Доказательство теоремы Бродского

Наум Сагаловский
                ДОКАЗАТЕЛЬСТВО  ТЕОРЕМЫ  БРОДСКОГО
                НА  ПРИМЕРЕ  ПОДПОЛЬНО-РЕВОЛЮЦИОННОЙ  БОРЬБЫ
                НАРОДНЫХ МАСС
                В  РЯЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ  В  1912 – 1913  ГГ.

              (Автореферат диссертации на соискание учёной степени
                доктора математических наук
                с вытекающими отсюда последствиями)


1. Необходимые термины и определения

     а). Подпольно-революционная борьба никакого отношения к теореме Бродского не имеет, но обязательно должна фигурировать в названии, иначе диссертацию не допустят к защите.
     б). Встречающееся далее в тексте местоимение “мы” (“нас”, “нам”) означает: автор (автора, автору) настоящей диссертации. В математике почему-то принято применять множественное число, и против этого мы не пойдём. Например, когда мы подсчитываем, сколько налогов отдать государству, мы неслышнo произносим про себя: “два пишем, шесть в уме”.

2. Сердечная благодарность
 
     Выражаем сердечную благодарность:
     а). всем эмигрантам, которые считают себя докторами (реже – кандидатами) наук, а также профессорами и академиками – за их высокие научные степени и звания, вызывающие у нас нехорошую зависть и вдохновляющие на опубликование настоящего труда;
     б). партии и правительству, которые предоставили нам бессрочную творческую командировку в США, где мы можем свободно жить, дышать и читать стихи замечательного поэта И.Бродского.

3. Бродский как математик

     Замечательный поэт И.Бродский (род. в 1940 г.) широко известен в кругу очень интеллигентной публики. Его стихи издаются на хорошей плотной бумаге, имеют т.н. рифмы и необходимые знаки препинания. Пишет он легко и вдохновенно, обо всём понемногу, но больше из жизни древних римлян. Что ж, на здоровье.
     Менее известно математическое творчество замечательного поэта, т.е. его леммы, теоремы и постулаты, разбросанные там и сям на страницах поэтических книг.
     Бродский как математик мыслит широко, глобальными категориями, смело применяя все четыре действия – сложение, вычитание, умножение и деление. При этом не чужд он также и дробей. Чувствуется заметное влияние на него наших добрых старых учителей – Шапошникова и Вальцева.
     Из теорем и постулатов Бродского отметим следующие:

     Сумма страданий даёт абсурд                (1)

     Квадрат, возможно, делается шаром                (2)

     На брата приходится кусок пиэрквадрата                (3)

     Разлука есть сумма наших трёх углов                (4)

     А поскольку мы хорошо знаем геометрию – как Эвклида, так и Лобачевского, мы с большой радостью можем следить за геометрическими изысканиями поэта:

     И перпендикуляр стоймя
     восставь, как небесам опору                (5)

     То перпендикуляр, из центра
     восставленный, есть сумма сил
     пронзительных двух взглядов, и на
     основе этой силы их
     находится его вершина
     в пределах стратосферы                (6)

     Вызывает также уважение значительный вклад И.Бродского в физику, а именнно – в механику твёрдого тела. Мы помним наизусть два его физических закона:

     Скорость пули при низкой температуре
     сильно зависит от свойств мишени                (7)

     и

     Сила трения возрастает с паденьем скорости                (8)

     Наибольший интерес, однако, привлекает последняя из опубликованных теорем замечательного поэта, которую мы с чувством глубокой гордости и законного удовлетворения назовём его светлым именем и докажем.

4. Теорема Бродского. Доказательство

     Теорема Бродского выражается следующим образом (см. “Стансы к Августе”, Ардис, 1983, страницы не нумерованы):

     Только то и держится на гвозде,
     что не делится без остатка на два                (9)

          На первый взгляд кажется, что это не теорема, а бред сивой кобылы, но мы, закончившие в своё время  первый курс математического факультета (вечернее отделение) Киевского государственного университета им. Шевченко, знаем, где собака зарыта. Не вам нас учить. Два полных рабочих дня мы занимались большой исследовательской работой и нашли простое и удивительное доказательство теоремы.
     Пусть не обижается на нас замечательный поэт, но его теорему мы будем доказывать способом от противного. К сожалению, способом от приятного ещё никто ничего не доказал.
     Итак, предположим, что всё, что не делится без остатка на два, НЕ держится на гвозде. Нaпример, пара брюк. Или фунт колбасы. Или также пальто демисезонное драповое. Все упомянутые предметы не делятся на два – ни с остатком, ни без, зато прекрасно держатся на гвозде!
     Отсюда ясно, что наше предположение неправильно, т.е. то, что не делится без остатка на два, таки держится на гвозде. Что и требовалось доказать. Попробовало бы оно не держаться. Это, как говорят математики, условие необходимое и достаточное, в отличие от нашей зарплаты, которая, как известно, тоже необходима, но явно недостаточна.
     Следовательно, теорема доказана. Что мы и обещали с самого начала. Сразу видно, что мы не лыком шиты, у нас и научные работы есть.

5. Список научных работ диссертанта

     а). Иллюстрации к “Четырёхзначным математическим таблицам” В.М.Брадиса (Учпедгиз, Москва, 1950);
     б). Шпаргалки по высшей математике для студентов энергетических факультетов вузов СССР (Самиздат, Новочеркасск, 1955);
     в). “К вопросу о том, почему в нашей семье никогда нет денег”. Сборник бесед с женой и выступлений в кругу семьи. В 23-х томах (Киев – Чикаго).

6. Использованная литература

      Литературой мы даже и не пользовались.

7. Убедительная просьба

     Убедительно прошу присвоить мне учёную степень доктора математических наук.
     Слава Богу, не хуже других.


1984 г.