Архитектура классицизма Санкт-Петербурга 1761-1800

Валентин Клементьев
«Екатерина приняла Санкт-Петербург   
деревянный, а оставила каменный».
Из записей современников

Роман-поэма "Демидовы"


На трон взошла Екатерина
Восходом утренней зари,
Менялась общая картина
В масштабах всей большой страны.

Реформ благие перемены
Быть продолжателем Петра -
Век золотой для просвещенья
На вехе нового витка.

Барокко плавно отступило,
Пришел на смену лаконизм,
Теченьем строгих граней стиля
Возник отныне классицизм!

В основе стиля – Возрожденье,
Античный образ старины,
И суть вещей – мировоззренье
В системе знаний глубины.

Культура разума и воли
И эстетичность в простоте,
И согласованная стройность
Во всем размеренном ключе.

Рациональной планировке
Дан исключительный разбег,
Вся грациозность – «окантовкой»
Вписалась стильно в новый век.

Геометрическая плоскость
Влилась, как целостность, в струю,
И уловимых граней тонкость -
В уравновешенном ладу.

Закономерность четких линий,
Стремленья – нравственный устой,
Природа линий в чистой лире
В облагороженный покой.

Характер форм – монументальность,
Размах новаторских идей,
И дерзких мыслей гениальность
Венцом сияющих лучей.

Консерватизм и отчужденность
Остались в прошлом на века,
Абрис – воссозданная стройность
На новой эре бытия.

Непревзойденной доминантой
Служил высокий идеал,
И содержательность – кантатой
Влекла к познаниям начал.

Убранство – сдержанная нота,
Античность новою строкой,
Воскресла в строгости свобода
Над неустанною Невой.

Прямые, правильные формы
В организованной среде
Раскрыли образность и нормы
На небывалой высоте.

Особым контуром – логичность,
Как стихотворный слог катрен -
Чуть сдержан ордер в симметричность,
Изменены рельефы стен.

Процесс культуры просвещенья
Окна’ – немеркнущая нить,
И созидательность стремленья
Толкало облик изменить.

Канон искусства – эстетичность
В неподражаемый отбор,
Привел строенья в гармоничность,
Внес выразительный аккорд.

Пространство связей – завершеньем
Прямых фасадов в коридор,
Явило целостность строений
В один классический узор.

Фасады улиц уплотнялись,
Рос город в плановом ключе,
Инфраструктура развивалась
В своем привычном естестве.

Вводилось всюду освещенье,
Простых, неброских фонарей,
Булыжник – плотное мощенье
В благоустройстве площадей.

Земля столицы дорожала
И возрастала роль дворцов,
Парадный комплекс, как октава,
Вновь приобрел свою любовь.

В Адмиралтейской части града
Развитье – высшая ступень!
Архитектура, как награда,
Раскрыла облик новых сцен.

В периферии: сыроварни,
Конюшни, фабрики, погост,
Заводы ткацкие и псарни,
Сторожевых объектов – пост.

На месте мазанковых хижин,
Росли кирпичные дома
Сажали яблони и вишни,
Ломились яством погреба.

И вот, участие царицы
В нововведении перемен -
Реконструировать столицу
Ценою сноса многих стен.

Канон единства – радикальность,
Как отшлифованная грань,
Указ закона – актуальность,
Был утвержден в единый план.

Система целостности зданий,
В основе также – три луча,
Связала сети магистралей
Указом царского пера.

Слиянье речек и каналов,
Сплошной застройкою фасад,
С благоустройством тротуаров
Объединил нетленный град.

В гранит оделись мостовые
И берега Большой Невы.
Колонны, словно часовые,
Льют отражение реки.

Прямолинейность улиц, скверов
Во всем пространстве широты
И утонченная манерность
Внесла спокойные штрихи.

Прозрачной лентой сеть каналов,
Суть диктовала новый стиль,
Приемы верною октавой
Раскрыли образность и ширь.

Трактовка центра Петербурга,
Акцент – единством берегов,
Связал мостами всю структуру
В системе улиц и домов.

В Адмиралтейской части суши
Лучи проспектов, как поток
И очертанья линий – тушью
Символизируют исток.

Жилого округа – кварталы
Стекались образно к Неве
А полукруглые каналы
Росли в развернутой дуге.

