Встреча

Беата Кириллова
       Ее назвали Ирина.
 Родители не отличались оригинальностью, тогда всех  детей называли одинаково. Мальчики: Сергей, Андрей, Александр. Девочки: Елена, Ольга, Ирина.
Эти имена олицетворяли эпоху начинающейся оттепели и считались модными и современными.
Мама ее называла Ирочка, папа называл  Иринка,  бабушка  Иринушка. В садике ее сразу стали звать Ира, а в школе Ирка с обязательной приставкой Дырка. Тогда все были с приставками. Ирка-дырка, Ленка-пенка, Вовка-морковка, Сережка-картошка.
В детсадовской группе вместе с ней было пять Ирин, в школе семь, в институте восемь.
Она никогда не задумывалась о своем имени. Ей нравилось, что Ирин много, значит, родители попали в точку и правильно ее назвали, как всех.

Иногда она подходила к зеркалу внимательно смотрела на свое отражение и медленно произносила : «И-Р-И-Н-А». Примеряла имя к себе, погружалась в него и почему-то ничего не чувствовала, а иногда из глубины зеркала на нее смотрела девочка с удивленными глазами и тогда она сама  у себя спрашивала : « Ирина?»

Первый раз она поняла, что это не ее имя в 5-ом классе. В то время многие советские школьники переписывались со сверстниками из стран соцлагеря: Венгрии, Польши, Болгарии, Чехословакии. Писали всегда на русском, все дети в этих странах учили русский как основной иностранный язык. Писали о себе, о школе, о подругах, посылали друг другу открытки с видами городов, в которых жили или просто с открытками своих стран. Это было очень интересно, это был единственный путь узнать о других странах.
Ире досталось два адреса. Мальчика Яноша из Чехословакии и девочки Моники из Польши. Переписка с Яношем быстро оборвалась, видимо Янош ленился отвечать на русском, а вот с Моникой Ира переписывалась целый  учебный год.
Когда она выводила на конверте имя « Моника» , у нее возникал образ романтичной, веселой девочки. Имя было приятным, вкусным, мягким и женственным. Его хотелось  произносить вслух и писать. И Ира говорила о Монике всем: родителям, учителям, одноклассникам, закадычной подруге , которую тоже звали Ира.
У всех были друзья по переписке, но никто не рассказывал так много и часто о своем иностранном друге как Ирка.
Тогда впервые стоя перед зеркалом, она подумала : « Моника?» -и медленно произнесла  : « М-О-Н-И-К-А». Испуг   мелькнул в ее еще детских глазах. Она зажмурилась и подумала   «Я не Ирка», открыла глаза и увидела свое напряженное лицо  в зеркале.  В глазах стояли слезы.
            После седьмого  класса,  папа достал путевку в пионерский лагерь «Орленок», второй по престижу в СССР, после знаменитого «Артека».
Ирка уже была в пионерских лагерях, но это было в детстве, в то время, когда без мамы было страшно и тоскливо и очень хотелось домой, несмотря на костры, песни и походы в лес за гербарием.
Весной ей исполнилось 14 лет. Она выросла, похорошела, налилась как яблоко, про нее стали говорить «Кровь с молоком», высшая похвала советскому ребенку.
 Она уже сама рвалась скорее уехать в « Орленок», это было приключение в неведомое, новое, без мамы, одноклассников и друзей детства.
Ее проводили родители, поезд тронулся. Девчонки были из разных городов, городков и поселков. Стали знакомится.
   Когда очередь дошла до Ирки она вдруг произнесла тихо:  «Меня зовут ЮЛЯ».
 «Как?»- переспросила девочка сидящая рядом.
 «Юлия!» - чуть громче сказала Ирка.
«Какое у тебя красивое имя!»- с завистью сказала рыжая девочка. « А меня зовут Ира…»
Ехали весело, делились едой, напитками, мечтали попасть в один отряд. Ирка была счастлива. Теперь она стала обладательницей красивого имени Юлия . У нее появилась тайна, которая дала ей свободу.
Ирка попала в один отряд с рыжей девочкой Ирой из Ленинграда и Леной из Кандалакши. Они получили  форму  своего отряда, и пошли устраиваться в комнату для девочек. При знакомстве с вожатыми Ирка уже смело представилась: « Юля Андреева» , так ее записали в список отряда. На пилотке сбоку все вышили  свои  имена, даже мальчики. Ира вышила "ЮЛИЯ".
В то лето все было новым , необыкновенным, ярким.
 Это билась горячая четырнадцатилетняя кровь ; билась горячо, с шумом, с каким-то искрящимся шипением , как шампанское.
 Девочки   Иры  с ее образцовой  дисциплиной, робостью перед родителями и учителями, неуверенностью перед одноклассниками не было.
 Сверкала, искрилась, смеялась и всех заводила - Юля. Она была яркой, дерзкой, заметной. Ее  все хотели  обнять, с ней  все хотели дружить, мальчишки мечтали ее поцеловать. Она чувствовала это и купалась в  этом новом для себя состоянии.
 Ее  уже не интересовала отрядная жизнь, спортивные соревнования, конкурсы, КВН.
 Все это было в скучной школьной жизни, здесь же была свобода и ... тайна.

