***

Виктор Куприянов
Рождество – происхождение даты.

Рождество Христово один из главных и любимых праздников в христианстве. Его празднование приходится на 25 декабря (католическая традиция) и 7 января (православная традиция). Откуда взялись эти даты, ведь в Библии нет ни слова о том, в какой день родился Иисус? Каким образом церкви удалось установить эти даты? Ответ на этот вопрос дает нам история.
Из документов явствует, что только в первой половине ;V века римские христиане начали официально праздновать день рождения Иисуса 25 декабря. Почему выбор церкви пал именно на этот, а не на другой день? Это момент зимнего солнцестояния, когда длина дня начинает увеличиваться и сила солнца возрастает. Римляне праздновали в это время рождение непобедимого солнца «Dies natalis Solis Invicti», праздновали шумно, с танцами, пиршествами, обменом подарками. Деловая жизнь в эти дни замирала, учреждения не работали, школы были закрыты, не приводились в исполнение приговоры, даже рабам разрешалось свободно веселиться. К празднующим язычникам часто присоединялись и христиане.
Священники, видя, что христианам эти торжества по душе, решили в этот день праздновать Рождество Христово.
Такое примазывание христианской церкви к языческому празднику было одобрено не сразу и не всеми. Сирийцы и армяне обвиняли римских христиан в принятии языческого культа, хотя их самих можно было упрекнуть в том же, поскольку они праздновали рождество 6 января (позднее передвинувшееся на день вперед), когда в Александрии отмечали рождение бога Осириса, отождествляемого с солнцем.
Таким образом, церковь как бы навязала эти даты верующим, которые, согласно древним народным обычаям, отмечали в этот день очередную перемену в природе. Эти извечные традиции укоренились глубоко в сознании людей, и не удивительно, что христиане – главным образом простой люд – не могли и не хотели с ними расставаться. Ведь несмотря на переход в новую веру, они оставались детьми природы. И церкви, бессильной искоренить эти обычаи, ничего не оставалось, как приспособить их к своим нуждам и вложить в них новое содержание.