Любовь цивилизованной эпохи

Марат Аваз-Нурзеф
                Этот мир оказался душе моей мал,
                даже друг самый близкий, и тот предавал. (С.Мадалиев)

                Хвалу и клевету приемли равнодушно
                не оспоривай глупца. (А.С. Пушкин)

                Что стихотворцев душ, что ласточек стремленье:
                летать назло грозе. – Какое упоенье! (MAN)


1

Самое начало третьего тысячелетия от Р.Х., которое мы переживаем, можно считать цивилизованной эрой относительно прошлых эпох. Женщина полностью эмансипирована. В Европе смертной казни нет даже для убийц-маньяков. Компьютеры и нанотехнологии вошли чуть ли не в каждую семью. В смысле, опять-таки в развитых странах. Хотя, конечно, нет ни одного государства ни на каком из континентов, где не злоупотребляют властью, где не убивают, не насилуют, не воруют, не нарушают декларируемых прав человека.
Мне, человеку 21 века, имеющему кое-какое отношение к стихотворчеству, почему-то казалось, что сейчас поэтов берегут, относятся к ним не столь зверски, как в минувшие времена. Даже в Сэкду поэтов не лишают Родины, как Овидия и Бродского. Не выкалывают глаз, как это было с Саидом из Кочхюра, а по некоторым сведениям – и с Рудаки. Не сдирают с живого кожу, что проделали с Насими. Не вешают, как Машраба. Не травят, как Пушкина. Не расстреливают, как Лорку. Не гноят в концлагере, как Джалиля. И даже если кому-то из поэтов сегодняшнего Сэкду вдруг, неожиданно дали бы Нобеля, как Бараку Обаме (видимо, того сочли Джорджем Вашингтоном новейшей истории), то счастливый сэкдуанин не стал бы опасаться, отнекиваться и отказываться от премии, как Пастернак, а с воплем радости принял бы ее и принялся бы тратить только на себя и свою семью (ему, в отличие от действующего президента США – первого из темнокожих, не до благотворительности). Словом, перемены в сторону цивилизации и гуманизации налицо. [1]
А может, перевелись в Сэкду стихотворцы, коим талант, совесть и предназначение не позволяют быть панегиристами, но велят поднимать голос за правду и справедливость? Как бы не так! Настоящие поэты были, есть и будут во все времена и при любых режимах! Просто в современном мире властям нет нужды зверствовать. Изобретен и действует "цивилизованный", куда более универсальный и действенный способ. Достаточно обречь всё рядовое население на борьбу за выживание, а к настоящим поэтам, которые не могут не творить, само собой придут нищета, изоляция и невостребованность. Со всеми вытекающими. И проще всего это делается в странах типа Сэкду. Особенно с теми поэтами, кто пишет не на государственном языке, а на русском. Тех же из последних, кто умудряется-таки выйти из прозябания в Интернет и на крыльях "великого и могучего" взлететь выше сэкдуйских правил и норм, просто-напросто игнорируют. Их кое-кто почитывает в России? И еще где-нибудь в Новой Зеландии? И пусть!..
Ведь в самой-то нынешней Сэкду б;льшая часть населения не владеет русским языком в достаточной степени, а 99 процентов – вообще не интересуются никакой поэзией, ни сэкдуйской, ни настоящей. К тому же Интернет, кроме студентов больших городов, некоторой части бизнесменов и служащих (ни тех, ни других, ни третьих в читатели поэзии и за деньги не затащишь), продолжает оставаться в этих странах экзотикой.
Так я и жил: пришел в литературу на склоне лет своих и довольствовался приобщением к Интернету с начала 2003 года. С одной стороны, проклиная судьбу и сэкдуйские порядки. А с другой – мысленно благодаря их за то, что брошен не в тюрьму, но только на самого себя. И вдруг – письмо!..
Хотя вдруг ничего не случается. Так и у меня: вначале состоялось стихотворение с интригующим названием «В ожидании Мессии».

Было б можно между сердцем |дочки и ее детьми
втиснуть стон немой, но явный, |как вечерней крик зари,
чтоб на миг облегчить упряжь |материнского ярма,
расплатился б отсеченьем |левой я своей руки.

Было б можно лет стремнину |дамбой мысли обуздать
и вернуть обратно Солнце |на кругов на двадцать пять,
чтоб с женой воскресшей вместе |дочку холить и растить,
я готов без промедленья |глаз один за то отдать.

Было б можно врезать с Богом |или Чёртом по рукам,
чтоб для входа в царство счастья |мне известен стал Сезам,
то пароль подарен будет |сразу доченьке моей,
и за то без сожаленья |жизнь и душу я отдам.