Проектный план в законной силе
Добавил важности – акцент,
И доработки в перспективе
Штрихом ложились в элемент.

Таланты зодчих славной нотой
Рождали грамотный ансамбль,
Под неустанною заботой
Лил частый дождь холодных капель.

Родоначальник классицизма -
Французский мастер Деламот,
Внес вклад заметный для отчизны,
Придал развитью новый ход.

Размах идей градостроенья
В культуре ценности труда -
Позволил влиться в Возрожденье,
Понять всю сложность бытия.

Гостиный двор предстал в античность,
Свод арок сомкнутых в акцент,
И колоннада динамично
Несет в разрыв антаблемент.

Пилястры ритмами наряда,
Следы барокко по углам,
Пластичность строгого фасада
По равносильным сторонам.

Для Разумовского усадьба
Вписалась в общий силуэт,
В ней жил вначале род дворянский
На протяжении многих лет.

Шестиколонный портик, стройно,
Над основаньем размещен
И главный корпус, так достойно,
К гостям столицы обращен.

Мотив гирлянд добавил легкость,
Аркада руста в постамент,
Строенье в грамотную четкость
Привносит облику акцент.

Венчает крышу аттик свода,
Филенки свадебным венцом,
Округлость окон небосводом -
Лишь дополняют стройный дом.

Костел Святой Екатерины
И неф латинского креста -
Два помещенья, словно крылья
С простой отделкой кирпича.

Широкий купол с барабаном
Портал неброский углублен,
И арка, классикою храма
Обрамлена под свод колонн.

Произведение культуры
На правом берегу Невы -
Вот Академия художеств -
Бриллиант величия страны.

Центральный купол – очертаньем,
Мазками барочных штрихов,
Здесь классицизм этапом ранним
Расцвел плеядой мастеров.

Массив огромного фасада,
Обширный двор затих внутри,
Центральный портик по параду,
Искусно сделаны углы.

Три ризалита – украшеньем
Рождают стильный силуэт,
И дуги окон завершеньем
Отождествляются в нонет.

В оправе редкого «рубина»
Воздвигнут Малый Эрмитаж,
Блестящим образом картина
Явила яркий антураж.

Стоят в спокойствии пилястры,
Аркада окон в переплет,
Руст этажа разбит на части,
Фундамент цоколя в оплот.

Черты барокко, классицизма,
Колонны в строгий интервал,
И нижний ярус динамично
Расположил просторный зал.

В Голландской Арке – новым светом
Есть созиданье мастеров,
Триглифом фриз звучит в сонете
Соотношеньем ордеров.

В очередной когорте зодчих
Из жизни «малого двора» -
Ринальди в сдержанность и четкость
Раскрыл всю образность дворца.

На грани стилей переходность -
Архитектура рококо,
Внес зодчий  в стиль: орнамент, сложность,
Вдохнул заметное добро.

Екатерины гибкий росчерк
Дал право паркам процветать,
В законной силе мудрость строчек
Несла ансамблям благодать.

Недалеко от Петергофа
Залив плескается волной,
Ораниенбаум, словно «кроха»
Возвышен гордо над водой.

Большой дворец фасадом к морю,
Напротив Котлин и Кронштадт,
И удивительные зори
За горизонт воды скользят.

Ведут ступеньки на террасу,
По сторонам лавровый лист,
Ведь здесь испытываешь счастье,
Целебный воздух свеж и чист.

Дворец Петра есть дар, награда,
Дугой изогнут павильон,
Квадрат в основе с балюстрадой,
Подчеркнут арочный проем.

Горизонтальный руст полоской,
Парадный зал в рассвет зари,
Лопатки окон внешним лоском,
Декоративный шик двери.

Второй этаж развернут в легкость,
Фронтон упругою дугой,
И гармоничный сандрик в точность
Парит, как будто над стеной.

Дворец китайский уникален
Разнообразьем сложных форм,
Природа здесь раскрыла грани
Неподражаемым трудом.

Зеркальным контуром терраса,
Разбил ступени стилобат,
Полуколоннами пилястры
Меж окон с гордостью стоят.

Центральный выступ сводом зала -
Есть несравнимый образец,
Фигурный аттик с балюстрадой
Подвел раскрывшийся венец.

