Об истоках русской духовной поэзии. Гл. 11

Вадим Розов
«ПО НЕБУ ПОЛУНОЧИ АНГЕЛ ЛЕТЕЛ…»

(Заметки о первых русских паломниках и об истоках русской духовной поэзии)

11. «Благ муж сей, книжен и постник»

Духовные стихи на Руси были всегда не менее популярны, чем, скажем, былины. Однако после 1917 года официальная наука, в том числе фольклористика, мало занималась ими. Этот вид устного народного творчества был исключён из программ просвещения с тем, чтобы отсечь и предать забвению и эту, неугодную атеистам, веточку национальной культуры. Но, как известно, лучшие русские поэты и писатели никогда не теряли интереса к духовным стихам. Все жанры народной поэзии, без исключения, всегда оказывали самое благотворное влияние на формирование поэтического таланта.

Можно предположить, что какие-то духовные стихи, основанные на апокрифических легендах, рождались в монастырских стенах, откуда затем разносились по городам и весям Руси. При этом творческие контакты, возникавшие между теми иноками и каликами, кто чувствовал красоту поэтического слова, способствовали взаимопроникновению, взаимообогащению книжного (церковно-славянского) языка и русского разговорного, что наряду с другими факторами помогало развитию языка русского литературного.

Скудны сведения о наших первых писателях и поэтах. Но письменные памятники, до-
шедшие до нас, неоспоримо свидетельствуют о том, что писательство в древней Руси зародилось в среде духовных лиц. Да это и понятно, ведь они были первыми, кто овладел наследием святых братьев Кирилла и Мефодия - церковно-славянской грамотой - и кому стали доступны образцы мировой духовной литературы.

Боговдохновенные тексты Священного Писания, проповеди, пророчества, молитвы и песнопения из Псалтири (она была особенно популярна), из Апостола, Часослова, Октоиха, Миней, Триодей, Требников и других богослужебных книг, пришедших на Русь в переводах с греческого, своими поэтическими достоинствами не могли не воздействовать на воображение монастырских книжников и не вдохновлять их на создание оригинальных (незаимствованных) молитв, «слов»-поучений, "похвал" первым русским святым, гимнов по случаю церковных праздников. "Краткую биографию" одного из литературных первопроходцев древней Руси, типичную в своём роде, можно воссоздать примерно следующим образом.

...Выходец из богатой семьи, он рано научился писать и читать. Будучи отроком, пел в церкви, помогал в богослужении. Лишившись родителей, юноша-сирота роздал всё своё имущество бедным и постригся в монахи, где отдался подвигам аскетизма и чтению Священного Писания. В книгохранилище монастыря он нашёл сочинения Кирилла-философа, Василия Великого, Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина и других отцов церкви. Среди манускриптов оказались и некоторые апокрифы.

Пергаментные рукописи были в ветхом состоянии, и тогда наш инок решил делать с них списки, а потом к этому труду приобщил и других монахов. Чтение и "изложение божественных писаний" обогащали его душу и мысль. Однажды он увидел икону Страшного Суда, работу молодого послушника-живописца, и, отдавшись нахлынувшему на него вдохновению, написал стихи о том дне, "когда труба вострубит мира преставленье"...

Видя инока в постоянных молитвах, размышлениях и труде, игумен сделал его своим главным помощником - уставщиком-доместиком, в обязанности которого входила забота о богослужении, благоустройстве и благочинии в церкви, а также чтение поучений во время трапезы.

Слава о новом проповеднике вышла за стены обители, дошла до ближайших городов и сёл. "Благ муж сей,- говорили о нём, - книжен и постник". И вот князья и бояре, свободные и рабы, странники и богомольцы стали стекаться отовсюду, чтобы услышать его "душеполезные словеса"...

Некоторые из подобных проповедников достигали высоких иерархических должностей и даже удостаивались по своей кончине особенной Божией благодати - быть причисленными к лику святых. Первых древнерусских писателей - Луку Жиряту, Илариона Печерского (первого митрополита из "русин"), Феодосия Печерского, Нестора Летописца, Кирилла Туровского и некоторых друтих - Русская Православная Церковь чтит как Святых.

(Продолжение следует)