Об авторе и его творчестве

Владимир Сапронов
   Владимир Сергеевич Сапронов (15.02.1939 – 23.9.2019) – узловчанин из Тульской области, автор многочисленных поэтических сборников, изданных столичными и региональными издательствами общим тиражом более четверти миллиона экземпляров. Кроме того, стихи его публиковались в различных альманахах, в антологиях, в хрестоматиях, в коллективных сборниках, а также в журналах «Новый мир», «Октябрь», «Юность», «Огонёк», «Сельская молодёжь», в еженедельниках «Литературная газета», «Литературная Россия» и других периодических изданиях.
Первый поэтический сборник "Золотая ладонь" издан в Туле в 1967 году.
Первая книга в Москве "Журавлиные колокола" вышла в издательстве "Современник" в 1976 году, тогда же Владимир Сапронов стал членом Союза писателей СССР.

   За поэтическое творчество В. Сапронов был удостоен премии им. Тульского комсомола, награждён многочисленными Почётными грамотами министерства культуры, образования, губернатора Тульской области и Думы, Союза писателей СССР и РФ, литературными премиями имени Льва Толстого и Ярослава Смелякова...

   О творчестве поэта писали известные критики и литературоведы. Особенно тепло отзывались о нём С.В. Михалков, В.Ф. Боков, С.С. Наровчатов, Н.К. Старшинов, В.Я. Лазарев. К книге стихов В. Сапронова «Избранное», отмеченной премией им. Л. Н. Толстого, написал предисловие известный российский критик, литературовед, философ, историк Вадим Валерианович Кожинов.

В 1984 году Владимир Сергеевич женился раз и навсегда на Людмиле Алексеевне Фирсовой – поэтессе, узловчанке (14.12.1956 г.р.) В этом же, 1984 году 15 ноября у них родилась дочь Ольга. В 2005 году стал дедушкой внученьки Олечки...


      О ПОЭТЕ ВЛАДИМИРЕ САПРОНОВЕ:
(Из предисловия к сборнику «Журавлиные колокола»)

    … О поэте Владимире Сапронове я узнал три года назад.
 Тогда среди моей почты оказался толстый пакет: стихи и письмо.
 В письме была лишь одна просьба – внимательно прочесть рукопись. Что я и сделал.
 По-есенински напевные и вместе с тем своеобразные, лишённые эпигонской стилизации,
 стихи В. Сапронова показались мне удивительно искренними.
 Поэт прислал мне произведения, из которых составлялась книга для детей.
 Но, думаю, и взрослому читателю они доставили бы наслаждение.

                Вспенилась гречиха.
                Скошены луга.
                Снятся речке тихой
                Лунные стога.

                Затухают звёзды,
                Как огни в золе.
                Хорошо и просто
                В поле на заре.

                Справа у дороги
                В светлой полосе
                Липы студят ноги
                В голубой росе.

                Шелестит усами
                Молодой ячмень.
                Где-то за холмами
                Вздрагивает день.

                На краю просёлка
                Ранний грай ворон.
                Милая сторонка
                С четырёх сторон!

    Год назад издательство «Малыш» выпустило книгу В. Сапронова «Серебрянка».
    А теперь мне радостно напутствовать новую, совсем «взрослую» книгу этого поэта.

    О чём бы ни писал он – каждая строка, как точная чистая нота.
   
               
С. МИХАЛКОВ,
г. Москва

 
               ПЕСНЯ В ЧЕСТЬ РОДНОГО ПОЛЯ
              (Из предисловия к сборнику стихов «Лирика»)

      Говоря о поэтическом творчестве Владимира Сапронова, сразу хочется отметить, что он исключительно лирический поэт. Я не отрицаю, говоря это, значение мысли, без неё нет вообще  никакого искусства. Я только хочу предостеречь любителей поэзии от огульного охаивания тех поэтов, у которых находим мы с первых же строк то берёзку, грустящую под окном, то травинку, колеблемую ветром, то нежный закат или восход. И эти, привычные нашей поэзии, образы у настоящего поэта мыслят вместе с ним. Интеллектуальность бывает напускная, злонамеренная, ложная, когда поэт по бедности эмоций и переживаний "играет" роль философа и мутит воду здравого поэтического смысла. Но есть интеллектуальность естественная, сердечная, доступная широкому кругу читателей. Это в первую очередь интеллектуальность пушкинская. Самые сложные свои мысли он формулировал ясно и афористично:

                В надежде славы и добра
                Смотрю вперёд я без боязни.

      Какая великая программа, какой оптимистический взгляд на развитие истории и человеческого общества!
      Лирика Владимира Сапронова идёт по пушкинскому пути. Она жизненна, конкретна, обладает настоящей интеллектуальностью и гражданственностью.