В Катальной горке купол в центре,
Примкнули выступы в объем,
Скульптура важностью акцента
В закономерный эталон.

Тосканский ордер – колоннадой,
Открыт в пространстве павильон,
Терраса – ритмом балюстрады
Взмывает цельно в небосклон.

В размах надстроены пилястры,
Колонны светят белизной,
И вазы мелким алебастром
Свет отражают золотой.

Следы от первых поселений
Уходят вглубь больших веков,
Где новгородские владенья
Служили землями дворов.

Отбит Петром участок суши
И после Северной войны
На мызе выставили пушки,
Рос бастион, копались рвы.

Огромный парк Екатерины
Сначала занял граф Орлов,
Затем был передан для сына,
Чтоб показать свою любовь.

Затворник в Гатчине жил долго
И крепость Павла, как скала,
Напоминала серость, строгость
Вблизи зеркального пруда. 

В обширном парке, среди елей
Воздвигнут Гатчинский дворец,
Центральный корпус с галереей
Украсил бережно творец.

Слиянье ярусов с природой,
Две башни замерли с торцов
И камень пудостской породы
Нечеловеческих трудов.

Единство пластики с удобством,
Наличник окон в простоте
И каждый ярус только сходство -
На плоской каменной стене.

И снова взгляд в столичный город -
Наследья барочных основ,
Где проходили жизни годы
Для именитых мастеров.

В одном строю, линейным маршем
Ложится Мраморный дворец,
Немногим младше Эрмитажа
В искусно сделанный «ларец».

Блестящим замыслом творенье
Оделось в мрамор и гранит,
Масштаб идей – произведенье
Создало строгим стилем вид.

Парит массив в порыве ветра,
Гранитный цоколь над Невой,
Он открывается рассвету
Живой, пространственной душой.

Парадный двор представлен саду,
Коринфский ордер в колорит,
Высокий аттик по укладу -
Традиционный ризалит.

Фасад восточный в усложненность,
Часы на башне в ровный ход,
И прорисовка в утонченность
Над бесконечной гладью вод.

Ландшафт садов и старых парков,
Представлен ярко, широко, -
Мосты, руины, шпили, арки...
В обзоре Царское село.

В узор подстрижены газоны,
Фонтаны льются в перезвон,
А свет луча большой короны
Приоткрывает яркий фон.

Плеяды зодчих здесь трудились,
Рождались новые дворцы,
Сердца людей достойно бились -
За честь отечества страны.

Под предводительством Орлова
Сражен в боях турецкий флот
Воскресла долгая свобода
Освобожден простой народ.

И вот, Чесменская колонна
Взметнулась ввысь из-под воды,
Орел, поставленный на «троне»
Увековечил честь земли.

Обводы сложных очертаний,
Абрис в изрезанность пруда
Воссоздают напоминанье -
Эгейской бухты берега.

Великолепна пирамида,
Вверх устремился пьедестал,
Руст светло-серого гранита,
Как будто гасит всякий шквал.

И мрамор светится неброско,
Рельефом ростры корабля,
И плиты в бронзовые доски
Несли историю в века.

Вот оживает в камне «ода»
Перед покоями дворца,
Встают Орловские ворота,
Луч нежит порцией тепла.

Тивдийский мрамор в стенах арки,
Колонны в мощный пьедестал,
Как «Возрождение» Петрарки
Гуманистических начал.

Высокий аттик над карнизом,
И надпись высечена в тон,
«Цвет» дарования отчизне
В числе прославленных имен.

Россию славил зодчий Фельтен,
Он также внес бесценный вклад,
Труды его достойны ленты
И восхитительных наград.

В ансамбле Смольного собора
Легко вписался  Институт,
И главный корпус – полукругом
Донес воссозданную суть.

Центральный вход, стоят пилястры,
Поверхность стен рассечена,
Строенье делится на части,
Руст в первый ярус этажа.

Филенки в сдержанность рельефа,
И впечатленье – монолит,
Колонны только «барельефом»
Привносят яркий колорит.

Во всем пространстве лабиринтов
Едва заметный ордер стен,
И построенье четких линий
В этапе новых – перемен.

Церковь Святой Екатерины -
Чудесный, ранний образец,
Предстала в стиле классицизма
Желаньем трепетных сердец.

