Вестник метареальности

Фатхула Джамаль
Рамазан Раджабов
ВЕСТНИК  МЕТАРЕАЛЬНОСТИ
(О творчестве Короля Поэтов Фатхулы Джамаля)

Прикосновение к поэзии, как прикосновение к тайне, всегда вызывает волнение в душе ценителя. Сразу же оговоримся, что речь идет об истинной поэзии, а не о её профанации. Мы постепенно отходим от потребительского отношения к искусству. Однако до настоящего времени не можем до конца осознать, в чем глубинная сущность поэзии и, соответственно, ее объективные цели и функции.

Поэтическое искусство издревле ценилось очень высоко. В Библии говорится: «Мудрость делает мудрого сильнее десяти властителей». А величайший мудрец Эразм Роттердам писал: «Даже одного среднестепенного поэта следует поставить выше десяти мудрецов». Следовательно, один поэт выше сотни правителей. В чем секрет такой высокой оценки поэта?

Поэзия остается тайной, не только в плане содержания, но и как непостижимый процесс творческого созидания. Безусловно, каждый человек воспринимает поэзию в соответствии со своим интеллектуальным уровнем. Выход в свет поэтической книги Короля Поэтов Фатхулы Джамаля «Астральные тайны» в 1996 году — стало кардинально новым явлением в литературе. Очевидно, чтобы постичь внутренний смысл его творений, необходимо стать на позицию автора, на соответствующий уровень.

Поэтические тексты Джамаля чрезвычайно метафоричны. Метафоры — своеобразные коаны, содержание которых невозможно передать, исчерпать с помощью обычной логики. Метафорическое мышление открывает возможность выхода из ограниченных пределов бытового реализма и прорыва в Метареальность.

Уже с радостью можно сказать, что, цель, к которой стремились многие поколения мыслителей и поэтов, достигнута — ворота в духовное пространство открыты, путь к Творцу найден. Анализ творчества Джамаля показывает, что направление, которое он выбрал, кардинальным образом отличается от пути, по которому обычно идут поэты. Именно это обстоятельство обусловило успех поэта.

Автор «Астральных тайн» следует иной творческой традиции — мистической, близкой к профетической - пророческой. Джамаль — эзотерик, занимающийся практикой трансцендентального познания. Он почти физически ощущает реальность «ирреального», а физический мир существует в его творениях лишь, как частное проявление, отблеск всеобъемлющей Метареальности.

Передача трансцендентального опыта материальными средствами языка — задача  чрезвычайно сложная. Но вслед за духовными учителями человечества, духовными поэтами автор пытается хотя бы частично разрешить эту проблему. Однако, Ф. Джамаль подходит к решению этих сверх-задач по-своему - на ином уровне. Он мобилизует колоссальный потенциал интеллектуального опыта человечества и приводит в движение нетронутые ресурсы языка для репрезентации своего трансперсонального опыта, передачи духовного знания.

Поэт включает фундаментальные механизмы человеческого сознания и динамизирует затаенные пласты лексического фонда не только русского языка, но и многих других языков мира. Очевидно, что в сознании Джамаля языковых границ не существует. Весь языковой потенциал человечества выступает как некая Лингвосфера - своеобразный языковой микрокосмос, внутренне, синергетически адекватный макрокосмосу и шире – космосу духовному.  В творчестве поэта  Джамаля в качестве наиболее эффективного инструмента для передачи мистического знания, выступает МЕТАФОРА - художественное средство обладающее таинственной магнетической силой и неисчерпаемым внутренним содержанием.

Иосиф Бродский прав: поэзия — колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Но, на наш взгляд, следует подчеркнуть, что поэзия Бродского опирается на творческую традицию, вектор которой направлен из мира реального в мир трансцендентальный. Слово здесь выступает, в первую очередь, как средство проникновения в сверхчувственный мир и познания его тайн.