                Высокий дым над каждой хатой.
                В лучистых окнах ранний свет.
                И от морозного заката
                Чуть розоватый санный след.

                Ветвистый вяз с метелью в кроне.
                Колодец старенький под ним.
                Да скрип шагов. Да карк вороний.
                Да журавлиный стон бадьи.

                Да лай заливистый дворняжки
                За палисадом, у крыльца.
                Да бег лыжни через овражки
                В поля без края и конца.

                А по ночам – луна, как дыня,
                И тени синие в саду.
                И на бугре берёзка стынет
                У всех метелей на виду…

                Неприхотлива здесь природа,
                Но величава в простоте,
                Как и сама душа народа,
                Что верен этой красоте.


      Мы чувствуем в этих строчках дыхание родной природы поэта, явственно ощущаем глубокие смысловые акценты, проставленные им. И нет здесь пуганья и угрозы смыслом и умом, мысль рождается без натуги, как выдох глубокого признания в любви.

      Лирические, певучие строки Сапронова звучат то с лёгкой грустью счастливого человека, то печально, то оживлённо и почти весело, то героически протяжно, то горько иронически…
    
      В стихах поэта много находок, много деталей, замеченных зорким сердцем поэта. Глубокое чувство родины возникает у Сапронова естественно, не ходульно-безлико, как это бывает у бойких середнячков стихотворцев, которые слово «родина» достают, как носовой платок из кармана. У Сапронова это слово свято, оно выдыхается, как песня-молитва:

                Милый край! Рябиновые зори,
                И в туманах утренних земля.
                Счастлив я, что в радости и в горе
                У меня есть родина моя.

      Мы верим поэту, что так оно и есть. Для Владимира Сапронова это, прежде всего родное село.

                Моё село не затерялось
                В краю озёр, в краю лесов.
                Ему от века не досталось
                Ни славы громкой, ни стихов.

      Не только о селе говорит поэт, но и о себе. Горькие, мужественные слова! В них есть преодоление обычной потребности поэта в славе. Не для славы объясняется Владимир Сапронов в любви к земле, а для того, чтобы помочь Родине в муках и напряжении рождать новый день, ибо для него Родина – песня, Родина – счастье, Родина – подвиг, Родина – боль.

 Виктор БОКОВ,
 г. Москва


             ВЫСОКАЯ  ПРОСТОТА  ПОЭТИЧЕСКОЙ  ИСПОВЕДИ

          /Из предисловия В.Кожинова к сборнику В. Сапронова "Избранное" 2000 - 208 с. ББК84 Стихи (2 Р-4 Тул) С 19/


Я рад представить читателям книгу Владимира Сапронова,
ибо она являет собой честную поэтическую исповедь –
исповедь в любви к родной земле, к живущим на ней людям,
к высшим ценностям бытия.
Редкостная и, конечно, замечательная особенность этой книги состоит в том,
что, когда поэт говорит о человеческих грехах, слабостях, легкомыслии,
он чаще всего говорит не о других, а о самом себе…
И это не воспринимается как «показное» покаяние –
здесь та же истинная исповедальность, которая присуща книге в целом.

Стихотворения Владимира Сапроновы просты.
Можно бы поставить эпиграфом к его книге      
известные строки Твардовского:

                Пусть читатель вероятный
                Скажет с книжкою в руке:
                – Вот стихи, а всё понятно,
                Всё на русском языке…

      К сожалению, мало кто задумывается над тем,
что наивысшие творения поэзии – начиная с Пушкина и Лермонтова
 и до того же Твардовского или позднего Пастернака – просты.
Они просты как белый цвет, хотя именно он-то таит в себе
 все оттенки цветового спектра.
И «простая» поэзия  даётся труднее всего,– в частности, потому,
что, творя её, необходимо  как бы пройти по узкому лезвию,
не соскальзывая с него ни в усложнённость,
ни – равным образом – в упрощённость.
Вот одно из стихотворений, основанных на взаимосвязывании
природного и человеческого и осуществлённом с тонкостью и изяществом,
присущими именно настоящей поэтической простоте:

                Снова птицы улетают вдаль,
                Оглашая высь прощальной речью.
                Почему их древняя печаль
                Так тревожит душу человечью?

                Может, потому, что по весне
                На родные пашни и болота
                Возвратятся птицы — но не все,
                И не все дождутся их прилёта...

      Не сомневаюсь, что каждый, способный воспринять не только умом,
но и сердцем стихи человек (а таких в России –  что нетрудно доказать –
гораздо больше, чем, скажем, в странах западной цивилизации)
найдёт для себя в этой книге нечто близкое и дорогое.

Вадим КОЖИНОВ, 1999 год,
г. Москва