Поющая флейта Вселенной

Фатхула Джамаль
                ПОЮЩАЯ ФЛЕЙТА ВСЕЛЕННОЙ
                (Интервью для газеты "AKTUELL")

В Германии, в городе Гамбурге,  при культурно-интеграционном центре "Лира"  действует Европейский литературный клуб "Астрльная волна".  Президентом этого клуба является Фатхула Джамаль – поэт, учёный, переводчик, лауреат трёх Международных фестивалей поэтов.  Ф. Джамаль постоянно проводит семинары и  мастер-классы по поэзии. Наш корреспондент решил побеседовать с ним о поэзии.

- К.:  Почему в наш прагматичный век в качестве сферы своей деятельности  Вы выбрали поэзию?

- Ф.Д.:  На мой взгляд,  все века были достаточно прагматичными, и даже жестокими  -  например, 20 век. Большинство людей всегда предпочитали материальные ценности. Но  существуют и такие личности, которые не испытывают особого интереса  к материальным ценностям или даже равнодушны к ним.  Они знают сакральный вкус ценностей духовных... Им тесно в рамках бытовой реальности они стремятся в Мегареальность - Великую Реальность. Это и есть истинная реальность,  которая включает в себя мир физический и мир духовный. Поэзия - это путь, ведущий в эту истинную реальность. В своей поэме «Метагалактика души» я уже писал:

Лечу сквозь сферы вертикально.
Я вознесён и озарён.
Поэзия и есть Реальность
А жизнь – иллюзия и сон.
http://www.stihi.ru/2007/12/29/1572

По большому счёту, поэты - самые прагматичные люди, они предпочли такое богатство, которое "не подточит ни моль, ни ржа" (Евангелие). 
   
Поэт не выбирает поэзию, а поэзия выбирает поэта - это предназначение, образ жизни, судьба. Слово (речь, язык) - форма самовыражения Мегареальности – Универсума, Мировой души через творческого человека, который является частицей мироздания. Поэт есть орудие языка, поющая флейта Вселенной, письменная трость в руках Творца.

- К.:   Вы не жалеете, что поэзия выбрала Вас своим орудием.

- Ф.Д.:  Наоборот, это счастье. Все живое на земле, в том числе и человек,  мучительно пытается выразить, тоскующий в нём глас Вселенной, но не каждый может. Этот дар дается немногим.

- К.:  Что означает для Вас поэзия?

- Ф.Д.:  Поэзия - не игра, не развлечение и даже не просто искусство. Поэтов убивают за слово истины, как и пророков. Я согласен с И. Бродским: поэзия - видовая цель человечества.  От всех существ на земле человека отличает особый дар - речь. А высшая форма речи, результат её эволюции - поэзия. Поэзия определяет направление эволюции социума и является своеобразным датчиком, показывающим  уровень его развития. Социум, который игнорирует поэзию идёт в тупиковом направлении и неизбежно гибнет.  Пример, СССР - социум уничтоживший поэтов и подменивший поэзию квазипоэтическими суррогатами - заказными агитками.  Если и есть смысл существования человечества на земле, то это поэзия. Никто ещё этот тезис не оспорил.

- К.:   В чем же заключаются Ваши функции, как руководителя мастер-класса по поэзии?

- Ф.Д.:  Прежде всего, напоминать тем, кто пишут стихи, фундаментальные аксиомы: что значит поэзия и, какова суть поэтической речи. Особенности у поэтов могут быть разные. Но если тот, кто пишет стихи, не осознаёт значимости поэзии и не понимает сути поэтической речи, то вообще ни о какой поэзии речи и быть не может.

- К.:   Так в чем же суть поэтической речи?

- Ф.Д.:  Имманентная сущность поэтической речи, её ядерный бином - это образ, метафора!  Поэзия без образов - это без-образие. Существовало даже целое направление в поэзии - "имажинизм" ( букв. образ-изм), к которому принадлежал С.Есенин. В истории русской литературы имажинисты впервые актуализировали приоритет образности, метафоричности поэтической речи. Ещё в древности Аристотель говорил, что поэзия - это метафорическая речь. Поэтом может быть только тот, кто наделён талантом творить метафоры.   Но даже в 21 веке находятся "авторитетные" графоманы, которые пытаются оспорить эти азбучные истины, желая прикрыть свою бездарность, невежество и лень.

- К.:   А какую роль играют в стихах рифмы и ритмы?

