Серёжка

Оксана Глазкова
   Наконец-то покончено со школой. Василиса с предвкушением ждала 1 сентября. Для неё начиналась новая жизнь, до сих пор ей не известная. Воспитанная в пуританских условиях худощавая, большеглазая девочка ждала новых перемен. После окончания школы учёба в техникуме давалась с трудом.
   - Ну и техникум ты мне выбрал папа. Мне девчонке с гуманитарным складом ума – технический профиль. Дай бог тебе здоровья. - Часто в мыслях произносила Василиса эти слова.
   - И надо же такое условие - окончить его с красным дипломом. Возможно ли это?
   Просиживая за учебниками до утра, Василиса дотянула до второго курса. Ничего не видев вокруг себя и не обращая внимания на жизнь, которая, как ей казалось, проходила мимо. Василиса зубрила физику и новый для неё предмет - электротехнику. Ну, как же, она гордая и дала обещание отцу заработать красный диплом. Это сейчас молодёжь легко решает проблемы с цветовой гаммой диплома, а тогда, в 80-е,  всего приходилось добиваться самостоятельно.
    Отец Василисы как говорится «сделал себя сам». Он руководил большим предприятием. Имел три высших образования, и для Василисы всегда был примером. Честно говоря, она его где-то даже побаивалась. Поэтому, когда он сказал ей, что красный диплом просто необходим, Василиса даже и не думала возражать.
   Единственной отдушиной, которая была у студентов техникума, в котором училась Василиса, был понедельник. В этот день в кинотеатре, который находился рядом с технарём, всегда были новые сеансы кино. И тогда с девчонками из группы, а в группе были одни девчонки, Василиса бежала на просмотр нового фильма. Так было и в этот понедельник.
    - Ну, что, пошли? – Сказала Анька.
    Анька приехала в город N. из далёкого Норильска. Она так же, как и Василиса тянула на «красный». Это их и объединяло. А ещё Анька чертила Василисе чертежи, так как черчение ей удавалось лучше.
    - Да, сейчас.- Ответила Василиса, выбегая на улицу и второпях застёгивая шубу.
    - Говорят «Зимняя вишня» отличный фильм. Высидим две серии? – Спросила Анюта.
    - Высидим. Четыре пары высиживаем…- Буркнула Василиса. Вдруг её прошиб некий импульс. Василиса почувствовала на себе чей-то пронзительный взгляд. Посмотрев по сторонам, она увидела его…
  Сергей стоял в каком-то смешном полушубке, прикуривал сигарету и не отводил от Василисы глаз.
    -  Вот это красавчик. - Пронеслось у неё в голове. –А щёчки-то как горят.
    - Мы в кино. Ты с нами? – У Василисы подкосились ноги. Она, воспитанная девочка, предложила незнакомому парню совместный поход в кино.
    - Я бы с удовольствием, но сегодня - «на мели».- Ответил Сергей, выворачивая пустые карманы.
    - Я угощаю, пошли с нами. Вчера была стипендия, гуляем.- Ужас пронизывал её с ног до головы. Василиса не понимала, что с ней происходит и откуда в ней столько смелости.
    Анька, всё это время молчавшая, шла рядом выражая недовольствие, но ей ничего не оставалось делать. Понедельник бывает только раз в неделю.
    Фильм действительно понравился. Была в нём какая-то удивительная правда. Впоследствии Василиса будет часто вспоминать этот фильм. Этот фильм про неё, но это будет потом. А сейчас…
    После просмотра Василиса и Сергей шли домой пешком. Снег, спускавшийся откуда-то сверху мохнатыми хлопьями, придавал этому вечеру неописуемого романтизма. Василиса даже не обратила внимания на то, что Аньки рядом нет, и куда она делась её в этот момент не волновало. Они шли и разговаривали, как будто знали друг друга сто лет. Василиса временами останавливалась. Не потому что устала. Она не могла понять, что с ней происходит.
