Теоретические аспекты восприятия поэзии. - Семинар

Творческая Мастерская Ежи
На этом семинаре я хотела бы обсудить теоретические вопросы восприятия поэзии. Некоторые утверждения в начальном эссе относятся к восприятию искусства вообще.

Идея семинара в двух словах: почему то или иное стихотворение кому-то нравится, а кому-то нет? Не с точки зрения содержания рецензий на стихире, а нравится "как на духу". Имеются в виду все стихи, любого качества, и все читатели, тоже "любого качества". Было бы интересно докопаться до всех факторов, приводящих к окончательной оценке. Например, стих с грубейшими ошибками или не содержащий ничего нового ни на каком уровне оттолкнет знатоков уже только поэтому, однако, что характерно, необязательно оттолкнет невзыскательную публику. Что именно найдет в таком стихе публика (предлагается разложить все факторы по полочкам)? Разумеется, положительное или отрицательное восприятие стихотворения зависит и от читателя, и от стиха.

1. Талантливое стихотворение (с высокой абсолютной ценностью):
Да, талантливое стихотворение (талантливое в чьих глазах?) имеет больше шансов завлечь читателей, однако мне известны многие нелюбители глубоко почитаемой мной и не только мной Ахматовой. Часть обсуждения этого, казалось бы, очевидного критерия, может быть посвящена вопросу, а есть ли объективно талантливые стихи. На мой взгляд такие стихи есть. Я считаю, что стихотворение талантливо, если оно на нескольких уровнях гармонично: гармонично развитие смысла, звучания, влияния на психологическую реакцию читателя, и, строго для любителей эзотерики, созвучно гармонии иного мира.

2. Тип характера:
Я считаю, что одним из важнейших факторов, влияющим на наше восприятие поэзии, является психологический тип характера. Эта несложная мысль мне пока не попадалась. Например:
а) Способность к абстракции: Большинство людей не мыслят абстрактно. Это не есть их недостаток, а просто нейтральное наблюдение (не мое). Всякие достаточно абстрактные разговоры об устройстве мира их только раздражают, в том числе и "излишнее" философствование в поэзии.
б) Способность к сопереживанию: Есть люди, способные вжиться в чужое настроение или характер и, тем самым, его воспринять, а есть люди, способные только на ограниченный круг своих чувств, и все за его пределами отрицающие. Как, например, отрицание некоторыми суровыми людьми "всякого сюсюканья". Способность к сопереживанию, безусловно, тоже влияет на оценку стиха.
в) Уровень приверженности традициям: Не поймите меня неправильно, в традициях нет ничего плохого. Но: если кто-то считает, что белые стихи плохи по определению, то никакой сверхталантливый белый стих на него впечатления не произведет. Если кто-то терпеть не может эпатаж, то вряд ли ему понравится эпатажное стихотворение. Если кто-то считает, что талантливо  только кристально ясное, то большую часть Мандельштама ему лучше не читать.
Из развернутых теорий психологических типов характера упомяну о теориях Майерс-Бриггс, Кейрси, соционике и т.п. Я иногда пользуюсь Кейрси (см. , например, здесь:
3. Созвучность души читателя и поэта (в конкретном стихотворении):
а) Две души созвучны, если у каждой из них есть чувства/мысли/эмоции/жизненный опыт, достаточно похожие друг на друга и достаточно важные для обеих душ. Назовем это важными качествами души. Скажем, любовь похожих друг на друга людей, равноправных партнеров во всем. Поэзию созвучного тебе автора воспринимать гораздо проще и ей зачастую зеленая улица.
б) Другая возможность созвучности душ. Две души созвучны, если у них есть потребность в важных качествах другой души, хотя эти качества у них самих и не присутствуют. Скажем, любовь двух людей с разными качествами характера (например, один доминирует, а другой охотно подчиняется). С поэтической точки зрения представьте, например, благовоспитанную девицу, млеющую от Высоцкого, хотя она никогда такую жизнь вести не будет.

4. Отношение к привычности или непривычности формы:
Подобное отношение довольно сильно поляризовано. Большинству людей трудно воспринимать сильно непривычную форму. Великий торговец картинами 19 века Амруаз Воллар, которому обязаны многие импрессионисты и последовававшие за ними другие великие художники, много лет держал картины Ван Гога в запаснике «на всякий случай». 20 век научил многих (но не всех) любить непривычную форму, вплоть до ее абсолютизирования в ущерб другим достоинствам произведния (что, на мой взгляд, погубило живопись второй половины 20 века).

5. Сумма факторов:
Каждый из уже перечисленных и еще неперечисленных факторов складывается читателем, сознательно или подсознательно, и полученная «сумма» является оценкой произведения.

________________________________________________________

ДОПОЛНЕНИЕ К НАЧАЛЬНОМУ ЭССЕ

Здесь для удобства новых участников дискуссии вкратце изложены некоторые уже высказанные дополнительные мысли, участников семинара и мои.

Дополнительные факторы восприятия (к списку основной части эссе):
6. Стилистические предпочтения: Должен ли быть стих короткий, длинный, сложный, простой, символический, кристально ясный и т.п.
7. Образование и среда: Формальное и неформальное образование. Чему учили, и что читали или пели вокруг в разные периоды жизни.
8. Формулы восприятия: Пока две: Георга и моя.

а) О цели семинара:
Кому что интересно. Лично я вполне ценю понимание и знания сами по себе. Насчет прикладных аспектов идей семинара.Кому-то может помочь писать "правильные" стихи. Кому-то поможет понять хотя бы идею чужих и чуждых стихов. Кому-то, возможно, объяснит, а кто, собственно, его аудитория. Кому-то поможет понять отклики критиков и их читателей или отсутствие откликов. Скажем, не читатели "неправильные", а это не мои читатели и не могут быть моими. Или: аудитория моя, но все равно не воспринимает - может мои стихи не так уж хороши?

б) Будущая программа семинара:
Как я ее сейчас вижу. Но: все зависит от вас, дорогие участники. Появится новая идея на тему семинара, достойная большой дискуссии - обсудим!
 - Более детальное изложение моего понимания иерархии гармоний, как основы объективной ценности стихотворения.
 - Более детальное изложение идеи целевой аудитории и ее связи с типологией характеров. Сюда же пойдет обсуждение разных аспектов популярности.
 - Корреляция отдельных черт характера и ее значение для восприятия поэзии.
________________________________________________________

Перечисленые факторы изложены весьма конспективно и не исчерпывают «полного» списка факторов, влияющих на восприятие. Предлагаю дополнить, уточнить и, разумеется, оспорить :-) .

Ведущая семинара АРИАДНА ГАЛИЦКАЯ