Сатья. Герман Гессе и романтизм

Елена Мюнстер
  Герман Гессе и романтизм

Исследуются тенденции немецкого романтизма в творчестве Германа Гессе.
Ключевые слова: Герман Гессе, лирика, романтизм

 Немецкоязычный поэт и писатель Герман Гессе начал свой творческий путь в конце 19-го века.  В 1899 году вышел в свет его первый поэтический сборник  «Романтические песни», в котором он  заявил о себе как  поэт и последователь романтизма. В дальнейшем выходят и другие  поэтические и прозаические произведения, которые также, в большей или меньшей степени, можно отнести к романтическим. Для более верного определения характера этих произведений необходимо было  иметь точные критерии романтичности, а для этого, в первую очередь, определить основные черты романтизма вообще и немецкого – в частности.

Необходимо было также выяснить, кто из немецких романтиков оказал на Гессе особенное влияние,  и в чем это влияние проявлялось. Определенный интерес представляла и точка зрения самого Гессе на романтизм и неоромантизм, на его представителей. На заключительном этапе исследования предполагалось установить, кем же являлся Гессе на самом деле – романтиком или реалистом, и является ли дань романтическим традициям достоинством или недостатком.

 Теме немецкого романтизма посвящено много исследований и научных работ. Наиболее известными из них по праву являются работы Н.Я.Берковского «Романтизм в Германии» и Жирмунского В.М. «Немецкий романтизм и современная мистика». Большое внимание немецкому романтизму уделено и в Истории зарубежной литературы  Х1Х в. под редакцией Я.Н.Засурского и С.В.Тураева.

В результате анализа этих материалов  были выявлены следующие характерные особенности романтизма, нашедшие свое отражение в творчестве Германа Гессе : одушевление природы благодаря употреблению метафор, олицетворения; воспевание темы странничества, вызванного  страстью к движению, к переменам, уход в природу. Это и необычайная музыкальность лирических произведений, связь с народной песней и наличие присущих ей задушевности и простоты; большое внимание  к личности, ее универсальности;  выдвижение  на первый план личности художника – поэта, музыканта, живописца. Как и другие романтики до него Гессе развивает тему  Востока, пишет о любви и о юношеских страданиях. Как Гете и Новалис активно использует тему единства жизни и смерти как целостного процесса,  пишет философскую лирику, отражающую проблемы бытия.

В творчестве Гессе отразились и такие недостатки романтизма, как некоторый субъективизм в описании чувств и событий, идеализация старины, в основном средневековья,  а в некоторых случаях и пассивная позиция – отрыв от реальной жизни, уход в нереальный, фантастический мир.
 
Романтизм как литературное течение не возник в Германии на пустом месте. Как отмечает  В.М.Жирмунский, он «явился непосредственным продолжением и развитием идей эпохи «бури и натиска» [3, с. 21]. В свою очередь тенденции романтизма оказали определенное влияние на поэтов и писателей более позднего периода, вызвали к жизни неоромантиков и экспрессионистов. Особенностью творчества  Германа Гессе, как и других художников конца 19-го, начала и середины 20-го века, является  то, что он испытывал влияние сразу нескольких литературных направлений – позднего просвещения, романтизма и первых элементов зарождающегося реализма.

Вопрос о влиянии романтических тенденций на творчество Германа Гессе вызывал и продолжает вызывать глубокий интерес, как у отечественных, так и зарубежных исследователей творчества писателя. Можно назвать следующие работы: книгу Курта Вайбеля «Герман Гессе и немецкая романтика» (1954), статью Корнелии Буркхардт «Отношение Германа Гессе к классицизму и романтизму» (1984.) статью Т. Е. Некрасовой «Творчество Германа Гессе и традиции романтизма» (1987).

