Современная поэзия. Критерии критики

Геннадий Маков
  Проходящий Большой литературный конкурс наводит на некоторые философские
размышления о природе поэзии, как таковой. Для большей конкретики возьмём
последние августовские итоги, предваряемые резюме Сергея Фаустова http://www.stihi.ru/2009/09/01/643
  После того, как Вы всё прочли, позвольте высказаться и мне.
  Поэзия, как и всякий род искусства, является по существу искусством
изобразительным. Имеется предмет ( содержание) и материал ( озвученная речь),
в котором этот предмет отображается. Красота материала - красота произнесения слов,
грамматических оборотов нашей речи,  естественная красота фраз нашего языка, подчеркивается атрибутами стиха - рифмами и ритмическим рисунком, своеобразными элементами симметрии, отличающими стихотворную речь от прозаической.
  Атрибуты стиха, в частности, играют очень интересную роль - они снимают
( умаляют и делают незаметным) прямой логический смысл сказанного. Стих
воспринимается прежде всего как желание красиво высказаться ( красиво в
смысле звучания слов) и уже во вторую очередь - как желание донести до
слушателя что-нибудь содержательное. Поэтому стихотворную речь можно
безо всякого ущерба наполнить поэтическим бредом, который в силу того,
что взят в рифмы, как в скобки, бредом почти не воспринимается. А это даёт
возможность расширить содержание стиха, сделать его многозначным.
  Так обстоит дело в классике. Столь же просты и критерии критики. Отметим,
что критик является тоже читателем и встаёт на сторону читателя.
  Содержание должно быть интересно для читателя, или вызывать сочувствие и
сопереживание, или, наконец, быть элементом виртуального общения читателя с
автором. Форма - материал, должна быть звонкой, летящей, или тихой, шепчущей -
соответствуя изображаемому предмету, и быть прекрасной в своём звучании.
  Одновременно с этим, как основа методологии творчества, должно быть
реализовано стремление к максимальной точности отображения предмета. Поясню:
если Вам кажется, что рифма нехороша, это не значит, что Вы не нашли лучшей.
Скорее всего это значит, что нехороша и убога Ваша мысль. И её, эту мысль,
надо совершенствовать. Совершенная мысль находит совершенную форму
автоматически. Почему так получается, я не знаю, но это - факт. Стихосложение
является одновременно и тренировкой умения мыслить.
  И вот эти три критерия - содержание, форма и точность и являются основой
критики в классическом варианте. Кроме того очень ценится наличие поэтического
флёра, который не знаю что это такое, но который присутствует в хороших стихах.
  Техника стихосложения не стоит на месте. Изменяется и материал. Поэтический
бред начинает играть всё большую роль. К атрибутам стиха присоединяется
смысловая рефлексия слов, а рифмы и ритмика начинают прятаться в длинные
строки, всё - строчными буквами, чтобы их, этих классических атрибутов стиха,
не было заметно. Всё более становятся заметными в творческом процессе элементы
случайности.  По существу возникает новый материал, доступный, в
соответствии с резюме С.Ф., немногим. Является ли этот путь тупиковым для
поэзии - покажет будущее. Отмечу только, что в новом материале открывается
большое поле для злоупотреблений. Многие авторы уже и не смотрят на природу
и окружающий мир, как на предмет своего творчества, с должным вниманием,
а смотрят вскользь, находя лишь повод для написания стиха. Зато в полной
мере используют накопленный годами исторический и культурный слой, измельчая
его, как на мясорубке, и обильно всыпая в стихи обрывки фраз вперемешку
с собственными придумками и рефлексией. На природу не смотрят, писать
природу по собственной памяти мало кому дано, это вот только Айвазовский
был таким мастером.
  Я отвлёкся. Вернёмся к критике. Параметры критики - те же. Критик вновь
находится на стороне читателя. Интерес, сопереживание, общение? Скажите
мне, какое может быть общение с обрубками фраз из культурного слоя?
С таким же успехом можно общаться с книжным шкафом.
  Форма звонкая и летящая? Где же её увидишь, если она запрятана в строчки,
идущие сплошным текстом и даже без заглавных букв?