    - Почему мне так хорошо? Завтра зачёт, а мне абсолютно наплевать. Какое счастье, что домой идти далеко. Почему так путаются мысли? – Проносилось в её голове.
   Вдруг Сергей тоже остановился, развернул к себе Василису и они впервые встретились глазами. Они стояли молча и долго-долго смотрели друг другу в глаза. Они стояли так близко, что Василиса ощущала дыхание Сергея, а он жадно рассматривал её глаза, лицо… и вдруг прикоснулся к ней губами. Никогда до этого не целовавшаяся Василиса ответила взаимностью. Две фигуры застыли под падающими снежинками.
   Ночью Василиса не сомкнула глаз. Она думала, но не о предстоящем зачёте, не о том, что она к нему просто даже не готова. Она думала о нём…
   Да, Василиса влюбилась. Первый раз в жизни. Это всегда и у всех  когда-то происходит в первый раз в жизни. Василисино сознание работало как вечный двигатель. Она до мелочей восстанавливала в своей памяти картинки оставшегося в прошлом вечера. Тогда она ещё не знала, что это её первая, но отнюдь не последняя любовь.
   Серёжка был из обычной семьи. Его родители - художники. Мать шабашила на трёх работах. Отец шабашить не любил. Он был «вольным» художником и уровень его зарплаты никак не отражался на семейном бюджете.
   Василиса и Сергей стали встречаться каждый день, не расставались даже ни на минутку. И только ночь разделяла их, когда, проводив Василису, Сергей отправлялся домой. Каждое утро они встречались и шли в техникум, потом долго гуляли, потом снова вечер, разлучница ночь и так повторялось на протяжении полугода. Она была по настоящему счастлива. Василиса любила самого красивого парня из техникума, а он любил её. Но всё в этой жизни имеет начало и конец. Начало конца было уже рядом…
   Василиса стала замечать, что Сергей стал какой-то раздражительный, вспыльчивый. А тут ещё и его мама…
    - Василиса, в котором часу Сергей от тебя ушёл? - Спросила Тамара Георгиевна.
   Василису хорошо принимали в доме Сергея и строили планы на далёкую перспективу с этой успевающей девочкой. Благодаря ей, Сергей подтянулся в учёбе, стал заботливым сыном. Папа Вася, так за глаза называла отца Сергея Василиса, вообще в ней души не чаял. Серёге завидовали все его друзья. Так что всё было в ажуре.
    - Как обычно в одиннадцать, к последнему экспрессу.- Ответила Василиса не подозревая, что этот вопрос развернёт её на 180 градусов.
    - Странно… Серёжа пришёл домой только под утро.- Сказала Тамара Георгиевна и как ни в чём не бывало, пошла на кухню ставить чайник. Только чаю почему-то уже никому не хотелось.
     Василиса посмотрела на Сергея. Он отвёл взгляд и тут как говорят «Остапа понесло»…Таким его Василиса ещё никогда не видела. Спокойный и внимательный, заботливый, её Серёжка, вдруг стал кричать на свою мать. Его лицо от ярости стало красным, глаза страшными. Он упрекал мать в том, что она всегда лезет не в свои дела. Василисе, в доме которой никогда не было скандалов, стало не по себе. Поэтому она тихонько оделась и вышла из квартиры. Что-то её волновало и тревожило, но она не понимала что. Одновременно ей хотелось уйти и стоять неподвижно на месте. Что в принципе и было. Василиса не могла оторвать ног от земли и стояла на одном месте как вкопанная.
    - Ты не ушла?- Василиса услышала рядом голос Сергея. Он стоял за её спиной, и что-то мешало ему стать к ней лицом. Сергей обнял её за плечи.
    -  Я тебе всё сейчас объясню.
    - Только не ври, пожалуйста. Не люблю, когда врут. – Разжав оцепеневшие зубы, ответила Василиса.