Ира всегда была романтиком. Она всегда мечтала, с самого раннего детства. Любимый герой -Робин Гуд, любимая героиня- Ассоль.
    Ира написала маме, что  у нее все отлично. Море, еда,  отряд, вожатые, новые друзья.
 В конце письма с тремя восклицательными знаками была такая фраза :
 « Пожалуйста, мамочка, пиши мне в адресе-  Андреевой Юле!!! Приеду все расскажу!!!»
  И мама ее поняла, она писала все письма « Андреевой Юле».
 Смена заканчивалась. Готовились к последнему прощальному костру. По традиции «Орленка», весь отряд садился вокруг костра вместе с вожатыми и передавая звезду отряда откровенно говорили друг о друге и смене .  Вот такая  исповедь наоборот.
 Очередь дошла до вожатой. Она похвалила Иру из Ленинграда за помощь в организации военно-патриотической игры, назвала лучших бегунов, прыгунов смены, а потом произнесла глядя в глаза Иры-Юли : « Юля Андреева- ложка дегтя в бочке меда» и передала звезду дальше по кругу.

Ирка была раздавлена этими словами. «Почему? За что? Я никого не обидела. Все так любят меня».
 Мысли метались в сразу поникшей голове, как угольки в камине.
Звезда дошла до нее. Она так готовилась к своему выступлению, даже хотела прочитать стихи , но слова вожатой выдавили все восторженные слова, а главное чувства...
 Ирка подняла глаза на всех ребят и сказала : « Я вас запомню».
Что она хотела этим сказать? Запомнит, что вожатая при всех сказала такие слова про нее? Или запомнит их молчание, когда эти слова прозвучали? Или запомнит это лето,  ощущение своего первого женского  триумфа? Никто не понял , что она хотела этим сказать.
 Когда запели «Альтаир» Пахмутовой, Ирка ушла.
Тогда она еще не понимала, что впервые столкнулась с женской завистью к ее юной зарождающейся женственности.

  Домой она вернулась совсем другой.
 Юлю, она бережно спрятала в шкатулке памяти и даже закадычной подруге Ирке ничего не рассказала о ней.
Маме с папой сказала, что в поезде   перепутали ее имя, сначала случайно  назвали Юлей, а потом уже привыкли и так стали звать в лагере. Родители не поверили, но сделали вид, что поверили.
В конце концов, рассудила мама, это намного безобиднее , чем курить, целоваться или, боже упаси, еще чего-нибудь делать с мальчиками в пионерских лагерях..
Все забыли о Юле.
Забыла о Юле и Ирка.

    В институте она была Иркой, потом стала Ирой, чуть позже Ириной и на «Вы» и наконец ,Ириной Николаевной.

Она уже давно не думала, подходит ей  имя Ирина или нет.
 Она просто жила, боролась, радовалась, плакала, расставалась и встречалась, ненавидела и боялась.
 Жизнь крутила, разводила, перемешивала, обнадеживала, насмехалась, ласкала и обижала Ирину Николаевну. Впрочем, как всех живущих на Земле.

