чернова, участника русско-турецкой войны в боях за освобождение Болгарии. Отец - казачий подполковник, нес службу при царском дворе. После октябрьского переворота его убили и осиротевшего отрока Александра определили в Новочеркасский Донской кадетский корпус на казенный счет. Судьба матери неизвестна.


В 1919 г. эмигрировал за границу вместе с отступающей Белой Армией. На пути в Константинополь заболел тифом. Через Кипр пароходом прибыл в Александрию, где попал в госпиталь. Три года прожил в летней резиденции российского посольства, после чего переехал в Болгарию. Поступил в русскую гимназию в г. Варне. В 1927 г. сблизился со свят. Феофаном (Быстровым), бывш. архиеп. Полтавским и Переяславским (†1940), который в летние месяцы приезжал из Софии в Варну. В 1929 г. Александр переезжает в Софию и становится келейником Вл. Феофана, который отметил чрезвычайные духовные дарования будущего старца. В 1932 г. архиеп. Феофан отбывает во Францию и уходит в затвор, благословив своему духовному сыну продолжить обучение в Болгарии. Там Александр заканчивает военную Академию, а также историко-филологический и богословский факультеты Софийского Университета.


В 1933 г. вступает в ряды русской эмигрантской политической организации НТСНП (Национально-Трудовой Союз Нового Поколения), осуществлявшей идеологические и террористические диверсии против Советской власти. В 1934 г. избирается генеральным секретарем Болгарского отдела НТСНП. Работал преподавателем гимназии в г. Плевна. В конце 1930-х гг. готовил покушение на первого советского полпреда в Болгарии Ф. Раскольникова, однако последний сам стал "невозвращенцем", чем расстроил планы террористов.


В 1944 г. женился и венчался, но вскоре - сразу после вступления советских войск в Болгарию - был арестован в Плевне. Далее 4-х месячным этапом через Румынию, Югославию и Венгрию отправлен в Москву. Помещен в Лефортовскую, затем в Бутырскую тюрьмы. Судьба жены неизвестна.


Осужден ОСО МГБ к 10 годам лагерей, отправлен в Кировоградскую тюрьму. Далее отбывал срок в Карагандинских лагерях: 1945-48 гг. - Карлаг, 1949-50 гг. - Песчанлаг, 1950 г. - Степлаг, 1955 г. - Спассклаг IV (Инвалидное отделение Песчанлага в 60 км от Караганды). В заключении познакомился с ИПХ [истинно православные христиане], написал для них свои первые сочинения, в т. ч. противосектантского содержания. Неоднократно подвергался допросам и пыткам от тюремного начальства. Ок. 1952 г. принял подвиг молчания, после чего отправлен в психиатрическое отделение медицинского специзолятора тюремного типа, где после укола в позвоночник у страдальца отнялись ноги.


В 1953 г. попал под амнистию, но освободился лишь в 1955 г. по состоянию здоровья - с диагнозом "мутизм" (потеря речи) и "парапарез нижних конечностей". Был отпущен "на поруки" к Ф. И. Журбенко, коего вскоре разоблачил как лжеца и провокатора. Перешел на нелегальное положение. Проживал в ст. Кавказская, затем в Гудаутах, откуда тайно перевезен в Чимкент. В те годы передвигался ползком с двумя скамеечками. Продолжал молчать, с людьми общался по фанерной дощечке с прорезанным алфавитом. Примкнул к епархии катакомбного схиархиеп. Петра (Ладыгина), после смерти коего в 1956 г. возглавил ряд тайных общин ИПХ в качестве духовного наставника.


В нач. 1960-х гг. принимает постриг в мантию с именем Антоний в Киеве от иеромонаха Петра (Савицкого) из общины катакомбного схиеп. Михаила (Костюка) Черниговского (†1944) (по др. данным принял постриг от катакомбного иером. Герасима на Кавказе), уходит в затвор. В это время из-под его пера выходит ряд сочинений против сергианства и обновленчества, в частности, правила преп. Феодора Студита, собранные применительно к условиям катакомбного существования Церкви, а также сотицы-двустишия на темы духовно-нравственной жизни и положения в Церкви.


