Галина Мальцева. Обзор-объяснение

Голоса
Дорогие друзья!

Только что закончился межпортальный конкурс "Тройное прочтение". Судьи всех трёх составов жюри проделали огромную работу, оценив 255 стихотворений. Предлагаем вашему вниманию обзор, написанный судьёй ЛИТО "Соавторы Великих" (Литсовет), Галиной Мальцевой.
(Голоса)


Обзор-объяснение)))

Начать этот монолог хотелось бы словами Дины Рубиной: «Предпочтения – вот высшая в искусстве оценочная шкала». В свете этого результаты каждого судьи могут быть очень далеки друг от друга, и от объективности тем более. Тем интереснее будет читать списки – и обнаружить общего победителя.
Как автор, хорошо понимаю, что конкурсанту недостаточно сухого списка названий, ему должно быть интересно, что за всем этим стоит, насколько он был близок к победе.

Хотя администратор и вручил мне все полномочия и позволил руководствоваться, как и положено судье, лишь собственным вкусом, я постоянно ловила себя на том, что хочется, хотя и не обязана, объяснить свой выбор авторам и администратору.

Сначала я отобрала все мало-мальски читабельные работы, похожие на стихи (не буду уточнять, сколько раз я смеялась в голос, пугая коллег по работе, непонимающих, как договор поставки может довести меня до истеричного хохота). Потом сузила круг до минимально приемлемых по техническому уровню текстов. К сожалению, во многих неплохих стихотворениях находились слишком явные ляпы, и пришлось оставить их за списком (иной раз так и хотелось переставить пару слов, и все бы свершилось…) И одновременно, конечно же, сразу выделяла те самые, лучшие, запавшие в душу, испытывая настоящую радость от каждой такой  «находки».

В итоге в мой личный длинный лист, конкурсом не предусмотренный, попали 27 стихотворений.

Из них я без всяких сомнений, с радостью и удовольствием включила в десятку семь. А после этого начались мои мучения. Выбрать три оставшиеся было очень сложно – нравились, с одной стороны, все, с другой – в каждом из них было что-то, мешающие попасть в список победителей.

Мне хочется пройтись по этим стихотворениям, объяснить, почему все-таки не они оказались в десятке. Ведь каждое из них меня тронуло, оставило след, запомнилось. А потом остановиться на самой десятке, рассказать, почему кому-то достались, а кому-то нет – дополнительные баллы.

Сразу скажу, что смысл, лиричность и красота (если не путать с красивостью) стихотворения, даже если оно тяжелое и грустное, мне кажутся важнее, чем излишняя сложность ассоциаций, образов или оригинальность (особенно нарочитая). Надеюсь, что «камни» со стороны авторов стихов иного склада в меня не полетят. Потому что, в отличие от анонимных конкурсов, каждый из участников мог зайти на страничку судьи, узнать его вкусы и предпочтения, понять, насколько он разбирается в том, что ему доверили судить, а потом решить, «а судьи кто», и стоит ли иметь дело с подобным судейством. По-моему, это огромное преимущество этого конкурса - по результатам других не всегда понятно, почему вышло так, а не иначе.

Еще один важный момент – обожаю сильную концовку, в любовной лирике особенно.  Были несколько отличных стихотворений, с таким накалом в начале, в которых под конец…ничего не происходило. И в душе тоже ничего, увы, не оставалось.

Ну и самый… спорный  и щепетильный момент. Он касается личного мировоззрения, которое не позволило согласиться с вольной интерпретацией самых важных для меня в жизни понятий, с их трактовкой в угоду автору, или, еще хуже, для красоты словца. Странно, что таких моментов в любовной лирике оказалось настолько много.


Теперь по порядку.

Сначала о тех работах, которые я, отобрав в собственный, составленный по личной инитициативе лонг-лист, в десятку не взяла.  Конечно, всех, кого хотелось, «втиснуть» в нее все равно бы не удалось. Но было бы обидно просто оставить эти замечательные стихи за чертой, не назвать и не обсудить.   

 «Принцесса и Дракон» - мне понравился стих. Конечно, он нарочито не выдержан ритмически (а я не очень это люблю), да еще кольнуло: «лицо» у дракона, а не морда (хотя, допускаю, что у Дракона есть человеческий прототип, но надо же выдержать образ), этакий сленг: «надоело быть подлецом» и «подбери сопли, девочка». Но в целом – очень интересно было читать, и с удовольствием, кстати, несколько раз перечитывала. Концовка отличная, в моем любимом духе.

«Твой профиль – молнии рисунок» - очень хороший стих, без особых замечаний, но третья и четвертая строчки так тяжело читаются, что сразу пропадает динамика восприятия.

