Об истоках русской духовной поэзии. Гл. 1

Вадим Розов
«ПО НЕБУ ПОЛУНОЧИ АНГЕЛ ЛЕТЕЛ…»

(Заметки о первых русских паломниках и об истоках русской духовной поэзии)

Прилагая эти заметки, надеюсь, что неискушённый  в соответствующих знаниях читатель найдёт здесь достаточно сведений, чтобы удовлетворить свой первоначальный интерес к вопросам, безусловно достойным глубокого и всестороннего исследования. Но потому это и заметки, что цель, которую я ставил перед собой, была куда более скромной.

1. "Прийдохом в Царьград..."

"Купцы всякого рода приходят сюда из Вавилона, Шинара, Персии, Индии, Египта, Ханаана, Руси, Венгрии, из страны печенегов и хазар, из Ломбардии и Испании... морем и сушей, и не существует другого подобного ему города на свете... Несметные богатства, которые стекаются в этот город... превышают всякое воображение и превосходят богатства всего мира". Так отзывался о "Новом Риме" в конце XI века испанский путешественник Вениамин из Туделы, много лет колесивший по странам Востока.

Серебряная и золотая парча, шёлковые ткани, ювелирные изделия, вино и восточные пряности, разные диковинные вещи, которыми были завалены торговые ряды Константинополя, манили к себе не только купеческий люд, но и всякого рода авантюристов, искателей лёгкой наживы. О стольном граде ромеев грезили среди туманных фиордов Скандинавии, под солнечным небом Средиземноморья, за каменными стенами рыцарских замков, на коврах аравийских шейхов, в расписных древнерусских теремах, в тиши монастырских келий. Столица могучей Византийской империи была не только центром мировой торговли. Для христианского мира Константинополь был прежде всего колыбелью и оплотом православия.

"Прийдохом в Царьград, - начинает своё повествование новгородский архиепископ Антоний (ум. 1231), - прежде поклонихомся св. Софии... Целовахом икону Богородицы, держащую Христа, - в того Христа жидовин ударил ножом в гортань и изошла кровь..."

Антоний - один из первых русских паломников, кто оставил письменный рассказ о своём путешествии в Царьград. Подробно описывает он всё, что видел в храме св. Софии: "сосудцы златы, иже принесоша Христу в дари волсви", скрижали Моисея, киот с манной небесной, сверлы и пилы, которыми делан был крест Господень, камень от самарийского кладезя, "сучец масличный", принесённый голубем Ною, и многие другие, истинные, сокровища Константинополя. Эти священные реликвии были расхищены во времена крестоносцев и нашествия турок-осман.

Храм св. Софии и по сей день считается одной из главных святынь православия. Этот шедевр византийской архитектуры, по словам известного византолога Н.П.Кондакова, сделал для роли ромейской державы больше, чем многие её войны, и не одни послы киевского князя Владимира, приезжавшие в Царьград "испытать" православную веру, "созерцая величественную и роскошную церковь, мнили себя быть на небесах": "И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве".

Воистину, судьбоносным для Святой Руси был "путь из варяг в греки". Наверное, именно он на первых порах был основным путём распространения христианских идей среди наших предков, задолго до "официального" введения христианства на Руси (988 г.) святым равноапостольным великим князем Владимиром. Видимо, среди тех, кто открыл и в дальнейшем освоил этот великий путь, а значит, среди купцов и воинов (они первыми вступили в контакт с христианским миром) нужно искать и первых русских христиан и первых русских паломников.

(Продолжение следует)