День памяти жертв политических репрессий

Серж Эсьмонт
30 октября в России и в других бывших республиках Советского Союза отмечается День памяти жертв политических репрессий. Эта дата была избрана неслучайно – в этот день в 1974 году политзаключенные лагерей в Мордовии объявили голодовку в знак протеста против политических репрессий в СССР, а также против бесчеловечного обращения с заключенным в тюрьмах и лагерях. В 1990 году, в этот памятный день, в Москве, в сквере у Политехнического музея, был открыт скорбный памятник миллионам жертв политических репрессий – гранитный валун с Соловецких островов.

Интересно, что в Казахстане и Украине День памяти жертв политических репрессий официально отмечают в мае: в Казахстане – 31 мая (одновременно с Днем памяти погибших от голода 1931—1933 гг.), а на Украине – в третье воскресенье мая (с 2007 года). Причём на Украине есть ещё один такой день – День памяти жертв голодоморов и политических репрессий, который отмечается в четвертую субботу ноября (с 2004 года).

За годы советской власти массовым репрессиям по политическим мотивам были подвергнуты миллионы человек, причем точное количество пострадавших до сих пор не установлено. Известно, что только в годы Большого террора (1937–1938) по политическим обвинениям было арестовано более 1,7 млн. человек. Репрессии охватили все регионы и все без исключения слои общества. Особенность той политики состояла в том, что она была направлена не столько против явных политических оппонентов (среди миллионов жертв явно был ничтожный процент таких людей), сколько против противников мнимых. При этом люди в большинстве случаев подвергались репрессии не за какие-либо их слова или действия, а за принадлежность к той или иной группе (социальной, национальной и т.д.), которую власть объявляла враждебной. В предвоенные годы началось массовое выселение целых народов. Жертвами депортации стали поляки, курды, корейцы, буряты, чеченцы… 3,5 миллиона репрессированных по национальному признаку – и это только с середины 40-х по 1961 год!

Несомненно, эта трагедия коснулась миллионов семей в СССР… Была затронута и моя семья. Мой прадед по материнской линии, Валькевич Станислав Андреевич, был репрессирован ещё до начала Большого террора – 29 апреля 1936 года – по статье 58-10 УК РСФСР (»Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений»). Он был осужден на 6 лет лишения свободы, и был отправлен в Карагандинскую область Казахстана… Прадед был реабилитирован посмертно – 4 августа 1993 года. Как говорит моя бабушка, Казимира Станиславовна, официально признанная пострадавшей от репрессий, осудили его за фразу (привожу примерный смысл): «Так и придется всю жизнь в галошах ходить, при Советской власти не могу даже ботинок купить», которую он как-то сказал на работе (он работал осмотрщиком вагонов ст. Новосокольники в Псковской области), а кто-то из коллег тут же донес, куда (не) следует. Возможно, сыграло и то, что он был поляк, рожденный в Польше (в Келецкой губернии), хотя война с Польшей в 1936 году вроде и не намечалась еще…

Кстати, точные сведения о дате ареста прадеда и пр. я нашел на очень хорошем сайте – Жертвы политического террора в СССР (http://lists.memo.ru/). Так что, если и вашу семью коснулась эта трагедия, поищите своих родственников на этом сайте, наверняка найдете сведения о них. К нашему общему сожалению…

4 ноября 2009 года, г. Новочебоксарск


Продолжение (30 октября 2017 года, открытие "Стены скорби" в Москве)

Когда у бабушки Кази арестовали отца, она, 13-летняя девчонка, уехала в Куйбышев к семье дяди (брата мамы), тоже полякам. Её дядя, Белаш Исидор Иванович, работал бухгалтером Куйбышевского Управления железной дороги. А до этого он работал в Харбине (Китай), на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД; до 1917 года — Маньчжурская дорога), принадлежащей Российской империи, а затем СССР. С ним там жила его жена, Альбина Ивановна (они оба родились в Польше, которая тогда входила в состав Российской империи). В 1920 году в Харбине у них родился сын Ромуальд Исидорович. 22 октября 1928 из Китая были высланы все советские служащие КВЖД. И все мирно продолжали работать в СССР. Но грянул Большой террор, и о них вспомнили... 2 октября 1937 года все они были арестованы по ст. 58-6 (шпионаж), даже 17-летний Рома, учащийся техникума, который в Харбине жил только до 8 лет... И 14-летней Казе вновь пришлось уезжать...

Белаш Исидор Иванович 16 ноября 1937 г. комиссией НКВД СССР и Прокурора СССР приговорен по ст. 58-6 (шпионаж) к высшей мере наказания. Расстрелян 23 ноября 1937 г. в Куйбышеве. Место захоронения – Куйбышев. Реабилитирован Военным трибуналом ПриВО 9 августа 1957 г.

Белаш Альбина Ивановна 8 сентября 1938 г. особым совещанием при НКВД СССР приговорена по ст. 58-6 (шпионаж) к ссылке в Казахстан на 5 лет. Реабилитирована Военным трибуналом ПриВО 26 апреля 1957 г.

Белаш Ромуальд Исидорович приговорен Куйбышевским облсудом по ст. 58-6 (шпионаж) на 5 лет лишения свободы. Но постановлением Управления НКВД по Куйбышевской области от 22.09.1939 г. уголовное дело прекращено за недоказанностью обвинения. И такое случалось. Тем не менее 2 года он отсидел ни за что, в самом начале взрослой жизни (17-19 лет)...

А если бы бабушка Казя осталась в Новосокольниках, у другого дяди, тоже брата мамы? Ей пришлось бы уезжать примерно в то же время... Поскольку Белаш Адольф Иванович, поездной смазчик на ж.д., был арестован 30 октября 1937 г. Приговорен ОС при НКВД СССР 28 ноября 1937 г. по ст. 58, п. 7-10 УК РСФСР на 10 лет лишения свободы. Реабилитирован 24 октября 1958 г.

Кстати, информацию о жертвах политических репрессий в СССР можно также найти на сайте "Открытый список" (https://ru.openlist.wiki/), в котором уже 2 837 796 записей о людях (на 30.10.2017 г.).