Сказка о мягких игрушках

Ольга Прокопьева 2
Началась эта история в солнечном городе Ташкенте. По широкой, украшенной декоративным резным кустарником улице шли папа и дочка. Девочка сжимала кулачек вокруг большого папиного пальца. А другой ручкой  прижимала к груди мягкого голубого мишку. Держала и …выронила. Папа поднял косолапого, отряхнул. Точнее отшлепал его своей огромной ручищей, держа при этом за ухо. А девочка неожиданно расплакалась:
- Папа, что ты делаешь? За что ты его так? Он же живой!!!
Ему же больно!
И выхватила обиженного мишку. А обескураженный отец от неожиданности наступил на жвачку.
Рядом возвышалась небольшая каменная башенка - памятник. И только отец приноровился очистить ботинок о ее острый угол:
- Папа! Не надо! Там живут гномики, им будет очень обидно.
Девочка свято верила, что все игрушки, все камни и дома, все, все, все на самом деле ЖИВЫЕ. Они оживают по ночам. Они разговаривают с хорошими, добрыми людьми на своем языке, который очень не многие дети умеют понимать. А взрослые – тем более. Что все пещеры, кусты, кроны деревьев наполнены чудесными существами. А в памятнике в виде башенки - часовенки на соседней улице живут гномы. Но ей никто не верил. А зря.


Надо сказать, что мама этой девочки была портной. И в детской за шкафом была огромная (до потолка) гора тряпок, тряпочек, лоскуточков и тесемочек.
Раннее утро. В розовой дымке восхода еще четко были видны красные огоньки телебашни. И вдруг за шкафом девочка увидела ТЕНЬ. Все взрослые спали. Звать на помощь было бесполезно – не услышат. А из-за кучи тряпок вылезло что-то страшное, зубастое и глазастое.
- Кусака! - пронеслось в голове у девочки, хотя незваная гостья не представилась.
- Мама! - прошептала девочка, -  Мишка! - и заплакала от страха.
- Ага! - воскликнула Кусака. Она только этого и ждала.
- Покусаю, понадкусываю!!!
Она подбиралась все быстрее и быстрее. Потом скачком оказалась около кроватки. Девочка подобрала одеяло и поджала ноги. Кусака ухватилась когтистой лапкой за простыню и тут… И тут в нее полетела подушка. Потом еще и еще. Игрушки вокруг ожили. А Кусака взвизгнула и съежилась.
- Если тебе страшно и холодно, – сказал девочке тот самый голубой мишка, которого она защищала на улице, - Погрейся о мою теплую шубку, и тут же тебе станет тепло и спокойно. Ты сладко уснешь, и тебя никто не достанет.
 - Если тебе грустно и хочется плакать, – сказал рыжий клоун – Посмотри на мой красный нос, на мои красные щеки, на то, как я умею улыбаться. Ты не сможешь устоять, и тоже рассмеешься вместе со мной.
- Что бы с тобой не случилось, – сказал слоник – Вспомни, любая сказка заканчивается хорошо, и добро, а тем более ЛЮБОВЬ всегда сильнее зла. Мы очень любим тебя, а ты любишь нас. Поэтому мы смогли  сегодня прийти к тебе на помощь.
На этих словах  Кусака свернулась клубочком, крякнула и укатилась в свой угол за шкаф. Игрушки представились:
- Я– Голубой мишка.
 - Я – Веселый клоун.
 - А я – Мудрый слоник. Я прочитал много сказок и прочих книг. Поэтому моя голова больше тела. А близорукие глаза чуть-чуть косят к носу. Но зато я очень много знаю, и хочу тебе дать совет: если Кусака или кто другой нападет  на тебя снова – постарайся улыбнуться и спеть веселую песенку. Злодеи этого терпеть не могут. И убегают со всех ног.
А если ты окажешься в страшном,  незнакомом месте – постарайся  успокоиться и уснуть – спящих никто не трогает. Почему? У любого человека, у любой игрушки, даже у взрослых в сердце живет любовь. Нас любят, мы любим. И это великая сила. Над спящим человеком образуется что-то вроде купола из этой любви. Он похож на стеклянный, и переливается всеми цветами радуги. Зло может бить по нему ногами, кусать его, ползать по нему сверху. Но никогда не проникнет внутрь. Представь себе взлохмаченную Кусаку в беспомощном и отчаянном гневе бьющуюся об него лбом:
-  Бум-бум-бум,- шишку набила, а пользы – ноль. Так и уползет ни с чем. А ребенок спит, не слышит.
- А если вдруг не спит?
- А если не спит и опасность настоящая, не игрушечная, то мы, игрушки, обязательно придем на помощь.
- Спасибо,- сказала девочка, глаза которой все еще были красными от недавних слез.
- А сейчас рассвет. Наше время кончается,- сказал слоник.