- Ф.Д.:  Это своеобразные художественные средства, которые украшают поэтическую речь, привлекают к ней внимание, облегчают восприятие и запоминание. Но они не играют сущностной роли в поэзии. Существует определённый набор  поэтических размеров: ямб , хорей, амфибрахий и т.д. Однако, в последнее время часто встречается форма верлибра, которая позволяет автору выразить сугубо индивидуальные ритмы. Но именно в верлибре, где нет специальных украшений, наиболее заметной становится роль образа, метафоры.   Отсутствие в тексте образов сразу превращает верлибр в без-образную прозу.

- К.:   Посещают ли молодые поэты Ваш мастер-класс?

- Ф.Д.:  Посещают, но относительно молодые. Редко, кто из русскоязычной молодёжи в Германии желает проявить  себя, в качестве русского поэта. И вообще, я полагаю, что большинство современной молодёжи мало интересуется поэзией. Оно выбрало тупиковое направление - путь потребительства, уводящий в дурную бесконечность. Эта часть молодёжи отказывается эволюционировать в духовно-эстетическом плане. Она предпочитает путь деградирадации - кольца в носу, в "непотребных" местах, алкоголь, наркотики...  "Продвинутая" молодёжь продвинулась в тупиковом направлении  очень  далеко - вплоть до Содома и Гоморры, т. е.  до каменного века. Хотя, полагаю, что есть исключения.

- К.:   Вы пишете на русском, немецком и своём родном языках. Каким поэтом Вы себя ощущаете?

- Ф.Д.:  Пишу в основном на русском языке.  На немецком - только испытываю свои возможности.  А мой родной агульский - это сакральный язык древних яфетических магов, он недоступен широкой публике. Поэтому мои агульские тексты  доступны лишь узкому кругу читателей.  А ощущаю я себя поэтом Космореализма.
   
- К.:   Что значит Космореализм?

- Ф.Д.:  Космореализм - разработанная мною духовно-эстетическая концепция. Она лежит в основе нового направления в искусстве. Суть её заключается в том, что она поднимает человеческое сознание от бытовой реальности до глобальной космической реальности - Мегареальности, симультанно воплощающей мир духовный и мир физический. Более подробно суть Космореализма изложена в моей теоретической работе "Звездный посох": http://stihi.ru/2007/10/29/1218

 - К.:   Недавно руководство России выступило с инициативой уделить серьёзное внимание русскому языку. Как Вы относитесь к этому?

- Ф.Д.:  Безусловно, очень важно, когда правители  уделяют внимание национальному языку. Настойчивые призывы уделить внимание русскому языку раздавались уже давно. Во-первых,  это свидетельствует о серьёзных проблемах  в области русского языка. Во-вторых,  правители чувствуют и реагируют на потребности  общества. Однако, какая-то определённая программа ещё не озвучена и конкретных действий пока не видно, во всяком случае в области поэзии.  Поэтому ничего конкретного по этому поводу я не могу сказать. 

Однако, мы знаем, что иногда последствия  бюрократического вмешательства в лингвистику бывают не очень позитивными - как, например,  после известной статьи «корифея» всех наук  «Марксизм и языкознание».  Не исключено, что на этот раз всё закончится максимум на уровне школьных мероприятий или показной компании.  А между тем, состояние русского языка и, следовательно, русской поэзии, действительно, весьма драматично и его проблемы чрезвычайно глубоки. 

Вследствие тотального террора и репрессий в течение почти всего 20 века против  истинных поэтов - языкотворцев, а также  запрета на  всякое языкотворчество,  русский язык понёс  значительные потери.   Ядерный бином языка был частично разрушен и фундаментальный механизм саморазвития языка практически уничтожен. В результате этого, русский язык начал интенсивно поглощать иноязычную лексику, чтобы восполнить потери. При этом он стал утрачивать свою глубинную самобытность. Без специалиста не починишь даже телевизор. Без настоящих поэтов - не решить проблем языка, следовательно, и проблемы самого существования народа, его будущего, его эволюции.   

- К.:   А как Вы представляете программу развития русского языка?

- Ф.Д.:  Это большая тема. А рамки нашего разговора ограничены. Я думаю, что мы вернёмся к этому вопросу в  следующий раз.
- К.:  Благодарю Вас за интервью!
- Ф.Д.:  И я благодарю Вас – мне всегда приятно беседовать о высоком искусстве поэзии.