  Но кому-то нравится делать раскопки, появляется некий интеллектуальный
интерес, как при решении кроссворда. Подобная тенденция к запутыванию
имеется и в современной живописи, но там-то красота материала по крайней
мере видна сразу. А какая красота материала - красота произнесения слов
видна в кроссворде? Вот и получается, что основа искусства в современной
поэзии пропадает. Поэзия становится не искусством, а своего рода
интеллектуальным развлечением на знатока и любителя. Литературой для
немногих, как правильно отмечено в резюме С.Ф.
  К счастью, понятие современной поэзии не сводится к одному лишь стилю
неприкрытого поэтического бреда. Современную поэзию создают все те, кто
в настоящее время пишет стихи. Конечно, она в целом отличается от
классической. На мой взгляд, она в лучших своих образцах стала более
камерной, более приближенной к читателю, более располагающей к общению.
В противоположность резюме Сергея, но он-то смотрел на другие образцы.
На сайте присутствуют прекрасные авторы, со множеством читателей,
пишущие каждый в своём собственном стиле. Владимир Лапчевский,
Атлет ( Александр Сидельников), Родной, Михаил Розенштейн. Выше всех
похвал Julka Bro "Мамские стихи". Список можно продолжить. Почему именно
стиль поэтического бреда называют современной поэзией - мне непонятно.
10.09.2009
--------------
Продолжим обсуждение.
Свойство атрибутов стиха затуманивать прямой логический смысл сказанного
использовалось всегда. Только в классике между рифмами был заключён не
бред, а сентенции и нравоучительные мысли. Прочитав такой текст в прозе,
читатель сразу воскликнет: что это автор принялся нас морали учить?
И отбросит мысль автора, как нечто пустое, и ему, читателю, заведомо
известное, или как заведомо ложное. Но прочитав стихотворный текст,
читатель призадумается. Психологическая роль атрибутов стиха в восприятии
текста - множественная. Не только маскировка прямого смысла сказанного.
Это и аура истинности - раз уж так слова складываются сами собой, наверное
это правда. Это и свидетельство качества - умная или пустая мысль высказана
автором, читатель разберётся потом, но раз в рифму - качественный продукт!
Это и аура невинности, возможность уйти от критики - это не я, это сам текст
с Божьей помощью так сложился, и вообще, не надо принимать серьёзно, это
просто игра в слова.
  Этими свойствами атрибутов стиха поэзия пользовалась всегда. Вначале
содержание стиха - сентенции и поучения, затем постепенно в стих проникает
образность. Затем структура стиха всё более усложняется и возникает
поэтический бред. Я не ругаюсь, бред - в хорошем смысле слова, стих наполнен
ассоциациями и содержательно понятен читателю в своих ассоциациях. Такой
бред можно приветствовать. Но если бы, если бы! Обычно бредом прикрывается
пустота, а если указываешь на это, то говорят - да Вы просто не понимаете!
И ничего не возразишь, поскольку за случайным бредом воображение всегда
что-нибудь да видит.
  По- видимому, описанная тенденция усложнения свойственна развитию всякого
материала. Взгляните на то, что мы называем серьёзной музыкой, или на
живопись - там то же самое. Основой такой тенденции является отнюдь не
усложнение жизни, как думают некоторые. Жизнь всегда была сложной для
современников, и всегда с этой сложностью были связаны два пути - наблюдение
распада мира, и деятельное противостояние этому распаду, поиски новой
общности.
  Основой развития материала является как возрастание мастерства, так и тот
факт, что творчество начинается не на пустом месте. Зная о возможностях
материала, автор стремится использовать их в полной мере и найти новые
возможности. Если он такие возможности находит, то образуется видимый
всеми, не застолблённый участок творчества, куда все и устремляются.
Но хочу подчеркнуть, это - не современное, это - просто новое.
  Новое - это хорошо забытое старое. Вот Сергей говорит о знаках и сигналах
в поэтическом тексте. Что же это, как не всем известный символизм? С той
только разницей, что символы символизма всем понятны, а знаки и сигналы
понятны только автору, а это уже нехорошо. Нынче символизм не в почёте,
поскольку авторы боятся обвинения в использовании штампа. А я вот, не боюсь
http://stihi.ru/2009/04/01/4426
Штамп возникает тогда, когда стих внутренне "сдут", но когда он напряжён по
содержанию, символизм вполне уместен, равно как и любой другой стиль.
Но если стих сдут, то никакие новшества его не спасут.
19.09.2009
 
----------------------