- С кем это ты говоришь? - раздался вдруг родной и всеуспокаивающий голос.
- МАМА!!! Тут было такое! Мне было так страшно!
- Все хорошо, - успокоила мама, поглаживая по голове свое дитя.
- Пойдем умываться, а за завтраком ты мне все расскажешь.


Вот так и жили девочка с игрушками. Теперь они были друзьями. Иногда игрушки оживали и весело болтали с девочкой. Иногда Кусака строила козни, например: заколдовывала клетчатый (похожий на шахматную доску) ковер на полу  комнаты так, что клеточки черного цвета становились ядовитыми. Но девочку всегда предупреждали внимательные игрушки (особенно Голубой мишка, он был из всех самым глазастым), и она прыгала к своей кроватке на одной ножке по клеточкам белого цвета.
Игрушек со временем становилось все больше. Теперь в комнате жили: зеленый огнедышащий Дракончик; белый и пушистый детеныш тюленя – Белек; Диснеевский Вини-Пух  - очень наглый, гордый, но, в сущности, добрый мишка, похожий на героя американского мультика.
 У некоторых детей игрушки не успеют ожить – уже ссорятся. Но эти жили мирно. И за все это спасибо Мудрому слонику. Уж умел он, умница, всех успокоить, помирить, ласковое слово сказать и даже добрую песенку шепотом спеть. Да и девочка повода для ревности не давала: за всеми ухаживала. Если кто-то протирал себе дырочку в боку – зашивала. Вечером она всех рассаживала на спинку свой кроватки. И никогда никого не давала обижать взрослым, искренне не понимавшим, почему нельзя держать обыкновенную игрушку за голову и выбивать из нее пыль палкой.



Потом в Ташкенте началась война. И семья девочки от страха, боли и непонимания уехала в Воронеж. Там были очень холодные зимы и темные ночи. Девочка никогда не думала, что может быть так темно и страшно. Вместе с игрушками она пережила там столько приключений, что если я  начну их описывать, получится книга, величиной с энциклопедию.
О чем же рассказать? Может о ракете, которая ничем не отличалась от настоящей, разве что топливом у нее была вода? Однажды девочка случайно запустила ее на крышу соседнего дома, и потом, рискуя жизнью, доставала, забравшись для этого на крону очень высокого дерева.
Или о разговоре с маленькой желтой собачкой? Девочка хотела иметь цыпленка. Игрушечного, но настоящего, желтенького. А ей подарили черного щенка. Девочка расстроилась. И тогда щенок пожелтел, чтобы успокоить хозяйку и хоть как-то заслужить ее любовь. Девочка, увидев это чудо, поняла свою ошибку и подарила желтенькому щенку розовый ошейник. Собака должна быть собакой. И нужно любить всех такими, какие они есть.
Иногда игрушки выносили на улицу сушиться. Нет, они вовсе не были мокрыми, просто, как и людям, им хотелось поваляться на солнышке, позагорать. А когда хозяйка оставляла их на улице на ночь, они оживали и наслаждались пением цикад. Девочка жила в доме с огромным яблоневым садом. И игрушки, встречая рассвет, видели, как необыкновенно- огромные, белые яблоки просвечивались насквозь восходящим солнцем. Так, что видна была сердцевина яблока, каждое его зернышко. Яблоки СВЕТИЛИСЬ  ИЗНУРИ, как маленькие солнышки!



