Разбор одного стихотворения

Александр Абрамов 1
                Разбор одного стихотворения.

                (Так ли просты «простые» стихотворения ?)

      При составлении своего «Путеводителя по русской поэзии» http://www.stihi.ru/2009/10/21/3764 я над многими стихотворениями долго думал: включать или не включать. Однако известное стихотворение Ярослава Смелякова «Хорошая девочка Лида»  я, не колеблясь ни минуты, разместил на «золотой полке» русской поэзии. Попробую ответить почему?
 Вот его текст:

Вдоль маленьких домиков белых
акация душно цветет.
Хорошая девочка Лида
на улице Южной живет.

Ее золотые косицы
затянуты, будто жгуты.
По платью, по синему ситцу,
как в поле, мелькают цветы.

И вовсе, представьте, неплохо,
что рыжий пройдоха апрель
бесшумной пыльцою веснушек
засыпал ей утром постель.

Не зря с одобреньем веселым
соседи глядят из окна,
когда на занятия в школу
с портфелем проходит она.

В оконном стекле отражаясь,
по миру идет не спеша
хорошая девочка Лида.
Да чем же она хороша?

Спросите об этом мальчишку,
что в доме напротив живет.
Он с именем этим ложится
и с именем этим встает.

Недаром на каменных плитах,
где милый ботинок ступал,
"Хорошая девочка Лида",-
в отчаяньи он написал.

Не может людей не растрогать
мальчишки упрямого пыл.
Так Пушкин влюблялся, должно быть,
так Гейне, наверно, любил.

Он вырастет, станет известным,
покинет пенаты свои.
Окажется улица тесной
для этой огромной любви.

Преграды влюбленному нету:
смущенье и робость - вранье!
На всех перекрестках планеты
напишет он имя ее.

На полюсе Южном - огнями,
пшеницей - в кубанских степях,
на русских полянах - цветами
и пеной морской - на морях.

Он в небо залезет ночное,
все пальцы себе обожжет,
но вскоре над тихой Землею
созвездие Лиды взойдет.

Пусть будут ночами светиться
над снами твоими, Москва,
на синих небесных страницах
красивые эти слова.

          Вчитаемся в это стихотворение. Любители гиперусложнённых текстов, полных смысловых и лингвистических загадок, какими наполнены некоторые стихотворения Артюра Рембо, Поля Верлена, Иосифа Бродского и некоторых других поэтов, могут сказать об этом стихотворении «примитив». Первое, что приходит в голову при прочтении или прослушивании этого стихотворения, это его абсолютная естественность, завершённость. Здесь всё на месте, не хочется менять ни одно слово. Второе: в этом стихотворении описываются простые человеческие чувства влюблённого юноши. Такие чувства в той или иной степени переживают почти все юноши в моменты их первой любви. Поэтому здесь обеспечено почти сто процентное сопереживание герою этого стихотворения. Наверное, небезинтересно напомнить, что это стихотворение написал поэт, у которого расстреляли ближайших друзей (Павла Васильева и Бориса Корнилова), а сам он трижды сидел в тюрьме. И при этом такое человеколюбие, сердечность, участие к людям.
           Ясно, что правильные мысли и высокая нравственность ещё не достаточны для того, чтобы стихотворение стало большим произведением искусства. Надо, чтобы какие-то утверждения носили характер неожиданности, некоторой новизны. И такие утверждения в рассматриваемом стихотворении имеются, не смотря на его внешнюю простоту. Например, все знают и любят запах акации. Но Смеляков сказал «акация душно цветет». Это и точно, и в то же время неожиданно!.». «Синие небесные страницы» – хорошо! Вот строфа:

«И вовсе, представьте, неплохо,
что рыжий пройдоха апрель
бесшумной пыльцою веснушек
засыпал ей утром постель».

