Евгения Баранова Пусть пишут хрестоматии предатели

Серебряный Стрелец
Фото: Трускавец, декабрь 2008, на презентации "Серебряного стрельца".
Евгения БАРАНОВА - 2я Международная премия "Серебряный стрелец (2008)

…Неофициальная поэзия, «андерграунд» – так чаще называют рок-н-ролл. И следует признать: воздействие рок-н-ролла на сознание нескольких поколений является чуть ли не определяющим. В отличие от «официальной добропорядочной поэзии», коей наводнён не только Интернет, но ещё более – «бумажные» издания и «толстые» полугосударственные журналы. Как бы мы стыдливо не прятались за отполированный нашими представлениями о поэзии бюстик Пушкина… Родившись как искусство почти анонимное, «менестрельное», рок-н-ролл стремительно обретает популярность и начинает расслаиваться изнутри – по индивидуально-личностному признаку.
Если проводить весьма условные параллели с творчеством «классиков», то истоки мыслеобразов рок-н-ролльной поэзии будет более разумным искать далеко от «магистральных путей развития русской литературы», а именно – в поэзии В. Хлебникова, отчасти – О. Мандельштама, М. Цветаевой, позднего Н. Гумилёва. В восточной философии – но, опять же, «Восток», понятый и преломлённый в совершенно иной, западно-славянской эстетике… Впрочем, связи и здесь наитончайшие, почти паутинные…

(О. Светлова «Заметки о современной поэзии»)

Я человек с двадцатилетним стажем.
Да будет Бог к писателям пристрастен!
Моих ошибок путь многоэтажен,
поэтому особенно прекрасен.

Многоэтажен, но — немногословен.
Мой путь — он мой, каким бы ни был он.
Среди чудес мобильных колоколен
и жидкокристаллических икон…

(Е. Баранова)

«Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями…»

(Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001)


…Евгения Баранова называет себя «представителем контркультуры» Теперь ещё разобраться бы, что представляют собой так называемые «господствующие ценности» в начале 21 века… Задача не из лёгких.
Если взглянуть на рок-культуру нынешнего дня, отбросив в сторону предрассудки о том, «как должно писать стихи» – можно почувствовать громадную волну позитивной энергии. Она не имеет ничего общего ни с «благостным лицемерием» господствующим в современном «истеблишменте», ни с «разрушением миропорядка» в экстремальном рок-н-ролле, где негатив как самоутверждение становится и целью, и средством для её достижения (эстетический тупик…).
Собственно, именно здесь, в андерграунде и происходит тотальное утверждение Любви как истинной ценности (в том числе и христианской) для нескольких поколений. Любви, которая не имеет ничего общего с потаканием «человеческому, слишком человеческому». Если же говорить о силе выразительности образной системы (именно системы, она давно уже существует вне представлений тех, кто её отрицает или порицает), то для «официально терпимой поэзии» именно она всё чаще становится своеобразной питательной средой. Свежим воздухом. Противовесом как «банальности», так и чрезмерной герметичности, умозрительности, а попросту – «занудству» так называемой «элитарной» (т.е. непонятной, чрезмерно зашифрованной в отношение смысла) части современной поэзии. Не замечать этого может только слепой, а не слышать – глухой. Или тот, кто просто – не хочет ни видеть, ни слышать очевидного, предпочитая пребывать в иллюзиях относительно того, что русский язык как был, так и остался на уровне развития «Золотого века поэзии»…

…И тем вдвойне поэты виноватее,
когда подделки замуж выдают.
Пусть пишут хрестоматии предатели.
К ним музы все равно не подойдут…

(Е. Баранова)

Такая поэзия лишена многословия, мысли воплощаются молниеносно, в кратких, лаконичных, иногда непривычных «благопристойному классическому уху» языковых формулах, коренящихся в «молчаливых разговорах тех, кто понимает друг друга с полуслова», в конструктивно жёстких метафорах – и оттого несут в себе повышенную энергетику и концентрированный множественный смысл. И если говорить о том, где по-настоящему находится область «живого», не «лабораторного» эксперимента в области языка – она находится в большей мере здесь, нежели в официально признаваемой поэзии…

Наличие дома нужней, чтоб туда не писать.
И улицы липнут, как пух на губах Птицелова.
Ты только молчи, если будут меня убивать.
Наличие Смерти
дороже
наличия
Слова.

