Страх и Человек

Юрий Калякин
Ведущее человеческое чувство, главенствующее над всеми остальными инстинктами.
Только оно заставляет организм работать в десятки раз интенсивнее.
Это то, что противоположно счастью. Выдающимся достижением считается совладать с ним, что практически невозможно, или хотя бы смириться с ним.
Главный и ключевой из них это страх перед смертью. Отсюда и все разговоры об эликсире бессмертия и о вечной жизни. Выдающиеся умы своего времени, такие как граф Сен-Жермен, Каллиостро и прочие сколачивали целое состояние на создании этого плацебо.
Наиболее мягким способом смирения со смертью является религия. Не просто религия, а религия спасения.
Еще старики Дидро и Феербах узрели в ней "колыбельную сказку на ночь" перед завтрашним тяжелым днем.
Сила религии способна успокоить и смягчить даже самое запуганное сердце.
Человеку с течением ей удалось внушить, что сам процесс умирания абсолютно бесстрашен. Это всего лишь легкая расплата за твое появление на свет, которой удалось избежать лишь двум людям.

"Страх создал Богов!" - эту фразу слышал каждый мало-мальски образованный человек.
А для чего создал? Отнюдь не как помощников или спасителей, а как глину, которой можно было бы залепить дыры незнания. Второй ключевой вариацией страха является страх перед непознанным.
Откуда громыхает гром? Откуда огонь в его жилище? Ответ должен последовать немедленно. Да, непросто так, а не мудрствуя лукаво.
Все должно быть максимально понятно и доступно. Страх перед невиданным породил одну из величайших ошибок человеческой истории, инквизицию. Прикрываясь личиной стража церкви она уничтожала на корню любое неизвестное новшество. Вдумаемся в состав слова "Ксенофобия"-от греч. "боязнь неизвестного". Он другой, оттого и плохой, его стоит и нужно бояться, так мы не до конца знаем кто он.
Страх перед неизвестным порождает вечный антагонизм поколений.
Мы не хотим понимать своих детей не потому, что они действительно творят что-то плохое, мы просто не знаем об этом ничего и поэтому считаем это опасным. Человек идет по пути наименьшего сопротивления.
Ключевая фраза советской культуры ХХ века "Пастернака я не читал, но Нобеля он зазря получил". Человеку так удобно.
Ему легче принять общественное мнение, чем самому сеть и во всем разобраться.

Третья ступень-это страх перед забвением. И здесь мы обращаем свои взоры к "опиуму народа", который говорит о том, что слава мирская есть ничто по сравнению со славой божественной. Человек реализует себя исключительно через социум.
Религиозный путь предлагает свою особую дорогу к славе через отречение от общества. Но здесь мы встречаемся с сущностным противоречием: все великие аскеты, начиная со святого Антония, заканчивая Серафимом Саровским, послужили образцом для этого общества на многие века. Парадоксально: уйти от людей, чтобы затем снискать их славы, утверждая, что она есть ничто.
Человек существо крайне эгоцентричное, АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ МИР исходя из сравнения с самим собой. Существует так называемые и индивидуальные половые страхи, имеющие свою специфику у обоих полов.
Например у мужчины страх перед безызвестностью, нереализованностью( в том числе и половой), непризнанностью куда как более развит чем у женщины. В свою очередь, у женщины усилен страх перед одиночеством, новшеством. Для последних также характерно более усиленное переживание за потомство. Когда как мужчина преимущественно рассматривает потомство как свое тщеславное продолжение. Более того, у мужчины есть особая форма стаха - это страх перед страхом. (Не нужно путать со знаменитой заокеанской «фобофобией», это абсолютно другой синдром, характеризующийся боязнью попадания в состояние психоза). Здесь прекрасный иллюстрацией тому является пример испуга Николая Ростова в битве при Аустерлице у Толстого.
Специфическая форма страха характерная для творческих людей - это страх оказаться непонятым. Величайшие творцы выдающихся шедевров уходили непризнанными при жизни: Вивальди, Росси, Хальс, Пиросмани; этот ряд можно продолжать долго.
Отсюда простейший выход- алкоголь,возможность забыться и абстрагироваться. Вверить себе что реальность настолько скучна, что недостойна твоего здравого рассудка, или наоборот. Единичные случаи сочетания таланта и денежного эквивалента. Деньги развращают талант, но являются превосходным стимулом для творения. Страх перед нищетой есть ничто по сравнению со страхом с непризнанностью. Так учил нас Кант в своей эстетике.
Нищета есть скорее порок нежели страх (Данная формула подойдет лишь европейской цивилизации). Вспомните знаменитые гравюры Дюрера с его костлявой смертью.
А теперь необходимо подумать, почему в протестантизме за основу взята притча о таланте, зарытом в землю, а в России - притча о верблюде, которому легче будет пройти,
сквозь тернии, нежели богатому попасть в царство Божие. Тут мы приходим к такому понятию как национальные(этнические) страхи, которые в свою очередь также имеют религиозные корни. Естественно, что австралийского аборигена не запугать священным медведем, а эскимоса всемирным змеем. Но это слишком примитивный пример.
На формирование национальных страхов влияют множество факторов, начиная с природно-ландшафтных.

Но вот мы и подошли к ключевой загадки человеческого страха. Это игра с ним. Она сравнима с вакцинацией. Ты заносишь себе в душу частичку страха, чтобы он предотвратил тебя от более глобального. На этом основана вся первобытная обрядовость. Шаман надевает на себя голову койота и пугает своих соплеменников, папа переодевается в костюм Бармолея и пугает дочку, затем демонстративно раздевается, показывая,что все это не что иное как пустые бредни, которых не стоит бояться. Выдающиеся мастера ужасов минувшего века Ловкрафт, Хичкок и Кинг пошли еще глубже, принося в этот элемент определенный экстремистский оттенок.

Страх остается непобежденным до той поры пока существует сам человек.