Обзор конкурсных работ Стас Чайкин

Семь Дней
Пока идёт подсчёт голосов предлагаю насладиться обзор Стаса)


Сразу оговорюсь, что это мой первый опыт в «жанре» обзора конкурсных стихов. Кроме того, из всех «произведений» этого «жанра» я читал два: обзор Галины Ольховик и обзор Фимы Жиганца)))
В своем обзоре я хотел кратко охарактеризовать свое восприятие каждого из произведений, выставленных на конкурс. Все равно о поэзии невозможно говорить ОБЪЕКТИВНО. Поэзия – неподходящий материал для этого.
Поэтому будет помесь неких объективных оценок (наличие штампов, оригинальность видения темы) и моего субъективного восприятия.
Итак.

Александра Шнеур «Весь этот джаз...»
Честно сказать, по стилю стиш напоминает не джаз, а скорее рок: та же отрывистость и прерывистость мысли, перескоки с одного образа на другой. Есть и сильные и слабые места. Интересная идея, но надо шлифовать.

Азачем «Осеннее интимное»
Мне лично напомнило не то Рембо, не то Бодлера, то же неуловимое ощущение, что все вполне правильно и образы многие хороши, но читать неприятно. Антиэстетизм во всей красе. Это у многих поэтов бывает. Написано хорошо. Перечитывать не хочется.

Сержант Грэй «Ухмылялись кучевые облака...»
Я для себя определил как «Песнь неисправимого оптимиста» ))) Есть небольшие «шероховатости», о которых говорили в рецензиях: «У распутицы не ведая границ...» (все же лучше было бы без предлога в начале строки), «бросала ниц»... Но много откровенных удач – «лужи пенились, как озеро Байкал...», «осень стягивала кольца, как удав...» и др. Так что, мелкие «шероховатости» можно простить, стиш написан талантливо и вполне неординарно.

Артем Бажин «Сожран я, высосан, высушен, выброшен...»
Стиш полон неких экспериментов с образами, звуками  и словами... Не все мне показались удачными. В целом, стиш нуждается в доработке, ибо «что-то в нем есть»... Андрей, не бросайте его эдаким «полуфабрикатом».

Юлия Мельникова Ромэа «Стих Вишня»
Стихотворение своеобразное. Любит Юлия заниматься и словотворчеством , и прочими поэтическими экспериментами. Есть удачные образы. Настроение передано хорошо, а вот смысл понять не всегда получается. Трудно уследить за ходом мысли автора, а тут еще и слова непонятные... Но, может, это и не главное?.. После прочтения стиха остается впечатление светлой грусти – тоже неплохо.

Татьяна Гладкова «Слова, слова...»
Тема не нова. Поэтому трудно быть оригинальной. Мне кажется, Татьяне это не удалось. Говорили об этом много. Повторяться не буду.

Елена Черская «А слышишь, в старом парке листопад...»
Милое стихотворение. Простое. Сказать особенно нечего. Ярких, поражающих воображение, образов нет. Простые рифмы, простые слова. Не высокая поэзия, конечно... Миленько.
«Лета странички»
Это стихо интересней.  Ярче образы, слова неординарные подобраны: «странички... скучены... подытожены...» «листья с деревьев глупыми мыслями... сброшены», «в стожики собраны...». Не ушли от штампов, конечно: «листья ... старой одеждою сброшены...»
И – «сожжены» с ударением на первом слоге портит все... Жаль.

Элен Смит «Воинственная женщина в броне...»
Тоже не новая тема, а посему – трудная для создания чего-то оригинально звучащего. Много не слишком удачных образов, штампов. Ну, Элен, вы и сами все понимаете.

Наталья Чекова «С у.Ма»
Необычный стиш. Предполагается, что читатель должен увидеть  мир глазми ЛГ. А мир обозначен довольно туманно...  Некий «поток сознания», и сразу понять что к чему абсолютно невозможно. Более-менее «въезжаешь» к середине стихо.   В целом, у меня оставил ощущение растерянности... Как будто меня просили о сочувствии, но пока я эту просьбу рассмотрел, расслышал  - все уже кончилось и «поезд  ушел»... Довольно эмоциональное.
Похоже на «крик  души». Трудно оценивать крики с точки зрения стихотворчества. Просто трудно.

