Об истоках русской духовной поэзии. Гл. 8

Вадим Розов
«ПО НЕБУ ПОЛУНОЧИ АНГЕЛ ЛЕТЕЛ…»

(Заметки о первых русских паломниках и об истоках русской духовной поэзии)

8. Илья Муромец - богатырь, паломник, святой

Под стать этим каликам-богатырям и "сильноё могучеё Иванище":

У ёго лапотки на ножках семи шелков,
Клюка-то у его ведь сорок пуд...

На обратном пути "из города Еросолима" узнал Иван, что в Царьград "наехало поганое Идолище":

Святые образа были поколоты,
Да в черны грязи были потоптаны,
В божьих-то церквах начали коней кормить.

Обо всём этом поведал паломник повстречавшемуся на дороге Илье Муромцу, который тут же решил переодеться в калика перехожего и самому "скорым-скоро" идти в Царьград. Клюка, что "в сорок пуд", помогла ему одолеть Идолище и тем выручить царя Костянтина Боголюбова, который одарил своего спасителя златом-серебром да скатным жемчугом. Ивану же, вновь облачившемуся в свои "платья каличьи", Илья Муромец наказал впредь больше не мешкать:

А выручай-ко ты Русью от поганыих.

Этот незамысловатый народный сказ, пожалуй, даёт нам право причислить к первым русским паломникам и нашего любимого былинного героя, который, между прочим, "услышал в себе силушку великую" лишь после того, как выпил "чарочку питьица медвяного" из рук "двух калик перехожих", случайно оказавшихся в "славном городе во Муроме, во селе-то Карачарове".

Сказания об Илье Муромце "свидетельствуют", что во время скитаний по дороге от Киева до Царьграда он "наехал" на "пречудный крест", под которым обнаружился клад; на найденные сокровища наш богатырь построил церковь соборную в Киеве.

Да и тут ведь Илья-то окаменел.
Да поныне его мощи нетленные.

В "Житиях русских святых", собранных монахиней Таисией к 1000-летию Русской Святости (издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1991 г.), мы читаем: "Преподобный Илия Муромец, Печерский (ум. 1188) почивал нетленно в Ближней Антониевой пещере. Путешественники 16, 17 и 18  веков видели его нетленные мощи. Левая его рука была пробита копьём, а правая изображала трёхперстное крестное знамение. Путешественники утверждали, что он был былинный богатырь".

Трудами митрополита киевского Петра Могилы 118 преподобных отцов, почивающих в пещерах Киевской Успенской Лавры, причислялись к местночтимым святым города Киева, а в 1762 году по указу Святейшего Синода они были внесены в русские святцы для общего почитания. День празднования памяти святого Илии Муромца - 9 декабря.

Много загадок остаётся при изучении русского героического эпоса. Учёные-фольклористы утверждают, что прототипом первого по времени былинного богатыря, сподвижника Ильи Муромца - Добрыни Никитича, был дядя князя Владимира стольнокиевского. Что касается Ильи Муромца, то его эпический образ как бы затмил его историческую ипостась.

Из житий святых мало что узнаешь о нём, но русский народ сам сложил "биографию" защитника земли русской и её православных храмов - в своих былинах, которые на протяжении многих веков передавались из уст в уста сказителями и странствующими по Святой Руси поэтами-певцами. Именно в среде древнерусских калик перехожих и родились многие так называемые духовные стихи и песни. Традицию этого своеобразного народного творчества продолжили более поздние калики - нищие, калеки и слепцы.

(Продолжение следует)