В своей работе Курт Вайбель характеризует творчество Германа Гессе как романтическое. При этом он отмечает ряд таких особенностей, которые позволяют говорить о том, что Гессе не просто следовал романтическим традициям, но так их прочувствовал и преобразовал, что смог сделать их близкими и понятными не только своим современникам, но и последующим поколениям. Осуществляя связь времен, Гессе пропагандировал взгляды и идеи одного из виднейших представителей раннего немецкого романтизма – Новалиса. По мнению Курта Вайбеля, лишь в редчайших случаях Гессе подражал Новалису осознанно и намеренно – в случае с голубым цветком в сказке «Ирис» или выражая идеи Новалиса в «Степном волке» и в «Игре в бисер». В основном же это подражание было неосознанным стремлением приблизиться к почитаемому им образцу [9, с.12]. Таким же образцом, считает Вайбель, был для Гессе и Э.Т.Гофман.

Особое влияние на творчество Гессе оказал Жан Поль. Как пишет Вайбель, именно Жан Поль с его всеобщей любовью определил человеческую позицию Гессе [9, с.12]. Влияние Жан Поля проявилось уже в одном из ранних прозаических произведений писателя – «Петере Каменцинде», а затем сказалось в изображении саксафониста Пабло из «Степного волка», Нарцисса и Гольдмунда, служителя Лео из «Паломничества в страну Востока» и, наконец,  Иозефа Кнехта из «Игры в бисер». Вайбель затрудняется точно определить, насколько осознанно  следовал  Гессе   и этому романтическому образцу, во всяком случае,  благодаря влиянию Жан Поля герои Гессе находили выход из душевного отчаяния, а созданные Жан Полем образы являлись примером  и свидетельством «внутренней божественности человека» [9, с.12-13].

Вайбель подчеркивает, что поэты-романтики были для Гессе друзьями, их образы он воссоздавал в своих произведениях, именно они явились главными героями магического театра в «Степном волке», и одной из заслуг Гессе является то, что в своем творчестве он вывел их за пределы романтики [9, с.14].

Очень близок был Гессе, по мнению Вайбеля, и Клеменс Брентано, с его мятущейся душой, жизнью, напоминающей печальное стихотворение или народную песню. Гессе и Брентано, считает Вайбель, объединяет и стремление соединить два полюса жизни – духовное и земное. Образ Брентано незримо присутствует и в герое «Степного волка» и в «Нарциссе и Гольдмунде». А характерная для Гессе символика «вечной матери», по всей видимости, берет свое начало и в «Картине каменной матери» Брентано.

Вайдель не оставляет без внимания и влияние на Гессе Эйхендорфа. Он считает, что именно Эйхендорфу Гессе обязан своим простым и ровным стилем, а повесть «Кнульп» - многими  сюжетными линиями.

О сходстве Гессе и Гельдерлина пишет другой немецкий исследователь Гуннар Деккер. Он отмечает, что им обоим «было близко мировоззрение романтиков, хотя оба связывали с ним собственные философские представления: Гельдерлин – идеалы античности, Гессе – очарование востоком и реакцию на модернизм» [6]. Гельдерлину Гессе посвятил одно из своих стихотворений, его имя часто встречается на страницах произведений Гессе.
Говоря об образцах для подражания, учителях в творческой деятельности, нельзя не упомянуть имя другого швабского романтика – Э. Мерике. С Гессе их роднило не только швабское происхождение, но и восприятие действительности. В нем одновременно соседствовало романтическое представление, предполагающее наличие таинственного и загадочного начала, и реалистическое, отражающее жизнь такой, какой она является на самом деле. И если у Новалиса Гессе позаимствовал идею голубого цветка, то с Мерике у них была одна общая тема – тема ночи. Как и Мерике, Гессе не останавливался только на романтических позициях, он шел дальше в своем развитии к реализму.

Сочетание традиций романтизма и реализма  в творчестве Гессе рассматривает в своей статье литературовед Некрасова Т. Е. .  Она отмечает, что именно такие черты романтизма,   как «преимущественное внимание к личности,  к  ее душевной жизни, четкая грань, проводимая между внешним и внутренним миром человека»  связывают Гессе с современной литературой [5, c. 111].

