Древняя и молодая - как изменилась профессия журна

Александр Листенгорт
Профессия журналиста, как таковая, приобретает известность и популярность лишь в XIX столетии. Развивалась она постепенно. Изначально даже в столицах газет было совсем немного - не более одного-двух десятков, а, следовательно, и работников этих газет было очень и очень немного. Но эти немногие пользовались уважением со стороны народа и представителей других профессий. Находясь и так в нелегком положении, некоторые журналисты должны были проходить через многочисленные препятствия на пути к заветной публикации своего материала. Конечно, я говорю о российских журналистах. В России, в принципе, всегда были проблемы со свободой слова - вспомнить только пару произведений или высказываний в адрес политики Его Величества российских классиков и их дальнейшие судьбы.  Препятствием служил не только "классический" барьер - редактор, но и цензор. Следствием неудовлетворительного материала могла стать и жизнь за решеткой.
Не знаю, как представителям других сословий и профессий, но журналистам после развала СССР стало дышать значительно проще. Свободно выражать свои мысли - это лакомство стало доступным. Конечно, в обёртке некоторых принципов, которые мы называем моральными, этическими. Но эти принципы существовали всегда, а следование им, или же отрицание их - дело каждого. И журналист сам выбирает для себя, каким он будет. Как бы там ни было, именно свобода слова ассоциируется у меня с изменениями в данной профессиональной среде.
Если говорить о древней журналистике, то первыми на ум приходят глашатаи, которые, обладая прекрасными ораторскими способностями, а также, будучи грамотными и зная несколько языков, держали обитателей средневекового замка в курсе событий – например, таких, как последние приказы короля, или же изменения на фронте. Профессия эта была не то, что престижна – она была просто необходима. Думаю, в то время вопрос правдивости этих известий не стоял, в отличие от нынешней ситуации. Можно вспомнить и монастырских писарей, которые готовили своеобразную сводку. Умение писать тогда было вообще большой редкостью. А писать-то нужно было на редкой бумаге, долго и кропотливо.
Если говорить о журналистике современной, то она, в какой-то степени, развивалась вместе с новшествами в области науки – писать становилось проще, таким образом менялась и сама профессия журналиста, приобретая новые обязанности и теряя старые.
В заголовке сочинения присутствует слово: «молодая». Так вот, снова обращаясь к России, можно смело сказать, что журналистика на 1/6 части суши действительно молодая. Как и сама страна.
Думаю, после всех этих размышлений можно подвести некоторые итоги - как же всё-таки развивалась профессия журналиста?
Известно, что на средневековый замок приходилось по одному «журналисту». Но и событий было меньше. Но мало их было только в отдельно взятом замке! А это значит, что:
Современный журналист охватывает значительно большую площадь описываемых и разглашаемых событий, нежели «древний». Также, если те же глашатаи служили королю, то есть работали при дворе, то современные журналисты независимы от власти, имеют свободу действии и имеют право представить собственный взгляд на ту или иную проблему. В то же время, такая свобода делает профессию журналиста, одновременно, и более уязвимой и более опасной. Этой свободой может воспользоваться некое третье лицо (первое – журналист, второе – народ) и повлиять на публикации того или иного «современника». Практически по той же причине, глашатаям спалось намного лучше, так как и приказы и оценка шла только со стороны короля, тогда как сейчас «лишняя» публикация может помешать уже и четвёртому и пятому лицу, одним из которых может быть и «король». Вопросы интригующие и актуальные, но закончу я вопросом мирным, естественным и приятным, дабы усыпить Вашу, читатель, бдительность: появление таких чудес науки, как телеграф, компьютер, видеокамера и множество мелких подручных средств таки влияют на профессию журналиста, существенно её облегчая и привнося новые краски и отрасли в эту многомерную, необъятную и прекрасную профессию.