Алла Пугачева в искусстве. К. Орбакайте. И. Кобзон

Истоки и Развитие Русской Поэзии
(Алла Пугачёва - Возьмите стакан сухого хереса...)

15 апреля исполнилось 60 лет главной поп-певице России Алле Пугачёвой. Алла Пугачёва - это имя целой эпохи, которое вполне можно поставить рядом с именами Шульженко и Мордюковой.

- Вы теперь часто говорите, что люди стали циничными, что их такими воспитало наше телевидение, что надо бы больше петь о любви. Но такое впечатление, что в последнее время в Вашем собственном творчестве лирических песен как таковых стало меньше, чем песен язвительных, иронических вроде какой-нибудь "Мадам Брошкиной" или "Малолеточки"?

- Это о любви.

- Да? И малолеточка, в общем, тоже от любви погибла?
-"Малолеточка" - это не мой репертуар. Это была песня, специально написанная для юбилея Танича из группы "Лесоповал".

_ Не чувствуете ли Вы, что от Вас самой за эти годы что-то ушло или Вы сами что-то опустили? О какой, может быть, не спетой песне Вы жалеете? Или, наоборот, жалеете о чём-то спетом, вообще сделанном в жизни, чего делать не стоило?

- Вот выпущу книгу - там я всё расскажу, о чём я там проанализирую. А сейчас я ничего не анализирую, меня всё устраивает: что я спела, чего не допела, где я ошиблась, где не то спела. Вот всё устраивает, понимаете, в моей копилочке, в моём сундучке, на моей витрине. А что-то неспетое: Мне уже кажется, столько уж лишнего даже напето, что: Так что потом как-нибудь Вы на досуге сядите с книгой "Воспоминания о жизни и искусстве", автор - Алла Пугачёва. Будьте лучше один у камина, накиньте клетчатый плед, возьмите бакал сухого хереса.

-Такой бывает?

- Сухого. Хереса. Может, Вы не дослышали?

- Просто не знал, что бывает именно сухой херес.

-Да, вот херес именно. Да и холодный - не разогревайте холодную дичь. Но прежде всего чем книгу взять, Вы руку протрите. И вот такой немножко пьяный, немножко сытый, согревшийся у камина, Вы раскроете книгу, а я Вам там говорю - как жалко, что не спела вот эту песню, из репертуара Кристины Агилеры, ой-ей-ей!

КРИСТИНА ОРБАКАЙТЕ, ПЕВИЦА, АКТРИСА:

- Никакого материнского диктата. Алла Борисовна - мудрый, тактичный человек. Если кто-то из её воспитанников и говорит про диктат, то это ложь. Такт её в том, что она даёт человеку самому понять, что же ему нужно, чтобы раскрыть себя. Она бывает и жесткой. Но в большинстве случаев ты понимаешь, что она права. В плане подбора репертуара у нас альянс. И ей, и мне приносят очень много песен. Она слушает новую вещь и видит в ней меня, себя, кого-то из воспитанников. "Фабрики"(когда она там работала): Иногда буквально на ходу она говорит: "Давай быстро послушаем, вот песня возникла". Примерно так было с "Бесприютной душой". Мы обе могли бы спеть её, и вышли бы абсолютно разные песни. Но у неё она получилась бы совершенно, трагически бесприютной, у меня бы вышла совсем другой - бесплотной, как лёгкий вздох. Разные люди, совершенно разная история. А "Свет твоей любви" Дробыша у неё лежал два года - может, слова не устраивали: И тут она говорит: "Ну давай уже ты, может, попробуешь, чего она зря лежит". Я спела, и она отреагировала: "Слушай, а хорошая песня!"

Что я думала о родительских методах воспитания в раннем детстве, уже не помню. Были какие-то вспышки нежелания заниматься музыкой - все во дворе скачут, а мне нельзя: Я протестовала, запиралась в ванной. Пока все не остыли, в том числе я, и приходилось всё равно возвращаться к фортепиано. А в отношении моих сыновей - я же долгое время для них была не только мама, но и папа, поскольку растила без мужской поддержки. Скорее даже именно папа, потому что последнее слово всегда оставалось за мной. Даже если нахожусь в Сибири или на Дальнем Востоке, я всё время на связи и стараюсь рассудить, ставлю точку в каких-то проблемах.

Когда меня пригласили сняться в комедии "Любовь-морковь", я спросила маму, стоит ли влезать в эту историю. Это не был "совет в Филях". Просто мы поговорили, посмеялись, вспомнили семейную историю: все ждали мальчика, даже имя придумали - Стасик, а родилась я. И вот в комедии "Любовь-морковь" мы с Гошей Куценко предложили "поменяться   телами", и я стала "Стасиком": В общем маме идея очень понравилась. После официальной премьеры мне нужно было срочно улететь, и я, поцеловала маму, убежала, толком не пообщались. А вскоре получила СМС: "Умница! Горжусь! Мать твоя! В её стиле!"

ИОСИФ КОБЗОН, ПЕВЕЦ:

- В конце 1960-х во 2-ю студию Дома звукозаписи на улице Качалова, где я делал очередную передачу и записывал, кажется, уже 20-ый дубль (тогда передачи делались очень тщательно и подолгу), вдруг пришли такие Трифонов и Иванов - авторы из редакции сатиры и юмора. И попросили:"Иосиф, услужи, пожалуйста, студию композитору Леве Мерабову на двадцать минут, он хочет с одной молодой девочкой записать песню". Ну ладно, отчего ж не уступить другу? Я сказал: "Хорошо, пойду покурю (я купил в те  годы). Ушёл в холл и оттуда услышал полудетский-полувзрослый голосок, который исполнял песню "Робот, ты же был человеком". Вот это была Алла Борисовна, было ей 17-18 лет. Я, конечно, тогда не обратил на неё особого внимания, да и держалась она робко, забилась в уголок, такая бледненькая, без косметики, в простеньком платьице. Я ещё тогда подумал: вот привели, наверное, из самодеятельности девчонку:

Второй раз мы с ней встретились, когда я работал в жюри Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Алла уже успела поработать в ансамбле Павла Свободина. Меня поразило её исполнение песен "Ермолова с Чистых прудов" и "Посидим, поокаем". Обсуждаем премии, и вдруг понимаю, что уже первую присудил, о вторых договорились, третьи делим - уже три десятых назначили, а имени Пугачёвой не разу не звучало. Я возмутился. Тут председатель жюри Юрий Силантьев, замечательный дирижер, и говорит: "Кобзон всё заседание ни разу ни о чём нас не спросил, а вот тетерь что-то такое разглядел - и я, правда, ничего не разглядел, но раз он просит, и мы уже вручили три третьих премии, почему бы не вручить и четвёртую?"

А через месяц Алла со своим "Арлекино" победила на "Золотом Орфее".

Она работала на громадных стадионах, во дворцах спорта за совершенные гроши. Потому что все сборы шли в организации, в которых она числилась - Москонцерт, Росконцерт: Я бывал в её первой собственной квартире на Брестской улице - по теперешним временам это смешно: две комнаты и спальня.

У нас с ней был дуэт на концерте в честь моего 60-летия в зале "Россия". В работе она очень неудобная, резкая. Слышит прежде всего свою интонацию. Зато когда добивается от партнера того, что считает нужным, более благодарной реакции представить невозможно. Она радуется, кричит: "Браво! Наконец мы сделали то, что хотели!"

Она всегда была в романах, я всегда был в романах. Неверное, поэтому мы с ней никогда не глядели друг на друга сексуальным взглядом. Даже намёка на это не было.

*
Корреспондент Сергей Бирюков.
Чикагская Теленеделя.