    - Понимаешь… Когда люди встречаются…Этого мало, ну ты же понимаешь о чём я говорю? – спросил Сергей.
    -  Нет. - Сухо ответила Василиса.
    - Между ними происходит что-то нечто большее, понимаешь? – продолжал Сергей.
    - А что может быть больше любви? Что между ними должно быть «большее»?- Не понимая, о чём её спрашивает Сергей, переспросила Василиса.
    - Понимаешь, я, вчера возвращаясь домой встретил в автобусе девушку и она мне предложила это… - Сергей понимал, что ему не хватает слов, но он продолжал говорить.- Мы зашли в подъезд, и между нами это произошло… Понимаешь, это нужно всем мужчинам и мне это нужно…
    - Ты можешь объяснить, что это? И почему у меня нет того, что я могла бы тебе дать?- Наивная Василиса даже не предполагала о чём говорит Сергей.
    Сергей говорил о сексе. Слово секс в её семье не звучало, как и не звучало в стране в целом. Она хорошо знала, что в СССР секса нет, и не может быть. Она пионерка, а в последствии и комсомолка носила в душе принцип коммунистического централизма и идеи великого Ленина.
    - У меня с этой девушкой вчера был секс, прямо в подъезде. Василиса,  этого больше не повторится.
    - Почему не повторится? Ты же говоришь, что мужчины без этого не могут? - Василиса так до конца и не поняла, что произошло на самом деле. Она продолжала стоять оцепенев, не соображая чего от неё хотят и это её просто бесило.
    Сергей замолчал. Ему нечего было сказать в ответ. И тут вдруг Василису как будто сверху облили кипятком, и она прошептала:
    - Ты, что мне изменил? - Непонятно откуда взялось это слово в её лексиконе. Она об этом сейчас не думала. Главное она хорошо понимала, что говорит она его в первый раз. Из её глаз потекли слёзы, обжигая замёрзшие от мороза щёки.
    - Не провожай… - Холодно проговорила Василиса и медленно побрела к остановке.
    Она проплакала всю ночь. Её никто ещё так не обижал.
    Утром она впервые изменила маршрут движения к техникуму, не выходила на перемены. Лекции текли мимо. Она их не слышала. После занятий Василиса подошла к Марине, которая уже давно встречалась с лаборантом Костей.
    - Маринка, мне нужно с тобой поговорить? – Робко произнесла Василиса.
    - Говори. Только быстро. Меня ждёт Костик.- Бросила ей Марина.
    - Скажи, а у тебя с Костей уже было? - Также робко спросила Василиса.
    - Ты о половом акте что ли? Было конечно. Ну, ты этого не делай. Ничего интересного. Больно. - Выдавала информацию Марина.
    - У меня мама медик ты же знаешь. Я сначала книжек начиталась, а потом согласилась на это… - Уже уходя, продолжала Маринка.
   Василиса села за парту и задумалась.
    - Ещё одно новое словосочетание – половой акт. Почему половой? -Задумалась Василиса.
    - Почему больно? - Ответ она не нашла.
   Сергей стоял возле техникума в ожидании Василисы.
    - Вася! –Так он её называл, когда они оставались одни.
    - Не уходи без меня. Давай поговорим. – Умолял её Сергей.
    - Я согласна дать тебе то, без чего мужчины не могут. – Не ожидая от себя такого ответа, сказала Василиса. Она понимала одно, что согласна на это не потому, что это кому-то нужно. Она согласилась лишь по одной причине – она должна знать, что это такое половой акт.
    Василиса всегда доходила до всего своим умом. Только методом проб и ошибок она познавала этот мир. Она привыкла всё делать сама. Принимать самостоятельные решения. В семье ей на эти темы поговорить было не с кем. Поскольку секса в стране не было, не было и никакой информации о нём в литературе, кроме как в медицинской. Ковыряться в книгах Василисе не хотелось. Оставалось одно - получать информацию от тех, кто уже это проходил.