С произведением был ознакомлен письмом мой бывший однокурсник, а ныне академик и профессор, далекий по роду своей деятельности от литературы. И оно ему понравилось. Движимый не столько радостью от хвалы, сколько желанием отвлечь друга от неудачи его университета в одном из общероссийских тендеров, я следующим отправлением немного коснулся структуры понравившегося ему стихотворения. Мол, состоит из трех рубаи, написанных строго в едином размере и стиле, во всех строках с одинаковыми клаузулами (мужскими) – окончаниями и цезурами – паузами. При этом отметил, что не знаю, использовал ли кто-нибудь такое "ожерелье" в русской поэтике до меня, но я его создал независимо от кого бы то ни было. Ввернул и предлагаемое обозначение такой формы – рубонет. Однако подчеркнул, попутно объяснив отличие от прочих катренов (четверостиший), что одиночные рубаи как классический тип восточного стихосложения давно используются в своем творчестве и русскоязычными авторами. И упомянул Сабита Мадалиева, имеющего печатные сборники очень достойных рубаи, написанных именно по-русски.
Не прошло и часа, как вдруг ко мне поступает мейл от незнакомой Мухаббат Алимхановой с короткой, вежливой просьбой, умело и грамотно изложенной. Импонировало и то, что она называла меня по имени-отчеству. Что в наше время, похоже, считается анахронизмом: русские мальчики и девочки и здесь предпочитают американский стиль. Который меня неизменно коробит и ранит. Правда, недавно я соорудил в самоутешение ироничную переборку: мол, называют так же, как Гомера, Комитаса, Фурката…
Незнакомка сообщала, что они живут на родине Сабита Мадалиева – в городе Таразе и что ее отец, многажды общавшийся с литератором в прошлые времена, утерял с ним связь, но очень хотел бы ее восстановить. Для чего она и просит какие-либо координаты Мадалиева: телефон, электронный адрес, сайт или блог. [2]
Я, конечно, поразился про себя: едва успел отправить в Россию весточку про Сабита, с которым не виделся более трех лет, как с южного Казахстана спрашивают о нем. Мистика какая-то!
Поразмыслив, переадресовал Сабиту письмо Мухаббат (именно так незнакомка представляла себя).
Ночь и день прошли, но, как я и предполагал, Сабит не откликнулся (мы с ним люди одного поколения, в свое время учились в московских вузах, знакомы почти 20 лет и всегда называли друг друга просто по имени). Написал к Мухаббат. Мол, не думаю, что Мадалиев связался с Вами. Скорее всего, он, если и заглядывает в свой ящик, то очень редко. А по телефону Сабита живут чужие люди, которые его и не знают. Возможно, у него сменился номер. Или даже дом. Могу съездить завтра по старому адресу. Но для предметного разговора, как мне кажется, нужно будет назвать имя Вашего отца, род его занятий хотя бы в прошлом и характер былых отношений с Сабитом.
Очень скоро пришел ответ. Мухаббат благодарила за мою отзывчивость. Сообщала об отце: Валихан Алиханович Алимханов, историк, архивист, краевед. Сабита знает с его молодости. Сейчас по соседству с отцом живут сестра Сабита Махбуба и племянник Дильмурод. Отец желает выслать Сабиту материалы по земляку, знаменитому ученому, известному как Абу Наср Мубошир ат-Тирозий Олтинхонтура.
Я расчувствовался и сразу написал, что друзья Сабита – мои друзья. Дал ссылки на материалы в своем «Живом журнале», в одном из которых в комментариях упомянут Сабит, а в других – описание минувшего лета, вобравшего в себя и экскурс в дастан «Алпамыш» с последующей проекцией на нынешнюю ситуацию в стране. В ответ от Мухаббат пришло сразу шесть писем, в каждый вложен файл с расширением JPG: фотографии. Вполне естественное развитие доверительного знакомства.
На следующий день, в воскресенье, я поехал на известную мне квартиру, которую помню зрительно, но никогда не знал ее точного адреса. Вернувшись к себе, написал к Мухаббат следующее письмо.
«Ничего нового по Сабиту, к Вашему и моему сожалению, сообщить не могу. Квартира заперта. Соседи говорят, что в ней никто не живет, а Сабит с семьей давно с нее съехал. Меня беспокоит тот факт, что Вы не обратились к сестре Сабита Махбубе, живя с ней по соседству, чтобы узнать его координаты. Если не трудно, объясните, пожалуйста, этот момент.
Если есть желание, давайте переписываться дальше, чтобы узнать друг друга ближе. Также мне было бы интересно вникнуть в дела и заслуги Мубоширхана, о котором ничего нет ни в моих книгах, ни в Интернете, да и вообще слышу впервые. Могли бы пообщаться и с Вашим отцом, уважаемым Валиханом Алихановичем».
Потом принялся за письмо к Сабиту. Вкратце обрисовал свой поход к его квартире. Выразил беспокойство за него. Вложил четыре фотографии – две Мухаббат, снятой на природе, и две ее отца в домашней обстановке. При отправке этого "пакета" пришло письмо.
«…о том, почему у Махбубы мы не спросили. Мой отец временно (около месяца) находился у меня (я давно живу отдельно от родителей). Он пишет очередную статью в газету, работать быстрее и эффективнее на компьютере, а комп есть у меня. Отец увидел и прочувствовал все прелести интернета, понял, что есть большие возможности, можно найти что угодно и кого угодно, пообщался по скайпу с моими друзьями и партнерами, захотел связаться с Сабитом.
Возникло, естественно, это желание вчера ночью, вот я и решила ему показать крутизну... При нем нашла вас и написала письмо. Он был поражен, что вы ответили, и причем так быстро! Ну, а мне было в радость сделать для него приятное. Вот и весь секрет... Сейчас он уехал домой, и сказал, что скоро придет еще, особенно если будут новости от вас... Я все-таки позвоню братишке и скажу, чтобы он сходил к Дильшоту, да и узнал... тогда легче будет.
…Высылаю вам рабочие материалы о Мубоширхане, можете не спеша ознакомиться, ими очень интересовался Сабит-ака. Мубоширхан до эмиграции скрывался в доме у нашего деда, они были друзьями... Отец подготовил более полную информацию и хотел передать...»
Это я потом разобрался с процитированным текстом. А тогда не успел прочитать и опущенного здесь вступления, как мой Outlook встал на очередную проверку почты. И началось нечто ужасное! С периодом примерно в две-три секунды закачивались письма с приложениями, и в каждом – вирусы! Ни отключиться, ни прервать! Только драться!..
Уже после сражения зашел на сервер: 75 сообщений! Ни в одном нет ни буковки в "теле", а только "скрепочка" и ее название с расширением rar. На самом же деле все файлы были не в архивированном формате (расширение в названии – только уловка и обман!), а в неизвестном для компьютера. И легкими – всего 50-60 Кб. Но самое главное – заражёнными и инфицирующими!
Поразмыслив немного, написал такое письмо.
«Дорогая Мухаббат! Спасибо за разъяснения, стойкость, выносливость, отзывчивость, – словом, за всё. Про Мубоширхана расскажите, пожалуйста, своими словами. Ибо все 75 файлов, посланных Вами по нему, были с вирусами (как и фотки до этого), и мне пришлось выдержать их массированную, яростную, длительную атаку. Как в осажденной крепости себя чувствовал. Отстрелялся! И все файлы, увы, убил! Или они сровняли бы с землей мой комп, как некогда с Таразом поступил Чингисхан. Выбора не было!
То есть отец и Махбуба живут далековато от Вас? Но ведь в пределах досягаемости! Так что, теперь я попрошу Вас найти мне в Таразе координаты Сабита. Беспокоюсь за него...
Но Вы сами-то чем в жизни занимаетесь? Опустили мой вопрос…»
В ответ последовала еще одна вирусная атака, но не столь мощная, всего шесть "снарядов", теперь уже замаскированных под формат doc…
Довольно общения с Мухаббат! Объелся!..