(Е. Баранова)

И, наконец, то, что делает рок-н-ролльную поэзию популярнее, ближе и понятнее, чем любые самые «патриотические» стихи, написанные в пресловутом жанре «гражданской лирики»: лично-социальное звучание. Здесь вместо «я» чаще звучит «мы», «вы», «они», и даже «я» обретает социально обострённый статус… Социальная лирика в таких стихах поднимается до уровня обобщения: я – и государство, я – и общество. Поэт говорит с ним на равных:

Господин государство!
Мне кажется, я старею.
Мне больше не хочется вас и себя менять.
Не хочется плакать.
Не хочется лезть на шею.
Не хочется пере-,
и про-,
и вообще -живать.

(Е. Баранова, «Государство – это он»)

Едва ли можно не согласиться с тем, что для подобного диалога нужна недюжинная внутренняя сила и уверенность в Слове…

(О. Светлова «Заметки о современной поэзии»)
 
http://stihi.ru/2009/08/19/913

____________________________________________

***

Наличие дома нужней, чтоб туда не писать.
И улицы липнут, как пух на губах Птицелова.
Ты только молчи, если будут меня убивать.
Наличие Смерти
дороже
наличия
Слова.


Кто раньше стрелялся — в себя продолжает стрелять.
Кто брал твой почтовый,
тебе безразличен,
как паспорт.
У времени наста
есть ценное свойство — «опять».
Все прочие свойства работают только по красным.

И улицы — липнут.
И город похож на коня.
От этого кофе во рту непроглядная вьюга.
Пожалуйста, люди, не больно убейте меня.
Наличие Смерти
скорее
наличия
Друга.


МузЫчность

На самом деле муза длинношеяя,
Как Белла Ахмадуллина.
Извне
слова приходят в виде приглашения,
как пропуск к нескончаемой весне.
Давно бытует музы двуязычие:
слова-музей — и музыка из слов.
И жжет, и ржет,
довольна неприличием,
как маечка с нашивками fuck off.
Есть что-то в ней от древней бухгалтерии:
проступки и прозрения в кредит.
С процентами оправдывать доверие
приходит бронзы звон или гранит.
И тем вдвойне поэты виноватее,
когда подделки замуж выдают.
Пусть пишут хрестоматии предатели.
К ним музы все равно не подойдут.

***
Задохнись от наркотиков.
Или от скуки.
Все равно не найдешь свой потерянный мир.
Я смотрю на твои волокнистые руки
и уже не пугаюсь наличию дыр.

Я смотрю на глаза, дорогие до смерти.
Каждый отблеск огня по-особому лжив.
Я уйду.
Ты уйдешь.
И кого пожалеть мне,
если каждый из нас одинаково жив?

Я не буду жалеть!
Тем не менее — жалко.
…мне тебя не спасти…
…ты меня не простил…
Я смотрю,
как ты плавишь себя зажигалкой,
и тихонько реву от отсутствия сил.


Государство — это он

Господин государство!
Мне кажется, я старею.
Мне больше не хочется вас и себя менять.
Не хочется плакать.
Не хочется лезть на шею.
Не хочется пере-,
и про-,
и вообще -живать.

Господин государство,
мне хочется быть кораллом.
Скромным, послушным
— и строить со всеми риф.
Многие мне говорили, что я устала:
— верю
— не верю
— ищу отпускные рифм.