Изящный купол белым цветом,
Колонный портик, и фронтон
Воспел античностью сюжета
Как благородный, вещий сон.

Пейзажной кистью в настроенье
Архитектура малых форм,
Башня-руина - оживленьем
Ликует камнем в теплый фон.

Эффектный образ панорамы
Декоративностью руин
Сметает грань однообразья
Богатством созданных картин.

Егоров, Фельтен, как в тандеме
Преобразили Летний сад,
Создав подобие Эдема -
Оградой стильной, райских врат.

Решетка черного металла,
В неприхотливости узор,
И золоченые детали
Смывают красками юдоль.

Господство ясной вертикали,
В монументальности пилон,
Пересекают пики рамы
С типичной строгостью колонн.

Цветы и вазы в звеньях камня,
И торжество входных ворот -
Великолепное создание
Вдоль мостовой у невских вод.

Китайский стиль, как пробужденье,
Напомнил новым рубежом,
Игра, в пылу воображенья
Рождала в стиле перелом.

Руины древние ожили,
Ансамбль готический воскрес,
Из глубины веков и пыли
Летит романтикою весть.

Дворец Чесменский в память града
Увековечен был в веках, -
Прост интерьер под сводом зала,
Под камнем кроется размах.

Предстали башни куполами,
В объем дворца вписался круг,
Просвет зияет фонарями,
В суровость зубчатый уступ.

Компактный план и выраженье,
Псевдоготический сюжет,
И плоскость стен – изображеньем
Определили силуэт.

В работах Фельтена – строкою
Вписался Старый Эрмитаж,
И зданье несколько сухое
Прямолинейность, будто «шарж».

Стена – «сурдинкой красок тембра»
Льет монотонность в простоте
И отпечаток – в тяжесть бремя
На внешней, строгой стороне.

Контрастом - Зимняя канавка,
Великолепный переход,
Лег гениальный труд с «затравкой»
Архитектурою в аккорд.

Полуротондой в изваянье
Фасад ионических колонн,
Вдохнула жизнь Святая Анна
Своим восшествием на трон.

Изящный купол с барабаном
И белоснежные стволы,
Храм ожерельем – балюстрады
Воспел гармонию любви.

Для князя Павла – вдохновеньем
Постройка Церкви Рождества,
Иоанн Предтеча в просветленье
Военной выправки царя.

Псевдоготические окна,
Остроконечность куполов,
Вид линий где-то однобокий,
Нет композиций завитков.

Романский стиль в архитектуре
Духовным обликом предстал,
С вокальной нотой «партитуры»
Он воплотился в идеал.

В Чесменской церкви лепестками
Прямой, готический наряд
Поверхность стен под небесами
Созвучьем марша строит лад.

Пинакли, как декоративность
Взметнулись башенками ввысь,
Напоминают специфичность -
Трудов приложенная кисть.

Вниманье к церкви – подражаньем
Нашло след в разных уголках,
Постройки в строгих очертаньях
Завоевали стиль в умах.

Большой дворец Екатерины
В покоях Царского села
Имел всю целостность картины,
Где жизнь кипела и цвела.

На месте комплекса Растрелли
Был Корпус скучный возведен,
Царицы грубая затея -
Смела красивый павильон.

Исчезла лестница и купол,
Что восхищало царский свет,
Внесла замена только сухость
С колонным портиком в «секстет».

Как шаловливая кокетка,
С парящим куполом в листве,
Стоит Китайская беседка
В своей природной чистоте.

С краев изогнутая крыша,
Венчает флюгер бельведер,
И скрип доносится чуть слышно
Среди окраски звуков – трель.

С участьем Старова, в искусстве
Родился строгий классицизм,
В чреде дальнейших реконструкций
Воспел в ансамблях оптимизм.

Изобретательность новаций
Он претворил в реальный шаг,
В процесс общественных формаций
Заметно внес весомый вклад.

Талантом гения науки
Вписался Троицкий собор,
В нем человеческие руки
Судьбой раздвинули простор.

Собор представлен доминантой,
Масштабность замыслом творца -
Единый творческий ансамбль
С иконостасом алтаря.

Громадный портик по фасаду,
И купол Лавры позади
Меняет стиль в устройстве града
Рациональностью игры.

Величье башен колоколен,
В рельеф присутствие колонн,
Над всем пространством, как в раздолье
Бьет на молитву чистый звон.