2

Сейчас утро. Вторник. Затишье. Наверно, Мухаббат считает, что расправилась со мной, уничтожила на моем компьютере данные, вывела его из строя, лишила меня возможности выходить в Интернет. А я всё анализирую и пишу…
И раньше предполагал, что "пасут". В смысле, послеживают за моими публикациями в Интернете, отмечают особо крамольные, наращивают досье. А теперь получается, что "под колпаком" находится даже моя переписка по электронной почте. Видимо, зная содержание моего письма к профессору-россиянину, Мухаббат и ухватилась за Сабита, чтобы через него войти ко мне в доверие и усыпить мою бдительность. Ее самое первое письмо (в пятницу, поздно вечером) было составлено, как я теперь понимаю, по нормам профессиональной технологии: коротко, грамотно, от имени представительницы прекрасного пола и намеренно с "белыми пятнами". Человек проникается интересом, у него возникают вопросы и желание получить на них ответы, он обращается с ними к незнакомке. Следующее ее письмо еще больше ласкает душу. А поступившие вослед несколько сообщений с вложенными файлами фотографий воспринимаются им как нормальное продолжение зародившейся дружбы.
Но я-то вовремя заметил, что прикрепленные файлы с расширением JPG имеют при сохранении на диске компьютера неизвестный формат. И удалил все шесть сообщений. И возникли подозрения. Я их не только сдерживал, но напротив, очень хотел, чтобы они оказались напрасными (технология-то работает!), а поводы к ним – возникшими в результате каких-то технических сбоев. Написал к Мухаббат: мол, фотки не раскрываются. Она снова сделала шесть сообщений с вложениями JPG. Тот же колер. Пришлось еще раз прибегнуть к удалению. Перед сном, в ночь на воскресенье, посоветовал прислать фотографии в "теле" письма. Или же разместить их на каком-либо из фотохостов и дать мне ссылки.
На следующий день, ближе к обеду, пришла весточка: «Действительно, и как я сама не догадалась! Все гениальное – просто! Высылаю вам ссылки на radikal.ru. И приглашаю вас к себе в гости в "Мой мир" на mail.ru. Там есть и другие фото, если интересно».
По ссылкам я и отобрал четыре изображения, которые прихватил с собой на флешке, отправившись на квартиру к Сабиту, а потом переслал их ему на ящик.
Кто этот пожилой человек, представленный на снимках? Кто на самом деле эта любительница природы? В самом ли деле живет в Таразе человек по имени Валихан Алимханов? И если "да", знаком ли с ним Сабит Мадалиев? Или всё это выдумки Мухаббат? И знает ли она о таких параллелях: Чокан Валиханов (1835-1865), внесший за свои неполные 30 лет жизни неоценимый вклад в мировую культуру, названный выдающимся русским ориенталистом академиком Н. И. Веселовским феноменальным явлением, вышедший в отставку в знак протеста против расправы царских войск над населением Аулие-Ата (дореволюционное название Тараза), свою знаменитую Кашгарскую экспедицию совершил под видом купца с вымышленным именем Алимбай…
Аппаратурой для голосового и зрительного веб-общения я не располагаю. А с человеком, вошедшему ко мне под видом друга, но с намерением убить, и охоты к тому нет. Как говорится, Бог ей (ему, им) судия.
Убить? Для творческого человека, работающего безвозмездно и в условиях невостребованности, лишиться своих произведений и доступа в Интернет – хуже смерти… [3]


