экзерсисы 1842-1815

Мельник Ирина
Осень. В воздухе кружится запоздалый желтый лист,
Пароход по рельсам мчится - сам маэстро Ференц Лист
Блеском Северной Пальмиры привлечен, и полон зал
От галёрки до партера, а вокруг большого сквера -
Пассажиры-театралы, их надежда эфемерна, -
Всех вместить не сможет зал – новый Павловский «Воксъ Залъ».

Город. В ночь пришла депеша: «Александр Гюстав Эйфель
Чертежи рисует спешно» (видели Ля тур Эйфель?)
Новый конкурс по столице объявили, нужен мост
От «Суворова» до церкви с фонарями, чтоб не меркли,
С вензелями и короной, чертежей сто шесть отвергли,
Ведь заказ не так и прост – Император хочет мост.

Утро. Жизнь летит, как птица. Нобель, Фаберже, Буше -
Цвет России помолился, кофе пьёт да ест «Буше».
На заводе Чарльза Берда строят чудо- пироскаф,
Примеряет платья, лица, в новый век спешит столица, 
Немцы, шведы, англичане под петровскою десницей,
Русский князь, французский граф выбирают пироскаф.

…Крановщик вздохнет, неспешно вверх  пойдет оконный блок.
Город изменяет внешность. Там, где жил романтик Блок,
Рядом вырастут два дома. Где сто лет тому назад
Мчались вдаль лихие конки,  там - стритрейсеры и гонки,
Век ушедший на экране геймер Бог свернет в иконки.
Вновь окрасится фасад охрой, как сто лет назад.   







***
Сноски))))

Забавно: В 1842 году Ференц Лист в 24 часа выслан из Петербурга. Кроме того, полицмейстер сообщил ему высочайшую волю: Лист не должен более приежать в столицу России никогда.
Дело в том, что на выступлении Листа в Петербурге собралось самое изысканное общество, в зале присутствовал и сам император Николай I. Во время концерта стал довольно громко разговаривать со своими адъютантами. Лист прервал игру.
— В чём дело? Почему вы перестали играть? — спросил Николай и, нетерпеливо махнув рукой в сторону рояля, добавил:
— Продолжайте.
— Когда говорит царь, остальные должны молчать, ваше величество, — вежливо, но решительно ответил Лист.
Император дослушал концерт в молчании. Однако сразу после выступления Листа поджидал полицмейстер.

***
Как обычно: Решение о строительстве моста (Троицкого) Петербургская городская Дума приняла в 1891 году, после этого был объявлен международный конкурс на его лучший проект. За шесть месяцев поступили шестнадцать проектов, большая часть из них - от иностранных инженеров. Лучшим признали проект французского инженера Густава Эйфеля, проектировщика и строителя знаменитой Эйфелевой башни в Париже. Однако победа в конкурсе еще не означала, что новый мост будет сооружен именно по этому проекту.
Через пять лет был объявлен второй конкурс, по условиям которого победитель получал контракт на строительство. Лучшим был признан проект французской фирмы "Батиньоль"

***
Интересно: Привилегия на постройку пароходов досталось Берду в жесткой конкурентной борьбе. В 1813 году Александр I предоставил американцу Роберту Фултону - изобретателю паровой машины - монопольное право в течение 15 лет эксплуатировать пароходные суда на линии Петербург-Кронштадт и на российских реках. Но Фултон не смог выполнить одно из условий договора - в течение 3 лет он не ввел в строй ни одного судна, - и тут появился Берд. Он сам спроектировал и построил первый российский пароход "Елизавета" (1815). Первый морской рейс из Петербурга в Кронштадт длился 8,5 часа.

***
Этимология слова «вокзал»:
ВОКЗАЛ. Заимств. из англ. яз. в конце XVIII в. Англ. Vauxhall - сложное слово, образованное из собств. имени Vaux (Джейн Вокс - владелица увеселительного заведения близ Лондона в XVIII в.) и сущ. hall "зал". Совр. форма - под влиянием нем. Saal "зал" и франц. ударения на конце слова. Первоначально - "место общественных увеселений" (ср.: На гуляньях иль в воксалах легким зефиром летал. - Пушкин). Совр. значение закрепляется у слова во второй половине XIX в

Самым знаменитым увеселительным заведением Петербурга 19 века считался Павловский вокзал или «Салон де мюзик» (мужики, которые в поте лица строили здание с таким непонятным французским названием, называли его: «солёный мужик»)