Весь облик Храма гармоничен,
Великолепен главный вход,
Труд рукотворный безграничен
Вблизи теченья невских вод.

Вписался купол идеально,
Достигнут в целостность объем,
Духовных сил – сакраментальность
Напоминает о былом.

Панно-рельефы на фасадах:
Пророк «Исхода» – «Моисей»,
Врученье господом скрижалей
Для просветления людей.

«День освященья сводов храма»,
Царь Иудеи «Соломон»,
«Явление Троицы Аврааму» -
Остановить кровавый спор.

Внутри портала ветви дуба,
И лента с орденом в «родстве»,
Крылатых слав – побед фигуры
И Невский орден на стене.

В Надвратной церкви симметрично
Два полукруга по осям,
Вошли ограды динамично,
Пологий купол в барабан.

Алтарь открыт звезде Востока,
На Запад лестница ведет,
И вход – прелюдией истока
В некрополь луч духовный льет.

В заслуги ратные на поле
Преподнесла царица дар -
Дворец Таврический на лоне,
С соседством воинских казарм.

Функциональность и логичность
Определила главный путь,
Ось композиций – эстетичность
Внесло пространственную суть.

Нарядный корпус с галереей,
Шестиколонный портик в строй,
Объем гармонией решенья
Передает душе – покой.

Фронтон классическим декором,
Прост невысокий экстерьер,
Стена эстетикою фона
Скрывает пышный интерьер.

Парадный двор и переходы,
И гладкость строгости стены,
Фриз из триглифов и колонны
Необъяснимой чистоты.

Богатство красок искушеньем
Влекут игрой в красивый тон,
Дворец высоким достиженьем
«Взошел», как римский Пантеон.

Уравновешенность с ландшафтом,
Ход крыльев в плавный разворот,
И купол главной доминантой
Определил спокойный свод.

Принцип гармонии природы
С архитектурною средой
Объединился взлетом моды
Логичной ясности – устой.

Мастер ансамблей классицизма,
Творений в четкий эталон,
Эпохи нравов и деизма
Вступил шотландец Камерон.

Храм дружбы - первое звучанье
В «клавире» авторских идей,
Объект внес штрих очарованья
В зеленом  кружеве аллей.

Античный храм – простой ротонды,
Метопы с нишами скульптур,
Стоят в изяществе колонны
С обводом частых каннелюр.

Антаблемент декором фриза,
Абака с балкой – архитрав,
Чередованием триглифы
Безукоризненных октав.

Изображение дельфинов,
И виноград венком лозы,
Доверье в дружественной силе,
Духовность истинной любви.

Кирпичной кладкой свод ротонды,
Венчает купол павильон,
Вид в согласованную стройность
Отображен со всех сторон.

Богиня мудрости Минерва
В ротонде место заняла,
Лишь позже юная Церера
Была гостям обращена.

Обвод стены прорезан нишей,
В отверстье вделано стекло,
Венцом сияет сфера крыши
Луч солнца сверху льет тепло.

В Холодных банях римских термов
Мифологический сюжет -
Мотив скульптурных композиций
Из глубины античных лет.

Ансамбль Комнат уникален,
Висячий сад перед дворцом,
А в интерьере анфилады
Агат отделан с мастерством.

Там краски красной терракоты,
Оттенки в желтый колорит
И барельефы очень строги,
Паркет из мрамора блестит.

Фасад в нарядном исполнении,
Овальный портик и карниз,
Все для удобства помещений
В колонном ряде царских ниш.

Овальный портик и колонны,
Два ризалита по бокам,
Экседры – аркою «короны»
Открыты мудрости Богам.

Со стороны аллеи сада -
Массивный цоколь этажа,
Суровый стиль единством «жанра»
Льет свет прозрачный из окна.

Аркада арок – очертаньем,
Блок камня в цокольной стене,
Стоят наяды – обаяньем,
Эол - бог ветра, на торце.

Сверкают бронзовые бюсты,
Висит лепниной медальон,
И тон звучит романсом грусти
В зеленом море плотных крон.

Храм Аполлона с колоннадой -
Великолепный образец,
Внес исключительную радость
Пред входом в Павловский дворец.