«Морошка» - ни минуты не сомневалась в том, что стих писал профессионал. По стилистике работа напомнила отобранное мною в десятку стихотворение «Рябина». Возможно, автор у нее тот же самый. Вина моя, не пробовала я морошку, у меня ничего с этой ягодой не связано, поэтому эмоционально я осталась глуха. И еще - уж слишком знакомые, привычные образы – «пьянящий вкус, «вечный купол небес». Задело, что героев «венчал» лес... Но это опять же, мое личное восприятие темы. Без сомнения, стих красивый, легкий, мелодичный. Автор, конечно, восхитительный мастер, спора нет. Так что все получилось субъективно. Пришлось выбирать из большого количества хороших работ, не взяла, потому что хотелось разнообразия стилей в десятке, а одно подобное стихотворение у меня уже было.

«Консервы счастья» - очень хотелось взять в десятку! Пыталась саму себя уломать, что не замечаю излишней затянутости, не всегда последовательные образы и повторения – про замерзание, согревание, про Инет. Потому что настолько прониклась тоской автора, его ощущением колкости окружающего мира, его любовью, законсервированной в одном единственном диске DVD… Много очень удачных рифм, стих отличный, спасибо автору за погружение!

«Письмо № 5» - многое в стихотворении понравилось очень, и много было вопросов. Все решила рифма «счастье-ненастья». Но зацепило, мимо не прошла, это точно.

«Столбовое» - тоже намучилась, выбирая… Оригинальное, очень интересное стихотворение. Здесь решающим моментом для меня стало «в землю вкопан до лба». Понимаю, что образ, но воображение нарисовало мне нечто страшное… Наверное, я не права, но не смогла переступить через это. И еще рифма «срывая»-«играешь». Нет, ничего предосудительного, но не для концовки, как мне кажется… Очень понравилось «Шопен-тебя-подери» и игра слов «о ком…»

«Тебе» - и здесь был нелегкий выбор. Стих короткий, яркий, динамичный. Понравились «холодные заросли алчных, болезненных прикосновений», «грязные осадки» мыслей… Все было классно, все ощущала вместе с автором, но… до концовки. Попыталась понять, но так и не приняла -  как можно возвеличить кого-то до ликов (не до одного лика, а до многих!) иконных… Ясно, что речь шла о сотворении себе кумира, и любящий человек на это способен, но мне эта фраза претит, простите за субъективность. Для меня иконные лики – это не общее понятие, а нечто такое, что нельзя трогать всуе даже в воображении, тем более представлять среди них кого-то земного. Согласна, что это личное дело автора. Но меня наделили правом выбора по собственному вкусу, а мое впечатление не сложилось из-за концовки, не получилось сопереживать автору. Интереснейшее стихотворение, мне было очень, очень жаль. Но в этих вопросах я консерватор, видимо, автору не повезло с судьей.

 «Лето Джульетты» - просто понравилось, знала, что в десятку не включу, показались несколько простоватыми рифмы и идея, но стихотворение на хорошем уровне, читала с удовольствием, прочувствовала, а не мучилась, как над многими и многими другими.

«Я столько искала…» - этот стих был очень близок, чтобы попасть в десятку, долго думала… Все хорошо, легко, образно, красиво, никаких серьезных технических замечаний, но это как раз тот случай, когда концовка понизила уровень накала всего стихотворения, словно еще одного абзаца не хватает, или просто до бесконечности можно продолжать на той же ноте. Не для десятки концовка…

«В последней попытке к тебе приподняться» (по мотивам Шагала) – очень люблю Шагала, интересно, классно! Чего-то не хватило, или чего-то оказалось в избытке, то ли слова «красивая», то ли чего-то еще… Не взыщите. У стихотворения были все шансы, но пришлось выбирать, и что-то оказалось ближе.

«В эту пору рябиновых кленов» - отобрала в лонг-лист, хотя сразу знала, что в мою десятку не войдет. Просто жалко было сразу вычеркивать – оригинальный, интересный стих. Я знаю, конечно, что нарочитое нарушение ритма – это особый прием, индивидуальная стилистика многих авторов, но… В общем, стихотворение не мое, хотя в нем масса находок, глубокое погружение в мир автора, сложность отношений… Талант автора не подлежит сомнению, вот это однозначно.

«Имя» -  что-то в этом стихотворении точно есть, выделила автора. Но как можно собрать «по осколку» что-то сыпучее, даже если это имя? Хорошо, но не до конца органично, как мне показалось.