3

Мухаббат сразу же отреагировала на публикацию в интернете. Из анализа комментария и писем моей визави, с чем можно ознакомиться на одном из веб-ресурсов [4], я сделал первый вывод: значит, в самом деле мои публикации где-то и кем-то отслеживаются, раз о выходе в виртуальный мир эссе «Палачествующая Любовь» тут же становится известно "скромной персоне" (так себя аттестует Мухаббат в своем отклике).
Она в тот же день написала мне и на ящик. Отрывок из этого письма: «Отец не доверил братишке узнавать про Сабита-ака, поэтому затянулось. Он сегодня пошел на базар, где торгует Махбуба-опа, и взял телефон Сабита».
Спасибо! Иначе мне его в Ташкенте век бы не найти! Встретился. Вот резюме беседы.
Валихан Алимханов существует в действительности, сосед сестры Сабита в Таразе. Но и 8 лет назад он был весьма стар. А сейчас ему под 80, и он, если и жив, вряд ли способен к освоению компьютера, прогулкам в Интернете, написанию статьи, тем паче серьезной.
Мадалиев не помнит, а была ли у Валихана Алихановича дочь. Склоняется к тому, что все-таки не было.
Мадалиев решительно отвергает, что когда-либо проявлял интерес к краеведческо-архивистским изысканиям Алимханова: в бытность СССР у Сабита была кипучая литературная активность в Москве, где он осел после Литинститута, стал членом Союза писателей СССР, имел прекрасную квартиру, взял жену из Джамбула, родил двоих сыновей. А 8 лет назад ему и вовсе было не до повествовательных упражнений старца. С тех пор они и не виделись.
Самое главное: Сабит Мадалиев 8 лет назад сумел порвать с литературой и политической публицистикой, и доволен наступившими в его жизни и семье покоем. Возвращаться – не собирается категорически!
Отсюда – вывод второй: многое в легенде Мухаббат, с которой она пришла ко мне и общалась со мной, шито белыми нитками.
Сформулированные выводы, в общем-то, второстепенны. А важный однозначно вытекает из самого эссе, ради которого он и писан: с электронного ящика некой особы в течение двух дней были совершены четыре вирусные атаки на мой компьютер. При этом одна из них никак не может быть списана на случайность, технические сбои, происки Моссада, козни марсиан: мощный залп из 75 (!!!) сообщений и в каждом только прикрепленный файл с вирусами! Мне с помощью моей антивирусной защиты пришлось изрядно повоевать!
И показательно: мое весьма сдержанное недоумение в письмах по поводу происходящего (начиная с нераскрытия мнимых "фотографий", тоже инфицированных) Мухаббат старательно не замечала. А факт шквала вирусной атаки, нацеленной на полное уничтожение, и вовсе проигнорировала. В том числе и в публичном отклике на публикацию эссе! Как говорится, знает мурка, чьё мясо съела! И еще: на воре шапка горит!..
Мухаббат теперь остается только одно – изобразить невинность: мол, не знаю, кто бы мог производить четырехкратное нападение на компьютер Марата Аваз-Нурзефа, злоумышленники, наверно, какие-то.
Ха-ха-ха-ха-ха-ха!..