Она осталась романтиком, много читала и как в юности представляла себя героями многих романов. Она постоянно чему-то училась и мечтала, мечтала, мечтала...

И жизнь вдруг взяла и осуществила ее самую заветную романтическую мечту. Ирину Николаевну пригласили поехать в Англию.

Она всегда хотела увидеть Англию.
 Но в ее детстве, юности и молодости мечтать об этом было стыдно, а говорить о своей  мечте тем более.
Англия у Ирины всегда ассоциировалась с высоким чувством собственного достоинства. Ей казалось, что все англичане люди с чувством собственного достоинства.
Все без исключения.
 Историю,  литературу, искусство Англии, она знала с детства. Она засыпала с романами сестер Бронте , Уилки Коллинза,  Диккенса и Голсуорси.. Она обожала королеву Викторию и знала ее биографию лучше многих англичан.
 В общем Англия была ее мечтой всегда и когда путешествия в Англию стали такими же обыденными, как круизы на Валаам, она стала готовиться к встрече со своей Англией .

Ирина всегда неплохо знала английский.
 Ей повезло с учителями  английского в школе и  в институте. И все равно она  учила этот язык перманентно. Ира наслаждалась английским языком, не имея возможности наслаждаться красотой ее любимой Англии.
 Перед путешествием в Англию, Ирина выбрала необычные курсы английского « Учим английский с англичанами», так назывался этот курс. Организаторы обещали, что за 20 занятий все кто его закончит, будут прилично говорить на английском.
Ирина Николаевна  в очередной раз  поверила и пошла.
На первом занятии симпатичный англичанин тридцати  лет, сказал, что его зовут Стив, что ему очень  трудно произносить русские имена.
 Он принес словарь английских женских и мужских имен и попросил всех выбрать себе английское имя. Свои настоящие имена никто не успел назвать друг другу.
Ирина взяла в руки словарь и открыла  на середине.
    JULIA. ЮЛИЯ.
 Она больше ничего не искала. Ирина  радостно улыбнулась, это было ее имя.
На бейджах,  все   написали свои английские имена и начались занятия.
Надо отдать должное организаторам, курс получился интересным и познавательным. Конечно, по-английски заговорили те, кто уже и так  говорил, но и все остальные получили удовольствие от общения с  обаятельным Стивом, носителем языка, на современном жаргоне.
После первого занятия Ирина пришла домой, на груди у нее был бейдж с именем «Julia». Она забыла его снять.
Муж удивленно вскинул брови : « Это что?» Она объяснила.
 Муж сказал: « А ты знаешь, тебе идет!» Это было очень  необычно услышать  от человека , который сто лет  звал ее  Ирой.

Как часто потом она слышала эту фразу, когда при новом знакомстве представлялась : « Меня зовут Юлия»!

   Они , наконец ,встретились и полюбили друг друга.
   Женщина и ее имя .

Есть притча о половинках яблок, которые Господь разрезал и разбросал. И вот эти половинки ищут другу друга по всей Вселенной. Если совпал цвет и сорт яблока - это самые счастливые пары, а если нет... Ну, об этом нам всем известно.

Наверно, что-то подобное происходит и с именем.
 В России раньше ребенка называли именем святого в день которого он родился и сейчас так называют верующие люди своих детей во многих странах мира. Святой бережет  дитя, корректирует его поступки, охраняет от тяжких мыслей. К своему святому всегда обращаются  в трудную и счастливую минуту.
 Наше поколение лишили этой  небесной поддержки  легко , бездумно и даже весело, назвали целое поколение  одинаковыми именами.
 Сергей, Андрей, Александр , Ира, Лена, Оля.
 Прекрасные имена, но почему всех и сразу?

А имя ищет своего ребенка! Их тоже разлучили, разрезали на половинки и разбросали. Ищите!
 Возможно вы  найдете и будете рады этой встрече.

  Ирина посмотрела именины святых.
 В день  ее рождения было написано- Святая  мученица ЮЛИЯ.