Некрасова считает спорным тот факт, что Гессе можно отнести к неоромантикам, так как в его творчестве органично переплелись романтические традиции и реалистическая направленность. Одновременно с романтической лирикой Гессе пишет и вполне реалистические произведения – «Петер Каменцинд», «Под колесом».  Некрасова обращает внимание на то,  что «кроме романтизма Гессе отдавал предпочтение литературе немецкого Просвещения, прежде всего Гете, древнеиндийской и древнекитайской литературе, считал своими учителями швейцарского культуролога Я. . Буркхардта и Ф. М. Достоевского». Поэтому было бы затруднительно решить вопрос о принадлежности Гессе к той или иной литературной традиции [5, с. 113].

Можно согласиться с Некрасовой  в том, что  у Гессе «традиционные смыслы и ценности подвергались существенному переосмыслению и перетолкованию с точки зрения решения интересующих Гессе проблем современности». И поэтому речь может  идти не  о простом подражании каким либо образцам или традициям, а главным образом, «о  полемике с ними, об избирательном и критическом усвоении тех из них, которые могли бы помочь разобраться в сложных проблемах бытия культуры и человека в условиях современной цивилизации» [5, с. 113].

Автор статьи отмечает и вопросы, по которым Гессе расходился с романтиками. И, прежде всего,  это отношение к средневековью, которое романтики считали «золотым веком» и мечтали о его возвращении. Интерес Гессе к этой эпохе Некрасова объясняет не только влиянием романтиков, но и «связями пиетистской разновидности христианства с традицией средневековой мистики, глубоким знакомством со средневековой литературой» [5, с.114-115]. В отличие от романтиков  Гессе жаждал не возвращения этого «золотого века», а стремился к сохранению традиций прошлого, недопущению «упадка культуры настоящего» [5, с. 115].

Другой особенностью романтического восприятия Гессе Некрасова считает то, что Гессе, признавая огромную воспитательную роль искусства, «полностью присоединяется к традиции Просвещения и Гете, в противовес которым романтики провозглашали священную независимость искусства от жизни» [5, с. 116].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что Гессе не был простым подражателем романтических образцов 19 века. В какой-то степени он явился восприемником лучших романтических традиций и, переосмыслив и преобразив их в своем творчестве, сумел донести их до современников и последующего поколения. Нельзя отрицать  и тот факт, что лирика Гессе испытывала определенное влияние Новалиса, Эйхендорфа, Жан Поля, Мерике и других поэтов-романтиков, но это отчасти объяснялось и личностными качествами поэта – любовью к природе, мягкостью характера, стремлением к уединению, и обстоятельствами его жизни в юности – непонимание со стороны окружающих, безответная любовь. Гессе,  как и романтики,  стремился понять бесконечное, а,  по словам  В. М. Жирмунского,   «восприятие бесконечного требует особого склада характера. Оно предполагает в человеке известную пассивность, отдачу себя во власть душевным переживаниям. Оно предполагает также глубокое внимание к душе,  прежде всего к тому, что жизнь несет для души, некоторое презрение, может быть, к обычным шумным интересам дня, к чрезмерной суетливости и озабоченности» [3,  с. 62].

Гессе писал романтическую прозу – сказки «Поэт». «Ирис», писал романтическую лирику.  Как отмечает  Н.Я.Берковский, «романтический лиризм – новое развитие человека, познание его души, свободное от будничности, от прозаических ограничений» [1, с. 149]. В этом Гессе был романтиком, но в то же время и реалистом. Несмотря на влияние романтических предшественников, Гессе удалось развить и сохранить и собственные своеобразные черты лирики, выработать свой стиль не только в прозе, но и в поэзии.
 