4

Резюме встречи с Сабитом Мадалиевым было обнародовано мной в виде комментария к эссе «Палачествующая Любовь» [4]. Там же можно прочитать и весьма пространный ответ Мухаббат, где она утверждает, что звонила Сабиту. Тот, мол, был очень рад познакомиться с дочерью Валихана Алихановича и передал ему огромный привет. При этом она проявила и "благородство": мол, чтобы вам, Марат Авазович, не делать больно, не буду на весь виртуальный мир озвучивать то, как вас охарактеризовал Сабит. Что ж, позвонить Мадалиеву женским голосом и назваться дочерью Валихана Алимханова особых проблем не представляет. А заодно, отлично зная о состоянии, в котором уже 8 лет пребывает Сабит, о его полном отторжении всего, что касается противостояния с властями и их приспешниками, наговорить, как я отзывался о нем. И тем самым вбить между нами клин. Не хочу еще раз тревожить Сабита, еще раз возвращать к противному для него. Да и уверен я: он не мог обо мне сказать ничего плохого и не поверил, что я лил на него грязь. Так что, беспокоить Сабита и незачем…
Судя по фотографиям и цифре в электронном адресе, Мухаббат под 50. Столичным учительницам ее возраста, как правило, не до активности в Сети, какую проявляет "скромная персона" из провинциального Тараза, устроившая в блоге «Мой мир» вернисаж снимков о природе и целую видеотеку выступлений знаменитых певцов из разных стран. Для последнего, кроме всего прочего, требуется быстрый Интернет. Которого у меня в столице – без малого с трехмиллионным населением! Звезде Востока! – нет. А у Мухаббат в небольшом городишке – есть! Ладно. Не суть. Чего, как говорится, не бывает. Но то, что "скромная персона", не ведавшая досель о существовании Марата Аваз-Нурзефа (так получается из ее писем и откликов), сразу же узнаёт о его публикации на сайте Проза.Ру, не может не породить недоумения и подозрений. Тоже ладно. Опять-таки чего только не бывает в мире, тем более виртуальном. Следующий ее шаг и вовсе объясним: тут же зарегистрировалась на сайте, чтобы иметь возможность ответить мне [4]. Благо, регистрация на Проза.Ру совершенно свободная и ничем не ограниченная. Но большинство последующих событий – из ряда вон. Мухаббат повторяет свой отклик на форуме МГИМО-84 [5]. Он-то откуда известен провинциальной учительнице?! Откуда ей было знать, что я там активен?! И "скромница" выступает не как гость, но сразу авторизованным участником! А регистрацию производит только администрация. И, как правило, после испытательного срока, который может растянуться на несколько дней. Бывало, что претендента так и не пропускали в постоянные участники без объяснения причин. А тут – мгновенно! Ситуация несколько прояснилась через пару дней: Ингрид, ветеран форума, призналась, что она пригласила Мухаббат. Правда, потом спохватилась, что сболтнула лишнего, и удалила это сообщение. Когда же я указал на ее "финты", восстановила запись, обвинив меня в наговоре. Это уже было в самый разгар нападок на меня форумной своры фантомов, анонимствующей едва ли не с первых дней создания виртуального заведения, уже пятый год, и всегда единодушной как в симпатиях своих, так и антипатиях. Причем, "знак" выступлений своры может поменяться очень резко и непредсказуемо: вчера анонимы были благосклонны к тебе, реальному человеку и участнику форума в единственном числе, а сегодня – могут так искусать, что мало не покажется. Так было и на сей раз. Эссе «Палачествующая Любовь» послужило для администрации форума удобным поводом для травли. Она спустила свору фантомов, и та, злобствуя и клевеща, выполнила задачу: я оставил «самое забавное место в Интернете», и теперь уже навсегда.
Некогда свора атаковала поэта Юрия Юрченко, живущего во Франции, и тот по материалам своей травли даже выпустил в 2005 году книгу. Затем были резкие нападки на лондонского поэта и шоумена (организатора поэтических турниров) Олега Борушко. Правда, года через два выяснилось: Борушко – свой человек для администрации форума, а его былая "травля" – это чистой воды провокация и уловка. Но Тамару Норман, профессионального музыканта и преподавателя консерватории из Норвегии, свора выжила-таки с форума. Затем в 2008-м настала очередь поэта Константина Гвинна из Нью-Йорка. Ну, на того, горячего и импульсивного, хватило одной Ингрид.
«Самое забавное место в Интернете» – это определение форума принадлежит Норман. В том же письме мне на ящик она написала, что администратор – "больной парень". Но я уже тогда, в 2006-м, склонялся к другому мнению: форум – для "парня" не только хобби: интеллектуальная тусовка, выпуск пара недовольными участниками лондонского турнира поэтов, время от времени травля реальных участников, – но и работа. И он не один двигает клонами, а имеет нечто вроде команды хотя бы из 2-3 человек.


5

С чего бы своре фантомов так взъерепениться на эссе, к которому они и "порты их приписки" не имеют вроде бы никакого отношения? Почему они сразу же спелись с Мухаббат, прямо не разлей вода? Почему они, как и Мухаббат, в упор не видели вопиющих фактов вирусных атак на мой компьютер? Почему так дружно, с улюлюканьем подхватили ее высказывание о моей психической ненормальности? Можно ли только ради забавы проявлять столько лицемерия, лжи, наговора, злобы и жестокости? Вопросы, конечно, риторические…
Вспомним: объявление сумасшедшим – издревле практикуемый и испытанный способ борьбы властей и их холуёв со свободомыслием, правдой и стремлением к справедливости. Достаточно среди поэтов назвать Меджнуна (Кайса ибн Мулавваха, 6 век), а философов – Чаадаева (19 век). В брежневские же времена этому инструментарию принадлежала не последняя роль в подавлении диссидентства, расправе над инакомыслящими, которых упрятывали в психушках…
Пиком форумной вакханалии стало приведённое Мухаббат стихотворение якобы из Махтумкули, классика туркменской поэзии, жившим в 18 веке.