Макс Неволошин «Если данный момент – в числителе...»
Яркий стиш. Оригинальное приложение математических понятий . Есть непонятности и шероховатости – с «паззлами и букварями», и с «лайнером», и с «Евростаром». Но в целом – одно из самых интересных произведений этого конкурса.

Гражданин России «Дай руку мне, Прекрасная богиня...»
Много штампов («прекрасная богиня», «немеркнущее имя», «мелодия сердец», «свиданье под луной», «сладкий поцелуй»...). Последняя строчка по-испански совсем охлаждает пыл читателя, не говорящего по-испански. Такое стихо вряд ли захочется перечитывать снова и снова. В этом беда всех стихов, посвященных великим и талантливым – в восхищениях ими трудно сказать что-то новое и замечательное.

Максим Корсаков «Пожелай мне доброй ночи...»
Это произведение невольно сравниваю со стихотворением Натальи Чековой. И, скажу откровенно, это мне кажется более удачным. Тема та же – «больничная». Но здесь ЛГ куда более конкретен и поэтому близок читателю. Понятен. На мой взгляд,  удачное стихотворение.

Галинасмирнова «Лизе С.»
Хорошее начало – многообещающее. А потом стиш тонет в отсылках к другим текстам, что его сразу  портит... В принципе, как личное посвящение Лизе С. – шикарно. Но как самостоятельное произведение – увы...
«Почти зима»
Интересный, «черно-белый» стиш. Читаешь, как смотришь нарезку кадров из старого кино. И как при просмотре нарезки кадров – многое не понимаешь в сюжете, но создается впечатление. Хорошее впечатление.

Ольга Кандрасова «Моя гавань»
Тоже начали хорошо, потом утонули в штампах и ненужном пафосе. Советовал бы оставить три первых катрена и сочинить что-то пооригинальней для концовки. А можно и ничего не сочинять. Оставить, как есть. Три первых катрена.

Наилич «Прохладно, осень и луна...»
Меня в этом стихо раздражали рифмы «встречи-свечек-вечер-встречный-беспечный-извечный»... Вечер всегда с этими словами рифмуют... Не «розы-слезы» конечно, но тоже приелось... Из-за этих рифм не сложилось и с хорошим восприятием стиха в целом. Понравились две последние строчки. Правда, немного смущает, что в начале стиха было «осень и луна(!)», а в конце вечер... Ну, в принципе, если вечер поздний, то может быть... Не понравилось «плохИ» - режет ухо.
В целом (из-за рифм), сложилось впечатление, что хорошую идею записали между строк в старой газете, в которую еще дед «рыбу заворачивал»...

Наталья Скользнева «Морские вечера»
Интересный, яркий стиш. Есть мелкие недочеты, типа «танцуют волны», «морской простор» - штампы, а уж «волны-полной» - оооочень намозолившая глаза рифма. Но в целом, оставляет хорошее впечатление –и картинка рисуется, и звуковое сопровождение дается.

Ольга Оланд  «Странник»
Стихо простенькое, не обремененное обилием ярких и необычных образов. Есть логические нестыковки. Грешит штампами. У меня ассоциируется со стихотворчеством  особ юного возраста, еще не освоивших все богатство выразительных средств...

Мачеха «Такое небо не зажать в горсти...»
Разноцветное стихотворение. Краски осени – вроде бы банально, но автору удалось найти необычные образы и преподнести осень, как «конфетку», точней – как коробку мармелада)))
Как отмечали рецензенты, последняя строфа все портит, смазывается впечатление.

Эмине «Разошлась метелица под моим окном...»
Тема не нова. Но интересное решение, мне понравилось привлечение мотивов из устного народного творчества. Не скажу, что стилизация вышла стопроцентно удачной, но производит хорошее впечатление. Есть, что подправить – и технически, и над словами подумать, подобрать потщательней.