Творчество Джамаля имеет иную направленность. Оно представляет собой сознательное или непроизвольное развитие традиций духовной, профетической поэзии, вектор которой направлен из сферы трансцендентального в область реального. И слово (метафора) здесь выступает. как средство передачи, репрезентации мистического знания. Так или иначе, эти две традиции представляют собой целостное, взаимодополняющее проявление ищущего творческого духа.

Безусловно, поэзия Джамаля рассчитана не на «массового» читателя. Да и, пожалуй, интересы «масс» лежат далеко вне сферы поэзии. Во все времена интерес к истинной поэзии проявлял лишь определенный круг читателей, а ее сущность и значение понима¬ют немногие. Произведения, в которых сложная и противоречивая картина мира упрощается до уровня понимания масс, вряд ли имеют отношение к эстетике, поэзии. И, наоборот, «чем несоизмеримее и для ума недостижимее поэтическое произведение, тем оно прекраснее» (Гете).

Действительно,таинственное содержание  книги «Астральные тайны» невозможно понять и исчерпывающе объяснить на уровне рационалистической логики. Но тем не менее, для иллюстрации данной мысли проанализируем одно из стихотворений и попытаемся продвинуться в своем анализе до возможных пределов. Рассмотрим стихотворение «Шифрованный зверь».

Микроволновый рассвет отворил тропосферу Хазара.
В поперечнике лета зияет астральная дверь.

Внешне стихотворение достаточно короткое. Однако содержание его неисчерпаемо. «Астральная» тайна зашифрована уже в метафоре «шифрованный зверь», образующей название стихотворения. Речь идет о библейском Звере 666 - антихристе, даджале. Этот символ уносит сознание читателя в мир мистики, религии, вызывает эмоциональную тревогу, переносит в библейскую древность, во времена пророков, напоминает об апокалипсисе и эсхатологии. Стихотворение начинается с метафоры «микроволновый рассвет». Поэт с ходу отвергает стереотипные «алый», «багряный» и другие цвета рассвета. Он смело и естественно называет рассвет микроволновым». Это слово настраивает нас на серьезный - научный подход к тому, о чем в дальнейшем пойдет речь.

В то же время оно обладает удивительной легкостью звучания, т. к. содержит в своей основе слово «волна». Вследствие этого в сознании читателя не только возникают волны морей и океанов, но и открывается Великая Реальность, представляющая собой беспредельный океан энергетических волн. В данном контексте сугубо научный термин «микроволновый» раскрывает свои внутренние семантические и эстетические возможности — само слово выступает как неисчерпаемая и неожиданная метафора.

Далее метафора «микроволновый рассвет» одушевляется с помощью глагола «отворил», который, в свою очередь, сам выступает как часть сложной метаметафоры, связующей явление - рассвет с конкретизированной физической реальностью — тропосферой Хазара. А эстетический эффект последней метафоры возрастает многократно из-за неожиданного образного сочетания современного научного понятия «тропосфера» с древним названием Каспийского моря — Хазар. И опять одно лишь слово переносит читателя в древнее царство — Хазарский каганат.

Почти вся книга «Астральные тайны» представляет собой сокровищницу ярких, изящных и неожиданных метафор:

«Развернет опахала тевтонская ночь»;

«Был безудержный день из окна в тридевятое царство»;

«Он учится пространству у Тибета,
Где прана изобильнее, чем Ганг».

Иные метафоры звучат как чеканные афоризмы:

«Не гиксосы страшны для государства,
 А плесень, разъедающая трон».

«Вождей кровавых и тиранов
Из грязи вылепят рабы».

Рамки статьи ограничивают стремление продолжить этот интересный и захватывающий анализ. Даже самое поверхностное, ограниченное проникновение в поэтический мир Короля Поэтов Фатхулы Джамаля развертывается в масштабное изложение и раскрывает перед нами неисчерпаемые тайны Метареальности.

Рамазан РАДЖАБОВ, доктор филологических наук.
июль 1997 г., Лос-Анджелес, США