Мнит скворчонок себя соловьем
Воробей себя соколом мнит
И себя в заблужденьи своем
Холм – горою высокою мнит...
Всем известно, что уксус – не мед,
Но за мед он себя выдает
Садом стать, что годами цветет
Хворостинка убогая мнит...
Удивляйся, Махтумкули,
Этих к мудрости тропы вели...
А глупец себя солью земли
И не будучи около мнит...

«В десяточку!» – добавляет свою оценку Мухаббат. А самый злобный и беспардонный из своры – Харлампий повторяет две последние строки и припечатывает: «Точно про Марата Аваз-Нурзефа!» [6]
Ну что ж! Глотайте его ответ, если не подавитесь!
У Махтумкули такого стихотворения нет. К тому же оно недостойно Мастера: он, в отличие от ремесленников и неискушённых читателей, своим особым чутьём почувствовал бы примитивность и фальшивость метафоры, даже если она и пришла бы на ум, – "уксус выдает себя за мед". Скорее всего, этот опус сам Харлампий и сочинил. Кто скрывается за этим ником? Это, безусловно, известно администрации. Андрей Старков, многоопытный дипломат, далеко не рядовой сотрудник МИДа РФ и ветеран форума, не раз предлагал Олегу Борушко признаться, что он выступает не только под своим именем. Тот неизменно отрицал, в последний раз довольно высокомерно. Где-то с пару месяцев назад высказался и я: «Да, Харлампий обо всех делах Борушко осведомлен не хуже самого Борушко. Но давайте оставим попытки отнять у них "дипломатический иммунитет", позволяющий одному пребывать анонимным, а другому – отмежёвываться от анонимщины». Так что, если Харлампия и не идентифицировать как персону, но считать его форумным пресс-секретарем Олега Борушко вполне обоснованно. Еще факт: Борушко – умелец по части литературных мистификаций. Сборник «Эротические танка» – его творение (хотя кое-кто и оспаривает у него авторство), якобы переводной, опубликованный под именем Рубоко Шо (монограмма от Борушко), вымышленного японского поэта раннего средневековья (Москва, «Панорама», 1991). И еще факт: Олег Борушко, Андрей Старков и администратор форума некогда начинали в одной группе МГИМО. Правда, нынешний шоумен из Лондона дипвуза не окончил, а стал выпускником Литинститута (вместе с упомянутым выше Юрием Юрченко). И последний факт, так же имеющий отношение к приписыванию туркменскому классику своих стишков: Харлампий в свое время не остался равнодушным к моему эссе «К вопросам поэтической орнитологии», из которого теперь и позаимствовал "птичью тему" [7]. Но каким чудом "туркменский шедевр" производства «Борушко, Харлампий и Ко» попадает в постинг новоявленной форумистски из Тараза? И, как отгоняемая взмахами руки мошкара, настойчиво мозолит глаза предположение: форумная Мухаббат вполне может быть очередным фантомом, слепленным администрацией. Тем более что за четыре года пребывания на этой тусовке я не раз был свидетелем подобных махинаций. Размещались сообщения от лица реальных людей, известных или обычных, которые не только не подозревают об этом, но и вовсе не знают о существовании форума. А Юрий Юрченко, под именем которого иногда появляются стихи и сообщения, в ответ на мои приватные запросы неизменно отвечает: «Нет, это не я!»
Ник "парня" – Автор. Ибо он – создатель и администратор форума. Он же – выпускник 1984 г. восточного отделения МГИМО Нет, нет, Автор никогда не фигурирует в травле лично. Напротив, является в заключение в роли мудрого миротворца. Но свору-то фантомов содержит и закулисно спускает с цепи именно он вкупе со своей командой!..
Вот и приходится в конце концов констатировать: грубо работаете, господа! Топорно! Увы, но выше головы не прыгнешь!..