    После разговора с Маринкой сами по себе развеивались мысли об отсутствии секса в стране. Оказалось, что все этим занимаются. И что молодёжь в 17-18 лет уже всё об этом знает.
    До этого, Василисе казалось, что она тоже знает всё. Но тогда как же бороться с таким пробелом? Тогда она в свои 16 лет считала, что после близких отношений между мужчиной и женщиной обязательно появляются дети и что этим занимаются только после свадьбы, которая пока в её планы не входила. Поиски ответа на вопрос привели Василису в изнеможение, и она тихо посапывая уснула.
   Утром следующего дня Василиса ждала Сергея на обычном месте. Она делала вид, что ничего не произошло. Недоумевавшего Сергея такая ситуация устраивала. Если нет вопросов, не нужно мучаться над тем, как на них ответить.
   Время шло, притупилась боль, но простить Сергея до конца Василиса так и не смогла. Она смотрела в глаза любимого человека и понимала, что чувства уже не те. Она уже не могла доверять своему Серёжке.
   Пришедшая вовремя весна вселяла надежды. Это зима всегда приходит не вовремя. К ней никогда не готовы коммунальные службы, а весну ждут всегда. И она всегда вовремя приходит. И на этот раз ожидания людей не обманулись. Зазеленели деревья, запели птицы.
    Сергей курил у окна в своей комнате. Василиса писала ему курсовую. Отложив ручку в сторону, она посмотрела на него. Он стоял неподвижно и всматривался в окна противоположного дома. Василиса тихонько подошла, обняла и стала жадно раздевать его. А затем всё как в песне «.. .а девочка созрела…». Вот только беда - у неё не всё получалось. По крайней мере, она так считала. Больно почему-то было ему. Признак Василисиной девственности не поддавался, отчего Сергей нервничал, но не останавливался на достигнутом. Изнеможденный и потный Сергей откинулся на спину. Он был счастлив. Была ли от этого счастлива Василиса? Она стала женщиной, и помог ей в этом человек, которого она любила, но который предал её. Вот так легко он мог удовлетворить свою похоть в подъезде, с незнакомой девушкой, в антисанитарных условиях. Это мучало Василису и не давало ей покоя. Не даёт покоя и сейчас, спустя годы…
   За весной пришло лето, которое пролетело без оглядки. Сергей благополучно защитил диплом и поступил на вечернее отделение в институт. Василисе оставался ещё один год до окончания техникума.
   Призыв в армию для пацанов как гром среди ясного неба. Это сейчас мальчишки не стесняются «косить» от армии и их даже не смущает название диагнозов, придуманных врачами, а потом широко раскрывают глаза при устройстве на работу, когда им в ней отказывают. Но это сейчас, а тогда в 1987 году на мальчишек не отслуживших в рядах Советской армии смотрели искоса... И честно говоря таких были единицы. В Серёжиной семье готовились к проводам в армию. Накрывали стол, собирали вещи. Единственное, что волновало Сергея на тот момент дождётся ли его Василиса.
    - Ты будешь меня ждать? – Спрашивал он  перебирая в своих руках её волосы. –Два года – большой срок, да и зашлют меня, наверное далеко.
    Василиса не знала, что ответить. Однажды она в присутствии девчонок в группе сказала, что дождётся своего Сергея обязательно. На что её подруга Нина сухо ответила:
    - Не зарекайся. Этого не знает никто.
    Тогда Василиса была уверена в обратном. Но это было так давно и это было до измены…
Положение спасла Тамара Григорьевна:
    - Василиса, ты не поможешь мне накрыть на стол?
    - Конечно же, с удовольствием. - Ответила Василиса, и выбежала из комнаты оставив Сергея без ответа.