Герман Гессе оставил после себя   и много литературоведческих работ – эссе, рецензий. Он посвящал их как деятельности отдельных поэтов и писателей, так и некоторым литературным направлениям. Одной из таких работ является эссе «Романтика и неоромантика» (1900). В этом эссе двадцатитрехлетний Гессе рассматривает несколько основных проблем романтизма и, прежде всего то, что понимали под понятием «романтический» сами ранние романтики. Если для братьев Шлегелей и Тика слово «романтический» большей частью означало – «современный», то для Новалиса это понятие служило «магическим облачением его самых личных мыслей» и начиналось с романа Гете о Вильгельме Мейстере. Как отмечает Гессе, «ни один другой роман не оказал такого влияния на современную ему литературу, как этот» [7,  c. 106].

Гессе подчеркивал тот факт, что имеется два вида романтики – «глубокая и поверхностная, настоящая и всего лишь маска» [7,с. 107]. И именно последний вид романтики, по мнению Гессе, победил в настоящее время во вкусах публики, а истинная романтика цвела и умерла вместе с Новалисом. Автор эссе не отрицает, что поздние романтики – Гофман и Эйхендорф обладали определенными лирическими талантами, но со старой романтикой были связаны лишь поверхностно. Гессе заявляет, что настоящую романтику мы можем найти только у Новалиса и в  двух словах передает  основную идею его романтического учения: существуют вечные законы бытия,  и дух этих законов живет в каждой душе. Только путем самопознания, углубления в самого себя можно познать этот дух, познать собственный микрокосмос, а значит познать и самого себя [7, с.108-109].

У поздних романтиков эта основная идея постепенно затухает, и Гессе не находит в том их вины – наступает другая эпоха, эпоха модернизма, искания новых форм, начинается история «неоромантики». Затем, по его словам,  последние остатки прежней литературы сметает новое течение – натурализм. Он тоже несет с собой положительное зерно, привносит в поэтику порядок и дисциплину. В качестве наследства он оставляет «утонченный, развитой вид наблюдения, психологию и язык» [7,с. 110].

Новое время несет с собой новые таланты, но Гессе  выделяет только два имени,  называет двух иностранцев. Это Дэн Якобсен, который, по мнению Гессе,  соединял в себе мощную фантазию и мягкую мечтательную рафинированность с самым развитым реализмом. Он умел находить полные выразительной пластики слова для любого явления природы, любой соломинки на дороге, любого заметного явления красоты. И этот мощный дар выразительности, эту утонченную технику выражения поэт старался перенести в жизнь души [7, с. 111].

Другим выдающимся, современным ему романтиком Гессе считает Метерлинка. Он,  по его мнению, «первым безошибочно следует учению Новалиса, видя в каждом человеке его затаившуюся робкую душу, и нежными бережными словами вызывает ее из глубины, подбадривает ее и пытается вернуть ей потерянное господство» (с.112)

Другое свое эссе Гессе посвятил непосредственно Новалису («Новалис», 1909). С любовью и почтительностью пишет он   следующие строки: «Он был самым гениальным среди основателей первой «романтической школы», которую, к сожалению, слишком часто смешивают с ее поздними, вторичными отголосками, перенося на нее вызванное ими недоверие, вместе с ними предавая ее забвению» [2, c. 51] .

Поэтическое дарование Новалиса Гессе характеризует следующим образом: « …одна единственная строка Новалиса, в силу своей фрагментарности менее удовлетворяющая, имеет в себе несравнимо больше волшебства высшей поэзии. В отдельных образчиках его творчества, также и в песнях, веет совершенно неописуемое дуновение нежности, самой души; у него есть и такие слова, которые трогают нас, как ласка, и такие, от которых хочется затаить дыхание, чтобы всецело предаться этой чистой, почти неземной красоте» [2, с. 52].

Из этих строк ясно видно насколько близок и дорог был Гессе Новалис. Именно этого поэта можно по-настоящему считать великим образцом, которому следовал Гессе в своем поэтическом творчестве, идеи которого считал своим долгом сохранить и донести до потомков как величайшую,  культурную ценность.