Иероним Босх «Под  утро»
Много говорили о  далекой от совершенства форме стиха. И это так.  Скажу о содержании. У меня он вызвал ассоциации с романами Э.Хемингуэя «Прощай, оружие!» и «По ком звонит колокол», Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен», Г.Бёлля «Где ты был, Адам?» и многими другими. По искренности, честности  -  это  звенья одной цепи.

Черкасова Татьяна Александровна «За горизонтом»
Стихо сложное и чересчур привязанное к картинке, ассоциацией к которой оно и было написано. Есть очень удачные образы. Но стишу не хватает прозрачности. Ухватываешь мысль автора и теряешь «в тумане»...

Ольга Королева «Сумерки в дремучем лесу»
До Лешего мне стихо нравилось.  Напевностью ритма, незатасканностью образов –
это было так неожиданно в стише с таким тривиальным названием! Что не понравилось потом: сложная инверсия в катрене о Лешем – раз, невнятность  последнего катрена. В конце погнались за красивостью и переборщили, на мой взгляд... Почему поднять иголки обидно? Аж до слез? И как это «ноет жалобой»?..  В общем – навертели лишнего.

Bor_G  «Время спелой луны»
Стиш и притягивает некой магией звуков, образов, и игрой слов... И одновременно утомляет этой же "словесной эквилибристикой". Пока прочитаешь один раз - устанешь, а чтобы вникнуть - одного раза мало. И заставлять себя читать заново - сродни мазохизму. В общем, безусловно стихо замечательное и ничего подобного я нигде не видел раньше. Но есть навязчивое впечатление, что, всматриваясь в образы (а не всматриваться нельзя - вообще ничего не поймешь!), ты "за деревьями леса не видишь"...
И еще:  раздражает отсутствие деления на строки. И так-то непростое в восприятии стихо, а тут еще это напрягает... Думаю, все читатели положа руку на сердце со мной согласятся.

Галина Ольховик «Сдам чувства в утиль...»
Одно из стихотворений-настроений. Сюжет едва прочерчен «пунктиром», все туманно, но это вписывается в общую концепцию стиха.

Клавдия Дмитриева «Снова хлопотунья-осень...»
Общее впечатление такое: хорошая идея, интересное решение, подбор слов во многом удачный, но нет цельности в стихе. Все-таки выпадает кусочек про «пишет цидулки» из общего настроения и канвы стиха. Я бы посоветовал и строчку о кленовых ладошках подкорректировать, она не очень удачна.

Йегрес Вокашу «Боровик»
Стихо четко распадается на две части, и эти части очень разные. Начало более лиричное и образы посвежее. Переход ко второй части – сплошные штампы: «сгинул день», «ночная пытка», «утро разбудило», «шлет надежды радостный привет»... Дальше идет оптимистическая часть с легким впадением в пафос («несметные дары», «что обрящем», «для чего нам дальние миры»), на мой взгляд, не особо уместным.  Концовка напомнила пионерские речевки))) или что-то в этом роде.

Апофис «Отражение»
Интересная рифмовка. Идея конечно не нова... Немного неясно откуда появляется «отражение» в последней строчке.  В общем, тоже из разряда тех, что хорошо начаты, но закончены кое-как.

Александр Кафтанов «Не волнуйся»
Отмечу интересную интерпретацию устойчивого выражения «не лезть в карман за словом». В целом, стиш воспринимается как шутка. И не более.

Конкурсная лента вышла, как обычно, довольно разношерстная. Были удачи и неудачи. Меня на этом конкурсе больше всего радует активность рецензентов. Конечно не все способны адекватно относиться к критике – разной. Не все способны в своих рецензиях именно критиковать, не срываясь на личности... Это плохо, но неизбежно на всяком открытом конкурсе.
В конце хочу пожелать всем авторам – работать, работать и еще раз работать. Творить, думать, не опускать руки, если что-то не получилось.
Удачи!