Придумала! Я расскажу вам о судьбе Зайца-гардемарина. Наша девочка умела не только разговаривать с игрушками. Она умела их шить. А каждая сшитая игрушка имеет свой характер. И вот сшила она строптивого Зайца. Он был похож на гардемарина – курсанта морской школы из ее любимого фильма, но был куда задиристее и все время лез в драку. Девочка думала, ему чего-то не хватает, вот он и злится, она подарила ему белую верховую лошадь. Заяц лошади очень обрадовался
(он же был воином, и, когда оживал, на поясе у него появлялась тонкая серебристая шпага). Но нисколько не изменился.
В ту зиму выпало много снега. Так много, что из-под него были видны только крыши домов с дымящими трубами. И папы прорывали «подснежные ходы», чтобы мамы могли отвести детей в садик или в школу. Получался целый лабиринт широких снежных ходов – улиц, по сравнению с которыми плохо вычищенный туннель, который шел от дома девочки был еле заметной тоненькой тропинкой. Девочка дни напролет каталась на санках и лепила снеговиков. Однажды снеговик удался на славу. С девочку ростом, даже выше, нос-морковка, глаза из зеленого мха. На голову ему девочка надела синий берет, а вокруг шеи повязала свой полосатый шарф (главное, чтобы мама не узнала!). И получился снеговик, чем-то  похожий не ее папу.
Папа очень давно (хотя все почему-то говорили, что недавно) уехал работать в другой город. А город оказался закрытым военным объектом, откуда не выпускали обратно и даже письма  писать разрешали редко, только семье, да и те просматривали. А девочка ужасно скучала. И теперь она стояла и разговаривала со снеговиком, как с папой: рассказывала, как живет, смеялась, немножко плакала. А тот самый строптивый заяц сидел в это время у не в кармане и к чему-то прислушивался.
И вдруг:
- Берегись!  - закричал кто-то. Девочку толкнуло в спину. Не удержавшись  на ногах, она упала лицом в снег. И увидела только, как чьи-то огромные ботинки пинают то, что осталось от папы-снеговика.
- Ой, извини, это сделала ты?- показал на три бесформенных шара улыбающийся розовощекий мальчишка,
- Приношу свои извинения. А почему ты не плачешь?
- Нет,- сказала девочка, - ЭТО сделал ТЫ!
Слез на ее глазах не было, но почему-то здоровый мальчишка поежился.
- Этот снеговик, - медленно произнесла она, - Был похож на одного ЧЕЛОВЕКА,  ты сломал его, беззащитного! Он не мог дать тебе сдачи. Почему ты думаешь, что всегда будешь сильнее всех, и не встретишься с тем, кто когда-нибудь сломает тебя? Вот точно также, из прихоти. Возьмет, и сломает? Ты видел, какие у этого снеговика были глаза, перед тем, как он разлетелся на части? Так вот, когда тебя будут несправедливо обижать и бить, и ты не сможешь защититься, ТЫ ВСПОМНИШЬ ГЛАЗА этого снеговика!..
В глазах мальчишки появился ужас. Вот не ожидал от «малявки». Девочка тоже не ожидала, даже испугалась своих слов, и неизвестно откуда взявшегося бесстрашия.
- Этот снеговик был похож на моего папу. Я была так рада этому, я даже не знаю, увижу ли я папу когда-нибудь?
Никто не услышал, как в кармане шубки в первый и в последний раз в жизни заплакал гордый и жестокий Заяц. Когда-то гордый и жестокий…
Вечером девочка заболела. А ночью:
- Послушай, - сказал Заяц,- Отправь меня к папе в посылке. Я попробую рассказать ему о тебе. Он, наверное, не услышит, но вдруг получится. Он, наверное, тоже скучает. А еще,  я ведь могу присниться тебе и рассказать, как он живет. Я хочу быть полезным и искупить свою вину, я очень долго обижал тебя и всех подряд...
Игрушки переглянулись.
- Спасибо тебе, - прошептала девочка.
- Простите меня, - на прощанье поклонился игрушкам Заяц.


В комнате было холодно и сыро. Дыхание превращалось в пар. За грубым деревянным столом, на котором вместо скатерти лежала географическая карта, сидел человек в валенках, ушанке и пуховике «Аляска». Огромными руками он осторожно держал крохотного и чуть испуганного Зайчишку. Это был папа. С тех пор он никогда не вынимал Зайца из-за пазухи. С ним и приехал домой, все такой же большой, добрый, правда, поседевший.  Через долгих 10 лет.


За это время девочка выросла. Нет, она не перестала любить свои игрушки, просто почему-то больше их не слышала. Куда-то исчезла Кусака. Семья переехала в Санкт-Петербург. Давно не стало кроватки, на которой жили игрушки. Их поселили в сундук, потом в шкаф, потом на антресоли (ох уж эта вечная нехватка места). Девушка взрослела, они старели. Многим из них было по 20 лет, что по игрушечным меркам -
почти 200 лет. Но как же это печально, когда тебе в душе 3 годика, а твоя хозяйка выросла и больше не может играть. И не слышит тебя.
НЕ МОЖЕТ СЛЫШАТЬ!


Прошло много лет. Юная девушка, уже давно студентка, забралась на антресоли, освободить их от старых, ненужных вещей. Чайники, сумки, кастрюли, горы пыли. В углу стояла большая коробка с игрушками. Девушка сняла крышку. Старого клоуна там давно уже не было – подарила сестренке, которая до этого все время плакала. Рука не поднялась бы выбросить остальных. Решила закрыть коробку крышкой и оставить до лучших времен, как вдруг:
- Дитя мое!-  страх, счастье, изумление!!!
- Неужели снова?
Говорила Рыжая крыса, которая сидела в углу коробки. Ее подарили девочке, когда она выиграла конкурс юных художников и была приглашена на  настоящее телевидение  в Воронеже.
- Дитя мое, подари нас каким-нибудь детям. Мы очень старые, но верим, что еще можем принести пользу. Ведь есть на свете малыши, которым одиноко, страшно, у которых совсем нет игрушек. Позволь нам подарить им сказку настолько, насколько это возможно в нашем возрасте.
- А если не поймут, не оценят? А если не полюбят вас? А если вы где-нибудь пропадете? Вдруг выбросят? Порвут?
В ответ -  молчание.
- Мне не жалко, но я очень боюсь за вас!
Но Рыжая крыса и все остальные молчали. Даже Мудрый слон! (Им и так пришлось говорить с взрослым!)
- Пусть будет по-вашему,- сдалась девушка. То есть я.