Мусоргский

Акростихи Наталии Белостоцкой
МУСОРГСКИЙ              МОДЕСТ  ПЕТРОВИЧ –
(9 марта 1839 г. – 16 марта 1881 г.)
          
Один из самых дерзновенных новаторов в музыке, гениальный русский композитор, далеко опередивший своё время и оказавший огромное влияние на развитие как русского так и европейского музыкального искусства.
   
Мусоргский М.П. жил в эпоху духовного подъёма, когда русская общественная жизнь активно способствовала пробуждению творческих личностей, национального самосознания. Среди своих современников композитор Мусоргский был бескомпромиссным в служении правде жизни, и настолько одержим  смелыми замыслами, что даже друзья-единомышленники («Могучая кучка») были озадачены радикальностью его художественных исканий и не всегда одобряли их. (До этого, Мусоргский М.П. в 1858 г. был зачислен офицером в гвардейский Преображенский полк , впереди – военная карьера. Однако, знакомство с участниками «Могучей кучки» (провозгласившей своей целью борьбу за русское национальное искусство) открыло иные пути и наступил духовный перелом, и Модест Петрович выбрал музыку по настоянию «Могучей кучки».
    
Творческая деятельность Мусоргского началась бурно. Работа шла взахлёб, каждое произведение открывало новые горизонты, даже если не доводилось до конца. Вершиной творчества 60 гг. стала опера «Борис Годунов». Здесь всё было новым: и остросоциальная идея, непримиримость интересов народа и царской власти, глубина раскрытия характеров и страстей. Непривычным оказался и музыкальный язык, о котором сам композитор Мусоргский писал: «Работая над говором человеческим, я добрёл до мелодии, творимой этим говором, добрёл до воплощения речитатива в мелодию». Опера «Борис Годунов» – первый образец русской народной музыкальной драмы, где народ предстал как сила, которая решающим образом влияет на ход истории. Исторический сюжет давал композитору «осмыслить прошлое в настоящем».
      
Другая работа – работа над оперой «Хованщина» шла сложно. Хотя композитор писал интенсивно, но всё же с перерывами (распад «Могучей кучки», нужда…), и вопреки всему, творческая мощь композитора Мусоргского в этот период поражает силой, богатством художественных идей. И «Рассвет над Москвою-рекой» в  опере «Хованщина» предстал как яркое , живое, природное явление. В звучании слышно, как солнце просыпаясь, набирает силу, как пробуждается природа (в музыке слышен национальный колорит): 

                Немыслимо творить так гениально!
                Возможно ли природу отразить
                Ни в прозе, ни в картинах – всё банально,
                А в музыке – такое не забыть!
                Но как, скажите, божьи человеки,
                Возможно слышать музыку зари?!
                Когда Ярило подымает веки
                И взглядом согревает лик Земли?
                Как в звуках передать красу природы:
                Лесов, полей и солнца над рекой?!
                Возможно эти маленькие ноты
                Начертаны божественной рукой.

 Параллельно с «Хованщиной» композитор работает над комической оперой «Сорочинская ярмарка» (до1875 г). Летом 1874 г. Мусоргский создаёт одно из выдающихся произведений фортепианной литературы – цикл «Картинки с выставки», появляются ещё один за другим три вокальных цикла: «Детская», «Без солнца», «Песни и пляски Смерти» – они становятся итогом камерно-вокального творчества композитора…
       
Тяжело больной, жестоко страдающий от нужды, одиночества, непризнания, Модест Петрович твердил, что «будет драться до последней капли крови».
      
Весь архив композитора после смерти попал к Римскому- Корсакову…

Мусоргский М.П.…Драматична судьба гениального русского композитора в России, и судьба его творческого наследия, но жива его музыка, бессмертна слава Мусоргского М.П., ибо «музыка была для него и чувством и мыслью о горячо любимом русском народе – песнью о нём».


МУСОРГСКИЙ

М*огучей  кучкой» был указан путь:
У*потребить свой дар служенью звукам,
(С* натуры в музыку вбирать всю суть)…
О*ткрытый он  душой к страданьям, мукам
Р*аботал над мелодикою слов,
Г*ероику народа воспевая,
С*южет:  борьба за власть и  «…Годунов» –
К*лассическая опера, живая!
И*скал он правду среди смут и бед…
И* как правдив в «Хованщине»  «Рассвет…»!
15 сентября 2009 г.


Стихотворение, непосредственно  посвященное "Рассвету..." Мусоргского, см.: http://stihi.ru/2005/09/14-1065