6

Форумная Мухаббат пригласила меня в Тараз (правда, тут же оговорилась: лучше в «Мой мир»!), чтобы я воочию убедился в ее существовании. Незачем мне туда ездить!
Если у Валихана Алимбаева есть дочь-учительница по имени Мухаббат, и она ни сном ни духом не ведает об описанных выше происшествиях, действиях и высказываниях, то кто-то, использующий ее имя, лицо и биографические данные, всё равно не сбросит своей маски.
Если у старца никогда не было такой дочери, то кто-то так же останется в кустах, не примется расхлёбывать заваренную им кашу.
Незачем мне ездить ни к Сабиту Мадалиеву в Ташкенте, ни в его родной город на юге Казахстана! Ведь при любом раскладе факты остаются фактами: на мой компьютер в течение двух дней было совершено четыре вирусные атаки! За ними ведь кто-то же стоит! Если даже в Таразе действительно обитает та самая Мухаббат Алимханова, о которой рассказано выше, то ни она, ни кто-то за нее, как они уже доказали своими действиями и словами, руками не всплеснут: «Ах, Марат Авазович! Промашка вышла! Сели мы в лужу! И агента своего засветили!»
Кто же оно, это таинственное кто-то?
Может ли человек с нормальной психикой засылать для знакомства шесть небольших фотографий не одним письмом, а залпом из шести отдельных? Нет. А честный – маскировать вирусные файлы расширением JPG? Нет. Может ли любитель-краевед – да пусть и профессионал! – результаты своих исследований, пусть и огромных, по одному лицу, пусть и историческому, держать во множестве небольших файлов, тем более архивированных? Нет, конечно. Ну, 5 файлов, пусть 10. Но не 75 же! Может ли при этом доброхот, начавший совершенно недавно осваивать компьютер – да пусть и продвинутый дока! – создавать свои описания не в формате txt или doc, а в каком-то неизвестном, начинять все таинственные файлы вирусами и камуфлировать свои действия, вписывая от руки в каждое из 75 названий расширение архивации rar? Тем более, нет. А подвергать массированному обстрелу компьютер человека, с которым буквально вчера началось виртуальное знакомство, еще ничем не омрачённое? Опять-таки, нет…
Видимо, я подвергся нападению не одного человека, а группы. Одну ее часть составляют работники, ориентирующиеся в литературе, истории, театре, музыке (это видно по видеороликам Мухаббат в блоге «Мой мир»), другую – компьютерщики-программисты. Первые ведут текстово-психологическую обработку жертвы, входят в доверие. После чего вторые проводят "артобстрел". При этом в акции по уничтожению Марата Аваз-Нурзефа усматриваются неувязки, вызванные, по всей видимости, несогласованностью между частями этой диверсионной группы. Скажем, Мухаббат (по самоназванию и будем величать "культурщиков") говорит Абу Наср Мубоширхан, а программисты камуфлируют свои "бомбы" надписью «Саид Мубоширхан». Да и сама Мухаббат грешит промашками: в одном письме называет таразского племянника Сабита Мадалиева Дильмуродом, а в другом – Дильшотом.


7

Где же обитают инициаторы и заказчики настоящего покушения? И за что? За то ли, как утверждает Харлампий, что я надоел всем в виртуальном мире своими бездарными произведениями [6]? Тогда на стыке частного порядка между Москвой и Лондоном? И кому это всем? Форумной своре фантомов? Но ведь они-то, исключая Харлампия, уже несколько лет в основном нахваливают меня. И даже за пару дней до травли были рукоплескания приведённому выше рубонету «В ожидании Мессии»: «Как всегда, мощно, нетривиально, по-MANовски! Поздравляю!» [8]. Хотя, как уже было сказано, анонимам поменять высокий "плюс" на глубокий "минус" – ничего не стоит. На то они и анонимы: им, как с гуся вода!
Пришла пора скопировать сюда из вышеизложенного одно из чудес: контрафактный Махтумкули (made by “Borushko, Kharlampiy & Co, Ltd”) обнародован через Мухаббат! А почему бы тогда не реализоваться и другому чуду?! Почему бы старателям "частного стыка" не готовить исподволь, в течение года-полутора, явление Мухаббат форумному народу? Может, ее почтовый адрес, «Мой мир», переписка со мной, вирусные атаки и прочая – дело рук старателей "частного стыка"? Сие для них не составляет особого труда!
Но!
Как быть с телефонным номером Сабита Мадалиева, сообщенным мне Мухаббат, который никак не могли знать ни Ингрид, ни Харлампий, ни прочие форумисты, реальные или призрачные?! Значит, кроме "частного стыка" между Москвой и Лондоном, в котором, как вытекает из "махтумкули", принадлежит свое место и новоявленной форумистке Мухаббат, всё-таки есть другое звено, не европейское, которое владеет определенной информацией по Сабиту Мадалиеву и Марату Аваз-Нурзефу. Значит, без "руки Ташкента" всё-таки не обошлось. И за что всё-таки? Может, чашу терпения переполнили мои размышления о конгратцах, «Алпамыше», Чингисхане, Джагатае, Тамерлане [9]? И тогда оно из тех самых "рыцарей плаща и кинжала", которым никак нельзя признаваться в своих "благодеяниях"? Даже тогда, когда попадаются, как в данном случае, с поличным?
Много вопросов. Но еще на два, взаимосвязанных, у меня нет ответов даже для себя. Фантомы, и в их числе новоявленная форумная Мухаббат, не гнушаясь произволом, налепили диагноз психической ненормальности и налетели, как вороньё. Только ли для утоления жажды поиздеваться над жертвой покушения? Так сказать, в порядке иезуитского хобби, изощренной забавы, садисткой потехи? Или всё-таки имеется тайное сотрудничество между старателями московско-лондонского "частного стыка" и "рыцарями" ташкентского звена?