Здесь всё замечательно: и доверительная интонация в первой строке, и великолепное обращение к апрелю «рыжий пройдоха», и отличное выражение «бесшумной пыльцою веснушек». Девочка Лида у Смелякова идёт не по улице, а по миру. Влюблённый мальчик сначала, как всякий мальчик, пишет имя Лида на камнях, но, когда вырастет, напишет её имя «На всех перекрестках планеты». Простая любовь вырастает в этом стихотворении до космических масштабов.
          Наконец, так ли уж проста техническая оснастка этого стихотворения. Внимательный анализ показывает, что и в этом аспекте это стихотворение содержит подводные камни, по существу являющиеся жемчужинами. В первой строфе на первый взгляд плохо с рифмами. Первая строка не срифмована с третьей, а вторая и четвёртая рифмуются примитивной глагольной рифмой «живёт-цветёт». Но этот небольшой недостаток многократно перекрывается замечательной внутренней рифмой «душно –южной». Аналогичная ситуация в третьей строфе, где украшением является внутренняя рифма «неплохо-пройдоха». В остальных строфах с рифмами практически везде полный порядок, да ещё использованы ряд отличных рифм «ситцу-косицы», «известным- тесной». На первый взгляд не так хорошо с рифмами в строфе:

«В оконном стекле отражаясь,
по миру идет не спеша
хорошая девочка Лида.
Да чем же она хороша?»

Но в этой строфе игра на слогах «жа-ша-ша»и на многократно повторяемых звуках «а-а-а-а» и «о-о-о-о» явно спасает положение, и строфа читается так же легко, как и все остальные.  Как очевидно из этого небольшого анализа, простота этого стихотворения – кажущаяся. Эффект воздействия на читателя и слушателя – комплексный. Весьма существенно, что все отмеченные достоинства этого стихотворения скрыты от слушателя, и у него полное ощущение, что всё стихотворение родилось сразу в этом естественном и простом виде. Так же, как естественна и проста фраза «я тебя люблю».

Я получил следующую интересную рецензию на эту заметку от автора Владимира Слепова:   

Рискну покритиковать творение великого мастера. Не всё в этом стихотворении так гладко. Первое, что особенно режет слух - слово "пройдоха". Оно - грубое, да и по смыслу не подходит. Пройдоха - это человек, наживающийся на обмане. В данном случае нет ни наживы, ни обмана. Можно попытаться заменить слово "пройдоха" другим словом, подходящим по смыслу, например, "проказник" или ещё лучше "насмешник". Более остроумные пусть предложат свой вариант. На мой субъективный взгляд получается благозвучнее:

И вовсе, представьте, неплохо,
что рыжий насмешник апрель
бесшумной пыльцою веснушек
засыпал ей утром постель.

Правда при этом теряется внутренняя рифма, на которую Вы указали: «неплохо-пройдоха". Можно попробовать добавить рифму:

Цветов ярких красок весною,
весёлый художник апрель
веснушек бесшумной пыльцою
засыпал ей утром постель.

Следующая строчка, которая смущает, это: "Смущенье и робость - враньё". Смущенье и робость - это качества, врождённо присущие человеку, и отсутствующие только у окончательно развращённых людей. Можно предложить взамен следующий вариант:

Преграды влюблённому нету,
Оставив смущенье своё,
На всех перекрёстках планеты,
Напишет он имя её.

Впрочем, остроумные пусть скажут своё слово.
Наконец, третья "закавыка" встречается в последнем четверостишии. В словосочетании "Над снами" встречается трудно произносимый ряд букв "дсн". При прочтении как будто спотыкаешься об эту преграду. Особенно это заметно при первом прочтении всего этого стихотворения. Можно предложить такой вариант замены:

И в снах твоих будут светиться
Огнями ночными, Москва,
На синих небесных страницах
Красивые эти слова.

Впрочем, кому-то может показаться, что ряд "всн" ничем не лучше, хотя на мой взгляд он воспринимается легче. Можно попробовать вообще отказаться от снов:

Огнём любви будут светиться
Ночами твоими, Москва,
На синих небесных страницах
Красивые эти слова.

