Обольстительные купальщицы

Лали-Наталия Гончарова
Для большинства из нас тема купальщиц или купания в водоемах – сезонная. Если вопрос единения с природой и нега на пляже для вас особенно важны, можно конечно кое-что предпринять и отправиться в путешествия вслед за солнцем или переселится на острова, как это некогда сделал Гоген. Но по-настоящему купальщицы вечны только в живописи. Обнаженные девушки и  юноши на лоне природы – одна из самых любимых тем художников всех времен. Пожалуй, несколько изменялись только декорации.

Вначале мифологические нимфы, богини и девы окунались в воды источников в окружении райских кущей или античных храмов, затем им на смену пришли другие купальщицы, реальные женщины.

Вода, поток, ее течение обнажали, очищали и омолаживали, но большинство из купальщиц не столько купались, сколько дразнили своей соблазнительной наготой.
В искусстве встречаются не только юные девы, но и мужчины. Однако в большей степени это тема нового искусства, не мифологического, а светского.  Это купальщики Сезанна, Мунка, Петрова-Водкина, Дейнеки.

Сюжет трансформировался от Лукаса Кранаха Старшего, написавшего «Источник юности», для которого этот самый источник и помолодевшие девушки были его собственной мечтой о бесконечной юности, до  Эдуарда Мане, который превратил хрестоматийный сюжет в сценку, представляющую пикник в пригороде современного Парижа. Не удивляйтесь, но этот сюжет не о купальщицах, вернее не столько о них – это всем известная картина «Завтрак на траве» Эдуарада Мане. Именно с этой картины, на которой Мане изобразил обнаженную женскую натуру, которую можно было до того писать только в образе мифологических богинь, вышли современные купальщицы.
 
Как мифологические сюжеты позволяли обнажать богинь и нимф, так и природа раздела людей, тем самым сделала себе равным их в своих щедротах и радостях. Со всей наивной свободой и радостью купальщицы, не стесняясь своей наготы, упивались солнцем и упоительной прохладой  водных потоков. Это больше относится к европейской традиции.

Но купальщицы не только обнаженные нимфы. Это и реальные женщины тоже. Поэтому при изображении купальщиц художники не ограничиваются только сюжетами, изображая их на природе у ручьев и водоемов. Они рисовали их в другом антураже, например, в античных термах или в русской бане. Надо сказать, что эта «банная» традиция не менее древняя и привлекала многих художников, опоэтизировавших этот мотив. Их как всегда притягивала прекрасная женская нагота и пластика разгоряченных и расслабленных тел. 

Рембрандт «Купающаяся Сусанна», «Купающаяся женщина»
Библейская купальщица

Купающаяся Сусанна Рембрандта, не похоже на купальщиц Сезанна или Ренуара, то есть она бесспорно «купальщица», но не свободная от предрассудков и своей наготы современная женщина на лоне природы. Она к тому же и не античная богиня, для которой обнаженность определяет ее статус. Сусанна – библейский персонаж. Оттого ее нагота, ее светящееся светом и молодостью тело искушает нас, поражает воображение и порождает желание старцев, ослепленных ее юностью и красотой. Даже библия дает зазор и предоставляет возможность лицезреть обнажающихся купальщиц. Однако в библейских сюжетах нагота, в отличие от античной традиции, всегда связана с искушением. Рембрандт показал соблазнительность юной девы, что сбросила свои пурпурные драгоценные одежды на берегу и “на глазах у зрителя” входит в ночную темную воду.

Не по сюжету, а по сути мировое искусство не скоро увидит настолько эротическую купальщицу, какую явил миру Великий Рембрандт еще в далеком 1647 году. Видимо художник питал особое пристрастие к подобным мотивам, так как находил в них предлог для выражения эротизма. Тому подтверждение другая работа мастера «Купающаяся женщина», написанная в 1654 г.

Себастьяно Риччи Вирсавия, 2 картины
Соблазнение купальщицы

Себастьяно Риччи, известный художник венецианской школы XVIII столетия, восхищенный живописью Веронезе, выбрал  другой сюжет из библейской истории. Это история о великолепной Вирсавии, жене Урия.
Царь Давид, вернувшись после сражения с Фелистемлянами, выпивает бокал вина и, окидывая взором свои владения, замечает, как на террасе одного из домов женщина необыкновенной красоты принимает ванную. Именно в этот момент Давид утрачивает всякий интерес к войне и думает только об одной женщине.  «Кто эта женщина, что принимает ванную? – спросил у своего слуги. – Это жена военачальника Урии». Между Давидом и Вирсавией (так звали эту женщину) вспыхивает страсть. После того, как Давид узнает о том, что Вирсавия должна родить ему ребенка, он посылает мужа Вирсавии на выполнение опасного задания, где того и убивают. За это Давид и был наказан Богом: их ребенок умирает. Но позже от этого брака был рожден величайший Царь Соломон.
Вот как обернулась для истории обольщение прекрасной купальщицы.