8

Придется отозвать большую часть моего аванса о грамотности Мухаббат, во всяком случае, нефорумной (лицедеи тусовки могут изобразить всё, что угодно), который был сделан слишком щедрой рукой, что теперь уже доставляет некую неловкость мне самому. А попутно и признать, что выдержки из ее писем, приведённые в эссе, подвергнуты мной стилистической, пунктуационной, структурной правке. Чтобы, не меняя ни на йоту смысла, сделать их грамматически и литературно красивыми. Но вот нативная цитата из отклика Мухаббат: «А особо я благодарна вам, за вы отметили мою грамотность в письме и обращениях, значит не разучилась, все-таки, филолог по образованию и русский язык мой второй родной язык. Я его очень люблю и всегда ратую за его чистоту».
Не буду об опечатках и пунктуационных ошибках. Но "русский язык мой второй родной язык" звучит как "моя вторая родная мама" и "осетрина не первой свежести". Мама – только одна. Остальные – тёти, свекрови, тёщи. Свежесть – явление неисчисляемое: либо есть, либо нет. Так и родной язык – единственный. Остальные – свободно, разговорный, технический, со словарем, ни в зуб ногой.
Ладно. Но следующий момент симптоматичен и важен. Еще цитата из дружественного отклика Мухаббат с сайта Проза.Ру (определение ее тона принадлежит одному из форумных фантомов-ветеранов): "Я живу в Казахстане, сама узбечка, очень люблю Ташкент, люблю его жителей. Здесь же живут мои братья. Как же я могу желать плохого народу и каждому из граждан солнечного Узбекистана". Люблю Ташкент, здесь же живут мои братья! Житель Казахстана сказал бы: там же. Математики в таких случаях констатируют: ЧТД (что и требовалось доказать). А тут должна последовать сцена, аналогичная немой, завершающей комедию «Ревизор» Н.В. Гоголя! Упреждаю которую еще одним раскатистым ха-ха-ха!


9

Администратору виртуального форума МГИМО-84 я навеки благодарен за все хлопоты и расходы по размещению в Сети трех серий моих видеороликов (скорости моего Интернета даже близко недостаточно для того, и я пересылал записи в Москву на дисках). Ведь, кроме выполнения служебных обязанностей в реале, тусовки на форуме и закулисной роли на нем (последняя – есть! ее никак не скрыть! никуда не деться от нее!), он ведь тоже человек. Вот я и признателен ему за человеческое, проявленное по отношению ко мне. И не важно, чем оно мотивировалось, какие имело цели. Важен результат для меня. И потому панегирик «Алексей Александрович Романов» никогда, что бы ни случилось, не будет мною удален. Может, об успехах этого человека в сфере служебных обязанностей со временем и позабудут, но мой благодарный текст о нем будут читать и тогда, когда мы все, уже далеко не мальчики, один за другим уйдем в мир иной [10].


10

Сэкду – место жительства. Супер-Экстра Квази-Демократический Удел. Первая пара определений в названии принадлежит официальной пропаганде в ее представлениях нашей Родины. Вторая пара отражает действительность. Настоящее имя Родины можно и не приводить.
А мухаббат на всех тюркских языках означает любовь. Хороша, Любаша!..
И всё-таки замечательно, что живем не в кровожадном средневековье, а в цивилизованную эпоху. Иначе меня уже давно отправили бы к праотцам каким-нибудь изощренно жестоким способом. А сейчас орудуют бескровно, без прямого физического насилия. Культурно, так сказать. Технично. Технологично…


Примечания

[1] Названы поэты древнеримский, ленинградско-американский, лезгинский, ирано-таджикский, азербайджанский, узбекский, русский, испанский, татарский и русскоязычный поэт СССР, жившие в 1 веке до н.э., в 9, 14, 16, 18, 19 и 20 веках.
 [2] Тараз – это бывший Джамбул. На его базарной площади установлена скульптурная композиция, посвященная персонажам кинокомедии «Джентльмены удачи», а слова одного из них – Василия Алибабаевича выбиты на пьедестале: «Хочу в Джамбул. Там тепло, там моя мама…»
[3] Для тех, кому интересно, пишу публичные координаты Мухаббат, данные ею в первом и в одном из последующих писем. E-mail: davr60@mail.ru, ICQ: 581-984-880, SKYPE: muhabbat60, http://foto.mail.ru/mail/davr60/_myphoto/
[4] http://proza.ru/2009/10/14/249
[5] [6] [7] http://mgimo1984.borda.ru/?1-0-0-00000425-000-80-0
[8] http://shairman.livejournal.com/29541.html
[9] http://blog.imhonet.ru/author/avaznurzef/post/947521/
[10] http://www.stihi.ru/2009/01/16/2786