В 1966 г. впервые заговорил, духовные чада вылечили его травами и он постепенно начал ходить. Находился в розыске, скрывался у ИПХ в разных местах СССР, постоянно переезжал с места на место. Обладал даром прозорливости и исцелений. Вел борьбу против самозванцев и агентов КГБ, засланных в Катакомбную Церковь под видом "священников" и "епископов". В 1975 г. арест в Киеве за самиздат. Новый срок отбывал в Мордовском Дубровлаге, в тюрьме для иностранцев.


В 1978 г., как несоветско-подданный (ибо за все время пребывания в СССР советского гражданства не принимал), через правозащитные инстанции добивается разрешения покинуть пределы СССР и эмигрирует в Швейцарию по подставному вызову "племянницы". Оттуда направляется во Францию на поиски архива своего духовного отца архиеп. Феофана Полтавского. Найдя архив, делает из него копии важнейших документов и сочинений свят. Феофана. Работает над составлением его подробного жизнеописания. По прибытии за границу сразу же вошел в состав РПЦЗ, с которой был связан еще до II Мировой войны, но после встреч с ее духовенством и архиереями прервал с нею общение, обличив ее в ряде догматических заблуждений. Вскрыл связи руководства РПЦЗ с масонством и ЦРУ, за что заграничный Синод в 1981 г. опубликовал (со слов Ф.И. Журбенко) "компромат" на о. Антония с вымышленными в его адрес обвинениями. По поводу отступничества РПЦЗ пишет ряд статей и начинает работу над своим главным сочинением "Церковь Катакомбная на земле Российской". Некоторое время проживал в румынском монастыре Лавардак на юге Франции, откуда бежал; затем вошел в общение с Синодом ИПЦ Греции юрисдикции архиеп. Хризостома Афинского, но вскоре прервал контакты с ним, сознавая его неканоничность. С мая 1980 г. - в юрисдикции "матфеевского" Синода старостильной Церкви ИПХ Эллады. Переезжает в Великобританию и поселяется сначала в св. Михайловском приходе в Лондоне у В. Мосса, потом на о. Мэн в Ирландском море, в приходе иером. Симона (Йенсена). В нач. 1980-х гг. принимает схиму с именем Епифаний.


В 1990 посещает СССР, но за нарушение визивого режима его высылают из страны. Окончательно возвращается на родину осенью 1991 г. Много ездит по стране с греческим митр. Фессалоникийским Хризостомом (Митропулосом) и о. Симоном (Йенсеном), объединяя известные ему катакомбные общины под омофором Греческой Старостильной Церкви, которая открывает в России свой Экзархат (именуемый у них "Представительством"). Отец Епифаний ищет возможности возстановления законной иерархии ИПЦ, результатом чего стало рукоположение в 1991 г. митр. Хризостомом для общин на Сев. Кавказе иерея Иоанна (Попова) и иерея Василия. А вот иеромонах Петр (Савицкий) (†1994?), старый соратник о. Епифания в 1956-1975 гг., окормлявший общину в Киеве, греками не был признан, поскольку у него отсутствовала ставленная грамата.

В 1990-1993 гг. о. Епифаний часто встречается с общественностью, выступает с проповедями на Съезде Союза Православных Братств и других мероприятиях, ведет широкую миссионерскую работу. Катакомбников предостерегает от присоединения к РПЦЗ и Лазарю (Журбенко), изобличив канонические и нравственные преступления последнего. Под конец своей жизни проживал в Пятигорске и Железноводске - в катакомбной общине известного старца Феодосия (Кашина) (†1948).

Скончался 2/15 ноября 1994 г. в Железноводске.