«Купальщица Вальпинсона» «Турецкая баня» Энгр
Купальщицы на восточный манер

Для Энгра тема «Ню», что в переводе с французского означает “обнаженная натура”, всегда была одной из самых любимых тем. Именно своими одалисками и обнаженными он и прославился. Прекрасна «Купальщица Вальпинсона», еще известная как «Большая купальщица». Ее формы отвечают всем канонам классической живописи и, вместе с тем, она вполне реалистична. Свечение гладкой, похожей на мрамор, кожи притягивает к себе взгляды. Несмотря на традиционный для европейского искусства сюжет, она напоминает восточную женщину из-за повязанного на голове тюрбана.
К теме купальщиц в восточном варианте художник вновь возвращается в своей последней работе  «Турецкая баня» Эта картина долгое время принадлежала принцессе Клотильде, жене принца Наполеона. Все здесь несет отпечаток роскоши, в котором как в зеркале узнается Вторая французская империя. Энгр так строит пространство картины, что  позволяет зрителю лучше рассмотреть открывающуюся галерею обнаженных женских тел. В одной из фигур на картине мы узнаем «Большую купальщицу» среди томных и расслабленных женских фигур. Несмотря на то, что лица девушек скорее европейские, чем восточные, все равно есть невольное ощущение востока, словно до тебя доносится пряный и изменчивый запах благовоний. Наверно этот ориентальный колорит настраивал француза Энгра на романтический лад, и по-прежнему обнаженные тела «турецких купальщиц» манят к себе и ловят жадные взоры.

Есть в живописи эпохи, символом которых могут считаться купальщицы. То ли импрессионисты и постимпрессионисты у нас ассоциируются с купальщицами, серии созданные Ренуаром, Сезаном, интерес к ним Матисса, то ли сам сюжет, очень органичен для этого стиля. Пленер и обнаженные, девушки, реальные, и живые, как у Ренуара или подобные самой природе, фактически, не разделимые с нею, как у Сезанна.

Ода купальщицам

Ренуара, называют «художником счастья», он  любил жизнь и ее проявления, боготворил женщин, и был счастлив. Одну из первых своих купальщиц, «Купальщицу с грифоном» он написал со своей любимой модели и возлюбленной Лизы Трео. Его любимые модели становились его женщинами, а его любимые женщины неотменено были его моделями, и во всех них было нечто общее: естественность и сама жизнь. Если импрессионисты объектом пристального внимания делали световоздушную среду, то Ренуар переносил этот импрессионистический метод на изображение человеческого, женского тела. Он писал так, словно ласкал кистью своих моделей. И прекрасное и живое тело купальщиц растворялось в потоках в вибрациях и потоках солнечного света. Купальщицы его позднего периода, «энгровского», как он называл его для себя, тяготели к классической ясности. «Большие купальщицы» были вдохновлены рельефом Нимфы Жирардона,  и, несмотря на желание художника сделать их идеальными, они реальны, и подлинно человечны. Они уже не поглощаются пространством, не растворяются в нем, но они по-прежнему легки и находятся в идиллии с окружающей их природой. Ренуар писал и последнее большое полотно, которое он хотел сделать своим живописным завещанием, - "Купальщицы", подаренное в 1923 году сыновьями Ренуара Лувру. Именно живопись удерживала его в жизни. Матисс рассказывал, как Peнyap, говоря ему об этих своих обнаженных моделях, называл их высшим созданием Бога. Красота, нагота и юность его любимых моделей, его купальщиц заставляла его жить и работать. И художник в благодарность за это увековечил их молодость. От взгляда на его купальщиц по настоящему хочется жить и быть счастливым.

Как сама природа

Сезанн, раздевая своих купальщиц, зашел еще дальше, чем Ренуар. Он не просто растворил их в пейзаже, он уподобил их пейзажу, и уравнял их в правах. Что было важнее для художника человек или природа сказать сложно, наверно ощущение жизни и форма. От того его серии купальщиков и купальщиц скорее можно назвать «обнаженными фигурами в пейзаже». К этой теме Сезанн оставался неравнодушным на протяжении десятилетий. Если на ранних работах художника обнаженные купальщики были окрашены эротическим чувством, то позже художника интересовала только пластика тела, которое уподоблялось деревьям и другим элементам пейзажа. Удлиненные пропорции его купальщиков их гибкие и сильные фигуры, словно деревья, они даже близки им по цвету. Так трансформировал романтическую идею единения с природой Сезанн, в серии купальщиков и купальщиц она была доведена до пластического равенства.

Купальщицы в бане

 Русская традиция выступает в некотором контрасте к классицистическим, так сказать западноевропейским  купальщицам. И к древним богиням и беззаботным девам подтягиваются  «банные» купальщицы.  И весь контраст, в диковинном для западного человека местном колорите бани. Хотя Серебрякова и тот же Кустодиев не особенно приукрашали его, их купальщицы, в отличии грациозного возлежания на солнышке их европейских сестер, русские девушки не менее вдохновенно охотно и задорно парились в жаркой баньке. В 1913 году Серебрякова работала над многофигурной композицией "Баня". Она изобразила обнаженных женщин без прикрас, живописными средствами художница передала мягкость чистого женского тела. У этих моделей не спортивное сложение, в них нет жесткости, резкости. Созданию образов, несомненно, способствовало обращение к классическому искусству прошлого. Это дало возможность выявить в облике натурщиц, далеком от совершенства, черты идеального и сохранить при этом ощущение жизненной непосредственности изображенной сцены. Можно сказать, что она культивировала тему "ню". Серебрякова пишет несколько работ на тему "Бани". Образы обнаженных девушек Серебряковой изначально были наполнены очищающим культом красоты. Так для русских купальщиц ключевым словом может стать «очищение», а еще почти всегда, пускай даже не явно, а подспудно у других художников, таких как Петрова–Водкин и Венецианов это очищение равно очищению духовному и их купальщицы связаны с памятью о крещении в воде.