Антаблемент – дугою камня,
Тосканский ордер – «бахромой»,
Стоит фигура, словно знамя,
Бросая жест своей рукой.

В один из дней – ненастьем рока,
Гроза обрушила стрелу,
Упала часть большой колонны,
Строенье «вылилось» в дугу.

Внесла стихия свою лепту,
Остался камень на земле,
Миф, воплощенный, чрез столетья,
Вновь ожил  в дивной красоте.

На берегу реки Славянки
В господстве видимых холмов,
Дворец парит над всем пространством
Символизируя любовь.

Большой дворец оригинален,
И веет, будто добротой
И планировка гениальна
Над окружающей средой.

Палладианский тип постройки,
Два флигеля в один обхват,
В декоративности устройства
Разбит тенистый, пышный сад.

Античный ордер – «серенадой»,
И главный корпус – апогей,
Строенья ясной колоннадой
В объеме длинных галерей.

Коринфский ордер и колонны -
Фасад восточного крыла
Украшен портик виртуозно,
Стоит в округе тишина.

Этаж в рустованном обличии,
Как титулованный «барон»,
На окнах высечен наличник,
В высь устремляется фронтон.

Возвышен купол колоннадой,
Широкий, низкий барабан,
Тончайший стиль прямых деталей,
Подчеркнут аркою тимпан.

Два элемента – ожерельем:
Архитектура и пейзаж,
В единстве качественных звеньев
Как музыкальный, четкий марш.

Массивным, каменным строеньем
В убранстве Царского села -
«Сюитой» встала Галерея
Напротив пышного дворца.

В тяжеловесность – первый ярус,
Представлен арочный проем,
Второй, парит, как будто парус,
Одолевая буйный шторм.

Стекольный зал простором дышит,
Открыта легкость всем ветрам,
И по периметру, чуть слышно
Звучит излюбленный «хорал».

Орнамент – ритмом оперетты
Вокал – в любимый завиток
Шаг балюстрады – кастаньетой
И тонкой нитью поясок.

Антаблемент – контрастом тона,
Как смена красок – эпизод,
Короной дивного восхода
Возник прекрасный переход.

Скульптуры греческой элиты
Сюжетным жанром в силуэт -
Бюсты Сократа, Гераклита
Из глубины античных лет.

Модели Флоры, Геркулеса
С оригинальных образцов -
На пьедестале вех завета
От римско-греческих веков.

Вот снова Павловск первозданный,
Создатель парка Камерон,
Ландшафт природы уникален,
Встает Молочня среди крон.

Вольер, Турецкая беседка,
Английский стиль больших аллей,
И в шелест листьев дует ветер,
Дух окружения царей.

Ласкает солнце унисоном,
Стволы ионических колонн,
И над парящим Павильоном
Льет луч в расправленный фронтон.

Озарена Минерва светом -
Богиня тайны ремесла,
Вот Аполлон в скульптурной группе
Священных символов добра.

Кессоны праздничных розеток,
Плетенки – в нежный переплет,
Высокий цоколь в гуще веток,
Ступеньки музыкою нот.

Ядром Три грации предстали -
Живою музою искусств,
Аккорд последнего прощанья
Лишь навевает томно грусть.

Есть в жизни гении с рожденья,
Что оставляют теплый след -
Таким был дух творца Кваренги,
Дав классицизму свой портрет.

Он, величайший архитектор,
Создал величественный стиль,
Определил достойный вектор
И воплотил искусство в быль.

Театр придворный Эрмитажа -
Неоценимый, яркий труд,
Он возведен императрице,
Чтобы внести частицы суть.

Руст этажа и арки окон,
Коринфский ордер в лист аканф,
И композиция свободно
Несет букет из листьев, трав.

Два ризалита – «консонансом»,
Звучит гармонией фасад,
И бюсты в нишах, как «анданте»
Настроем легких «серенад».

Карниз массивный завершеньем,
«Финал» чудеснейшей игры -
Как совершенное творенье
Его таланта и любви.

Трудов – благое просвещенье
И несгибаемости рук,
Встает вдоль берега строенье
Для Академии наук.

Монументальность форм ансамбля,
Акцент на портик обращен,
Фронтон подчеркнут гениально
С волютой, рядности колонн.

Нет лишних, вычурных деталей,
Уступом лестница ведет
В спокойной сдержанной «октаве»
На небольшой, центральный вход.

