Письма духовной дочери Симоновой Н. Д

Иеромонах Василий Росляков
Здравствуйте, Наталья Дмитриевна!

Очень хорошо, что вы читали Евангелие и не перестаете его читать. Это очень важно. Все книги, которые были когда-либо написаны людьми, написаны об истине. Евангелие - это сама Истина, явленная Богом. Это книга Богодухновенная, единственная, и нет ей подобных. Поэтому читать ее надо постоянно по-иному: не мерить Евангелие своими мерками, своими понятиями о жизни, но себя проверять им, себя испытывать, находя несоответствие между Евангельским словом и своей правдой.

Евангелие - это Свет, а мы - потемки. Евангелие - это Любовь, а у нас в сердцах злоба.

Вы пишете, что Христос - это вершина человеческой нравственности. Да, но если Он Сам утверждает, что Он - Сын Божий, что Он - Воплотившийся Бог, значит, Ему надо верить, иначе какая же Он - вершина? Или Он Сам о Себе говорит, как об Абстракции"? Попробуйте объяснить равнодушному человеку, что такое любовь. Никогда не объясните. Для него это так и останется абстрактным понятием. Но любовь существует реально!

Это реальная сила, реальное духовное состояние, это реальный дух. Что из того, что его нельзя взвесить или измерить. Это не значит, что нет духа любви. Разве дела этого духа (!) не видны в нашей с вами жизни, да и в истории всего человечества? Дух - это реальность. Эту реальность нужно ощутить сердцем. Сердце же делается способным к этому ощущению по принятии в себя Евангельского слова и утверждении в нем. Так что истоки нравственности не в иудейской земле, а в Боге. А иудейский народ, как и народ русский, как и вообще любой народ, лишь орудие в руках Промысла и любви Божией. Народ - уста, а слово, исходящее из них, дает только Бог.

Христианство - вселенская религия. Она утверждает, что все люди имели [одних] родителей по крови (не абстрактно, а реально). А что может быть больше кровного родства и братской любви? Прав/да, один брат может быть правдивым, а другой лжецом, один кротким, а другой гневным.

Если возможно, сформулируйте несколько конкретных вопросов, чтобы мы их разрешили. Их обычно бывает немного, самых насущных, самых трудных. Но они обычно и бывают той тучей, которая затмевает свет. Отгонится туча, и свет прольется.

Инок Василий 26 марта 1990 г.

Р. S. Называю себя учащимся, потому что не облечен силою учительства. Эта сила дается в Церкви с возведением в сан священника, как в школе диплом об окончании института дает право преподавания предмета.

 

Мир дому Вашему, Наталья Дмитриевна!

Мир душе Вашей. Господь сказал нам: "Не смущайтесь, не бойтесь, только веруйте"*. Потому нам не стоит тревожиться и опасаться того, что в нас нет веры. Нет веры, а значит, нет ничего (!). Не знаю, что будет, но знаю твердо одно - без веры погибну, с верою же вынесу все. Господь сказал: "Огонь пришел я низвести на землю: и как желал бы, чтобы огонь этот разгорелся"**. И я желаю вам, чтобы огонь веры разгорелся в сердце вашем. Этот огонь согреет вас среди холода злобы и равнодушия, он отгонит тьму страха и неведения. С Богом и в аду хорошо, говорили святые Отцы.

Я рад, что книга благополучно дошла до вас. Ее взялся передать один мой давний друг, который сейчас тоже пришел в Церковь, пришел к вере и истине. Да подаст вам Господь сил, времени и терпения для чтения ее.

Храни вас Господь и Матерь Божия.

Иеродиакон Василий



Христос Воскресе!

Наталья Дмитриевна, ныне, отлагая деловой стиль своих писем, предлагаю вам в качестве ответов на ваши вопросы эту маленькую книгу. Надеюсь, что она поможет вам, как помогла мне в свое время. Выберите время, прочтите ее. Только в тишине. А не в дороге или в метро.

И еще хочу сказать о прощении, которое заповедал Христос. Евангелие нужно принимать целостно, а не выборочно, как то делают отрицатели бытия Божия. Поэтому если идет речь о прощении в проповеди Христа, то нужно вспомнить, как Он, Всепрощающий Бог, сделал бич и выгнал им продающих и покупающих из храма, а столы меновщиков денег, сказано, опрокинул* (!). Вот так смирение и кротость!

Всепрощение может быть только за зло, направленное лично против нас, с другими же его проявлениями нужно бороться. "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром", так учит апостол Павел. Читайте и еще раз читайте Евангелие, читайте Послания апостола Павла, прочитайте Апокалипсис. Ничего, что трудно. Там вся премудрость человеческая сокрыта, и к ней еще прибавлено мудрости Небесной.

Храни вас Господь.

Христос Воскресе!

Иеродиакон Василий

З мая 1990г.