Впрочем, как бы там ни было, выражение "над снами" - тяжеловатое, и встречается, к сожалению, в последнем аккорде.

Теперь о несомненных достоинствах этого стихотворения.

Первое четверостишие от которого "стынет" кровь, это, конечно, "В оконном стекле отражаясь". Недаром в известном фильме про Шурика цитирование этого стихотворения начинается именно с этого четверостишия. Есть в нём нечто большее, чем сочетание о-о-о и а-а. Первая строка выглядит необыкновенно благозвучно и складно. Может причина в том, что в этой строке каждому амфибрахиальному ударению в соответствие поставлено отдельное слово и, причём к ударному слогу это слово становится полностью узнаваемым. "В оконн...", "стекле", "отража..." Таким образом, словесный ритм совпадает с ритмом ударений, что и придаёт особую складность. Этого не найдёшь, например, в строке: "По платью, по синему ситцу". Очень важно, чтобы четверостишие начиналось именно с такой особо складной строки. Если взять вторую строчку "По миру идёт не спеша", то Вы совершенно правильно заметили, что Лида идёт не просто по улице, а по миру. эти две строки похожи на великолепный фотоснимок, достойный первой награды. Как фотографы пытаются выбрать кадр, чтобы, например, свисающие ветви образовывали узорную рамку, так и здесь Лида показывается не напрямую, а через отражение в оконном стекле. Причём фоном к этому кадру служит весь мир, лежащий за её спиной. Кроме того, эта картинка с Лидой впоследствии может подсознательно восприняться читателем, как взгляд самого мальчишки. Он "смущается и робеет" посмотреть прямо на девочку и смотрит на неё через оконное стекло. И в ней для него заключён весь мир, по которому она идёт, вся вселенная.

В следующем четверостишии мы встречаем поистине проникающие в сердце слова: "Он с именем этим ложится, Он с именем этим встаёт". Бывают такие находки у поэтов, когда строки сами по себе без довершающих рифм необыкновенно поэтичны и красивы, и поэтому в отрыве от остального произведения становятся крылатыми. Как например, "И вечностью дышать в одно дыханье".
Кроме того, эти строки в одно мгновение показывают нам состояние души мальчишки. Любовь - это прикосновение к Божественному, ибо Бог - есть любовь. И мы видим, что имя мальчишеской любви вознесено в его душе на Божественный пьедестал. "Он с именем этим ложится, Он с именем этим встаёт".

Наконец, любовь настолько возвышает самого того, кто любит, что он сам поднимается почти на Божественную высоту. И готов, подобно Богу творить новый мир для своей возлюбленной. Это великолепно показано в стихах:

...
На всех перекрестках планеты
напишет он имя ее.

На полюсе Южном - огнями,
пшеницей - в кубанских степях,
на русских полянах - цветами
и пеной морской - на морях.

Он в небо залезет ночное,
все пальцы себе обожжет,
но вскоре над тихой Землею
созвездие Лиды взойдет.

Вне всякого сомнения, это - гимн любви. Гимн, который будет жить и звучать до тех пор, пока стоит этот мир.

Владимир Слепов   24.11.2011   

Мой ответ:

Спасибо Владимир за Ваш разбор стиха Смелякова. Слово пройдоха иногда носит шутливо осуждающий характер. Например, можно обозвать кота пройдохой, и в этом случае это слово несёт даже некоторую симпатию к коту! В этом же смысле использовано оно здесь. Ясно также, что надо было мальчишке преодолеть робость и смущенье, чтобы всем объявить о своей любви. Пожалуй, соглашусь, что "над снами твоими" не очень благозвучно. Я бы, например, написал:

Пусть будет ночами светиться,
как звёздный рисунок, Москва:
на синих небесных страницах
красивые эти слова.

С уважением.

Александр Абрамов 1   24.11.2011