Кем же являлся Гессе на самом деле – романтиком или реалистом, и является ли дань романтическим традициям достоинством или недостатком? Нет никакого сомнения, что Гессе начинал как романтик и что ранние его стихи во многом подражательны и что образцов для подражания было множество. Этого не скрывает и сам Гессе. Он подражал, он учился писать стихи,  но уже в раннем возрасте – с 14 лет, начал проявлять и черты творческой индивидуальности. Уже в первом сборнике стихов «Романтические песни» (1899) критики отмечают «такое богатство чисто личностных ощущений и мелодий, что вряд ли можно говорить о чьем-либо влиянии» [8, с. 7]. Своей меланхоличностью поэт напоминает им Эйхендорфа в его песнях странника, но в то же время Гессе «современен благодаря выразительному словесному материалу и символике,  интимному изображению своей души» [8, с. 7].

В «Романтических песнях» Гессе заявляет о себе как романтик, но и после выхода в свет следующего сборника стихов - «Стихотворения», (1902), некоторые критики удостаивают его этим высоким званием, считая его лирику «утонченной, совершенной по форме, мягкой по содержанию и затрагивающей каждое сердце звучащей в ней тоской» [8, с. 24]. В одной из немецких газет этого времени пишется следующее: «Гессе – романтик, неоромантик,  мечтатель, которому жизнь, со своими радостями и страданиями, открывается в звуках чарующего волшебства, как будто это мелодии из старинных сказок, из юности, когда еще любящий материнский взгляд баюкает детское сердце, а первая любовь касается его нежными пальцами» [8, с. 24].

Если эта ранимость, чувствительность и стремление к прекрасному являются наследием романтизма, то вряд ли можно считать это недостатком. Можно сказать, что романтизм – это состояние души, и если поэт способен испытывать такие состояния и передавать их с помощью волшебных звуков, то об этом можно говорить только как о большом достоинстве и необычайном даровании.

Если в первый период своего творчества (1895-1917) Гессе писал романтическую, неоромантическую лирику и лирику поэтического реализма, то поздние лирические произведения можно назвать философской лирикой. Его проза, несмотря на присущие ей реалистические особенности, по существу также является романтической – по теме, по духу. Гессе развивал традиции романтизма в реализме или же делал реализм романтическим. Эти два направления неразрывно соединены в его творчестве наряду с другими литературными традициями – классицизмом и экспрессионизмом. Можно еще раз подчеркнуть уже сделанные выводы о том, что Гессе трудно отнести к какому-либо одному литературному течению. Он был человеком своего времени, времени критического реализма, но в душе всегда оставался романтиком, последним ее рыцарем.

Использованная литература:
1. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – Л.: Худ.литература, 1973 – 568 с.
2. Гессе, Герман. Письма по кругу. – М.: Прогресс, 1987. – 400 с.
3. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. – СПб: Аксиома; Новатор, 1996. – 231 с.
4. История зарубежной литературы Х1Х века: Уч.пособие по ред. Л.Н. Засурского, С.В. Тураева. – М.: Просвещение, 1982. – 320 с.
5. Некрасова Т.Е. Творчество Г.Гессе и традиции немецкого романтизма // Проблемы литературной преемственности в свете марксистско-ленинского сравнительного литературоведения. – Фрунзе, 1987. – с.111-117.
6. Gunnar Decker. Hesse als Lyriker. Hesse und H;lderlin.
          http: //www.bibliomaniac.de/hesse/вio/misc.htm ; 19-12-02.
7. Hermann Hesse. Gesammelte Werke. Elfter Band. Suhrkamp Verlag Frankfurt am Main, 1987, S. 372.
8. Hermann Hesse im Spiegel der zeitgenossischen Kritik. Herausg.von Adrian Hsia. Francke Verlag Bern und M;nchen, 1975, S. 561.
9. Dr.Kurt Weibel. Hermann Hesse und die deutsche Romantik. Verlag P.G.Keller, Winterthur,  1954, S. 146.