Вера Сергиенко. Неродившаяся песня

Другие Имена
НЕРОДИВШАЯСЯ ПЕСНЯ

Обзор литературной почты

Передо мной -  десятки писем, авторы которых прислали на суд литера¬турной группы свои сти¬хи.  В каждом письме надежда и тревожный воп¬рос: «...ваше мнение о моих  стихах?»
И всегда испытываешь радость читая красивые, образ¬ные  строчки.
От  того,   что   сильно     давят
                горы,
Гнется сталь   и   крошится
                бетон.
Только   не   сгибаются шахт
Под  нагрузкой   в   миллионы
                тонн.
…В   куртки   грубоватые одеты,
Скромные  в  поступках и
                речах -
Не они  ль  родную  нам планету,
Как  атланты,  держат   на 
                плечах?
Это отрывок из поэтичес¬кого цикла «Шахтеры»  Нико¬лая Попова. Сам он - горный мастер. Его лирический герой - человек труда, горняк, лю¬бящий свою работу, свою шах¬ту. А еще больше любит он солнце, яркий, зеленый мир, В стихотворении «Веточки сосны» есть такие строчки:
Каждый хочет веточку с собою
Взять,  как драгоценный сувенир,
И  несут шахтеры  по забоям
У себя в душе зеленый мир.
   С  удовольствием      читаешь стихи  Лидии   Гороховик,   в ко¬торых «мокнут длинные ресни¬цы молодого  сосняка»  под ве¬сенним   дождиком,   «тучи   гре¬ют   мокрые     бока»,       «чинно выпрямились     елки»,   вышед¬шие  встречать зиму.
К сожалению, далеко не каждое письмо доставляет радость. И совсем не потому, что авторы их где-то поступи¬лись искренностью или не¬брежно отнеслись к самому процессу стихосложения. Напротив, чувствуется, что зарождалась в душе каждого из пи¬шущих своя песня, ко не су¬мели они вылить ее в стихо¬творные    строчки.     Например:
Пятьдесят  лет  нашему 
                городу.
Полвека    пути   вперед.
И   сейчас он твердой
                поступью
К   заре   коммунизма  идет...
Вероятно, автор любит свой город, гордится славными долами его жителей, но в сти¬хах   этого   нe  чувствуется.
Не удалась тема родного го¬рода и рабочему завода «Кузбаосэлемент» Сергею Чи-гишеву. Какими только воз¬вышенными эпитетами ни опе¬рирует он, а Ленинска-Кузнец-кого не видно за плакатными штампами.
Очень близка каждому вете¬рану тема Великой Отечествен¬ной войны. И в канун юбилея Победы редакция получила массу писем от бывших фрон¬товиков с просьбой: «Напе¬чатайте в газете мои стихи». Впрочем, не только от фрон¬товиков.
Но из множества таких сти¬хов лишь некоторые имели право на публикацию.
Нельзя сказать, что А. Кокурину, Н. Тельбизова, В, Тищенко, Е. Ванину, Е. Нифон¬тову и других авторов тема войны оставила равнодушны¬ми. Но не сумели они найти слов, чтобы выразить свои чувства.
И топот  сапог, словно
                камнем по-сердцу,
Грохот гранат, будто  рядом.
Мать с  сыном шагала в
              атаку   на   фрицев,
И с сыном Москву
                защищала.
Вряд ли вызовет в чита¬тельской душе бурю чувств эта строфа. А ведь поэзия призвана «чувства добрые ли¬рой пробуждать», и если сти¬хотворение лишь скользнет по поверхности внимания, не за¬дев в сердце ни единой стру¬ны,— грош ему цена.
Пишут многие, так как об¬разное видение мира присуще почти всем людям. Но то светлое чувство, которое роди¬лось в душе от нерастаявшей снежинки на ладони, яркого, красочного заката над дале¬ким лесом, ласкового взгляда любимой или задушевной песни, далеко не все могут передать так, чтобы читатель взглянул на мир глазами поэта.
Хорошо, если человек пишет стихи. Это значит, что он неравнодушен к красоте приро¬ды и человеческих отношений, что в нем преобладает доброе начало. Но это отнюдь не всегда  - подлинная  поэзия.
На занятиях литературной группы мы говорим о худо¬жественном образе, о стихот¬ворном языке, о поэтическом мастерстве известных поэтов и начинающих. И было бы не¬плохо, если бы авторы несо¬стоявшихся стихов посещали эти занятия. Пусть они не ста¬нут поэтами, но научатся по¬нимать поэзию, отличать на¬стоящее от наносного, наслаж¬даться поистине высокохудо¬жественными   произведениями.
Пусть любимую песню спо¬ёт кто-то другой - лишь бы за¬пала она глубоко в сердце, взволновала, подарила ра¬дость.   
 В.   СЕРГИЕНКО
26 июня 1975 г.