О слове

Святые отцы пишут: "… и открывается словесная природа тварей".

Все создано было Словом, и человеку, который уподобляется Слову, то есть Христу, открывается словесная природа. Св. Амвросий, куда бы ни взглянул, что бы ни услышал, везде находил эту словесность, потому он и говорил притчами, присказками и рифмами (случай с гвоздем в крыльце). Мир, сотворенный Словом, есть огромная книга, Книга Жизни. Но читать ее может лишь тот, кто смотрит в нее чистым оком и чистым сердцем. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим.3,16) . Это сказано о Священном Писании, но то же самое можно сказать и о сотворенном мире, ибо и это писание, и оно начертано великой десницей Святой Троицы.

***
Почему существует истина, а люди не могут поверить ей, не могут приобщиться ее силе? Людям затруднено проникновение в смысл слова, затруднено приобщение к силе слова, и тем самым затруднено сознание истины - только действием (могуществом) греха. Это следствие падения, преступления заповеди Божией. Адам не послушал Слова, то есть отвергся сам от понимания смысла, как бы разделился с ним, и мгновенно образовавшийся промежуток заполнил грех. Впрочем сам этот промежуток, сама эта пустота и есть грех, искажение. Как бы некая пелена закрывает нам теперь истину и смысл слов.

Вот почему трудно различать слова в их полной силе и в их истинном смысле. Так же трудно различать предметы в сумерках. Путь восстановления возможности слушания Слова и Его постижения, и приобщения к Нему - вот смысл наших трудов.

***
Почему Евангелие трудно читать? Господь отвечает не на вопрошение уст, а на сокрытые помыслы сердца. В них вся суть, они - причины, а вопрос - следствие. То есть устроение сердца важнее произносимых слов, важнее логической стройности речи.

***
[Надо] обращаться с молитвою к Богу, чтобы дал Он нам сказать слово в пользу ближнему. Тем самым беседа очищается от тщеславия.

Говорить с осторожностью, не вдаваясь а многословие Пустых любопытных вопросов не делать.

Если увлечешься и скажешь что-то не по совести, то мысленно укори себя и раскайся пред Богом.

По скудости нашего времени мы должны делиться с ближними нашими скудными знаниями.

***
Всякое понятие, слово имеет смысл и сопряженное с этим смыслом чувство, отзвук в душе. Грехом это единство смысла и чувства рассечено, и мы не чувствуем того, о чем говорим, и не понимаем того, что чувствуем. Господь благодатию своею восстанавливает это единство, врачует эту неисцельную рану. Но все это происходит так, как будто мы снова начинаем учиться ходить. Все ново, все необычно, все трудно. Все дается только опытом, только им одним. Иначе как научиться ходить? Значит, все [дело] в исполнении заповедей Божиих.

И Слово стало плотню, и обитало с нами, полное благодати и истин (Ин.1, 14).

Каждое наставление народу, каждое слово Господа преисполнено любви, любви даже до смерти, смерти же Крестной. Оно преисполнено мира, кротости и смирения. Оно - Божественно, полное благодати и истины. Но видеть это, чувствовать, осязать сердцем можно только, когда сам Господь открывает. "О, Мудросте и Слове Божий, подавай нам истее Тебе причащатися". Слово Божие - критерий истинности всего.


Рецензии
О слове
Владимир Лукьянченко 2
« И сражусь я с ними мечом уст моих» откровения св. Иоанна богослова.

Слово вылетает
Смысл не в миг поймёшь
Правда убивает
Также как и ложь
Обоюдоострый
Невесомый меч
Слова смысл пёстрый
Лучше приберечь…
Средь беседы шумной
Стисни ножны рта.
Мысль, казавшись умной,
Через миг пуста.

Лукьянченко Владимир Валентинови   02.09.2018 22:27     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.