    Серёжкины предположения оправдались. Его действительно заслали  на край света в Дальневосточный пограничный округ. Василисе было тяжело. Она привыкла видеть его каждый день, целовать его. Спасали письма. Они сыпались в почтовый ящик пачками, и Василиса жадно их перечитывала снова и снова, а затем складывала в коробочку. Её нежные слова неслись через всю страну, и она понимала, что Сергею там от них теплее. Ему оставалось служить один год.
    Василиса благополучно заканчивала техникум. Красный диплом, обещанный папе, уже был почти в кармане. Однажды вечером, изучая прессу, взгляд Василисы упал на объявление о начале первого в городе конкурса красоты. От желающих участвовать требовалось лишь одно -отправить фотографию по указанному в объявлении адресу.
    - Чем чёрт не шутит. – Подумала Василиса. – Ну не в монашки же записываться, и запечатала свою фотографию в конверт. Утром, опустив его в почтовый ящик, она тут же о нём забыла. Мысли всё-таки были поглощены дипломной работой. Да и какая из неё красавица. Ну, симпатичная, ну стройная. Никаких иллюзий по этому поводу она не питала.
    - Да кто там меня рассмотрит среди тысячи смазливых девчонок.- Успокоившись о том, что она всё равно этот тур не пройдёт и, что она себя любит и такой, Василиса продолжала жить спокойной жизнью и писать диплом и письма на край географии.
    - Доця, тебе тут какой-то красивый конверт пришёл – сказала однажды Василисе удивлённая мама.
    Взяв в руки конверт, Василиса обалдела. Дрожащими руками она распечатала его и закричала:
    - Ура! Я прошла первый тур конкурса красоты и меня приглашают на второй.
    Мама пришла в восторг и начала приготовления ко второму туру конкурса. Складывалось впечатление, что это мама выиграла конкурс, а не Василиса.
    Первым делом принялись шить наряды, поскольку те, что висели в шкафу явно не подходили под само понимание конкурса. Готовились долго и тщательно. Принимались советы соседей и подруг. Образовалась своя группа поддержки. И в один прекрасный день Василиса действительно поняла, что из «гадкого утёнка» она превратилась в Василису прекрасную.
     Она смутно помнит, что было во втором туре конкурса. Помнит только то, что не стеснялась пройти в купальнике через строй жирных мужиков. Уверенно танцевала, так как могла это делать. Школа современного бального танца давала свои результаты. Она смутно понимала вообще, что происходит. Это был такой яркий период в её жизни, когда она была в центре внимания многих, и это ощущение ей нравилось. Она с лёгкостью прошла и второй тур конкурса, и в числе немногих прошла в финал. Василиса не придавала значения тому, что уже несколько писем от Сергея лежат без ответа. Её это сейчас волновало меньше всего.
   Финал конкурса был просто феерическим. Она не стала первой по оценке жюри. Первой её сделали зрители. Она стала «Мисс зрительских симпатий» и это было для неё важнее, чем оценки жирных мужиков и вычурных женщин из жюри. У неё в кармане лежали приглашения в лучшие дома мод города. Маститые городские модельеры оценили её походку и внешние данные. Её фотография красовалась на обложках журналов. Василиса испытывала непонятные чувства. Она понимала, что наступила взрослая жизнь и относиться к ней нужно по взрослому.
   В очередной раз, перечитывая письма Сергея Василису опять посетило чувство горечи от той далёкой измены. Она встала и пошла на балкон. Вдохнув глоток свежего осеннего воздуха, она взяла ведро. Сложила туда все письма от Сергея и подожгла спичку. Она долго смотрела на огонь, пока он не коснулся её пальцев, а затем позволила ему охватить пламенем всю свою любовь, которая горела как в первый раз, а затем начала тлеть и дымиться, как это было тогда, после измены Сергея. На дне ведра остался лишь пепел от любви, который Василиса залила холодной водой. С чувством выполненного долга Василиса произнесла:
    - Умерла, так умерла.
   У неё не щемило сердце, душа не разрывалась на части. Она просто попрощалась с первой любовью и положила её в свою память.