Менялись вкусы и сословья,
Активность жизни возросла
Тип зданий качественно новый
Необходим был в свете дня.

Банк Ассигнаций в Петербурге
Продуман был до мелочей -
Коринфский портик на фасаде
В архитектуре новых дней.

Подковы вытянулись строго
И низкий корпус кладовой,
Трактовка – лоджией декора,
Изгиб ограды над водой.

Гранитный контур выраженьем
Решетки в зелени двора,
И облик статуй – возрожденьем
Над всем пространством торжества.

Дух ренессанса в новой эре,
Культура звеньями цепи,
В убранстве Лоджий Рафаэля
Свет устремления любви.

В просторном своде – роспись зала,
Ритм фресок в воздухе висит,
Фон белоснежной анфилады
Проникнут в желтый колорит.

Одной строкой – Грехопадение,
Мир муз, поэзии – Парнас,
По ходу легкого движенья -
Суд Соломона в грозный час.

Картины фресок – содержаньем,
Есть безупречная игра, -
Раскрыло все очарованье
Афинской школы мастерства.

Один из лучших форм творений
В звене серебряных колец,
Как поэтичность вдохновенья -
Большой Александровский дворец.

Коринфский ордер колоннады
И меньший корпус на виду,
Стоит над цоколем в отраду,
Скрывая зданье – высоту.

С торцов раскинулись подъезды,
Взывает лестница на марш,
Прижались пандусы для въезда,
Аккорд пластический в коллаж.

Дворец – шедевр архитектуры,
Искусство гладкою стеной -
Ансамбль граней «партитуры»
Воспроизводит ритм, покой.

Нарядность заднего фасада -
Нет барельефов, статуй, ваз
И стиль ликующей «кантатой»
Чарует пластикою масс.

Манеж казарменных построек
Предельно грамотен и прост -
Восьмиколонный, рядный портик
Изыском бьет в нарядный лоск.

Фронтон венчают три фигуры,
В тимпане гвардия полка,
Позднее встали Диоскуры
С Капитолийского холма.

Архитектурным завершеньем
Явился Смольный институт,
В нем весь талант творца и рвенье
Высокой гаммой мысли – труд.

«Тональность» - звуком балюстрады,
«Окраска» - линиями руст,
Стиль возродившейся Эллады,
Моральных принципов и чувств.

Декоративность живописна,
Российский герб лег на фронтон,
Стоят колонны симметрично,
Как эталонный «камертон».

Открыты арки в основании,
Фасад пилястрами звучит,
И портик всем очарованьем
Привносит длительность «сюит».

Последний штрих в архитектуре
Вершин, достойного пера,
Дал Бренна свойствами натуры
В апофеозе бытия.

Предвестник русского ампира,
Монументальности скульптур,
Вписал орнамент пышный – стиля
С мемориалами фигур.

Суть романтической идеи
Непобедимости страны
На камне, «маршами» воспели
В сопровождении струны.

И Замок духом перемены
На месте Летнего дворца,
Своеобразный символ веры
Для вновь вошедшего царя.

Дворец вознесся, словно крепость,
Стиль ренессанс и классицизм,
И получил в кругах известность
Как Павла – истинный трагизм.

Поверхность пластикой разбита -
Наследье барочных основ,
Прекрасен выступ ризалита
В структуре сомкнутых «оков».

Стоят попарно обелиски,
Военной масти – атрибут,
Отделан портик строгим рустом,
Забит в фундамент крупный бут.

Фронтон скульптурным обрамленьем,
Как парус Греческой ладьи,
Восходит нотой умиленья
Для человеческой души.

В декоративности фасада
Влиял дух близости Петра,
Притих портал напротив сада,
В убранстве замерли цвета.

Повсюду зелень обступает
В пространстве лоджий, галерей,
Вход - вестибюль напоминает
С живым рисунком площадей.

Наличье выступов с декором,
Величье шпилей, куполов,
И достигается единство
За счет скругления углов.

Суровость образов, в движении -
Одна из тайн работ творца,
И вот, финал лег завершеньем
В централизации царя.

Стиль классицизм, как мирозданье
И переходности этап
Внес ясный образ содержанья
В градостроительный уклад.


продолжение следует...