Здравствуйте, Наталья Дмитриевна!

Направил вам еще одну книгу об Оптиной Пустыни с оказией. Надеюсь, что она дойдет до вас. А вас прошу потрудиться - прочитать ее. Она не маленькая, но зато необходимая.

Рад, что и книга С. Четверикова вам пришлась по душе. И опять о Евангелии. Да, существует определенная толковая литература, которая называется святоотеческой. Есть толкования на Евангелие Иоанна Златоуста, Феофилакта Болгарского, епископа Иннокентия. Это самые известные и доступные. Со временем, если Господь благословит, вы с ними познакомитесь. Читать же Айтматова, Андреева и Булгакова как толкователей, т. е. как пересказывающих нам истину без искажения (!) нельзя. К их произведениям нужно относиться, как вообще мы относимся к художественной литературе.

Там есть место истине, есть место вымыслу, есть место произволу писателя. В Евангелии этого нет. Евангелие - это сама истина. И еще о подготовке к чтению Евангелия, о которой вы пишете. Подготовка есть, но необычная. Для чтения и восприятия Евангелия нужна не сумма знаний, не эрудированность, не совершенство ума (хотя и это не мешало бы иногда иметь), - но нужна чистота сердца (!). Блаженны чистые сердцем, так как те Бога узрят*.

Святые Отцы пишут, что в меру чистоты нашей жизни нам открывается истина. Поэтому Евангелие понятно бывает и детям, и старикам, неграмотным и получившим самое лучшее образование. В этом его сила, и сила эта - сила Святаго Духа, которым и написана каждая строка этой книги.

Читайте и размышляйте и старайтесь жить по Евангелию настолько, насколько вам сейчас это возможно. Больше того, что мы можем, Бог не требует от нас. А иногда, когда мы будем [делать] что-то не по силам, Он наказывает нас за самоволие.

Господь сказал: "В терпении стяжите души ваша"*. А мы терпеть, не любим. Господь все даст в свое время, нам же нужно узнавать самих себя, возделывать свою душу, как земледелец возделывает землю.

Да сохранит вас Господь и Матерь Божия.

Иеродиакон Василий

6. 06. 90 г.



Мир Вам и дому Вашему, Наталья Дмитриевна!

По мере моих сил старался отвечать на ваши письма и передавал их с оказией, чтобы их уже опустили в Москве, но, видимо, что-то не сработало, если они до вас не дошли.

Слава Богу! Вы не отступили. Пусть не я, но сам Господь похвалит и утешит вас. "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда на Небесах"**.

А о тех, кто злословит, что Он сказал? "Оставьте их (!), они слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму"***. И многое, многое другое. Все в Евангелии. Читайте его. Если тяжело на душе, оно даст радость, если радостно, то даст силы сохранить эту радость и умножить ее. Пусть Евангелие и Церковь станут вашими друзьями, вашим прибежищем. "С кем поведешься от того и наберешься". А у них есть чему "набраться": покоя, радости, мира душевного, крепости, мужества, чистоты сердца, - все это там и нигде больше. "Жаль, что жизнь почти прожита", - пишете вы. А впереди-то что? Встреча со Христом!!! Так чего же жалеть?! Нам предлагают бесценное сокровище, а мы оглядываемся на наши жалкие лохмотья. Это потому, что они наши, свои, приросли они к нашему телу. Так пусть Христос станет нашим, нашей собственностью."И будем едино: вы во Мне, а я - в вас"*.

Я писал вам, что нужно находить время и читать утренние и вечерние молитвы по молитвеннику, стараться вникнуть в их смысл. Те молитвы, которые особенно понравятся, можно запомнить наизусть и повторять в течение дня. Увидите, что это за утешение! На всяком месте, во всякое время Господа призвать и тут же получить от Него ответ - радость и утешение или крепость и мужество.

Любите разговаривать с друзьями? Получаете радость от этого общения? А молитва это разговор с Богом. Сердечный разговор.

Всего вам доброго.

Храни вас Господь.

Иеродиакон Василий

30.10.90г.



Мир Вам, Наталия Дмитриевна!

Поздравляю Вас с Рождеством Христовым и желаю успешного шествия по пути веры, ведущему нас в жизнь вечную. Благодарю за письма, за посылку (за будильник благодарю отдельно), наконец, благодарю за то, что укрепляетесь в вере, в познании Господа нашего Иисуса Христа.

Простите, но нет пока времени написать продуманное и обстоятельное письмо. Но вижу по вашим письмам, что у вас все хорошо. Так оно и должно быть. Господь к вам сейчас особенно близок. Он особенно печется о новоначальных, как мать печется о ребенке, только начинающем ходить. Блаженны вы ныне!

Пусть радость о Господе вас не покидает, пусть постоянно живет в вашем сердце.

Поминаю вас в молитве ко Господу.

Иеромонах Василий