На границе тучи ходят хмуро. Западная Украина

Ирука
Исполнилось 20 лет со дня падения Берлинской стены. И наша газета решила разобраться - появились в Европе новые разделительные линии или нет. Мысль была такая, что по Западной границе Украины (в частности) проходит граница между постсоветским пространством и Шенгенской зоной - более цивилизованной, законопослушной и демократичной.
И мы на стареньком турбовинтовом самолете Тюменской авиакомпании полетели во Львов. Если кто еще захочет на нем полететь, знайте, что комфорта минимум и поесть не дают вообще. Дело было в воскресенье. Приземлились по расписанию, врать не буду. В аэропорту обменника нет. Вышли из здания аэропорта и сразу вспомнилась Верховная Рада. Стоят друг против друга две группы мужиков-таксистов, одни называются "левые", другие - "правые" и орут, что их очередь везти клиента, при этом заламывая баснословные суммы за 10 км.
Приехали в гостиницу с гордым названием "Евроготель". В рекламе на Интернете написано, что есть бизнес-центр, обменник, железнодорожная касса. Не верьте, нет ничего. Ресторан нас не принимает, с мотивировкой "забронировано для участников конференции", но разговорчивый официант доверительно сообщает, что "братки должны собраться".
Банки не работают, деньги поменять негде. Иду искать интернет-кафе. Есть такое. На улице Дудаева. Идти довольно далеко и дорога непростая. И тут я сталкиваюсь с первой приятной неожиданностью. Нас предупреждали, что с русским во Львове лучше вообще помалкивать. Но я, по природной бестолковости, спросившая дорогу человек у двадцати, ни разу не нарвалась на грубость. Кто-то отвечал по-русски, кто-то по украински, несколько человек даже проводили до угла, но все были приветливы без признаком спеси или лицемерия. И женщина в интернет-кафе отказалась брать у меня доллары или рубли, разрешила поработать на халяву.
Мы, конечно, приехали не просто так, а по приглашению украинских пограничников. И на следующий день поехали к ним посмотреть пункт временного содержания для нарушителей границы. Устроен он по стандартам ЕС, является предметом гордости и ласково именуется "гостиницей". В "гостиничных номерах"-камерах содержались в тот день четыре вьетнамца, два афганца и один Микола - львовский сапожник. А вообще границу кроме граждан СНГ пытаются нарушить граждане ЮВА, Пакистана, Индии, Ирана и Афганистана. Они хотят в Польшу, которая после вступления в ЕС и Шенгенскую зону упростила порядок предоставления статуса беженца.
С вьетнамцами нам общаться было невозможно. Афганцы на английском языке дружно сообщили, что учились на экономическом факультете Харьковского университета, и границу решили нарушить, чтобы поправить пошатнувшееся из-за глобального кризиса экономическое положение. А Микола с лицом молодого Владислава Галкина, который явно косил под дурачка, не являясь таковым, сказал, что он просто гулял и не знал, что там граница. Жена назвала его козлом и бросила, единственный друг умер и прогулка через границу казалась вполне логичной. Когда я спросила его, что было бы, если бы он догулял до Польши, он крайне оживился, поднял большой палец и сказал, что тогда было бы "ВООО"!
Нарушители границы с паспортами платят штраф или сидят в этой "гостинице" 15 суток (на Украине это не преступление, а административное правонарушение). Некоторых сразу отпускают. А рецидивистов и людей без документов отправляют в лагеря временного содержания впредь до выяснения. Там ими занимается уже МВД.
Во вторник под проливным дождем поехали на саму границу, на заставу Рава-Русська. Это в 80 км от Львова. А там снова удивились. Этот кусок земли был отрезан от Польши в 39 г. по пакту Молотова-Рибентроппа. Это была националистически настроенная Западная Украина. НО: застава носила имя советского лейтенанта, который погиб в самом начале войны при нападении немцев. Во дворе стоял его новенький бюст, в музее - огромная картина - как погибает 6 пограничников, ночью, на них с автоматами и танками идут немцы. И пограничники им гордились.
И вот мы у новой разделительной полосы. Из Польши свободно, без задержки едут машины (полякам виза не нужна и досмотр машин быстрый, формальный). А вот украинцам хуже - надо оформлять за 35 евро шенгенские визы и шмонают их на полную катушку. Очередь машин еле движется. Они теряют на границе по 5-8 часов. А им надо в Польшу. Работы нет, сельское хозяйство в упадке. Многие живут тем, что везут в Польшу бензин, американские сигареты (часто поддельные) и водку. А из Польши везут мясо и сало (поляки ухитряются поперчить и начинить чесноком так называемое техническое сало - для смазки деталей). Все это рассовывается в тайниках машины и под одежду с надеждой, что проскочит.
А потом нам показали ту границу, которую пытаются пересечь нелегалы. На следовой полосе росли мухоморы, у колючей проволоки свежие следы лося. Но тучи хмуро не ходили. Дождь кончился и небо было голубым.

--------------------------
МОРИН >
          ФЁДОР
          ВАСИЛЬЕВИЧ

Родился в 1917 г. в с.Васьянском Сонковского района. Учился в вепревской восьмилетней школе. Русский. Член КПСС. Окончил Орджоникидзевское военное училище НКВД им. Кирова. < Лейтенант >, начальник 17-й заставы 91-го Рава-Русского пограничного отряда. 22 июня 1941г. организовал упорную оборону на границе, героически погиб в неравном бою с превосходящими силами противника.

Звание Героя Советского Союза Ф. В. < Морину > присвоено посмертно 8 мая 1965 г.

Пограничной заставе, где сражался < Морин >, присвоено его имя. Здесь он прописан навсегда. На мраморном обелиске, возвышающемся в центре военного городка, высечена надпись: "Вечная слава пограничнику < лейтенанту > Ф. В. < Морину , погибшему в боях за Родину в июне 1941 года".