«Однокрылые ангелы» - думаю, здесь в меня точно полетят камни, уверена, что другие судьи его выберут. Потому что автор – талант, стих – шикарный, глубоко лиричный, с замечательной, сильной концовкой. Много, слишком много ангелов и звезд было в этом конкурсе, но пускай, все равно, здорово ведь! Не знаю, конечно, изменилось ли бы читательское восприятие, если разбить его на традиционные четверостишия, но и не надо, возможно, автор удачно выбрал форму. Ангельская тема – я спокойно бы ее проглотила. Ангелы бывают всякие, и цели у них разные. Но «что тогда бормотал апостол» - я вместе с героиней стихотворения не поняла. Вообще удивительно, почему далекие от веры люди обожают играть понятиями, взятыми из христианской культуры, не задумываясь над их значением, наверное, подсознательно чувствуя силу этих слов и резонанс от них. Не обижайтесь, что я сразу окрестила автора «неверующим», но верующий человек никогда бы в таком контексте слово «апостол» не использовал. Разумеется, я не ставлю в укор автору то, что он – атеист. Это дело его совести. Но не берите взаймы такие вещи, очень прошу! Апостол – один из двенадцати учеников Христа, и цели любого из апостолов, я думаю, далеко выходят за рамки того, чтобы раздавать крылья и бормотать что-то даже очень милым, очень трогательным девушкам… Каждый из них принял мучительную смерть за свою веру. Очень прошу – подумайте об этом, и все в Вашей лирике, которая просто прекрасна, будет еще и органично, и цельно. Главное, чтобы не уйти от красоты в угоду красивости. И – спасибо за чудесную мелодику стиха, его звучание – одно из самых красивых в конкурсе. 

«Впустую» - просто, но очень, очень даже неплохо, нежно и трогательно. Выделила для себя – не для десятки, а просто, чтобы было, не затерялось. Коротенькое, тихое, хорошее стихотворение.

«Странное место для жизни – Москва, Москва» - на одном дыхании читается. Меня захватило… и «чахоточность» квартирного вопроса, и город – «на вырост», и особенно вот это – «только бы не разминуться». Сразу почувствовала следы «Мастера и Маргариты» - мне дорогие следы. Но показалось излишним такое количество повторений – «Москва, Москва…» «О Боже, Боже!», «твоих, твоих». Вообще, Бог упоминается дважды, один раз в рамках поговорки, второй, то ли обращение, то ли восклицание. Решающим фактором, что оставила стих за списком, стали ряд не очень понятных мне образов. К примеру, как ни старалась, не смогла представить, как «рябью взойдет по стеклу метро». И еще «страх претит». Человек боится разминуться. И этот страх ему претит? Мне кажется, в этом контексте нужно какое-то иное слово, но видимо, рифма…Не знаю, может быть, я не права, не буду настаивать, но меня кольнуло…

«Мы с тобой на облаке сидим» - мне очень понравилось, очень сильно и образно. Но была проблема выбора, что-то предпочла другое. Если бы список можно было растянуть…

«Антисказка» -  хорошая история, тоже жалко было с ней расставаться. Любимый мечтает о другой, сказочной, недоступной, а той, которая реальна, не ценит. А она не может и не хочет играть чужую роль. Не взяла, потому что два момента задели. Первый – все тот же, пресловутый. Делайте со мной, что хотите, но мне не нравится, когда для красоты слога (а получилось, признаюсь, оригинально, сама люблю играть словами, на противоречиях) меняют местами Бога и злых бесов. Не знаю, могут ли бесы сподобить на что-то, но Господь, к моему вящему убеждению, попутать не может. Дело хозяйское, но мне это, как сказал предыдущий автор, претит. Если бы я судила только техническое исполнение, это одно. Но, как мне объяснил организатор, я имею право руководствоваться своим вкусом. Вот поэтому… Хотя история, еще раз повторюсь, замечательная и тонкая.
 


Ну, а теперь с еще большим удовольствием «пройдусь» по моим победителям. Сразу оговорюсь, что баллами отметила те стихи, в которых все показалось особенно близкими - по смыслу, образам, исполнению. Но, самое главное, за душу взяло, да не сразу отпустило. К некоторым, которые баллами не отметила, имелись небольшие вопросы или замечания. Пишу не в порядке предпочтения, а в соответствии с нумерацией.

№ 51 «Верховая прогулка» - изысканно, грустно, очень красиво, очень по-женски, очень близко, по мне…

№ 53 «Ни слова о л…» – стих очень интересный, образ выдержан до конца, произведение достойно шорт-листа. Из вопросов. Выражение «кашляет подряд» - может, я ошибаюсь, но существует устойчивое выражение – два раза подряд, три, семь… много. Просто «подряд», кажется, неправильно. Слово «расчет» пишется с одним «с». «Кусты пролетов» - сомнительный для меня образ. Но не взять этот стих не могла, один из самых любопытных.