Многие мне говорили, что я растрачу
сны до копейки,
себя не одев в броню.
Только подумайте:
сколько живой удачи:
веку на блюде быть поданным как меню.

Только подумайте:
подданство без границы,
а не до паспортных смен и кредитных нор
………………………………………………
— Господин государство!
Вы будете очень злиться,
если я временно выставлю вас в игнор?


***

Поговори со мной.
Мне очень плохо.
От Горького.
От эха за спиной.
От вечера, от вечности, от вдоха,
от выдоха - и от себя самой.

Поговори со мной.
Мне слишком мало
уже перенесенных разберих.
Не выбрала, поскольку выбирала
не для того, не тех и не таких.

Поговори со мной.
Скажи хоть что-то.
Какой-нибудь "привет" или "пока".
Дрожу.
Дышу.
Подсчитываю льготы
на право предпоследнего звонка.


Шестое февраля. Вокзал.

А ты не заметил, меня уже нет.
Иду потихоньку, как дождь или снег.

А рядом
английский,
ангина
и запах
«Шанели»,
шинелей
и в елочных лапах

остатки тепла и остатки комет.
А ты не заметил, меня уже нет.

А в сердце
печаль
обвенчать
не успели.
Так странно,
так радостно
пахнут метели.

— Так дымно гореть в кожуре сигарет…
А ты не заметил, меня уже нет.

А возле
морозным
распяты узором
все небыли,
были,
какие-то ссоры…

И все притворялось. — Один турникет
по-прежнему знал, что меня уже нет.

Парфюмер

Здесь всё притворяется мнимым,
здесь всё притворяется мной.
Жизнь пахнет деревней и дымом,
жизнь пахнет бульваром и хной.

Здесь каждый навеки случаен,
здесь каждого бьют напрокат.
Жизнь пахнет свечами и чаем.
Здесь ждут, и живут, и гостят.

Жизнь пахнет... Да чем ни спросили б!
У каждого свойский уют.
Без запаха только Мессия,
которого здесь — продают.


На жизнь поэтов

Нет у поэта ни пола, ни пола.
Первый - животный.
Второй - не помыли.
В вечность сползают стихи-приговоры,
не замечая, что этим убили.

Гибнут друзья, превращаясь в знакомых
или в живущих в Сети астронавтов.
Гибнет любовь под воздействием сонных,
старых и плохо вменяемых фактов.

Жизнь погибает всеместно, всечасно.
Жизнь подменили движением ловким.
Нет у поэта ни горя, ни счастья.
Есть только томик в посмертной трактовке.

__________________________________________




Об авторе:
Поэт.
Прозаик.
Родилась в 1987 году.
С 2003 года постепенно входила в литературный процесс.
Недлинный ряд лауреатств -
(Альгамбра'03(Симферополь),"Крымский орнамент"'05, Мисс Зимний Дебют ИнтерЛит'04-05, финалист Ильи-Премии'06(Москва), 2-ая премия Международного литературного конкурса "Серебряный стрелец" '08(Киев -Лос-Анджелес), "Подкова Пегаса"'06(Винница), "Синани-Фест"'08(Ялта) и тому подобное)
и аналогичный ряд публикаций ("Литературный Крым" ,"Склянка Часу", "Отражение", "Пролог", "Новая Литература", "45-параллель", "Илья-Премия","Дети Ра","Симферополь","Аркуш",альманахи ЛИТО МЫ(Симферополь), ЛИТО СТАН(Луганск) и так далее ).
В мае 2009 побывала участником Киевских Лавров, откуда вернулась практически живой:)
В августе того же года собралась с духом и сделала наконец свою Первую Электронную Книгу - Зеленый Отсчет, в которую вошли избранные произведения 2003-2006 годов. ( Зеленый Отсчет. Первая Электронная Книга.)
http://hoagoa.org.ua - персональный сайт Евгении Барановой


Ссылки:

http://45parallel.net/evgeniya_baranova