Пятница. О здоровом поэтическом пищеварении

Блиц-Молния
Пятница. О здоровом поэтическом пищеварении. Снова психология поэзии.

Приветствую, господа поэты и госпожи поэтессы! А кто себя поэтом не считает
- тем тоже привет! Надеюсь, я ещё не слишком надоел своими глубокомысленными
рассуждениями. Вот тут в Бане по соседству потёр спинку некоторым авторам -
и то психологию обнаружил. И тереть-то недолго пришлось.

Хочу ещё поделиться тем., что натёр, вернее надумал. :)

Может это профессиональная деформация, но я начал видеть психологию везде.
Например, энергетика текста. Пишет автор стих. Начинает бодро, затем всё
скучнее и скучнее, в конце совсем вяло. Энергетика падает. Чем дальше, тем
больше рассуждений. Видать, сам автор не в силах вынести переживания
Лирического Героя и начинает от них отстраняться - и стих портится.
Или текст становится непонятным - сумбурным. Это тоже способ сбежать от
неприятных осознаваний, и тоже портит стих.
Для психолога все эти проявления - как хлеб. И для поэта - хлеб. Только поэт
видит гармонию стиха, а психолог - гармонию переживания, отношения,
поведения.
Хороший стих не теряет энергию, он её трансформирует. Может меняться чувство
- от агрессии до грусти, но энергия сохраняется в полном объёме и даже может
возрастать.

Её пример. Одна моя хорошая знакомая регулярно писала готическо-вампирские
стихи. Со страшными проблемами в ритмике. Сколько я ни бился, ни критиковал
- ничего не помогало. Не слышит человек ритма. И я уже готов был поверить,
что это стиль такой у поэтессы. И вдруг она написала добрый стих,
посвящённый маме - и в нём никаких проблем с ритмикой! Я был в шоке. Вывод -
ритмика текста сильно связана с <ровностью> или <неровностью> переживания
автора. Мне это и в своём творчестве знакомо. Если у меня много напряжения,
противоречивых чувств, то и текст никак не получается гладким, даже звучит
напряжённо, много звонких согласных рррядом.

Вывод, к которому я снова прихожу, что качественно написанное стихотворение
аналогично качественно проделанной внутренней работе - по сути это
психотерапия. И <чутьё поэта> аналогично <чувству здоровья>, творческой
трансформации переживания. Даже если текст написан о чём-то болезненном,
трагичном или отвратительном - он может иметь свою эстетику. И эта эстетика
похожа на функцию <переваривания> психологического материала, так же как
переваривается пища. Если эмоционально значимое событие <хорошо переварено>
психикой - осознано, или хотя бы хватает сил адекватно его воспринимать - то
и стихотворение получается ясным и красивым.

Поэтические приёмы способствуют эмоциональному <перевариванию> - например
преувеличение, гротеск, адекватный юмор и самоирония, использование богатых
метафор - всё это способствует <усвоению> переживаний и созданию прекрасных
стихов.

Не вся, конечно, поэзия ведёт к внутреннему здоровью. Порой поэт может
лелеять свою боль, делать из неё кумира - и довести себя до трагического
конца. Но духовное богатство натуры поэта при этом всё равно возрастает.

А теперь немного реальности и практики. Я подумал-подумал (несколько лет) и
всё-таки рискнул предложить поэтам, которым не чужда психология, поэтическую
мастерскую на совершенно иной основе, чем критика. В ролевых играх,
тренинговых упражнениях и других психологических методах можно исследовать
все части своего творческого пространства, вместе со своими переживаниями. И
такая работа может дать заметный рост качества творчества - как стихов, так
и других видов искусства.

Так что у Московских авторов есть хороший шанс опробовать новый способ
работы над творчеством (и собою заодно).  Если интересно - пишите ;-)

Вячеслав Ильин ( Psyna) http://www.stihi.ru/avtor/psyna