№ 122 «Хмуро и очень просто» - одно из лучших, потрясающее стихотворение, резануло, как по живому, очень щемящее, сильное… Присвоила только два бала, а не больше, только потому, что, как мне кажется, «влагу щек» сжать нельзя – можно сжать влажные щеки… Но стих один из моих лидеров.

№ 137 «Рябина» - чувствуется рука настоящего профессионала, который легко справляется с образами, создает неповторимую мелодию, очень стройный, органичный, мастерски сделанный стих. Почему без поощрительных баллов? Сложно сказать… Что-то, мне показалось, произошло со временами во втором катрене: не сразу поняла, что «ты ушла» относится не к физическому уходу, а уходу в себя, а до этого было «мы смотрим». И еще – слишком знакомые, хотя и красивые образы – «огонь в камине», луч солнца в рябиновом вине...

№ 141 «А тишина, как мостик на ветру» - тоже одно из самых лучших стихотворений конкурса, здесь есть все – настроение, голос автора, точные образы, нежность… Может быть, на еще один бал не хватило эмоций, сильной концовки, но это и был такой тихий-тихий стих… В общем, мое восхищение автору.

№ 144 «Письмо» - здесь все просто, прозрачно, жизненно и… Не могу объяснить словами, почему, но за простыми фразами, отсутствием каких-либо сложных образов, стоит правда настоящего чувства, такого, которое переполняет надеждой и ожиданием сердце.

№ 191 «Эту осень мы прожили в доме у леса…» Очень понравилось! И концовка – такая, которую я люблю, и сказка есть, и, хотя ни слова о чувствах, все пронизано чудом и чувством. Присвоила один балл, хотела бы больше, но засомневалась вот здесь: «робость для них не порок». А разве для кого-то робость порок? В любом случае, просто замечательный стих.

№ 219 «Гербарий» - про это стихотворение я долго думала, включать его или нет в шорт-лист. Эмоционально оно на высоком уровне, очень тронуло. Как здорово, несколькими четкими, яркими мазками показано развитие отношений – ожидание, накал страсти, эйфория, боль, воспоминания. Почему сомневалась, и почему - без поощрительных баллов? В этом конкурсе не один автор прибегнул то к помощи «черта», то к Богу, но здесь уж слишком рядом, хотя совсем по разному поводу, вот и показалось перебором. И еще – понятно, что «орехи, мясо, сметана и килограмм фасоли» здесь для того, чтобы противопоставить быт и суету тому, что происходит в душе – боли, смятению. Но вот это перечисление продуктов… На их месте безболезненно могли быть другие, вот и наводит на мысль, что строчка создана для рифмы. Подозреваю, что по подобному принципу, хотя и не так режет глаз, подобран и город Чехов. Хотя, возможно, именно Чехов что-то говорит автору. Как и название определенного сорта сигарет или спиртного. Что еще… Образ «Мартини», как ластика, не понравился – речь, разумеется, идет о забвении, лекарстве от боли. Но «ластик»… мне не очень. Хотя, еще раз повторю, взяла в шорт-лист именно этот стих, и не жалею. Находок в нем много, читается на одном дыхании,  концовка – отлично, та самая нужная нота, за которой следует долгое-долгое эхо.

№ 243 «Фантазия на тему Снегурочки (Островского)». Возможно, в этой десятке есть стихи и более технически выверенные, но именно этому стихотворению я отдала 3 балла. Перечитав еще раз свою десятку, я просто закрыла глаза и вспомнила, какой стих оставил наибольшее впечатление, какой хочется прочувствовать заново. Не хочу много говорить, просто это – мое. И такой сильный последний абзац, такая концовка… Супер!

№ 253 «Слово». Здесь тоже были некоторые сомнения. Прочиталось замечательно, захватило, но захотелось еще раз пройтись и поподробнее разобраться, «выверить» образы и их последовательность. Но в результате все сложилось. На конкурсе, вообще-то, было многовато и ангелов, и звезд, но здесь все как будто на месте, не режет глаз, хотя первое четверостишие некоторое время расшифровывала с тревогой. Надеюсь, что поняла правильно, и «зыбкий оплот неверья» - это всего лишь «клеть души», которую латает ангел, а не наоборот, ангел – зыбкий оплот неверья. Из серьезных придирок: разве призрак можно убить? Но все эти моменты забываются, когда доходишь до последней фразы. Каждый из нас хорошо знает, как можно убить словом – уничтожить навсегда, праведным, чистым словом «из серебра»… Спасибо автору за подаренные эмоции.


Мое судейство закончено. Я старалась быть предельно искренней.